ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 марта 2024 года N 141-п


О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 16.03.2015 N 89-п

Правительство Новосибирской области
     
п о с т а н о в л я е т:

Внести в постановление Правительства Новосибирской области от 16.03.2015 N 89-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Новосибирской области» следующие изменения:

1. В государственной программе Новосибирской области «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Новосибирской области» (далее - государственная программа):

1) раздел I «Паспорт государственной программы Новосибирской области» изложить в следующей редакции:


«I. «Стратегические приоритеты в сфере реализации
государственной программы Новосибирской области Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Новосибирской области»



1. Оценка текущего состояния сферы реализации
государственной программы

Государственная политика в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон N 261-ФЗ) осуществляется в Новосибирской области в рамках реализации государственной программы Новосибирской области «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Новосибирской области», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 16.03.2015 N 89-п (далее - государственная программа).

Государственная программа охватывает государственные учреждения бюджетной сферы, систему коммунальной инфраструктуры Новосибирской области.

В соответствии с требованием Закона N 261-ФЗ государственные учреждения обязаны обеспечить снижение потребляемых ресурсов. Во исполнение установленного требования государственными учреждениями, подведомственными областным исполнительным органам Новосибирской области (далее - государственные учреждения), мероприятия энергосбережения осуществлялись в рамках государственной программы, программ энергосбережения государственных учреждений и в рамках текущей эксплуатации зданий государственных учреждений.

В 2023 году по сравнению с 2014 годом потребление электрической энергии государственными учреждениями не уменьшилось, несмотря на проведенные в течение данных десяти лет мероприятия энергосбережения. Это связано, прежде всего, со вводом в эксплуатацию мощного оборудования (установка серверов), с реорганизациями учреждений, а также увеличением штатной численности специалистов, числа посетителей или обучающихся, с установкой дополнительного электрооборудования, увеличением времени работы филиалов государственного автономного учреждения Новосибирской области «Многофункциональный центр организации предоставления государственных и муниципальных услуг Новосибирской области».

За указанный период времени потребление тепловой энергии государственными учреждениями снизилось на 12% в результате реализации мероприятий энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Во исполнение Закона N 261-ФЗ государственными учреждениями разрабатываются и реализуются программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В рамках данных программ мероприятия энергосбережения и повышения энергетической эффективности выполняются государственными учреждениями, имеющими договоры с энергоснабжающими организациями на предоставление электрической и тепловой энергии или имеющими собственные источники тепловой энергии.

Проблемами систем жизнеобеспечения - теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, препятствующими обеспечению энергетической эффективности в коммунальной сфере, являются:

устаревшее оборудование, большой срок службы и изношенность инженерных коммуникаций, в том числе систем теплоснабжения, котельных в муниципальных образованиях;

наличие технологических, коммерческих потерь (нераспределенного тепла);

превышение удельных показателей расхода топливно-энергетических ресурсов на выработку тепловой энергии.

Проблема надежности теплоснабжения в небольших поселениях на территории Новосибирской области связана с муниципальными котельными, которые в настоящее время являются убыточными из-за невозможности сбалансировать выработку и потребление тепловой энергии при существующем тарифе.

Анализ финансово-экономической деятельности теплоснабжающих организаций показал, что в условиях существующих нормативов потребления тепловой энергии на нужды отопления и тарифных ограничений для граждан централизованное теплоснабжение малоэтажной застройки, в первую очередь индивидуального жилищного фонда, для теплоснабжающих организаций экономически невыгодно.

Строительство, реконструкция (модернизация) муниципальных котельных с использованием энергоэффективного оборудования с высоким коэффициентом полезного действия, приобретение (поставка) блочно-модульных транспортабельных сертифицированных котельных, в том числе в рамках лизингового механизма, замена основного и вспомогательного оборудования котельных, оптимизация гидравлических режимов тепловых сетей (замена котлов, насосного оборудования, электротехнического оборудования, частотное регулирование и др.) позволяет решать указанную проблему.

В целях повышения эффективности работы системы теплоснабжения необходимо осуществлять перевод индивидуального и малоэтажного (до трех этажей включительно) (далее - малоэтажного) жилищного фонда Новосибирской области с централизованного теплоснабжения на индивидуальное поквартирное отопление.

Перевод на индивидуальное поквартирное отопление предполагается осуществлять в соответствии с утвержденными схемами теплоснабжения поселений при относительно отдаленном нахождении потребителей от источника тепловой энергии путем установки (монтаж, подключение) индивидуальных отопительных котлов (твердотопливных, газовых, электрических) в следующих случаях:

газификации населенного пункта;

модернизации системы теплоснабжения населенного пункта;

если потребителями тепла являются учреждения, организации и при этом к источнику теплоснабжения подключено несколько индивидуальных потребителей;

банкротства предприятия, осуществляющего эксплуатацию системы теплоснабжения, или вывода собственником или иным законным владельцем источника тепловой энергии, тепловых сетей из эксплуатации в соответствии с Правилами вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.2023 N 1130;

предоставления муниципальным образованиям субсидии из средств областного бюджета на погашение задолженности за топливно-энергетические ресурсы, в населенных пунктах которых теплоснабжение жилых домов приводит к прямым убыткам предприятий.

При установке двух контурных газовых или электрических котлов у потребителей появляется новая коммунальная услуга - горячее водоснабжение. Прекращается несанкционированный отбор теплоносителя из системы отопления.

Для обеспечения сбалансированного развития систем коммунальной инфраструктуры с учетом перспективных потребностей необходимо развитие потенциала жилищно-коммунального хозяйства в Новосибирской области путем внедрения механизмов государственно-частного (муниципально-частного) партнерства, заключения концессионных соглашений.

Инициатива нацелена на привлечение инвестиций для модернизации объектов теплоснабжения, что дает возможность обеспечить надежное оказание услуг по теплоснабжению при меньшем объеме вложений бюджетных средств в объекты капитального строительства.

Во исполнение пункта 2 перечня поручений по итогам пленарного заседания международного форума «Российская энергетическая неделя»,утвержденного Президентом Российской Федерации от 30.10.2022 N Пр-2067, в газифицированных населенных пунктах возможна реализация мероприятий по строительству газовых котельных образовательных учреждений.

Проводится работа по газификации Новосибирской области, в том числе для расширения возможностей по использованию газа при производстве тепловой энергии и горячей воды в централизованных системах теплоснабжения и горячего водоснабжения жилищного фонда путем строительства газовых котельных в целях исполнения обязательств Правительства Новосибирской области в рамках корректировки (актуализации) программы развития газоснабжения и газификации Новосибирской области на период 2021-2025 годов (по состоянию на 2022 год) публичного акционерного общества «Газпром» (далее - ПАО «Газпром»), утвержденной 29.12.2022 Губернатором Новосибирской области Травниковым А.А.и Председателем Правления ПАО «Газпром» Миллером А.Б.

Использование альтернативных источников энергии на территории Новосибирской области особую актуальность имеет для сельской местности, где повышение энергетической эффективности предприятий сельского хозяйства может достигаться за счет мероприятий по вовлечению в топливно-энергетические балансы самих предприятий отходов сельскохозяйственного производства - соломы, лузги в растениеводстве и навоза в животноводстве. Также перспективными для использования в энергетических целях можно рассматривать отходы предприятий лесозаготовительного и деревообрабатывающего комплекса (опилки, щепа, отходы санитарных рубок).

Использование альтернативных или возобновляемых источников энергии позволит за счет снижения стоимости топливной составляющей повысить энергетическую эффективность муниципальных котельных.

С целью разработки технологий сжигания местных видов топлива возможна реализация мероприятий по научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам (далее - НИОКР).

Реализация мероприятий по НИОКР направлена на поиск способов использования и сжигания доступных на местном уровне видов топлива, таких как биотопливо, отходы и другие формы возобновляемых источников энергии с целью уменьшения зависимости Новосибирской области от импортируемых ископаемых видов топлива и, как следствие, возможному уменьшению затрат за потребленную тепловую энергию для потребителей и органов местного самоуправления.



2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы

Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы определены с учетом:

Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.06.2020 N 1523-р, в которой указано на имеющийся потенциал энергосбережения в Российской Федерации;

Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон N 261-ФЗ), которым регулируются отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, а также установлены полномочия субъектов Российской Федерации в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе по разработке и реализации региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении», которым установлено полномочие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения по составлению топливно-энергетического баланса субъекта Российской Федерации;

постановления Правительства Российской Федерации от 11.02.2021 N 161 «Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»;

Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 19.03.2019 N 105-п «О Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года», которой определено, что задачи и основные направления деятельности в сфере развития Новосибирской области будут реализовываться, в том числе, в рамках энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Исходя из целей государственной политики в сфере реализации государственной программы сформирована система целей, включающая:

повышение энергетической эффективности в государственных учреждениях Новосибирской области при снижении потребления электроэнергии и тепловой энергии;

повышение энергетической эффективности в коммунальном комплексе Новосибирской области при снижении удельного расхода топлива и доли потерь тепловой энергии.



3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации

В рамках государственной программы обеспечивается достижение целей и решение стратегических задач, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», с учетом государственной программы Российской Федерации «Развитие энергетики», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 321.



4. Задачи (направления) государственной программы, способы
их эффективного решения

Задачами (направлениями) государственной программы являются:

снижение потребления государственными учреждениями топливно-энергетических ресурсов;

снижение потребления топливно-энергетических ресурсов в коммунальном комплексе.

Снижение потребления государственными учреждениями топливно-энергетических ресурсов осуществляется путем рационального потребления электрической и тепловой энергии, реализации программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Снижение потребления топливно-энергетических ресурсов в коммунальном комплексе осуществляется путем:

определения перспективных направлений развития систем энергоснабжения с помощью отчетного и целевого топливно-энергетических балансов Новосибирской области. Отчетный и целевой топливно-энергетические балансы Новосибирской области разрабатываются во исполнение Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении»;

строительства и реконструкции котельных, тепловых сетей, включая вынос водопроводов из каналов тепловой сети;

перевода индивидуального и малоэтажного жилищного фонда с централизованного теплоснабжения на индивидуальное поквартирное отопление;

замены основного и вспомогательного оборудования котельных, оптимизации гидравлических режимов тепловых сетей.»;

2) раздел II «Обоснование необходимости реализации государственной программы», раздел IV «Система основных мероприятий государственной программы» признать утратившими силу;

3) приложение N 1 «Цели, задачи и целевые индикаторы государственной программы Новосибирской области «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Новосибирской области» изложить в редакции согласно приложению N 1 к настоящему постановлению;

4) приложение N 2 «Основные мероприятия государственной программы Новосибирской области «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Новосибирской области» признать утратившим силу;

5) приложение N 2.1 «Основные мероприятия государственной программы Новосибирской области «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Новосибирской области» изложить в редакции согласно приложению N 2 к настоящему постановлению;

6) приложение N 3 «Сводные финансовые затраты и налоговые расходы государственной программы Новосибирской области «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Новосибирской области» изложить в редакции согласно приложению N 3 к настоящему постановлению;

7) приложение N 4 «Методика расчета субсидий местным бюджетам из областного бюджета Новосибирской области на реализацию программных мероприятий по установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления топливно-энергетических ресурсов и модернизации инженерных сетей в жилищном фонде» признать утратившим силу;

8) приложение N 1 «Цели, задачи и целевые индикаторы государственной программы Новосибирской области «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Новосибирской области», приложение N 2.1 «Основные мероприятия государственной программы Новосибирской области «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Новосибирской области», приложение N 3 «Сводные финансовые затраты и налоговые расходы государственной программы Новосибирской области «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Новосибирской области» признать утратившими силу с 01.06.2024.

2. Приложение N 3 «Условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из областного бюджета Новосибирской области на реализацию мероприятий государственной программы Новосибирской области «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Новосибирской области», предусмотренных в жилищном секторе» признать утратившим силу.



Губернатор области
 А.А. Травников


Приложение N 1
к постановлению Правительства
 Новосибирской области
от 27.03.2024 N 141-п


«Приложение N 1
к государственной программе Новосибирской области
 «Энергосбережение и повышение энергетической
 эффективности Новосибирской области»

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ
государственной программы Новосибирской области «Энергосбережение и повышение энергетической
эффективности Новосибирской области»

Цель/задачи, требующие решения для достижения цели

Наименование целевого индикатора

Еди-ница изме-рения

Значение целевого индикатора по годам

Примечание

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Цель: снижение энергоемкости валового регионального продукта (ВРП) Новосибирской области; переход к рациональному и экологически ответственному использованию энергетических ресурсов

1. Энергоемкость ВРП Новосибирской области (к уровню 2014 года)

%

100

99,0

91,5

87,0

79,0

78,0

70,0

65,0

64,0

56,0

Энергоемкость ВРП в 2023 году снизится на 44% к уровню 2014 года

Задача 1. Повышение энергетической эффективности в государственных и муниципальных учреждениях

2. Удельное потребление энергетических ресурсов государственными учреждениями Новосибирской области (к уровню 2014 года)

%

Удельное потребление энергоресурсов государственными учреждениями Новосибирской области в 2023 году снизится к уровню 2014 года не менее чем на 2%

электроэнергии

100

99,0

98,0

98,0

97,0

99,0

99,0

99,0

99,0

98,0

тепловой энергии

100

99,0

98,0

98,0

97,0

99,0

98,0

95,0

99,0

98,0

воды

100

99,0

98,0

94,0

93,0

99,0

94,0

84,0

93,0

92,0

Задача 2. Повышение энергетической эффективности в жилищном секторе

3. Удельный расход энергетических ресурсов в жилищном фонде (к уровню 2014 года)

%

100

100

100

100

100

99,5

94,5

94,0

93,5

93,0

В 2020-2023 годах плановые значения установлены с учетом итогов, достигнутых в 2019 году

Задача 3. Повышение энергетической эффективности в системе коммунальной инфраструктуры

4. Удельный расход топлива муниципальными котельными на выработку тепловой энергии (к уровню 2014 года)

%

100

99,5

-

-

-

-

-

-

-

-

С 2016 года индикатор исключен

5. Доля муниципальных котельных, оснащенных источником резервного электроснабжения, от установленной потребности

%

0,0

53,9

55,7

55,7

64,0

64,8

64,8

-

-

-

С 2021 года индикатор исключен

6. Доля муниципальных образований Новосибирской области, в которых разработаны и утверждены схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, от установленной потребности

%

77,7

100

100

100

100

100

100

100

100

100

7. Доля муниципальных образований Новосибирской области, в которых выполнена модернизация, строительство и реконструкция муниципальных котельных и тепловых сетей (в том числе капитальный ремонт) и сетей водоснабжения (нарастающим итогом с начала реализации государственной программы)

%

-

1,7

1,7

3,0

3,9

4,3

4,8

5,0

6,1

7,8

Индикатор введен в 2016 году

8. Удельный расход топлива на выработку тепловой энергии муниципальными котельными, построенными, модернизированными и реконструированными в соответствии с требованиями энергетической эффективности, при работе на угле

кг у.т./
Гкал

-

-

208,8

-

208,8

-

208,8

-

208,8

208,8

Индикатор введен с 2016 года. В отчетном году индикатор определяется по результатам работ, выполненных в предыдущем году

9. Удельный расход топлива на выработку тепловой энергии муниципальными котельными, построенными, модернизированными и реконструированными в соответствии с требованиями энергетической эффективности, при работе на газе

кг у.т./
Гкал

-

-

162,8

-

162,8

162,8

162,8

162,8

-

162,8

Индикатор введен с 2016 года. В отчетном году индикатор определяется по результатам работ, выполненных в предыдущем году

10. Удельный расход электрической энергии на выработку тепловой энергии муниципальными котельными, построенными, модернизированными и реконструированными в соответствии с требованиями энергетической эффективности

кВт·ч./
Гкал

-

-

33,0

-

33,0

33,0

33,0

33,0

33,0

33,0

Индикатор введен с 2016 года.
В отчетном году индикатор определяется по результатам работ, выполненных в предыдущем году

11. Потери тепловой энергии в муниципальных тепловых сетях, построенных, реконструированных, капитально отремонтированных в соответствии с требованиями энергетической эффективности

%

-

-

6,8

-

6,8

6,8

6,8

-

6,8

6,8

Индикатор введен с 2016 года.
В отчетном году индикатор определяется по результатам работ, выполненных в предыдущем году

12. Количество муниципальных котельных (и других источников тепловой энергии), построенных, модернизированных и реконструированных в соответствии с требованиями энергетической эффективности, ежегодно

ед.

-

4

0

6

4

4

1

1

2

7

Индикатор введен с 2016 года.
С учетом достигнутых значений в 2018 году (построена 1 котельная) за период действия госпрограммы планируется построить, модернизировать и реконструировать 36 котельных

П1. Количество источников тепловой энергии, построенных, реконструированных с использованием геотермальных тепловых насосов

ед.

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2

В 2023 году планируется строительство 2 источников тепловой энергии с использованием геотермальных тепловых насосов

13.Протяженность муниципальных тепловых сетей, построенных, реконструированных, капитально отремонтированных в соответствии с требованиями энергетической эффективности, в том числе муниципальных сетей водопровода, вынесенных из канала тепловых сетей, ежегодно

км

-

19,8

0

11,4

1,4

2,5

7,2

1,55

2,62

0,88

Индикатор введен с 2016 года

14. Доля квартир (домовладений), переведенных на индивидуальное поквартирное отопление, ежегодно (нарастающим итогом с 2020 года реализации государственной программы), от общего количества квартир, подлежащих переводу на индивидуальное поквартирное отопление

%

-

-

-

-

-

-

2,0

2,8

4,8

5,3

Индикатор введен с 2020 года.
В 2020-2022 годах переведено 187 домовладения с централизованного теплоснабжения на индивидуальное поквартирное отопление.
На 2023 год запланировано к переводу 21 домовладение

15. Доля систем теплоснабжения, на которых реализованы энергоэффективные мероприятия, ежегодно (нарастающим итогом с 2023 года реализации государственной программы), от общего количества систем теплоснабжения, нуждающихся в проведении энергоэффективных мероприятий

%

-

-

-

-

-

-

-

-

-

0,25

Индикатор введен с 2023 года.
По состоянию на 31.12.2022 базовое значение систем теплоснабжения, нуждающихся в реализации энергоэффективных мероприятий - 400.
В 2023 году запланирована реализация мероприятий на 1 системе теплоснабжения

Задача 4. Стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности в экономике Новосибирской области

16. Количество юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области энергосбережения, в том числе по энергосервисным контрактам, при поддержке из областного бюджета Новосибирской области в рамках государственной программы, ежегодно

ед.

0

3

0

0

0

-

-

-

-

-

С 2019 года реализация мероприятия не планируется

17. Количество предприятий, организаций, заключивших с министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области соглашение о взаимодействии и сотрудничестве в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности

ед.

18

20

20

20

11

11

11

11

7

6

18. Доля оснащенных энергоэффективным оборудованием трамваев и троллейбусов от общего их количества в г. Новосибирске

%

46,6

50,1

46,6

46,6

52,3

40,3

48,9

44,0

45,9

47,0

В 2022-2023 годах плановые значения установлены с учетом оснащения по 5 трамваев ежегодно, при общем количестве подвижного состава - 434 единицы

19. Количество реализуемых предприятиями, осуществляющими инвестиционную деятельность совместно с муниципальными образованиями Новосибирской области, проектов по использованию возобновляемых источников энергии (нарастающим итогом с начала реализации государственной программы)

ед.

0

1

2

1

2

3

3

3

3

-

С 2023 года реализация мероприятия не планируется

20. Удельное потребление электроэнергии (на единицу товарной продукции) на собственные нужды в органи-зациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности на территории Новосибирской области, к уровню 2014 года

%

100

99,5

99,0

94,0

89,5

85,5

86,5

86,0

87,5

87,0

21. Количество мероприятий, направленных на информированность потребителей о способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности

ед.

-

-

2

2

2

2

2

2

2

2

Индикатор введен с 2016 года

22. Количество разработанных топливно-энергетических балансов (отчетного/ целевого)

ед.

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2

Индикатор введен с 2023 года

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»