ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 ноября 2013 года N 1251
Об утверждении комплексной программы развития
профессионального образования Тамбовской области на 2014-2016 годы
В целях приведения нормативных правовых актов в соответствие с действующим законодательством и Стратегией развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной коллегией Министерства образования и науки Российской Федерации (18.07.2013), администрация области постановляет:
1. Утвердить комплексную программу развития профессионального образования Тамбовской области на 2014-2016 годы согласно приложению.
2. Признать утратившими силу постановления администрации области:
от 11.03.2011 N 236 "Об утверждении комплексной программы развития профессионального образования Тамбовской области на 2011-2015 годы";
от 12.09.2013 N 1018 "О внесении изменений в комплексную программу развития профессионального образования Тамбовской области на 2011-2015 годы".
3. Опубликовать настоящее постановление на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru).
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации области Н.Д.Горденкова.
Глава администрации Тамбовской
области О.И.Бетин
г.Тамбов
8 ноября 2013 г.
N 1251
Комплексная программа развития профессионального
образования Тамбовской области на 2014-2016 годы
Паспорт Программы
Наименование Программы | "Комплексная программа развития профессионального образования Тамбовской области на 2014-2016 годы" (далее - Программа) |
Заказчик -координатор Программы | Управление образования и науки области |
Заказчики Программы | Управление образования и науки области; управление труда и занятости населения области |
Разработчик Программы | Управление образования и науки области |
Цель и задачи Программы | Цель:
|
Сроки реализации Программы | Программа реализуется в течение 2014-2016 гг. |
Объемы и источники финансирования Программы | Общие затраты на реализацию Программы в 2014-2016 гг. за счет всех источников финансирования - 433 855,0 тыс.рублей: 2014 год - 141 410,0 тыс.рублей;
2014 год - 21 275,0 тыс.рублей;
|
1. Характеристика проблемы и обоснование
ее решения программно-целевыми методами
Программа разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об образовании", национальной доктриной образования в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 N 751, Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерацией от 07.02.2011 N 61, решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике (11.10.2013 N 35), Стратегией развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной коллегией Министерства образования и науки Российской Федерации (18.07.2013), Уставом (Основным Законом) Тамбовской области, Законом Тамбовской области от 01.10.2013 N 321-З "Об образовании в Тамбовской области", Стратегией социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года, утвержденной Законом Тамбовской области от 29.04.2009 N 512-З, государственной программой Тамбовской области "Развитие образования Тамбовской области" на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением администрации области от 28.12.2012 N 1677.
В Тамбовской области тенденции наращивания экономического потенциала региона за счет технологических и научно-технических инноваций сопровождались активным поиском решений модернизации профессиональной школы, основанных на выстраивании взаимодействия образования и бизнеса.
Базовые сюжеты модернизации были определены региональной программой развития профессионального образования в 2011 году, что позволило апробировать и внедрить системные механизмы, обеспечивающие ориентацию системы подготовки кадров на потребности экономики:
механизм формирования прогнозных потребностей в кадрах на среднесрочную перспективу, учитывающий ключевые факторы развития экономики региона - демографическую ситуацию, реализацию инновационных и инвестиционных проектов;
механизм конкурсного распределения бюджетных мест;
нормативное финансирование профессиональных образовательных организаций по кластерным группам профессий.
Развивалась сеть ресурсных центров и региональная система оценки и сертификации квалификаций.
В ближайшие пять лет Тамбовской области потребуется около 6 тысяч рабочих, около 4,5 тысячи специалистов со средним профессиональным образованием и около 5,9 тысячи специалистов с высшим образованием только под вновь созданные рабочие места.
Имеет место существенный дисбаланс между количеством студентов, в том числе в разрезе профессий и специальностей, и потребностями региональной экономики.
Решение новых задач потребовало внедрения принципиально иных подходов к управлению системой профессионального образования, направленных на информационную открытость, усиление значимости общественных институтов, развитие государственно-частного партнерства.
В основе созданной модели управления профессиональными образовательными организациями лежит кластерная политика.
Потенциал образовательно-производственного кластера определяется функционированием в комплексе базовых общеобразовательных организаций, образовательных организаций, предприятий региона, элементов инновационной инфраструктуры.
Сформировано 6 кластерных групп по следующим направлениям: промышленность, сельское хозяйство, стройиндустрия, транспорт, информационные технологии, социальная сфера.
Координационные советы кластеров решают следующие задачи:
введение новых профессий и специальностей;
согласование и утверждение образовательных программ;
выстраивание системы оценки качества в соответствии с профессиональными стандартами;
выстраивание оптимальной инновационной инфраструктуры для подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена, размещая ее как на площадках образовательных организаций, так и на площадках предприятий.
Координацию действий кластерных групп и управление программной частью бюджета осуществляет исполнительная дирекция Совета директоров базовых профессиональных образовательных организаций.
Создан в 2013 году Наблюдательный совет по модернизации системы профессионального образования в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года, возглавляемый главой администрации области О.И.Бетиным.
В настоящий момент основные элементы модели сформированы, разработана необходимая нормативная правовая база, идет ее апробация, достраиваются новые сегменты.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2013 N 273-ФЗ "Об образовании":
установлена новая структура подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена, включающая в себя программы подготовки специалистов среднего звена и программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих);
вводятся программы профессионального обучения, в том числе подготовки, повышения квалификации и переподготовки по рабочим профессиям;
вводятся новые инфраструктурные единицы - учебные центры профессиональной квалификации, кафедры и иные структурные подразделения образовательных организаций на предприятиях, многофункциональные центры прикладных квалификаций и т.п.;
закрепляется ориентация на профессиональные стандарты федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования, программ профессионального обучения, программ дополнительного профессионального образования, профессионально-общественной аккредитации программ профессионального образования, аттестации работников сферы образования;
гарантирована общедоступность среднего профессионального образования.
Проведенный комплексный анализ ситуации позволил сформулировать три группы проблем, подлежащих разрешению в результате выполнения настоящей Программы и охватывающих смежные сферы экономики, образования и рынка труда.
Первая группа проблем связана с потребностью экономической и социальной сфер региона в кадрах нового качества:
профессионально-квалификационная структура подготовки кадров не удовлетворяет инновационные запросы экономики;
имеющиеся в регионе структуры частно-государственного партнерства органов власти образования и бизнеса не в полной мере реализуют функции формирования обоснованного прогноза региональной экономики в квалифицированных кадрах;
существующая система формирования государственного задания и государственного заказа на подготовку рабочих кадров и специалистов среднего звена недостаточно учитывает стратегические интересы региона, его социально-экономическое развитие;
отсутствует механизм формирования прогноза в рабочих кадрах и специалистах среднего звена, на долгосрочную перспективу;
не развиты механизмы участия работодателей в формировании современного содержания профессионального образования.
Вторая группа проблем обусловлена недостаточной готовностью сферы образования удовлетворять потребности экономики и инновационной сферы в рабочих кадрах и специалистах среднего звена:
современное состояние управления системой профессионального образования на региональном уровне характеризуется отсутствием целостной модели управления в условиях разноуровневой подчиненности различных типов учебных заведений;
территориально-отраслевая структура образовательных организаций не в полной мере соответствует потребностям региона;
не развита инфраструктура переподготовки взрослого населения под инновационные запросы экономики;
востребованные на региональном рынке труда профессии и специальности часто не пользуются спросом в среде выпускников общеобразовательных организаций и их родителей;
инновационное развитие региона, модернизация производства требуют повышения уровня квалификации преподавательского состава системы профессионального образования.
Третья группа проблем относится к анализу и регулированию рынка труда:
управление кадровым потенциалом Тамбовской области требует постоянного мониторинга рынка труда и рынка образовательных услуг, в том числе данных о соответствии спроса и предложения рабочей силы по профилю и уровню квалификации в разрезе специальностей (профессий), отраслей, территорий области, однако отсутствует организационная структура, призванная решать данные задачи;
по одним и тем же специальностям и профессиям одновременно имеется неудовлетворенный спрос и избыточное предложение рабочей силы в разрезе территорий;
рынок труда и рынок образовательных услуг не имеют постоянных информационных взаимосвязей.
Использование программно-целевого метода и кластерной модели при решении указанных проблем обеспечивает единство четко структурированной и сформулированной содержательной части Программы с созданием и использованием финансовых и организационных механизмов ее реализации, а также контролем за промежуточными и конечными результатами Программы.
Реализация Программы позволит выстроить систему профессионального образования в соответствии с потребностями инновационной экономики, реализацией инвестиционных проектов в территориях, возможностями развития непрерывного образования и обеспечением профессионального самоопределения обучающихся.
Комплексный подход к решению указанных проблем предполагает использование программно-целевых методов, увязывающих мероприятия по срокам, ресурсам, а также организацию процесса управления и контроля.
2. Основные цель и задачи Программы
Основной целью Программы является:
создание в Тамбовской области современной системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
обеспечение соответствия квалификаций выпускников требованиям экономики;
консолидация ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций в развитии региональной системы профессионального образования;
создание и обеспечение широких возможностей для различных категорий населения в приобретении необходимых прикладных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности;
создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся.
3. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий охватывает реализацию вышеуказанных задач (приложение N 1 к Программе).
Задача 1. Обеспечение соответствия квалификаций выпускников требованиям экономики