Действующий

О прогнозе социально-экономического развития Новосибирской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов

5. Развитие человеческого капитала и социальной сферы


5.1. Демографическое развитие Новосибирской области

Государственная демографическая политика Новосибирской области направлена на создание условий для сохранения положительных темпов демографического развития Новосибирской области и дальнейшего улучшения демографической ситуации путем осуществления мер по стимулированию рождаемости и миграционных процессов, предоставлению государственной поддержки семьям с детьми, модернизации системы здравоохранения, которые реализуются в рамках:

региональных проектов «Финансовая поддержка семей при рождении детей», «Старшее поколение», «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек», «Спорт - норма жизни», «Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» национального проекта «Демография» в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», от 21.07.2020 N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

государственной программы Новосибирской области «Развитие здравоохранения Новосибирской области», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 07.05.2013 N 199-п;

государственной программы Новосибирской области «Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с   детьми в Новосибирской области», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 31.07.2013 N 322-п;

государственной программы Новосибирской области «Оказание содействия добровольному переселению в Новосибирскую область соотечественников, проживающих за рубежом», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 06.08.2013 N 347-п;

Программы мер по демографическому развитию Новосибирской области на 2008-2025 годы, утвержденной постановлением Губернатора Новосибирской области от 29.12.2007 N 539;

Плана мероприятий по демографическому развитию Новосибирской области на 2016-2025 годы, утвержденного постановлением Губернатора Новосибирской области от 12.07.2016 N 159.

В соответствии с прогнозом в 2021-2023 годах предполагается снижение численности населения в трудоспособном возрасте, обусловленное вступлением в  трудоспособный возраст относительно малочисленных поколений людей, рожденных в 90-е годы прошлого столетия, и выбытием многочисленных поколений, рожденных в послевоенные годы. Рост численности населения Новосибирской области ожидается за счет миграционного прироста.

Новосибирская область выступает центром миграционного притяжения для  населения из соседних регионов и в целом для азиатской части России. Миграционные процессы существенно корректируют естественную демографическую ситуацию в регионе.

В 2021-2023 годах по двум вариантам прогноза ожидается снижение коэффициента миграционного прироста и к 2023 году он составит 28,6 человек на 10 тысяч населения по 1 варианту прогноза и 40,5 человек на 10 тысяч населения по 2 варианту прогноза.

Демографический прогноз развития Новосибирской области с учетом реализации основных приоритетных направлений по содействию повышению рождаемости, предупреждению и снижению смертности по основным классам причин, а также сложившейся структуры населения отражает в 2021 году естественную убыль по 1 варианту прогноза -3,6 промилле с последующим ухудшением в 2022 году до -4,4 промилле и в 2023 году до -4,9 промилле. По 2 варианту прогноза естественная убыль в 2021 составит -2,3 промилле, с  последующим  ухудшением  в  2022  году  до  -2,6 промилле  и  в 2023  году  до -3,1 промилле.

Прогноз также предполагает увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении населения области с 72,8 года в 2020 году до 72,9 лет по 1 варианту прогноза и до 74,1 лет по 2 варианту в 2023 году.

Реализация демографической государственной политики в среднесрочном периоде позволит сохранить тенденцию увеличения среднегодовой численности населения по второму варианту прогноза.

В 2021 году численность населения увеличится только по второму варианту прогноза на 0,2%, в 2022-2023 годах численность населения по первому варианту прогноза будет снижаться на 0,06% и на 0,1% ежегодно, по второму варианту прогноза будет расти на 0,1% ежегодно.

К 2023 году численность населения достигнет 2792,3 тыс. человек по первому варианту прогноза, что на 6,5 тыс. человек или на 0,2% больше, чем в 2020 году. По второму варианту прогноза численность населения увеличится на 15,6 тыс. человек или на 0,5% по сравнению с 2020 годом и достигнет 2814,4 тыс. человек.

5.2. Развитие рынка труда


Основным источником обеспечения благосостояния населения Новосибирской области является развитый рынок труда, предлагающий населению возможность реализации своих профессиональных знаний и навыков и  получения материального вознаграждения, соответствующего качеству и количеству затраченного труда. Наличие необходимых трудовых ресурсов, соответствующих текущим и перспективным потребностям экономики региона, является одним из ключевых факторов развития региона.

Человеческий капитал будет накапливаться в регионе, только если он будет находить себе эффективное применение, и прежде всего, в инновационной сфере. Это требует серьезных преобразований в регулировании рынка труда, поддержке занятости и социальной защите.

Обеспечение регионального рынка труда квалифицированными кадрами в  соответствии с текущими и перспективными потребностями экономики, создание условий для привлечения и адаптации в Новосибирской области высококвалифицированных трудовых ресурсов, повышение территориальной и   профессиональной мобильности трудоспособного населения - важные направления социально-экономического развития Новосибирской области.

Кадровая потребность будет обеспечиваться путем формирования кадрового потенциала в сфере образования, а также путем добровольного переселения в Новосибирскую область квалифицированных соотечественников, проживающих за рубежом.

Меры по обеспечению эффективной трудовой занятости населения, расширению самозанятости населения, улучшению условий и охраны труда работников организаций Новосибирской области реализуются в рамках:

Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

государственной программы Новосибирской области «Содействие занятости населения», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 23.04.2013 N 177-п;

государственной программы Новосибирской области «Оказание содействия добровольному переселению в Новосибирскую область соотечественников, проживающих за рубежом», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 06.08.2013 N 347-п.

В 2021-2023 годах будут реализованы мероприятия по созданию условий для максимальной реализации трудового потенциала, обеспечения эффективной занятости граждан; улучшению условий и охраны труда, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности; обеспечению региона высококвалифицированными профессиональными кадрами, с сохранением баланса спроса и предложения на рынке труда Новосибирской области в соответствии с текущими и перспективными потребностями экономики.

Планируется повышение качества предоставления услуг в сфере содействия занятости населения в Новосибирской области, в том числе услуг по профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования.