Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 ноября 2013 года N 645-П


О государственной программе Саратовской области "Обеспечение населения доступным жильем и развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры до 2020 года"

(с изменениями на 29 декабря 2018 года)

________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Саратовской области
 от 29.12.2018 N 767-П
________________________________________________

_______________________________________________________________

     В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Правительства Саратовской области от 29.01.2014 N 43-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 25.04.2014 N 253-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 10.07.2014 N 386-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 23.09.2014 N 548-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 30.09.2014 N 559-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 22.10.2015 N 537-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 31.12.2015 N 696-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 23.05.2016 N 241-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2016 N 765-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 14.03.2017 N 109-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 03.05.2017 N 220-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2017 N 724-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 22.02.2018 N 85-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 05.07.2018 N 368-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2018 N 751-П.

_______________________________________________________________


На основании Устава (основного Закона) Саратовской области и Закона Саратовской области "О бюджетном процессе в Саратовской области" Правительство области Постановляет:

1. Утвердить государственную программу Саратовской области "обеспечение населения доступным жильем и развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры до 2020 года" согласно приложению.

     2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

     

Губернатор области
В. В. Радаев

     

     
Приложение
к Постановлению Правительства области от 20 ноября 2013 года N 645-П

     
Государственная программа Саратовской области "Обеспечение населения доступным жильем и развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры до 2020 года"

_______________________________________________________________

По тексту программы слова "жилье экономического класса" и "жилье экономкласса"

в различных падежах заменены словами "стандартное жилье" в соответствующих падежах  -

постановление Правительства Саратовской области от 22.02.2018 N 85-П.
_______________________________________________________________

Паспорт государственной программы
(таблица с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 22.10.2015 N 537-П, см. предыдущую редакцию)

Наименование государственной программы

государственная программа Саратовской области "обеспечение населения доступным жильем и развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры до 2020 года" (далее - государственная программа)

Ответственный исполнитель государственной программы

министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области

Соисполнители государственной программы

отсутствуют

Участники государственной программы

комитет капитального строительства области, министерство инвестиционной политики и имущественных отношений области, органы местного самоуправления (по согласованию), ООО "Государственное жилищное строительство" (по согласованию), Фонд развития содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (по согласованию), акционерное общество "Ипотечная корпорация Саратовской области" (ИКСо) (по согласованию), кредитные организации, банки, (по согласованию), хозяйствующие субъекты области (по согласованию), государственное казенное учреждение Саратовской области "Управление капитального строительства"

(позиция с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2018 N 751-П, см. предыдущую редакцию)

Подпрограммы  государственной программы

подпрограмма 1 "Комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства";

подпрограмма 2 "Градостроительное планирование, развитие территорий. Снижение административных барьеров в области строительства";

подпрограмма 3 "Развитие стройиндустрии и промышленности строительных материалов. Содействие применению энергоэффективности в строительстве";

подпрограмма 4 "обеспечение жилыми помещениями молодых семей";

подпрограмма 5 "обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";

подпрограмма 6 "обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, установленных законодательством Саратовской области";

подпрограмма 7 "Развитие ипотечного жилищного кредитования";

подпрограмма 8 "обеспечение жильем отдельных категорий граждан, в соответствии с федеральным законодательством";

подпрограмма 9 "Кадровое обеспечение задач строительства";

подпрограмма 10 "Реализация мероприятий в рамках Федерального закона "о Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" по переселению граждан из аварийного жилищного фонда";

подпрограмма 11 "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов"

подпрограмма 12 "Повышение качества водо-снабжения и водоотведения"

подпрограмма 13 "Реализация мероприятий по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области";

подпрограмма 14 "Развитие жилищного строительства для целей коммерческого и некоммерческого найма в Саратовской области";

подпрограмма 15 "Жилищно-коммунальное хозяйство и городская среда";

подпрограмма 16 "Повышение эффективности деятельности министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области за счет использования информационно-коммуникационных технологий"

(позиция с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2017 N 724-П, см. предыдущую редакцию)

Программно-целевые инструменты государственной программы

отсутствуют

Цели государственной программы

комплексное решение проблем жилищной политики и повышение уровня обеспечения доступности жильем;

формирование рынка доступного жилья и выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан;

повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению;

создание условий для системного повышения качества и комфорта городской среды на территориях муниципальных образований Саратовской области

(позиция с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2016 N 765-П, см. предыдущую редакцию)

Задачи государственной программы

увеличение объема ввода в эксплуатацию стандартного жилья и объектов инфраструктуры;

вовлечение в оборот земельных участков в целях строительства стандартного жилья и обустройство территорий посредством строительства объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры;

разработка и реализация документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории;

снижение административных барьеров в строительстве;

содействие внедрению новых современных, энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий в жилищное строительство и производство строительных материалов используемых в жилищном строительстве;

повышение доступности ипотечных жилищных кредитов для населения;

расселение аварийного жилищного фонда;

выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным и областным законодательством;

создание условий для увеличения объема капитального ремонта жилищного фонда для повышения его комфортности и энергоэффективности;

повышение эффективности, качества и надежности поставки коммунальных ресурсов, в том числе путем привлечения долгосрочных частных инвестиций;

обеспечение населения питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами

(позиция в редакции, введенной постановлением Правительства Саратовской области от 31.12.2015 N 696-П, см. предыдущую редакцию)

Целевые показатели государственной программы

годовой объем ввода общей площади жилья области в объеме не менее 1,1 млн. кв. метров ежегодно;

обеспеченность жильем (на одного человека), с 26,1 кв. м в 2012 году до 29,9 кв. м в 2020 году;

коэффициент доступности жилья для населения к 2020 году до 3 лет;

количество выданных ипотечных кредитов (договоров), с 12,0 тыс. шт. в 2012 году до 19,0 тыс. шт. в 2020 году;

количество семей, улучшивших жилищные условия в рамках обеспечения жильем отдельных категорий граждан, установленных законодательством, с 8,7 тыс. семей в 2012 году до 10,7 тыс. семей в 2020 году;

доля аварийного жилья в общей площади жилищного фонда, с 2,56 процента в 2012 году до 2,0 процента в 2017 году;

численность граждан переселенных из аварийного жилищного фонда, с 1,812 тыс. человек в 2012 году до 2,501 тыс. человек в 2017 году;

численность граждан улучшивших жилищные условия на основе программы финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах не менее 42,0 тыс. человек ежегодно;

доля жителей области, обеспеченных питьевой водой, от общего числа жителей области с 69 процентов в 2012 году до 75,1 процента в 2020 году;

доля жителей области, обеспеченных централизованными услугами водоотведения (пропущенных через очистные сооружения), от общего числа жителей области с 54 процентов в 2012 году до 55,7 процента в 2020 году

(позиция с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 05.07.2018 N 368-П, см. предыдущую редакцию)

Этапы и сроки реализации государственной программы

2014-2020 годы

Объемы финансового обеспечения государственной программы

общий объем финансового обеспечения государственной программы за счет всех источников финансирования составит всего 247212808,1 тыс. рублей, из них:

2014 год - 24063611,1 тыс. рублей;

2015 год - 26401594,9 тыс. рублей;

2016 год - 34347470,3 тыс. рублей;

2017 год - 39051056,2 тыс. рублей;

2018 год - 38577130,1 тыс. рублей;

2019 год - 41875691,6 тыс. рублей;

2020 год - 42896253,9 тыс. рублей;

в том числе:

областной бюджет - 7158436,4 тыс. рублей, из них:

2014 год - 1861054,1 тыс. рублей;

2015 год - 822554,5 тыс. рублей;

2016 год - 772777,9 тыс. рублей;

2017 год - 960162,2 тыс. рублей;

2018 год - 1045839,7  тыс. рублей;

2019 год - 829736,1 тыс. рублей;

2020 год - 866311,9 тыс. рублей;

федеральный бюджет (прогнозно) - 3404763,9 тыс. рублей, из них:

2014 год - 271320,7 тыс. рублей;

2015 год - 361576,9 тыс. рублей;

2016 год - 356929,4 тыс. рублей;

2017 год - 1344949,4 тыс. рублей;

2018 год - 565339,1 тыс. рублей;

2019 год - 250406,4 тыс. рублей;

2020 год - 254242,0 тыс. рублей;

Фонд содействия реформированию ЖКХ (прогнозно) - 9499259,5 тыс. рублей, из них:

2014 год - 1638638,0 тыс. рублей;

2015 год - 1206197,4 тыс. рублей;

2016 год - 4815313,5 тыс. рублей;

2017 год - 1801306,3 тыс. рублей;

2018 год - 37804,3 тыс. рублей;


местные бюджеты (прогнозно) - 3406863,8 тыс. рублей, из них:

2014 год - 594023,7 тыс. рублей;

2015 год - 1418272,1 тыс. рублей;

2016 год - 1107529,5 тыс. рублей;

2017 год - 84525,5 тыс. рублей;

2018 год - 72513,0 тыс. рублей;

2019 год - 63040,0 тыс. рублей;

2020 год - 63260,0 тыс. рублей;

внебюджетные источники (прогнозно) - 223743484,5 тыс. рублей, из них:

2014 год - 19698574,6 тыс. рублей;

2015 год - 22592994,0 тыс. рублей;

2016 год - 27294920,0 тыс. рублей;

2017 год - 34860112,8 тыс. рублей;

2018 год - 36855634,0 тыс. рублей;

2019 год - 40731149,1 тыс. рублей;

2020 год - 41710100,0 тыс. рублей;

по подпрограмме 1 "Комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства" - 72740096,0 тыс. рублей;

по подпрограмме 2 "Градостроительное планирование, развитие территорий. Снижение административных барьеров в области строительства" - 59698,0 тыс. рублей;

по подпрограмме 3 "Развитие стройиндустрии и промышленности строительных материалов. Содействие применению энергоэффективности в строительстве" - 9837500,0 тыс. рублей;

по подпрограмме 4 "Обеспечение жилыми помещениями молодых семей" - 1257412,0 тыс. рублей;

по подпрограмме 5 "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" - 3395016,4 тыс. рублей;

по подпрограмме 6 "Обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, установленных законодательством Саратовской области" - 295139,2 тыс. рублей;

по подпрограмме 7 "Развитие ипотечного жилищного кредитования" - 143236977,9 тыс. рублей;

по подпрограмме 8 "Обеспечение жильем отдельных категорий граждан в соответствии с федеральным законодательством" - 677759,7 тыс. рублей;

по подпрограмме 9 "Кадровое обеспечение задач строительства" - 31330,0 тыс. рублей;

по подпрограмме 10 "Реализация мероприятий в рамках Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" по переселению граждан из аварийного жилищного фонда" - 13158229,7 тыс. рублей;

по подпрограмме 11 "Реализация мероприятий в рамках Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" по капитальному ремонту в многоквартирных домах" - 694871,8 тыс. рублей;

по подпрограмме 12 "Повышение качества водоснабжения и водоотведения" - 1712852,7 тыс. рублей;

по подпрограмме 13 "Реализация мероприятий по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области" - 2608073,4 тыс. рублей;

по подпрограмме 14 "Развитие жилищного строительства для целей коммерческого и некоммерческого найма в Саратовской области" - 1000000,0 тыс. рублей;

по подпрограмме 15 "Жилищно-коммунальное хозяйство и городская среда" - 605885,3 тыс. рублей;

по подпрограмме 16 "Повышение эффективности деятельности министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области за счет использования информационно-коммуникационных технологий" - 1966,0 тыс. рублей

(позиция с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2018 N 751-П, см. предыдущую редакцию)

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

ввод жилья на территории области в 2014-2020 годах:

2014 год - 1 506 тыс. кв. м;

2015 год - 1 100 тыс. кв. м;

2016 год - 1100 тыс. кв. м;

2017 год - 1100 тыс. кв. м;

2018 год - 1200 тыс. кв. м;

2019 год - 1200 тыс. кв. м;

2020 год - 1300 тыс. кв. м;

увеличение квадратных метров общей площади на одного человека к 2020 году на 14,6 процента;

снижение средней стоимости одного квадратного метра жилья на первичном рынке, с учетом индекса-дефлятора на соответствующий год по виду экономической деятельности "строительство" к 2020 году (по уровню 2012 г.) на 20 процентов;

увеличение количества граждан, имеющих возможность с помощью собственных и заемных средств приобрести необходимое жилье на рынке, построить индивидуальное жилье к 2020 году в 1,6 раза;


достижение уровня соответствия жилищного фонда современным условиям энергоэффективности, экологическим требованиям, а также потребностям отдельных групп граждан (многодетные семьи, пожилые люди, инвалиды и т. д.);

создание механизма поддержки мероприятий по благоустройству, инициированных гражданами, с использованием инструментов общественного контроля

(позиция с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 05.07.2018 N 368-П, см. предыдущую редакцию)


1. Характеристика сферы реализации государственной программы
(раздел с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 05.07.2018 N 368-П, см. предыдущую редакцию)


Одной из приоритетных задач Правительства области является развитие жилищного строительства и обеспечение доступным жильем населения.

На территории области в рамках национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" с 2005 года реализована областная целевая программа "обеспечение населения Саратовской области доступным жильем и развитие жилищного строительства на 2005-2010 годы", утвержденная Законом области от 29 декабря 2006 года N 152-ЗСо и долгосрочная областная целевая программа "Развитие жилищного строительства в Саратовской области" на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства области от 1 декабря 2010 года N 600-П. На основе указанных программ с учетом сформулированных приоритетов и заданных целей в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "о мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", государственной программы Российской Федерации "обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", разработана государственная программа Саратовской области "обеспечение населения доступным жильем и развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры до 2020 года".

Динамика обращений граждан за различными видами услуг государственной поддержки, в том числе по предоставлению им жилых помещений нуждающимся в улучшении жилищных условий, при реализации вышеназванных программ, уменьшилась по сравнению с 2005 годом более чем в 2 раза:

     на 1 января 2005 года на очереди состояло 49 400 семей,

     
     на 1 января 2013 года в очереди на улучшение жилищных условий стоят 23 186 семей.


Данные факты свидетельствуют о том, что по разным направлениям государственной политики в сфере обеспечения населения жилыми помещениями за период с 2005 по 2013 годы улучшили свои жилищные условия более 33 353 семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Таким образом, решение вопросов обеспечения населения области доступным стандартным жильем и развития жилищного строительства программным методом доказало свою эффективность.

Решение вопросов в комплексе, а это строительство стандартных жилых помещений, отвечающих современным требованиям энергоэффективности и экологичности, строительство инженерных сетей, автомобильных дорог и объектов социального значения, т. е. необходимой социальной, коммунальной инфраструктур, развитие и совершенствование системы защиты прав граждан - приобретателей жилья и граждан в целом, позволит создать комфортную среду обитания и жизнедеятельности населения области, не только удовлетворить жилищную потребность, но и повысить качество жизни, а так же улучшить демографическую обстановку.

Объем жилищного фонда в области по состоянию на 1 января 2013 года составляет 65,4 млн кв. м, в том числе жилищный фонд в городских поселениях составляет 47,4 млн кв. м, в сельской местности - 18,0 млн кв. м. Большая часть жилищного фонда (57,1 млн кв. м) находится в частной собственности, доля которого за последние 20 лет увеличилась в два раза и составила в 2012 году 87,4 процента жилищного фонда области. Средняя обеспеченность населения площадью жилья составляет 26,1 кв. м на человека.

С 2005 года ввод жилья в эксплуатацию в области вырос в 2,6 раза. Начиная с 2007 года годовой ввод жилья превышает 1 млн кв. м, в 2012 году за счет всех источников финансирования введено в эксплуатацию жилья общей площадью 1 235,9 тыс. кв. м.

Положительное влияние на развитие жилищного строительства оказали законодательные и организационные меры по развитию конкуренции и снижению административных барьеров в строительстве.

Кардинально изменилась ситуация с предоставлением земельных участков для жилищного строительства. С 2009 года по 2012 год муниципалитетами проведено 219 открытых аукционов, по результатам которых земельные участки общей площадью 91,06 га были предоставлены для жилищного строительства.

Благодаря сотрудничеству с Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства (далее - Фонд "РЖС"), с 2010 года вовлечены в оборот 13 земельных участков, находящихся в федеральной собственности, общей площадью 571,39 га, 12 из них общей площадью 543,39 га предоставлены для комплексного освоения и развития жилищного строительства, один из них площадью 28,0 га предоставлен для строительства объекта по производству строительных материалов.

Общая площадь проектируемого и строящегося жилья на земельных участках Фонда "РЖС" составила 1 840,95 тыс. кв. м, в том числе малоэтажного жилья 142,0 тыс. кв. м, доля стандартного жилья - 60 процентов.

Значительные объемы средств на обеспечение жильем граждан, перед которыми в соответствии с законодательством есть обязательства Российской Федерации направлены из федерального бюджета.

Государственная поддержка со стороны Правительства области в рамках подпрограммы "Развитие ипотечного жилищного кредитования" направлена на улучшение жилищных условий граждан, в первую очередь, за счет развития социальной ипотеки. Порядка 25-30 процентов средств социальной ипотеки направляется на приобретение квартир во вновь построенных домах.

В связи с этим в 2005 году разработан программный комплекс по ведению учета граждан - участников ипотечного кредитования, который включает в себя все этапы участия от принятия на учет до снятия с учета и позволяет в кратчайший срок иметь полную информацию по "участнику подпрограммы".

За время действия ипотечного движения разработаны и внедрены законодательные и экономические условия для ускоренного развития ипотечного жилищного кредитования. Благодаря деятельности АО "Ипотечная корпорация Саратовской области", региональные банки получили доступ к долгосрочным финансовым ресурсам, что позволило повысить конкуренцию между банками и доступность кредитов для населения.

Ненадлежащее содержание жилищного фонда и отсутствие средств на проведение его реконструкции являются причинами ежегодного роста объемов аварийного жилищного фонда. Финансирование мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должно привести к снижению этих показателей.

В результате износа жилищного фонда растет количество инцидентов и аварий в системах тепло-, электро- и водоснабжения, что приводит к увеличению сроков ликвидации аварий и дороговизне стоимости ремонтов.

Практика реализации Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Фонд "ЖКХ") в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда показала, что 95 процентов средств направляется на строительство (приобретение) квартир на первичном рынке, что в свою очередь позволит направить инвестиции застройщикам на сумму более 4,0 млрд рублей, а в части капитального ремонта многоквартирных домов, при условии создания и развития регионального оператора.

Дальнейшая реализация указанного Федерального закона, позволит обеспечить стабильное финансирование стройинду-стрии и позволит привлечь инвестиции на внедрение современных и новых энергосберегающих технологий в жилищный и коммунальный сектора.

Вопросы, связанные с разрешением жилищных проблем граждан, являются составной частью социальной государственной политики и требуют постоянного внимания государства. Фонд "ЖКХ", выделял необходимые финансовые средства, помогает в достижении поставленных Правительством области задач.

Совместно с органами местного самоуправления, в соответствии с законодательством Российской Федерации, создаются условия для развития жилищного строительства. однако большинство муниципальных образований области не имеют возможности самостоятельно решать проблему обеспечения жилыми помещениями граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

     Неразрешенными на настоящий момент проблемами в сфере жилищного строительства остаются:

     
     невозможность улучшения жилищных условий семьям с доходами ниже среднего;


невозможность участия групп населения, доходы которых не позволяют им улучшать жилищные условия на рынке, особенно тех из них, которые нуждаются в предоставлении социального жилья;

административные барьеры, затрудняющие выдачу разрешительной документации на осуществление строительства, получение технических условий на подключение к объектам коммунальной инфраструктуры и на ввод объектов в эксплуатацию, что приводит к созданию искусственных административных барьеров для реализации строительного бизнеса;

отсутствие реально подготовленных для комплексной жилой застройки земельных участков, имеющих инфраструктурное обеспечение;

низкая доступность кредитных ресурсов для строительных организаций; отсутствие инвестиционной привлекательности коммунального сектора;

     жилищный фонд, переданный в собственность граждан, не является предметом ответственности собственников;


имеющиеся обязательства области по обеспечению жилыми помещениями категорий граждан, установленных Законом Саратовкой области "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области", требуют постоянного многолетнего их исполнения в части финансирования данных расходных обязательств.

Также, серьезной проблемой, требующей неотлагательного решения, является неудовлетворительное состояние жилищной сферы и как следствие, непосредственно инженерной инфраструктуры. Средний уровень износа коммунальной инфраструктуры в области составляет 70 процентов, что не позволяет наращивать объемы жилищного строительства. С каждым годом все острее встает вопрос о необходимости реконструировать инженерные сети, которые требуют огромных финансовых вложений. Низкие темпы технического перевооружения отрасли жилищно-коммунального хозяйства напрямую зависят от инвестиционных вложений, в первую очередь, со стороны частного бизнеса. Актуальна и необходима разработка механизмов, делающих рентабельным вложение средств, в долгосрочные проекты модернизации жилищно-коммунального комплекса.

В связи с этим необходимо проводить работу в рамках государственно-частного партнерства по привлечению инвестиций в отрасль жилищно-коммунального хозяйства сетевых компаний.

Динамика развития жилищной сферы в период до 2020 года будет определяться воздействием ряда факторов. В результате предпринятых в последние годы мер государственного регулирования и наличия неудовлетворенного платежеспособного спроса со стороны ряда категорий граждан, ежегодные объемы ввода жилья будут расти, что позволит стабилизировать уровень цен на жилье в реальном выражении. При этом изменится структура предложения жилья за счет увеличения доли стандартного жилья, арендного жилья, а также жилья, вводимого жилищными и жилищно-строительными кооперативами. Получат дальнейшее развитие различные формы государственно-частного партнерства, в том числе при комплексном освоении территорий под жилую застройку. окончание срока бесплатной приватизации жилья в 2013 году приведет к активизации строительства жилищного фонда социального использования. Вместе с тем сохранится высокая зависимость жилищной сферы от динамики макроэкономических показателей, которые будут оказывать существенное влияние на доходы населения, а также на процентную ставку и иные параметры ипотечного жилищного кредитования, определяющие уровень доступности жилья. основным фактором, который будет сдерживать дальнейшие темпы роста ипотечного рынка, является дорожающее фондирование банковского сектора, что объясняется новым витком нестабильности на мировых финансовых рынках. Все это определяет существенные риски реализации государственной программы.

Ситуация в жилищно-коммунальном комплексе характеризуется ростом износа основных фондов, ростом аварийности, высокими потерями ресурсов и низкой энергоэффективностью.

Вопросы жилищно-коммунального обслуживания занимают первые места в перечне социальных проблем граждан России. Без принятия срочных мер на государственном уровне правового и институционального характера переломить эти тенденции, обеспечить решение задачи повышения качества жилищно-коммунальных услуг для населения при обеспечении доступности тарифов на эти услуги представляется невозможным.

В связи с этим необходимо сосредоточить усилия на решении двух прорывных задач. Первая задача заключается в проведении в значительных объемах капитального ремонта и реконструкции многоквартирных домов с использованием средств собственников жилья, кредитных продуктов банков и различных механизмов государственной поддержки инициативных собственников жилья в энергоэффективной модернизации многоквартирных домов. Решение этой задачи позволит создать более комфортную среду обитания граждан, снизить расходы на оплату энергоресурсов за счет повышения энергоэффективности жилых зданий. Вторая задача связана с техническим обновлением коммунальной инфраструктуры. Это позволит повысить качество коммунальных услуг, обеспечить высокую надежность их предоставления, создать технические и организационные возможности потребителю регулировать объемы потребляемых услуг и оплату по факту их потребления. Решение этой задачи связано с принципиальным улучшением инвестиционного климата в коммунальном секторе. Для снижения инвестиционных рисков особое внимание будет уделено формированию долгосрочной тарифной политики. При этом политические ограничения, связанные с доступностью оплаты жилья и коммунальных услуг, будут формировать существенные риски реализации государственной программы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»