Действующий

О прогнозе социально-экономического развития Новосибирской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов

5. Развитие человеческого капитала и социальной сферы


5.1. Демографическое развитие Новосибирской области

Государственная демографическая политика Новосибирской области направлена на создание условий для сохранения положительных темпов демографического развития Новосибирской области и дальнейшего улучшения демографической ситуации путем осуществления мер по стимулированию рождаемости, регулированию миграционных процессов, предоставлению государственной поддержки семьям с детьми, модернизации системы здравоохранения, которые реализуются в рамках:

региональных проектов «Финансовая поддержка семей при рождении детей», «Старшее поколение», «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек», «Спорт - норма жизни», «Содействие занятости» национального проекта «Демография» в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», от 21.07.2020 N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

государственной программы Новосибирской области «Развитие здравоохранения Новосибирской области», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 07.05.2013 N 199-п;

государственной программы Новосибирской области «Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми в Новосибирской области», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 31.07.2013 N 322-п;

государственной программы Новосибирской области «Социальная поддержка в Новосибирской области» (проект);

государственной программы Новосибирской области «Оказание содействия добровольному переселению в Новосибирскую область соотечественников, проживающих за рубежом», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 06.08.2013 N 347-п;

Программы мер по демографическому развитию Новосибирской области на 2008-2025 годы, утвержденной постановлением Губернатора Новосибирской области от 29.12.2007 N 539;

Плана мероприятий по демографическому развитию Новосибирской области на 2016-2025 годы, утвержденного постановлением Губернатора Новосибирской области от 12.07.2016 N 159.

В соответствии с прогнозом в 2022-2024 годах предполагается снижение численности населения в трудоспособном возрасте, обусловленное вступлением в  трудоспособный возраст относительно малочисленных поколений людей, рожденных в 90-е годы прошлого столетия, и выбытием многочисленных поколений, рожденных в послевоенные годы.

Кроме того, к факторам, влияющим на общую численность населения, также относятся миграционные процессы. Миграционные процессы корректируют естественную демографическую ситуацию в регионе. В 2020-2021 годах ограничения, связанные с пандемией новой коронавирусной инфекции (COVID-19), отразились на динамике миграции.

В 2022-2024 годах по всем вариантам прогноза, с учетом сохранения миграционной привлекательности Новосибирской области, предполагается сохранение миграционного прироста по трем вариантам прогноза. Так, коэффициент миграционного прироста на 10000 человек населения по сравнению с 2021 годом (33,7) по 1 варианту прогноза к 2024 году снизится до 27,0, по 2 и 3 вариантам прогноза ожидается рост до 40,0 и 46,8 соответственно.

Демографический прогноз развития Новосибирской области с учетом реализации основных приоритетных направлений по содействию повышению рождаемости, предупреждению и снижению смертности по основным классам причин, а также сложившейся структуры населения отражает естественную убыль по 1 варианту прогноза до -4,6 промилле в 2022 году с последующим ухудшением до -5,1 промилле в 2023 году и до -5,4 соответственно в 2024 году; по 2 варианту прогноза естественная убыль в 2022 году составит -3 промилле, в 2023 году -3,4 промилле и в 2024 году -3,7 промилле; по 3 варианту прогноза естественная убыль в 2022 году составит -0,4 промилле, с последующим ухудшением до -0,8 промилле в 2023 году, до -1,0 промилле в 2024 году.

Прогноз предполагает сохранение ожидаемой продолжительности жизни при рождении населения области на уровне 2021 года 72,71 лет по 1 варианту прогноза и увеличение до 73,67 лет по 2 варианту и до 76,38 - по 3 варианту прогноза в 2024 году.

Реализация демографической государственной политики в среднесрочном периоде позволит сохранить тенденцию увеличения среднегодовой численности населения по второму и третьему вариантам прогноза.

К 2024 году численность населения достигнет 2782,3 тыс. человек по первому варианту прогноза, что на 3,2 тыс. человек или на 0,1% меньше, чем в 2021 году. По второму варианту прогноза численность населения увеличится на 12 тыс. человек или на 0,4% по сравнению с 2021 годом и достигнет 2797,5 тыс. человек. По третьему варианту прогноза численность населения увеличится на 35 тыс. человек или на 1,2% по сравнению с 2021 годом и достигнет 2820,5 тыс. человек.

5.2. Развитие рынка труда


В течение последних лет в Новосибирской области в целом удавалось сохранить стабильность на официальном (регистрируемом) рынке труда и создавать максимальные условия для эффективной занятости населения.

В течение 2020 года рынок труда Новосибирской области реагировал на снижение экономической активности в связи с введением ограничительных мер, обусловленных пандемией. В сферах экономической деятельности, в большей степени пострадавших в связи с введением ограничительных мер, произошел рост увольнений работников. Работодатели вынуждены использовать режимы неполной занятости. Увеличилась численность безработных.

Создание условий для максимальной реализации трудового потенциала, обеспечения эффективной занятости граждан является основным источником обеспечения благосостояния населения Новосибирской области.

Меры по обеспечению эффективной трудовой занятости населения, улучшению условий и охраны труда работников организаций Новосибирской области реализуются в рамках:

Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

национального проекта «Производительность труда» в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

государственной программы Новосибирской области «Содействие занятости населения», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 23.04.2013 N 177-п;

государственной программы Новосибирской области «Оказание содействия добровольному переселению в Новосибирскую область соотечественников, проживающих за рубежом», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 06.08.2013 N 347-п.

В 2022-2024 годах будут реализованы мероприятия по обеспечению стабильной ситуации на официальном рынке труда, осуществлению опережающих действий по содействию трудоустройству уволенных работников в связи с сокращением и находящихся под риском высвобождения на имеющиеся вакантные рабочие места.

Продолжится организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации, включая граждан предпенсионного возраста и женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста, в том числе в рамках национального проекта «Демография», а также национального проекта «Производительность труда».

Будут созданы условия для сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, стимулирования населения к трудовой активности, повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда и граждан с инвалидностью.