ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 октября 2019 года N 732-П


О внесении изменений в государственную программу Саратовской области "Профилактика правонарушений, терроризма, экстремизма и противодействие незаконному обороту наркотических средств"


На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области и Закона Саратовской области "О бюджетном процессе в Саратовской области" Правительство Саратовской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести изменения в государственную программу Саратовской области "Профилактика правонарушений, терроризма, экстремизма и противодействие незаконному обороту наркотических средств", утвержденную постановлением Правительства Саратовской области от 20 ноября 2013 года N 646-П, согласно приложению.

2. Министерству информации и печати области опубликовать настоящее постановление в течение десяти дней со дня его подписания.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Вице-губернатор Саратовской области -
Председатель Правительства Саратовской области
А.М. Стрелюхин


Приложение
к постановлению Правительства
Саратовской области
от 17 октября 2019 года N 732-П

     
Изменения, вносимые в государственную программу Саратовской области "Профилактика правонарушений, терроризма, экстремизма и противодействие незаконному обороту наркотических средств"


1. В паспорте государственной программы:

позицию "Подпрограммы государственной программы" дополнить абзацем следующего содержания:

"Подпрограмма 5 "Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних".

2. В разделе VII "Обобщенная характеристика подпрограмм государственной программы":

в части первой:

в абзаце первом слово "четыре" заменить словом "пять";

дополнить абзацем следующего содержания:

"подпрограмма 5 "Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних";

дополнить частью девятой следующего содержания:

"Подпрограмма 5 "Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних" направлена на укрепление межведомственного взаимодействия и организации мер превентивной направленности, стабилизации положения детей, оказавшихся в социально опасном положении, сдерживание негативных тенденций безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.";

часть девятую считать частью десятой.

3. Раздел Х "Характеристика подпрограмм государственной программы" дополнить подразделом следующего содержания:

"Подпрограмма 5 "Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних"

Паспорт подпрограммы

Наименование подпрограммы

"Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних" (далее - подпрограмма)

Ответственный исполнитель подпрограммы

управление по взаимодействию с правоохранительными органами и противодействию коррупции Правительства области (плательщик - управление делами Правительства области)

Участники подпрограммы

министерство социального развития области, министерство образования области, министерство молодежной политики и спорта области, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве области, Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области (по согласованию), прокуратура Саратовской области (по согласованию), Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Саратовской области (по согласованию), Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области (по согласованию), Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области (по согласованию), Приволжское линейное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте (по согласованию)

Цель подпрограммы

повышение эффективности региональной системы профилактики безнадзорности, правонарушений и преступлений несовершеннолетних, а также защиты их прав

Задачи подпрограммы

совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, создание условий для снижения уровня подростковой преступности;

развитие и усовершенствование организационно-правовых механизмов защиты детей от распространения информации, причиняющий вред их здоровью и развитию;

повышение эффективности межведомственной профилактической деятельности и адресности при работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении;

создание условий для формирования у подростков позитивных жизненных установок, здорового образа жизни и занятий общественно полезной деятельностью

Целевые показатели подпрограммы

снижение удельного веса преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, до 3,5 процента (к 2021 году);

снижение доли несовершеннолетних в возрасте 14-17 лет, состоящих на учете в органах внутренних дел, совершивших преступление, в общей численности несовершеннолетних в возрасте 14-17 лет, совершивших преступление, до 18,4 процента (к 2021 году);

увеличение доли обучающихся в образовательных организациях области, охваченных занятостью в отрядах "Юный друг полиции" в общем числе обучающихся в образовательных организациях области до 3,5 процента (к 2021 году)

Сроки и этапы реализации подпрограммы

2019-2021 годы

Объем и источники финансового обеспечения подпрограммы (по годам)

реализация подпрограммы будет осуществляться в рамках финансирования текущей деятельности управления по взаимодействию с правоохранительными органами и противодействию коррупции Правительства области и участников подпрограммы

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы

создание положительных тенденций повышения уровня профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних '

     
I. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем и прогноз ее развития, а также обоснование включения в государственную программу


С учетом новых социально-экономических условий проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних остаются острыми и требуют кардинального их решения путем усиления координации межведомственного взаимодействия и сотрудничества с общественными организациями.

Нарастание факторов социального риска в большинстве означает возникновение социальных отклонений в поведении детей и родителей, способствует беспризорности, социальному сиротству, правонарушениям и иным антиобщественным действиям с участием несовершеннолетних.

Актуальность проблемы безнадзорности и правонарушений с участием несовершеннолетних способствовала принятию в Российской Федерации Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2017 года N 520-р). В целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства, учитывая результаты, достигнутые в ходе реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, Президентом Российской Федерации 2018-2027 годы объявлены в Российской Федерации Десятилетием детства.

Национальная стратегия действий в интересах детей в полной мере определила первоочередные задачи и направления формирования межведомственных подходов в области защиты прав детей, создания благоприятных условий для их полноценного воспитания и сохранения кровной семьи.

Современное состояние системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обусловливает не только необходимость ее дальнейшего развития, выявления причин и условий, способствующих детскому неблагополучию, в том числе сопряженному с жестоким обращением, насилием и иными противоправными проявлениями, но и создания эффективных механизмов противодействия факторам риска, защиты прав и законных интересов каждого ребенка.

Новый этап развития системы профилактики, разработки и внедрения современных и оптимальных по своей эффективности мер превентивной работы в отношении семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, а также реабилитационных мероприятий для детей, пострадавших от насилия и жестокого обращения, может быть обеспечен программно-целевыми методами.

В целом динамика подростковой преступности на территории Саратовской области имеет позитивный характер. По итогам 2018 года число преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, снизилось на 3 процента (с 607 до 589), к уголовной ответственности привлечено на 5,9 процента меньше подростков (с 560 до 527).

Отмечается снижение доли преступлений, совершенных несовершеннолетними: в 2016 году удельный вес преступлений составлял 5,0 процента, в 2017 году - 4,0 процента, в 2018 году - 4,1 процента.

В структуре преступности сократилось количество совершенных фактов причинения тяжких телесных повреждений (5/4), изнасилований (3/1), краж (399/378), угонов (42/35). Вместе с тем, возросло количество грабежей (50/51), фактов причинения легкого вреда здоровью (11/13).

Основное место в структуре преступности занимают преступления против собственности, в том числе 64,1 процента всех совершенных подростками преступлений - кражи (378 из 589).

За появление в общественных местах в состоянии опьянения задержаны 372 несовершеннолетних (2017 год - 379) и еще 317 подростков за потребление (распитие) алкогольной продукции (2017 год - 330), 5 человек - за потребление психоактивных веществ в общественных местах (2017 год - 8). По линии незаконного оборота наркотиков к административной ответственности привлечено 16 подростков (2017 год - 9). К административной ответственности за появление несовершеннолетних детей в возрасте до 16 лет в общественных местах в нетрезвом состоянии привлечены 777 родителей (2017 год - 716). Выявлено 337 фактов вовлечения несовершеннолетних в употребление алкогольной продукции или одурманивающих веществ (2017 год - 299).

Анализ ситуации свидетельствует о том, что комплекс проблем, связанных с подростковой преступностью, не только не теряет своей актуальности, но, в ряде случаев, вызывает серьезную обеспокоенность.

Нет оснований считать статистическое снижение уровня преступности несовершеннолетних объективным показателем активизации противодействия правонарушителям данной категории, поскольку оно обусловлено рядом объективных и субъективных обстоятельств.

Ретроспективный анализ статистических данных о состоянии преступности несовершеннолетних свидетельствует об определенных изменениях структуры и мотивации преступного поведения подростков, доминирующих тенденциях корыстно-насильственных преступлений, выявляет тенденцию к возрастанию степени организованности преступного поведения несовершеннолетних, в том числе в группах.

Анализ причинного комплекса преступного поведения несовершеннолетних свидетельствует о том, что его профилактика выходит за пределы компетенции только правоохранительных органов и выступает социальной проблемой, решение которой относится к внутренней политике государства и полностью зависит от взаимодействия органов исполнительной власти и иных субъектов профилактики, а также общества.

Обозначилась тревожная тенденция к росту преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, на 15,1 процента (со 139 до 160). Больше совершено подростками тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе фактов изнасилований с 0 до 3, краж с 86 до 102, разбоев с 2 до 4. Количество несовершеннолетних участников преступлений возросло со 134 до 151 человек, в том числе учащихся на 2,0 процента (с 99 до 101), в группе на 50,0 процента (с 60 до 90), в состоянии алкогольного опьянения на 42,8 процента (с 14 до 20).

Чрезвычайно остро стоит проблема защиты от преступлений самих несовершеннолетних, особенно малолетних детей. С 2015 года количество преступлений в отношении малолетних возросло с 458 до 464 по итогам 2018 года.

В поле зрения сотрудников полиции находится 2031 несовершеннолетний, склонный к совершению правонарушений. И именно данная категория требует особого внимания, вовлечения их в организованные формы досуга и привития им уважения к закону.

В соответствии с Федеральным законом "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" реализация основных направлений профилактики правонарушений осуществляется посредством разработки соответствующих государственных программ.

На территории Саратовской области на протяжении ряда лет эффективно реализовывались программные инструменты, такие как областная целевая программа "Дети Саратовской области" на 2007-2010 годы, долгосрочная целевая программа Саратовской области "Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства несовершеннолетних в Саратовской области на 2011-2013 годы", в рамках которых действовали подпрограммы по различным направлениям, в том числе отдельная подпрограмма по линии профилактики правонарушений несовершеннолетних. Вместе с тем, последняя программа окончила свое действие в 2013 году.

В период действия программных мероприятий результатом комплексной работы с несовершеннолетними стало заметное улучшение ситуации с подростковой преступностью. К примеру, за период с 2011 по 2014 годы количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, снизилось на 37,2 процента или в абсолютных цифрах с 1056 до 663. Удельный вес преступлений был значительно ниже показателей по России и Приволжскому федеральному округу. Количество участников преступлений также имело тенденцию снижения: если в 2011 году - 931 несовершеннолетний совершил преступление, то по итогам 2014 года - 570 несовершеннолетних.

Программно-целевой метод в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних позволит способствовать дальнейшему укреплению межведомственного взаимодействия и организации мер превентивной направленности, стабилизации положения детей, оказавшихся в социально опасном положении, сдерживанию негативных тенденций безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

II. Характеристика мер государственного регулирования


Меры налогового, тарифного и иных видов государственного регулирования в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних не предусмотрены.

III. Характеристика мер правового регулирования


Меры правового регулирования в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних не предусмотрены.

IV. Сводные показатели прогнозного объема выполнения областными государственными учреждениями и (или) иными некоммерческими организациями государственных заданий по оказанию физическим и юридическим лицам государственных услуг (выполнение работ)


Выполнение областными государственными учреждениями и (или) иными некоммерческими организациями государственных заданий по оказанию физическим и юридическим лицам государственных услуг (выполнение работ) в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних не предусмотрены.

V. Характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы


Подпрограмма включает основные мероприятия по приоритетным направлениям в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

Основное мероприятие 5.1 "Организация ежегодных профильных смен в организациях отдыха детей и их оздоровления для несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел".

Предусматривается вовлечение несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел, в организованные формы досуга, привитие им уважения к закону.

Основное мероприятие 5.2 "Проведение проверок образовательных организаций области на предмет установления фактов свободного доступа к интернет-ресурсам, содержащим материалы экстремистского характера, а также на предмет нахождения в указанных организациях материалов, внесенных в федеральный список экстремистских материалов".

Предусматривается проведение проверок образовательных организаций области на предмет установления фактов свободного доступа к интернет-ресурсам в целях профилактической работы и обеспечения информационной безопасности.

Основное мероприятие 5.3 "Проведение мероприятий по предупреждению и пресечению склонения несовершеннолетних к суицидальному поведению, вступления в "группы смерти", предупреждению преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних".

Предусматривается проведение совместных межведомственных профилактических операций по предупреждению и пресечению склонения несовершеннолетних к суицидальному поведению, вступления в "группы смерти", предупреждению преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних.

Основное мероприятие 5.4 "Организация и проведение разъяснительной работы с обучающимися в образовательных организациях области по использованию сети Интернет.

Предусматривается проведение лекций, семинаров с обучающимися в образовательных организациях области по использованию сети Интернет в целях предупреждения правонарушений, а также снижения количества правонарушений и преступлений несовершеннолетних.

Основное мероприятие 5.5 "Развитие в Саратовской области отрядов "Юный друг полиции".

Предусматривается проведение патриотического воспитания несовершеннолетних, ранней профориентации с целью недопущения роста преступлений и правонарушений несовершеннолетних.

Основное мероприятие 5.6 "Проведение областного слета отрядов правоохранительной направленности "Юный друг полиции" и "Правопорядок".

Предусматривается проведение межведомственного взаимодействия по организации и проведению областного слета отрядов правоохранительной направленности "Юный друг полиции" и "Правопорядок" с целью патриотического воспитания несовершеннолетних.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»