В целях обеспечения межведомственного взаимодействия и рационального использования образовательно-производственных ресурсов региона в рамках организации профессионального самоопределения и становления молодежи с учетом приоритетных направлений модернизации региональной системы профессионального образования, направленных на решение стратегических задач социально-экономического развития области, администрация области постановляет:
1. Утвердить концепцию развития многоуровневой системы профессиональной ориентации в Тамбовской области до 2020 года (далее - концепция) согласно приложению N 1.
2. Утвердить план мероприятий по реализации концепции согласно приложению N 2.
3. Опубликовать настоящее постановление на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru).
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации области Н.Д.Горденкова.
Глава администрации Тамбовской
области О.И.Бетин
г.Тамбов
5 мая 2014 г.
N 484
Концепция развития
многоуровневой системы профессиональной
ориентации в Тамбовской области до 2020 года
В Концепции развития системы профессиональной ориентации в Тамбовской области до 2020 года (далее - Концепция) определены основная цель, задачи, направления и структура ее функционирования с учетом современных приоритетов и стратегических ориентиров государственной и региональной политики.
Формирование многоуровневой системы профессиональной ориентации способствует социально-экономическому развитию области, поскольку обеспечивает реализацию свободы индивидуального профессионального выбора с учетом потребностей регионального рынка труда.
Концепция разработана в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тамбовской области, учитывает основные положения Стратегии социально-экономического развития области и Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года, а также демографическую ситуацию в регионе.
Концепция является стратегическим документом по развитию многоуровневой системы профессиональной ориентации в Тамбовской области.
Правовой основой разработки данной Концепции являются следующие нормативные документы:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (2013 год);
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы;
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р;
Стратегия социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года, утвержденная Законом Тамбовской области 04.12.2013 N 347-З;
Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года;
Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования;
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.07.2002 N 2783;
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 N 163-р;
Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"
Федеральные государственные образовательные стандарты и Федеральные государственные требования к образовательным программам;
Государственная программа Тамбовской области "Развитие образования Тамбовской области" на 2013 - 2020 годы (подпрограмма "Развитие профессионального образования"), утвержденная постановлением администрации области от 28.12.2012 N 1677;
Комплексная программа развития профессионального образования Тамбовской области на 2014 - 2016 годы, утвержденная постановлением администрации области от 08.11.2013 N 1251.
Концепция направлена на создание комплексной многоуровневой системы профессиональной ориентации, обеспечивающей межведомственное взаимодействие и рациональное использование всех образовательно-производственных ресурсов региона при решении вопросов профессионального самоопределения и становления молодежи.
Актуальность разработки Концепции обусловлена необходимостью формирования региональной модели профессиональной ориентации на основе кластерного подхода с учетом приоритетных направлений модернизации региональной системы профессионального образования, в рамках организации системы практикоориентированной подготовки "кадров под ключ" и формирования прикладных квалификаций, востребованных социально-экономической сферой региона.
В ближайшие 5 лет Тамбовской области потребуется около 6 тысяч рабочих, около 4,5 тысяч специалистов со средним профессиональным образованием и около 5,9 тысячи специалистов с высшим образованием только под вновь созданные конкретные рабочие места.
В настоящее время перед системой профессионального образования стоит задача подготовки квалифицированных и мобильных "кадров под ключ" по профессиям и специальностям, востребованным на региональном рынке труда. Именно поэтому возрастает важность и значимость организации системной профориентационной работы в каждом учреждении, учитывая специфику его деятельности, межведомственный характер сетевого взаимодействия.
В 2013 году процент трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в среднем составил 56 %. При этом удельный вес численности выпускников данных образовательных организаций, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), в общей численности выпускников очной формы обучения - 44,4%.
Общая занятость, включая выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, продолживших обучение и призванных в армию, - 96 %.
Востребованность выпускников профессиональных образовательных
организаций и образовательных организаций высшего образования в 2013 году
Показатели | Высшее образование | Профессиональное образование | Всего | ||
специальности | профессии | ||||
Доля специалистов, востребованных | чел. | 5 897 | 4 463 | 3 989 | 14 349 |
экономикой региона | % от общей численности обучающихся | 41 | 31 | 28 | 100 |
Доля выпускников профессиональных образовательных | чел. | 7 391 | 3 477 | 1 964 | 12 832 |
организаций и образовательных организаций высшего образования | % от общей численности обучающихся | 58 | 27 | 15 | 100 |
Анализ соотношения объемов подготовки кадров в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования с региональной потребностью показывает, что в системе профессионального образования подготовка специалистов отстает от реальных потребностей рынка труда на 4 %, рабочих кадров - на 13%, в сфере высшего образования, наоборот, - превышает на 17%.
Контингент обучающихся по профессиям и специальностям профессионального образования составляет соответственно 28 % и 31 %, высшего образования - 41% от общего количества обучающихся в сфере организации профессиональной подготовки кадров, тогда как рабочие профессии, считаясь не престижными, напротив, наиболее востребованы социально-экономической сферой региона.
Несоответствие структуры профессионального образования актуальным и перспективным потребностям рынка труда по квалификационному уровню и профессиональной подготовке приводят к дефициту квалифицированных кадров по ряду профессий и специальностей, что напрямую может существенно ограничить темпы социально-экономического развития области, реализацию приоритетных инвестиционных проектов. Поэтому основной задачей в сфере профессионального образования по-прежнему остается формирование профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров с учетом реализации инвестиционных проектов, развития территорий, запросов экономики и социальной сферы.
Все это подтверждает факт актуализации вопросов по целенаправленному формированию профессиональной ориентации молодежи, адекватной структуре рынка труда области. При этом необходим концептуальный подход к решению проблем в данной области, который позволил бы определить основные векторы развития профессиональной ориентации в системе непрерывности образования с учетом социально-экономических и демографических особенностей региона.
В последнее время наибольшим спросом у работодателей пользуются представители рабочих профессий и специальностей технического профиля. По данным ежегодно формируемой региональной потребности наиболее востребованы такие направления подготовки как "Архитектура и строительство" (19,9%), "Металлургия, машиностроение и материалообработка" (17,3%), "Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров" (17,3%), "Транспортные средства" (14,8%), "Сельское и рыбное хозяйство" (12,6%).
С учетом ежегодно формируемого прогноза рынка труда устанавливаются контрольные цифры приема в государственные профессиональные образовательные организации.
В настоящее время систему профессиональной ориентации следует рассматривать в качестве одного из ключевых факторов, обеспечивающих формирование и развитие кадрового потенциала области в соответствии с потребностями регионального рынка труда.
Региональная политика в сфере образования строится на основе Стратегии социально-экономического развития области до 2020 года, предусматривающей создание инновационных кластеров в аграрном секторе, легкой, пищевой и перерабатывающей промышленности, машиностроении, химии, промышленности строительных материалов.
Значимость кластерного подхода в решении задач модернизации и технологического развития экономики области привела к практическому внедрению в систему образования институциональных сетевых и кластерных структур.
Применительно к сфере профессионального образования речь идет о создании экономически эффективной сети образовательных организаций, обеспечивающей запросы предприятий области в опережающей подготовке кадров, потребности всех категорий населения в качественном профессиональном образовании.
Для системы общего образования особое значение приобретает интеграция с профессиональной школой, формирование востребованных компетенций и прикладных квалификаций как механизм профессионального самоопределения обучающихся, обеспечение их выхода на реальное производство.
Для предприятий участие в профессиональной ориентации дает возможность провести отбор мотивированных обучающихся, ориентировать их на конкретное рабочее место еще на уровне общеобразовательной организации.
Решение новых задач и существующих проблем потребовало внедрения принципиально иных подходов к управлению системой профессионального образования на основе информационной открытости, усиления значимости общественных институтов, развития государственно-частного партнерства.
В области выстроена общественно-государственная модель управления профессиональным образованием на основе прямого участия социальных партнеров в принятии решений на всех уровнях. В основе созданной модели управления лежит кластерная политика.
Создан Наблюдательный совет по модернизации системы профессионального образования в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года под руководством главы администрации области О.И.Бетина (постановление администрации Тамбовской области от 15.07.2013 N 747).
Оптимизация структуры и территориального размещения сети профессиональных образовательных организаций идет с привязкой их к приоритетным секторам экономики. В 2013 году в области созданы Координационные советы кластеров стройиндустрии, транспорта, социальной сферы, информационных технологий, агропромышленного комплекса, промышленности.
С руководителями координационных советов кластеров заключены соглашения о стратегическом партнерстве. Соглашениями предусмотрено достижение целого ряда количественных и качественных показателей деятельности кластера, в том числе по объемам и профилям подготовки кадров, организации взаимодействия с системой общего образования.
В данных условиях выстраивание комплексной системы профессиональной ориентации, обеспечение эффективности функционирования элементов ее инфраструктуры приобретает особую значимость и перспективность.
многоуровневой системы профессиональной ориентации до 2020 года
Обеспечение процессов модернизации региональной системы профессионального образования, направленных на решение стратегических задач социально-экономического развития области, осуществляется в рамках выстраивания экономически эффективной сети профессиональных образовательных организаций на основе кластерного подхода, обеспечивающей запросы предприятий области в опережающей подготовке кадров и потребности всех категорий населения в качественном профессиональном образовании.
Потенциал образовательно-производственного кластера определяется функционированием в комплексе общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, предприятий социально-экономической сферы региона, элементов инновационной инфраструктуры.
В данной ситуации требуются новые подходы к организации профессиональной ориентации на всех уровнях.
Основной целью Концепции является обеспечение функционирования комплексной многоуровневой системы профессиональной ориентации, обеспечивающей межведомственное взаимодействие и рациональное использование ресурсов образовательно-производственных кластеров при решении вопросов профессионального самоопределения и становления обучающихся.
Последовательное и целенаправленное развитие в данном русле областной системы профессиональной ориентации может быть достигнуто посредством решения следующих задач:
разработка нормативных правовых документов, предусматривающих обеспечение и развитие региональной системы профессиональной ориентации с учетом приоритетных направлений модернизации региональной системы профессионального образования;