В соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом Новосибирской области от 18.12.2015 N 24-ОЗ «О планировании социально-экономического развития Новосибирской области», постановлением Правительства Новосибирской области от 01.12.2015 N 421-п «Об утверждении Порядка разработки и корректировки прогноза социально-экономического развития Новосибирской области на среднесрочный период», постановлением Правительства Новосибирской области от 29.03.2022 N 129-п «О подготовке прогноза социально-экономического развития Новосибирской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов»:
1. Одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития Новосибирской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов (далее - прогноз социально-экономического развития).
2. Руководителям областных исполнительных органов Новосибирской области при разработке документов планирования социально-экономического развития Новосибирской области на 2023 год иплановый период 2024 и 2025 годов руководствоваться прогнозом социально-экономического развития.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области при подготовке документов стратегического планирования соответствующих муниципальных образований руководствоваться прогнозом социально-экономического развития.
4. Контроль за исполнением распоряжения возложить на первого заместителя Председателя Правительства Новосибирской области Знаткова В.М.
Губернатор области
А.А. Травников
ПРОГНОЗ
социально-экономического развития Новосибирской области
на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов
Прогноз социально-экономического развития Новосибирской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов разработан в соответствии с Законом Новосибирской области от 18.12.2015 N 24-ОЗ «О планировании социально-экономического развития Новосибирской области», Порядком разработки и корректировки прогноза социально-экономического развития Новосибирской области на среднесрочный период, утвержденным постановлением Правительства Новосибирской области от 01.12.2015 N 421-п, на основе анализа тенденций развития экономики и социальной сферы, сложившихся в период 2020-2021 годов и в I полугодии 2022 года, исходя из целей и задач Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 19.03.2019 N 105-п, ориентиров и приоритетов государственной экономической и социальной политики.
При подготовке прогноза были учтены основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2023-2025 годы, а также положения Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», от 21.07.2020 N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 21.04.2021, Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 N 2765-р), мероприятия, запланированные в 2022 году Планом первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления (одобрен 15 марта 2022 года на заседании Президиума Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций), Планом по обеспечению устойчивости экономики Новосибирской области (утвержден 21 марта 2022 года Губернатором Новосибирской области А.А. Травниковым).
В 2021 году прирост экономики Новосибирской области составил 5,8% к уровню 2020 года c объемом валового регионального продукта Новосибирской области (обобщающего показателя, характеризующего результат производства товаров и услуг в регионе) 1550,4 млрд рублей (оценка).
По итогам 2020 года с учетом сложившейся ситуации в экономике и социальной сфере отмечено замедление социально-экономического развития региона. Объем ВРП в 2020 году составил 1356,9(1) млрд рублей, что ниже уровня 2019 года на 1,4% в сопоставимых ценах.
_________________________
(1) - здесь и далее официальные статистические данные (Новосибирскстат, Росстат) приведены по состоянию на 09.09.2022.
В 2020 и 2021 годах отмечена положительная динамика промышленного производства с приростом за два года в сопоставимых ценах на 14,8% к уровню 2019 года. Индекс промышленного производства в январе-июне 2022 года составил 102,3% к уровню аналогичного периода 2021 года.
Наиболее высокие темпы роста промышленного производства в 2020-2021 годах отмечены в сфере водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений (прирост к уровню 2019 года составил 33,5%), а также в сфере обрабатывающих производств (прирост к уровню 2019 года составил 15,2%).
Индекс производства по виду деятельности «Добыча полезных ископаемых» в январе-июне 2022 года - 123,3% к уровню января-июня 2021 года, по виду деятельности «Обрабатывающие производства» - 99,4% к январю-июню 2021 года.
Несмотря на экономические сложности и непростые климатические условия, агропромышленный комплекс в Новосибирской области остается одной из стабильно работающих отраслей.
Объем производства продукции сельского хозяйства, произведенной в хозяйствах всех категорий за 2020-2021 годы увеличился в сопоставимых ценах на 18,4% к уровню 2019 года.
Новосибирская область производит 16,2% от общего объема продукции сельского хозяйства Сибирского федерального округа и занимает 2 место среди регионов СФО.
По площади посева зерновых культур Новосибирская область занимает 3 место среди регионов СФО, а по валовому сбору зерна - 2 место.
В 2021 году аграриями Новосибирской области собрано 3,4 млн тонн зерна в весе после доработки (134,4% к уровню 2020 года). Средняя урожайность зерновых культур составила 22,6 ц/га, что на 27% выше, чем в 2020 году.
В СФО регион занимает 1 место по производству овощей и 6 место по производству картофеля, 2 место по производству яиц, мяса и молока.
В 2021 году в хозяйствах всех категорий производство молока составило 847,3 тыс. тонн (увеличилось относительно уровня 2020 года на 3,1%), производство мяса скота и птицы в живом весе - 252,6 тыс. тонн (увеличилось на 2%), производство яиц - 1111,1 млн штук (снизилось на 10,7%).
За январь-июнь 2022 года объем производства продукции сельского хозяйства, произведенной в хозяйствах всех категорий, в сопоставимых ценах увеличился на 8,4% к уровню соответствующего периода 2021 года и составил 76,9 млрд рублей.
По состоянию на 01.07.2022 в хозяйствах всех категорий производство основных видов продукции составило: молока - 444,5 тыс. тонн (104,5% к соответствующему периоду 2021 года), мяса скота и птицы (в живом весе) - 114,6 тыс. тонн (115%), яиц - 635,5 млн штук (119%).
Оптовая торговля играет существенную роль в системе экономических связей между предприятиями-производителями и организациями розничной торговли. За два года (2020-2021) ежегодный оборот оптовой торговли вырос на 10% и достиг 2010,2 млрд рублей. В сопоставимых ценах рост составил 98,5%. За 6 месяцев 2022 года отмечается снижение оборота оптовой торговли к уровню 6 месяцев 2021 года (индекс физического объема в январе-июне 2022 года составил 94% к уровню января-июня 2021 года). Вместе с тем Новосибирская область сохраняет лидирующие позиции по объему оборота оптовой торговли среди субъектов СФО.
В Новосибирской области отмечается достаточно стабильный спрос на товары и услуги. За 2 года (2020-2021) оборот розничной торговли увеличился в сопоставимых ценах на 13,5%. Оборот розничной торговли в Новосибирской области за 2021 год составил 671,9 млрд рублей с индексом физического объема в сопоставимых ценах к 2020 году 113,7% (в среднем по СФО - 107,5%). В I полугодии 2022 года оборот розничной торговли составил 382,8 млрд рублей с индексом физического объема 103,4% к соответствующему периоду 2021 года.
В структуре оборота розничной торговли Новосибирской области преобладают непродовольственные товары, удельный вес которых составляет 55,2%, доля пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия, составила 44,8%. По итогам 2021 года доля продаж через Интернет в общем объеме оборота розничной торговли составила 8,6% (пятое место среди субъектов Российской Федерации после города Севастополь (10,4%), города Москвы (9,2%), Московской области и города Санкт-Петербурга (8,8%). В среднем по Российской Федерации доля продаж через Интернет в общем объеме оборота розничной торговли составила 5,1%, по СФО - 4,0%.
Населению в Новосибирской области в 2021 году оказано платных услуг на сумму 184,5 млрд рублей. В сопоставимых ценах объем платных услуг населению составил 114,1% к уровню 2020 года. За 2 года (2020-2021) наблюдается снижение объема платных услуг населению на 1,0% в сопоставимых ценах. Основной причиной снижения объема платных услуг является введение ограничительных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19). В структуре платных услуг наибольший удельный вес занимают коммунальные услуги (20,5%), услуги телекоммуникационные (15,7%), транспортные услуги (12,3%), медицинские услуги (12,9%).
В I полугодии 2022 года отмечается увеличение объема платных услуг относительно того же периода 2021 года. Оказано платных услуг на сумму 113,6 млрд рублей (индекс физического объема в январе-июне 2022 года составил 121,3% к уровню января-июня 2021 года).
Внешнеторговый оборот Новосибирской области в 2021 году составил 7587,3 млн долларов США и увеличился по сравнению с предыдущим годом на 34,2% (в 2020 году - 5651,8 млн долларов США). Сальдо внешнеторгового баланса сложилось положительное в размере 88,1 млн долларов США (в 2020 году - положительное в размере 212,8 млн долларов США). Внешнеэкономические отношения в 2021 году осуществлялись с партнерами из 134 стран. В структуре товарооборота 34,7% занимали внешнеэкономические операции с КНР, 12,5% - с Казахстаном, 9,6% - с Францией, 7,5% - с США, 3,4% - с Индией, 3,3% - с Белоруссией, 3,0% - с Украиной, 2,7% - с Республикой Корея, 2,6% - с Германией, 1,5% - с Японией.
По итогам последних лет Новосибирская область вышла на очередной исторический максимум по объему инвестиций в основной капитал. За два года в развитие экономики и социальной сферы Новосибирской области направлено порядка 563,6 млрд рублей. Прирост инвестиций в сопоставимых ценах за период 2020-2021 годов составил 9% к уровню 2019 года.
В Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации (далее - Рейтинг) с 2021 года субъекты Российской Федерации демонстрируют близкие результаты; регионам с незначительной разницей результата присваивается единое место в рейтинге. В 2022 году Автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» распределила 85 субъектов РФ в рейтинге по 34 местам. В соответствии с результатами рейтинга в 2022 году Новосибирская область сохранила свои позиции и осталась на 13-м месте.
По объему инвестиций в основной капитал среди субъектов СФО Новосибирская область стабильно занимает 4 место после Красноярского края, Иркутской и Кемеровской областей. Объем инвестиций в основной капитал на территории региона по итогам 2021 года формирует около 13,3% всех инвестиций СФО.
В структуре инвестиций в основной капитал по итогам 2021 года наибольшую долю составили затраты, направленные на строительство и реконструкцию зданий и сооружений, - 53,4% (159,0 млрд рублей), на приобретение машин и оборудования, транспортных средств, включая хозяйственный инвентарь, - 39,0% (116,1 млрд рублей), на развитие объектов интеллектуальной собственности и прочие инвестиции в основной капитал, - 2,3% (6,9 млрд рублей) и 5,3% (15,9 млрд рублей) соответственно.
В январе-июне 2022 года использовано 111,6 млрд рублей инвестиций в основной капитал.
По итогам 2020 года прибыль прибыльных организаций в Новосибирской области составила 253,3 млрд рублей, доля прибыльных организаций в общем числе организаций составила 80,1%. Наиболее высокая доля прибыльных организаций в общем объеме организаций (по полному кругу организаций) в 2020 году сложилась в следующих видах экономической деятельности: транспортировка и хранение (доля прибыльных - 84,3%), торговля оптовая и розничная (83,2%); строительство (82,5%), обрабатывающие производства (79,5%). Наибольшая сумма прибыли получена организациями следующих видов деятельности: торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов (30,1% в общем объеме прибыли), обрабатывающие производства (18,6% в общем объеме прибыли), строительство (5,9% в общем объеме прибыли), транспортировка и хранение (5,6% в общем объеме прибыли), добыча полезных ископаемых (5% в общем объеме прибыли).
По состоянию на конец 2021 года общая протяженность автодорог общего пользования Новосибирской области составляет 28,3 тыс. км, в том числе федерального значения - 0,8 тыс. км, регионального или межмуниципального значения - 12,7 тыс. км, местного значения - 14,8 тыс. км. Общая протяженность автодорог с твердым покрытием - 20,6 тыс. км, что составляет 72,8% от общей протяженности дорог общего пользования. Доля автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, отвечающих нормативным требованиям, по итогам 2021 года составила 42,5%.
В 2021 году грузооборот автомобильного транспорта всех видов экономической деятельности в Новосибирской области составил 4305,3 млн тонн-км(2.)
_________________________
(2) - данные приведены без учета субъектов малого предпринимательства, по всем видам экономической деятельности.
В 2020-2021 годах в строительной отрасли наблюдается нормализация делового климата, сопровождаемая восстановительной активностью, - объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», увеличился в сопоставимых ценах на 3,1%. По итогам 2021 года доля Новосибирской области в общем объеме работ, выполненных по виду деятельности «Строительство» в СФО, составляет 13,7%.
По итогам шести месяцев 2022 года объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», составил 70878,0 млн рублей, или 109,8% в сопоставимых ценах к соответствующему периоду 2021 года.
Приоритетами государственной политики, определенными в соответствии с Национальным проектом «Жилье и городская среда», являются кардинальное улучшение жилищных условий граждан, в том числе создание современного, комфортного, качественного жилищного фонда на территории Новосибирской области, обеспеченного развитой транспортной и социальной инфраструктурой.
Среди субъектов Сибирского федерального округа по масштабам жилищного строительства Новосибирская область уверенно лидирует, удерживая свои позиции в числе 20 регионов-лидеров Российской Федерации, которые обеспечивают более половины объема вводимого в эксплуатацию жилья в целом по стране.
Строительный комплекс представляет собой сложный механизм, от целостности и работоспособности которого зависит благосостояние экономики и качество жизни населения. От эффективности функционирования строительного комплекса во многом зависит конкурентоспособность отечественной экономики.
На территории Новосибирской области в 2021 году введено в эксплуатацию 2005 тыс. кв. м жилья, что составляет 103,1% к аналогичному периоду 2020 года, или 29 935 квартир.
В структуре веденного в эксплуатацию жилья 64,8% от общего объема ввода приходится на долю многоквартирного жилья, что в абсолютном выражении составляет 1298 тыс. кв. м (90,6% к аналогичному периоду 2020 года); 35,2% от общего объема приходится на долю индивидуального жилищного строительства, что в абсолютном выражении составляет 706 тыс. кв. м жилья (138% к аналогичному периоду 2020 года).
Объем ввода стандартного жилья в 2021 году составил 1543 тыс. кв. м (93,7% к аналогичному периоду 2020 года) или 77% от общего объема введенного жилья.
Объем ввода индустриального жилья в 2021 году составил 246 тыс. кв. м или 12,3% от общего объема введенного жилья.
За январь-июнь 2022 года введено в эксплуатацию 1105,9 тыс. кв. м жилья (169,7 % к аналогичному периоду 2021 года).
Структура введенного жилья выглядит следующим образом: 58,9% в общем объеме ввода занимают многоквартирные дома (650,9 тыс. кв. м); 41,1% составляет объем индивидуального жилищного строительства (455,0 тыс. кв. м).
Демографические факторы, связанные с ростом численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, работающих граждан пенсионного возраста и иностранных трудовых мигрантов привели к увеличению в 2021 году трудовых ресурсов в регионе.
Численность трудовых ресурсов в 2021 году увеличилась на 1,9% и составила 1748,7 тыс. человек, что составляет 62,8% от общей численности населения.
В течение последних лет в Новосибирской области в целом удалось сохранить стабильность на официальном (регистрируемом) рынке труда и создать максимальные условия для эффективной занятости населения.
По состоянию на 1 января 2022 года численность официально зарегистрированных безработных граждан сократилась в три раза по сравнению с началом 2021 года и составила 25,3 тыс. человек, уровень зарегистрированной безработицы за этот период снизился с 5,1% до 1,8% от численности рабочей силы, коэффициент напряженности на рынке труда (или число незанятых граждан на одну вакансию) снизился с 2,0 единиц до 0,5 единиц.
По состоянию на 1 января 2022 года в режимах неполного рабочего времени официально работали 2042 работника в 45 организациях области, в том числе 1365 человек работали неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, для 669 человек был введен режим простоя. 44% всех работающих в режимах сокращенного рабочего времени - это работники промышленности, 11% - сельского хозяйства.
Работодатели использовали режимы неполной занятости прежде всего в целях сохранения трудовых коллективов, и чтобы избежать сокращений персонала.
На 1 января 2022 года по сокращению уволены 4461 работник. 1803 человека, намеченных к высвобождению, остались на рабочих местах. Численность работников, заявленных к сокращению на предстоящий период, составила 1183 человека, что составляет 0,1% от среднесписочной численности работников организаций Новосибирской области.
За 2021 год работодателями Новосибирской области было заявлены 124,6 тыс. вакансий, из них 78% - вакансии постоянного характера, 70,2% - вакансии по рабочим профессиям. Региональный банк вакансий на 1 января 2022 года содержал 50,2 тыс. предложений работы.
За 2 квартал 2022 года численность рабочей силы (в возрасте 15 лет и старше) в среднем (по итогам выборочного обследования рабочей силы) составила по области 1393,6 тыс. человек, в том числе 1327,3 тыс. человек (95,2% численности рабочей силы) были заняты в экономике области и 66,3 тыс. человек (4,8%) не имели занятия, но активно его искали.
По данным обследования рабочей силы во 2 квартале 2022 года уровень участия в рабочей силе составил 61,2%, уровень занятости - 58,3%, уровень безработицы - 4,8%.
Из общей численности населения, занятого в экономике, в январе-мае 2022 года 910,2 тыс. человек работали в организациях области (в январе-мае 2021 года - 904,7 тыс. человек).
По результатам наблюдения во 2 квартале 2022 года было принято на работу 44,3 тыс. человек и выбыло по различным причинам 55,5 тыс. человек. Число выбывших работников превысило число прибывших на 11,2 тыс. человек (или на 25,3%), 2,5 тыс. человек были приняты на дополнительно веденные рабочие места. Из числа выбывших во 2 квартале 2022 года работников 78,8% прекратили трудовые отношения по собственному желанию.
Во 2 квартале 2022 года 4,6% списочной численности работников обследуемых организаций работали неполное рабочее время. Число работников, находившихся в простое по различным причинам, составило 2425 человек.
Численность не занятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в органах службы занятости населения, на конец августа 2022 года составила 19,8 тыс. человек, из них 16,9 тыс. человек имели статус безработного. Пособие по безработице назначено 82% безработных.
Всего в августе 2022 года статус безработного получили 3,3 тыс. человек (на 2,3 тыс. человек или на 41% меньше, чем в августе 2021 года).
Нагрузка не занятого трудовой деятельностью населения, состоящего на учете в органах службы занятости населения, к концу августа 2022 года составила 53 человека на 100 заявленных вакансий (на конец августа 2021 года - 62 человека на 100 вакансий).
В 2021 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций в Новосибирской области увеличилась по сравнению с 2020 годом на 11,2% и составила 46167 рублей. Рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы превысил рост потребительских цен, что обеспечило рост реальной среднемесячной начисленной заработной платы в 2021 году на 4,5% относительно 2020 года. Покупательная способность заработной платы (соотношение среднемесячной заработной платы и прожиточного минимума для трудоспособного населения области) составила 3,5 раза.
Среди регионов Сибирского федерального округа Новосибирская область в 2021 году занимает шестое место по размеру среднемесячной номинальной начисленной заработной платы, в то же время по показателю реальной начисленной заработной платы Новосибирская область переместилась с восьмого места в 2020 году на первое место в 2021 году.
Самый высокий уровень среднемесячной номинальной начисленной заработной платы сложился у работников, занятых деятельностью финансовой и страховой (84883 рубля), в области информации и связи (83181 рубль), а также деятельностью профессиональной, научной и технической (58485 рублей).