Перечень мероприятий Программы, планируемых к реализации, разработан, исходя из направлений, определенных приоритетами развития агропромышленного комплекса Омской области, Стратегией социально-экономического развития Омской области до 2025 года, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 24 июня 2013 года N 93, и проектом концепции разработки мер поддержки отечественных производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции на основе механизмов внутренней продовольственной помощи в рамках "зеленой корзины" Всемирной торговой организации, подготовленным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства Омской области от 21.10.2015 N 287-п)
Перечень мероприятий Программы представлен в приложении N 2 к Программе.
Основными принципами реализации мероприятий Программы являются:
1. Применение подхода управления цепочками поставок.
Для решения задач, предусмотренных Программой, целесообразно применить метод построения производственно-сбытовых цепочек.
Суть подхода заключается в создании и развитии товаропроводящей инфраструктуры для отечественных сельскохозяйственных производителей, включающей мощности по хранению, первичной и глубокой переработке, производства продуктов питания и полуфабрикатов, в том числе высокой степени готовности, их транспортировке, доставке и сервировке для конечного потребителя. Таким образом, создается последовательная цепь технологически синхронизированных производственных предприятий, объектов складской логистики, транспортных предприятий, операторов питания, сервиса и торговли.
В зависимости от продуктового баланса и от уровня развития традиционных для Омской области отраслей сельского хозяйства должны создаваться комплексы предприятий полной производственно-сбытовой цепочки поставок продукции растениеводства и животноводства.
2. Укрупнение и централизация заказа и управления системой внутренней продовольственной помощи.
Управление вышеуказанными процессами включает организацию, планирование, контроль и регулирование товарного потока, начиная с получения заказа, закупки сырья и материалов для обеспечения производства продукции и заканчивая доведением продукции с оптимальными затратами ресурсов до конечного потребителя в соответствии с требованиями рынка. Данную деятельность целесообразно осуществлять из единого центрального органа. К задачам такого органа также будут отнесены:
- предоставление субъектам указанных процессов мер государственной поддержки в соответствии с государственными, ведомственными программами;
- мониторинг ценообразования на всех этапах цепи поставок продукции и исключение посреднического звена;
- организация и проведение государственных закупок, установление критериев отбора, контроль исполнения контрактов и прочие функции заказчика в соответствии с законодательством на оказание услуг организации питания и (или) поставки продуктов питания, полуфабрикатов, рационов, сельскохозяйственного сырья в учреждения социальной сферы, а также для нужд адресной продовольственной поддержки;
- сбор, обработка и предоставление рыночной информации местным производителям сельскохозяйственного сырья, перерабатывающим предприятиям и прочим участникам цепочки для планирования производства.
В связи с тем, что на орган управления системой внутренней продовольственной помощи частично возлагаются государственные функции в части распределения государственных заказов, льгот и преференций, управление системой внутренней продовольственной помощи должно оставаться прерогативой органов исполнительной власти Омской области.
3. Адресность.
Принцип адресности реализуется:
- в сторону потребителя системы внутренней продовольственной помощи - нормативно-подушевое выделение бюджетных средств на потребителя и формирование рациона питания в зависимости от физиологических норм и особенностей (условий труда и профессиональных особенностей, возрастных, особенностей заболевания) той категории населения, к которой относится конечный потребитель;
- в сторону производителя продуктов питания - при централизованном управлении системой внутренней продовольственной помощи бюджетные средства, предоставляемые на оказание услуги питания, предполагается направить на продукты, закупленные у отечественного производителя (то есть выделенные средства будут переходить на развитие отечественного сельскохозяйственного производителя и переработчика).
Для оказания адресной продовольственной помощи в дальнейшем планируется внедрение электронных дисконтных карт.
4. Контроль качества на всех звеньях цепи.
В связи с тем, что продукция системы внутренней продовольственной помощи относится к категории скоропортящихся продуктов, необходимо выстраивание "холодных цепей", относящихся к управлению температурой таких продуктов, для поддержания безопасности и качества продуктов питания от места сельскохозяйственного производства через звенья переработки и распределения до конечного потребителя.
Мероприятия этапа 1. Организация временной схемы работы системы внутренней продовольственной помощи, основанной на продукции местных поставщиков (2013 - 2014 годы):
1) разработка и концептуальное описание временной схемы работы внутренней продовольственной помощи, основанной на продукции местных поставщиков:
- описание функционирования системы внутренней продовольственной помощи с ориентацией на местных производителей и с сохранением текущей принципиальной организационной схемы;
- критерии и показатели переориентации финансовых потоков по временной схеме организации питания, учитывающей продукцию местных производителей;
- целевое производство сельскохозяйственного сырья и его поставки в систему внутренней продовольственной помощи;
- производство готовой продукции (полуфабрикатов) для обеспечения конечного потребителя системы внутренней продовольственной помощи;
- содействие обеспечению и контролю безопасности и качества пищевых продуктов для поставки в системы социального питания на всех стадиях производства, переработки и потребления пищевой продукции;