Омская область обязана ежедневно обеспечивать питанием более 28 процентов населения. Питание предоставляется при нахождении граждан в следующих учреждениях: детские сады и школы, больницы, военные части и др.
Кроме того, более 33 процентов населения Омской области входят в организованные трудовые коллективы, охватывающие работников средних и крупных предприятий, не имеющих или имеющих ограниченные возможности по получению горячего питания в обеденный перерыв в традиционных точках общественного питания.
Действующая в настоящее время система питания не позволяет соблюдать высокие требования к качеству на всех этапах - от закупки сельхозпродукции до непосредственной раздачи питания. Кроме того, организуемое в настоящее время питание не ориентировано на использование продукции местного сельскохозяйственного производства.
Структура сельскохозяйственного производства показывает, что в руках средних и малых сельхозпроизводителей сосредоточено до 90 процентов производства продукции по некоторым категориям (крестьянские (фермерские) хозяйства и личные подсобные хозяйства в 2011 году: молоко - 58 процентов, картофель - 95 процентов, овощи - 87 процентов).
В настоящее время доступ таких производителей к рынку жестко ограничен в условиях несовершенства его инфраструктуры, возрастающей монополизации торговых сетей, слабого развития кооперации в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции.
Очевидна необходимость построения производственно-сбытовых цепочек для отечественных сельхозпроизводителей, организация которых возможна через создание производственно-логистических центров (далее - ПЛЦ) и (или) агропромышленных кластеров, предназначенных для создания замкнутой цепочки агропромышленного производства, включая производство продуктов питания.
Современным, инновационным и эффективным способом решения задачи предоставления питания населению является создание единой системы внутренней продовольственной помощи, включающей коллективное питание и основанной на продукции агропромышленного комплекса Омской области.
Причины использования программного подхода к построению системы коллективного питания:
- отсутствие товаропроводящей инфраструктуры и системного подхода к организации коллективного питания;
- игнорирование современного индустриального подхода к организации питания коллективов, технологическая неразвитость производства рационов питания;
- низкая экономическая эффективность существующего подхода к предоставлению коллективного питания;
- отсутствие начального исследования и постоянной системы мониторинга баланса спроса и предложения;
- неразвитая система контроля качества как сырья, так и предоставляемого коллективного питания.
Целевая направленность системы внутренней продовольственной помощи позволяет решить государственные задачи, определенные Стратегией развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 года N 559-р, Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717, положениями Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, а также областными проектами и программами, разработанными для реализации направлений государственной и областной политики в сфере достижения продовольственной безопасности.