Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»


ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 декабря 2019 года N 525-п


О государственной программе Новосибирской области «Комплексное развитие сельских территорий в Новосибирской области»

(с изменениями на 10 ноября 2021 года)


_____________________________________

Документ с изменениями, внесенными:
     постановлением Правительства области от 26.05.2020 N 203-п;

постановлением Правительства области от 05.10.2020 N 430-п;

постановлением Правительства области от 11.11.2020 N 475-п;

постановлением Правительства области от 02.03.2021 N 55-п;

постановлением Правительства области от 22.06.2021 N 227-п;

постановлением Правительства области от 20.07.2021 N 279-п;

постановлением Правительства области от 10.11.2021 N 460-п

_____________________________________

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 N 696 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», постановлением Правительства Новосибирской области от 28.03.2014 N 125-п «О  Порядке принятия решений о разработке государственных программ Новосибирской области, а также формирования и реализации указанных программ», в целях устойчивого развития сельских территорий Новосибирской области Правительство Новосибирской области
     
п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Новосибирской области «Комплексное развитие сельских территорий в Новосибирской области».

2. Установить:

1) Порядок финансирования мероприятий, предусмотренных государственной программой Новосибирской области «Комплексное развитие сельских территорий в Новосибирской области» согласно приложению N 1 к настоящему постановлению;

2) - Подпункт утратил силу -  постановление Правительства области от 11.11.2020 N 475-п  - см. предыдущую редакцию

3) - Подпункт утратил силу -  постановление Правительства области от 11.11.2020 N 475-п  - см. предыдущую редакцию

4) - Подпункт утратил силу -  постановление Правительства области от 11.11.2020 N 475-п  - см. предыдущую редакцию

5) - Подпункт утратил силу -  постановление Правительства области от 11.11.2020 N 475-п  - см. предыдущую редакцию

6) - Подпункт утратил силу -  постановление Правительства области от 11.11.2020 N 475-п  - см. предыдущую редакцию

7) Порядок предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на реализацию мероприятий, направленных на оказание содействия в обеспечении квалифицированными специалистами за счет средств областного бюджета Новосибирской области, в том числе источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, согласно приложению N 7 к настоящему постановлению. (Подпункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 10.11.2021 N 460-п, - см. предыдущую редакцию)


3. - Пункт утратил силу - постановление Правительства области от 26.05.2020 N 203-п  - см. предыдущую редакцию

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Новосибирской области Знаткова В.М.(Пункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 22.06.2021 N 227-п, - см. предыдущую редакцию)



Губернатор области
               А.А. Травников


УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
 Новосибирской области
от 31.12.2019 N 525-п
(В редакции, введенной  
постановлением Правительства
 области от 20.07.2021 N 279-п
, -
см. предыдущую редакцию)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
Новосибирской области «Комплексное развитие сельских территорий в Новосибирской области»


I. ПАСПОРТ
государственной программы Новосибирской области «Комплексное
развитие сельских территорий в Новосибирской области»

(Раздел в редакции, введенной постановлением Правительства
 области от 20.07.2021 N 279-п
, - см. предыдущую редакцию)

Наименование государственной программы

«Комплексное развитие сельских территорий в Новосибирской области» (далее - государственная программа)

Разработчики государственной программы

Министерство сельского хозяйства Новосибирской области, рабочая группа, созданная распоряжением Губернатора Новосибирской области от 09.09.2019 N 189-р «О создании рабочей группы»

Государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) государственной программы

Заказчик-координатор - министерство сельского хозяйства Новосибирской области.

Заказчик - министерство здравоохранения Новосибирской области

Руководитель государственной программы

 Заместитель Председателя Правительства Новосибирской области - министр сельского хозяйства Новосибирской области - Лещенко Евгений Михайлович

Исполнители подпрограмм государственной программы, мероприятий государственной программы

Министерство сельского хозяйства Новосибирской области (далее - Минсельхоз НСО);

министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области;

министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области;

  министерство здравоохранения Новосибирской области;   

государственное казенное учреждение Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» (далее -ГКУ НСО «ТУАД»);

организации агропромышленного комплекса независимо от организационно-правовой формы, К(Ф)Х и индивидуальные предприниматели, осуществляющие сельскохозяйственное производство;

органы местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области (по согласованию),юридические лица и индивидуальные предприниматели всех форм собственности (в соответствии с законодательством)

Цели и задачи государственной программы

Цель государственной программы:

создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности Новосибирской области.

Для достижения цели государственной программы необходимо решить следующие задачи:

1. Содействие в обеспечении сельского населения доступным и комфортным жильем.

2. Создание условий для повышения обеспеченности сельскохозяйственных товаропроизводителей квалифицированными кадрами.

3. Формирование современного облика сельских территорий

Перечень подпрограмм государственной программы

Подпрограммы не выделяются

Сроки (этапы) реализации государственной программы

Государственная программа реализуется в 2020-2025 гг.

Объемы финансирования государственной программы

Общий объем финансирования государственной программы составляет 3 946 250,61 тыс. руб., из них погодам:

2020 год - 1 001 997,81 тыс. руб.;

2021 год - 841 668,5 тыс. руб.;

2022 год - 290 889,4 тыс. руб.;

2023 год - 603 898,3 тыс. руб.;

2024 год - 603 898,3 тыс. руб.;

2025 год - 603 898,3 тыс. руб.,

в том числе по источникам финансирования:

средства федерального бюджета - 2 986 470,1 тыс. руб., в том числе:

2020 год - 721 654,7 тыс. руб.;

2021 год - 587 690,5 тыс. руб.;

2022 год - 184 747,0 тыс. руб.;

2023 год - 497 459,3 тыс. руб.;

2024 год - 497 459,3 тыс. руб.*;

2025 год - 497 459,3 тыс. руб.*;

средства областного бюджета - 729 590,0 тыс. руб., в том числе:

2020 год - 234 571,8 тыс. руб.;

2021 год - 194 780,3 тыс. руб.;

2022 год - 82 511,7 тыс. руб.;

2023 год - 72 575,4 тыс. руб.;

2024 год - 72 575,4 тыс. руб.;

2025 год - 72 575,4 тыс. руб.;

средства местных бюджетов - 49 696,8 тыс. руб., в том числе:

2020 год - 12 301,5 тыс. руб.;

2021 год - 13 072,8 тыс. руб.;

2022 год - 6 388,2 тыс. руб.;

2023 год - 5 978,1 тыс. руб.;

2024 год - 5 978,1 тыс. руб.*;

2025 год - 5 978,1 тыс. руб.*;

внебюджетные источники - 180 493,71 тыс. руб., в том числе:

2020 год - 33 469,81 тыс. руб.;

2021 год - 46 124,9 тыс. руб.;

2022 год - 17 242,5 тыс. руб.;

2023 год - 27 885,5 тыс. руб.;

2024 год - 27 885,5 тыс. руб.;

2025 год - 27 885,5 тыс. руб.

Объемы финансирования по исполнителям мероприятий:

Минсельхоз НСО - 3 710 360,1 тыс. руб., в том числе:

2020 год - 952 626,5 тыс. руб.;

2021 год - 780 370,8 тыс. руб.;

2022 год - 267 258,7 тыс. руб.;

2023 год - 570 034,7 тыс. руб.;

2024 год - 570 034,7 тыс. руб.;

2025 год - 570 034,7 тыс. руб.

Из них за счет средств федерального бюджета*-2 981 646,1 тыс. руб., в том числе:

2020 год - 718 846,7 тыс. руб.;

2021 год - 585 674,5 тыс. руб.;

2022 год - 184 747,0 тыс. руб.;

2023 год - 497 459,3 тыс. руб.;

2024 год - 497 459,3 тыс. руб.*;

2025 год - 497 459,3 тыс. руб.*.

За счет средств областного бюджета Новосибирской области (далее - областной бюджет) - 728 714,0 тыс. руб., в том числе:

2020 год - 233 779,8 тыс. руб.;

2021 год - 194 696,3 тыс. руб.;

2022 год - 82 511,7 тыс. руб.;

2023 год - 72 575,4 тыс. руб.;

2024 год - 72 575,4 тыс. руб.;

2025 год - 72 575,4 тыс. руб.

Министерство здравоохранения Новосибирской области - 5 700,0 тыс.руб., в том числе:

2020 год - 3 600,0 тыс. руб.;

2021 год - 2 100,0 тыс. руб.;

2022-2025 годы - 0,0 тыс. руб.

Из них за счет средств федерального бюджета - 4 824,0 тыс. руб., в том числе:

2020 год - 2 808,0 тыс. руб.;

2021 год - 2 016,0 тыс. руб.;

2022-2025 годы - 0,0 тыс. руб.

За счет средств областного бюджета - 876,0 тыс. руб., в том числе:

2020 год - 792,0 тыс. руб.;

2021 год - 84,0 тыс. руб.;

2022-2025 годы - 0,0 тыс. руб.

Внебюджетные источники - 180 493,71 тыс. руб., в том числе:

2020 год - 33 469,81 тыс. руб.;

2021 год - 46 124,9 тыс. руб.;

2022 год - 17 242,5 тыс. руб.;

2023 год - 27 885,5 тыс. руб.;

2024 год - 27 885,5 тыс. руб.;

2025 год - 27 885,5 тыс. руб.

Справочное:

Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области (в  рамках государственной программы «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области»(1))** - 99 638,7 тыс. руб., в том числе:

2020 год - 99 638,7 тыс. руб.;

2021-2025 годы - 0,0 тыс. руб.

Из них за счет средств федерального бюджета - 34 564,0 тыс. руб., в том числе:

2020 год - 34 564,0 тыс. руб.;

2021-2025 годы - 0,0 тыс. руб.

За счет средств областного бюджета - 60 483,8 тыс. руб., в том числе:

2020 год - 60 483,8 тыс. руб.;

2021-2025 годы - 0,0 тыс. руб.

Объем финансирования за счет средств местных бюджетов - 4 590,9 тыс. руб., в том числе:

2020 год - 4 590,9 тыс. руб.;

2021-2025 годы - 0,0 тыс. руб.

Объем финансирования за счет внебюджетных источников - 0,0 тыс. руб.

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области (в рамках государственной программы «Развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в Новосибирской области»(2))**- 909 188,5 тыс. руб., в том числе:

2020 год - 380 355,6 тыс. руб.;

2021 год - 0,0 тыс. руб.;

2022 год - 378 832,9 тыс. руб.;

2023 год - 150 000,0 тыс. руб.;

2024-2025 годы - 0,0 тыс. руб.

Из них за счет федерального бюджета - 507 495,0 тыс. руб., в том числе:

2020 год - 235 662,1 тыс. руб.;

2021 год - 0,0 тыс. руб.;

2022 год - 271 832,9 тыс. руб.;

2023-2025 годы - 0,0 тыс. руб.

За счет средств областного бюджета - 701 693,5 тыс. руб., в том числе:

2020 год - 144 693,5 тыс. руб.;

2021 год - 0,0 тыс. руб.;

2022 год - 107 000,0 тыс. руб.;

2023-2025 годы - 150 000,0 тыс. руб.

Объем финансирования за счет средств местных бюджетов - 0,0 тыс. руб.

Объем финансирования за счет внебюджетных источников - 0,0 тыс. руб.

Минсельхоз НСО - 377 589,2 тыс. руб., за счет средств внебюджетных источников, в том числе:

2020 год - 119 462,7 тыс. руб.;

2021 год - 54 421,7 тыс. руб.;

2022 год - 62 973,6 тыс. руб.;

2023 год - 46 910,4 тыс. руб.;

2024 год - 46 910,4 тыс. руб.*;

2025 год - 46 910,4 тыс. руб.*

Объемы налоговых расходов в рамках государственной программы

Налоговые расходы за период 2020-2025 гг. составят 0,0 тыс. руб., в том числе:

2020-2025 гг. - 0,0 тыс. руб.

Основные целевые индикаторы государственной программы

1. Доля сельского населения в общей численности населения Новосибирской области.

2. Соотношение среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств.

3. Доля общей площади жилищного фонда, обеспеченного всеми видами благоустройства, в сельских населенных пунктах (нарастающим итогом).

4. Ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности и получивших государственную поддержку (далее -  господдержка) (нарастающим итогом).

5. Объем жилья, предоставляемого по договору коммерческого найма гражданам, проживающим на сельских территориях, в отчетном году.

6. Численность работников сельскохозяйственных предприятий, обучающихся по ученическим договорам.

7. Численность студентов, привлеченных сельскохозяйственными товаропроизводителями для прохождения производственной практики, ежегодно.

8. Количество реализованных проектов по благоустройству площадок под компактную жилищную застройку.

9. Количество реализованных общественно значимых проектов по благоустройству сельских территорий.

10. Количество реализованных проектов комплексного развития сельских территорий.

Ожидаемые результаты реализации государственной программы, выраженные в количественно измеримых показателях

1. Сохранение в течение всего срока реализации программы:

соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств не менее 91,5%;

доли сельского населения в общей численности Новосибирской области не менее 20,0%.

2. Повышение доли общей площади жилищного фонда, обеспеченного всеми видами благоустройства в сельских населенных пунктах, с 13,2% в 2019 году до 15,3% в 2025 году.

3. Ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности, за период 2020-2025 годов составит 16,356 тыс. кв. м.

4. Ввод жилья, предоставляемого по договору коммерческого найма, на конец 2025 года составит 6,075 тыс. кв. м.

5. Обеспечение эффективной занятости населения и стимулирование притока квалифицированных кадров:

численность работников сельскохозяйственных предприятий, обучающихся по ученическим договорам, в 2020 году составит 12 человек, за период 2021-2025 гг. составит 20 человек;

численность студентов, привлекаемых ежегодно сельскохозяйственными товаропроизводителями для прохождения производственной практики, составит 319 человек.

6. За период реализации программы будет осуществлена:

в 2020-2022 годах реализация в трех населенных пунктах трех проектов по благоустройству площадок под компактную жилищную застройку;

в 2020-2025 годах реализация в 43 населенных пунктах 45 общественно значимых проектов по благоустройству сельских территорий;

в 2020-2025 годах реализация 27 проектов по комплексному обустройству сельских территорий.

7. Кроме того, в 2020 году будут введены в действие газовые распределительные сети протяженностью 25,77 км и локальные водопроводы протяженностью 14,68 км.

8. За период реализации программы в 2020-2023 годах ввод автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения составит 36,49 км

Электронный адрес размещения государственной программы в сети Интернет

http://mcx.nso.ru/page/751


1)- государственная программа Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области», утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 16.02.2015 N 66-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области».     

2)- государственная программа Новосибирской области «Развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в Новосибирской области», утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 23.01.2015 N 22-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в Новосибирской области».

<*> Объемы средств указаны прогнозно с 2024 г. Средства федерального бюджета будут уточнены после заключения соглашений между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Новосибирской области о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Новосибирской области.

<**> Объемы средств за счет всех источников финансирования указаны справочно.

II. Обоснование необходимости реализации
государственной программы

(Раздел в редакции, введенной постановлением Правительства
 области от 11.11.2020 N 475-п
, - см. предыдущую редакцию)

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 19.03.2019 N 105-п, одним из приоритетных направлений развития Новосибирской области является создание условий для комфортной жизни людей на территории Новосибирской области посредством социального, инфраструктурного развития сельских территорий.

Наращивание социально-экономического потенциала сельских территорий, придание этому процессу устойчивости и необратимости является стратегической задачей государственной аграрной политики, что закреплено в Федеральном законе от 29.12.2006 N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

В рамках Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» определены цели и задачи, стоящие перед Правительством Российской Федерации на период до 2024 года включительно, том числе основной задачей на предстоящей период является создание привлекательного образа жизни в сельской местности.

Создание комфортных условий проживания в сельской местности и комплексное развитие сельских территорий - один из приоритетов органов государственной власти всех уровней. Реализация данного приоритета предполагает формирование комплексной системы доступного образования, здравоохранения, спорта и досуга, наряду с диверсификацией сельской экономики.

Дальнейшее  повышение конкурентоспособности аграрного сектора экономики Новосибирской области во многом зависит от повышения уровня и качества жизни на селе, более полного использования имеющихся трудовых ресурсов, привлечения и закрепления высококвалифицированных кадров, что будет способствовать  решению проблемы кадрового обеспечения сельскохозяйственной отрасли с учетом неблагоприятных прогнозов на ближайшие годы в отношении демографической ситуации и формирования трудоресурсного потенциала села в целом по Российской Федерации.

Основными причинами исторически сложившейся неблагоприятной ситуации в комплексном развитии сельских территорий в Российской Федерации в целом, и в частности в Новосибирской области, являются остаточный принцип финансирования развития социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности, высокий уровень затратности комплексного развития сельских территорий в связи с мелкодисперсным характером сельского расселения.

Интегральный эффект от негативного социально-экономического развития сельских территорий выражается в сокращении численности сельского населения и количества сельских населенных пунктов, и как следствие в запустении сельских территорий и выбытии из оборота продуктивных земель сельскохозяйственного назначения.

Сельские территории Новосибирской области обладают мощным природным, демографическим, экономическим и историко-культурным потенциалом, который при более полном, рациональном и эффективном использовании может обеспечить устойчивое многоотраслевое развитие, высокий уровень качества жизни и благосостояния сельского населения, однако крайне низкий уровень комфортности проживания в сельской местности, слабое развитие транспортной инфраструктуры, низкий уровень благоустройства жилищного фонда не позволяют реализовать потенциал сельских территорий в полной мере.

В состав Новосибирской области входят 5 городских округов, 30 муниципальных районов, 26 городских поселений, 429 сельских поселений, из них 1516 сельских населенных пунктов.

Численность сельского населения в регионе на начало 2019 года составила 583,2 тыс. человек, или 20,9% от общей численности населения Новосибирской области.

При этом отмечается снижение численности сельского населения на протяжении последних 10 лет.

Важнейшим фактором, оказывающим воздействие на формирование предпочтения для проживания в сельской местности, является, в том числе, повышение уровня благоустройства жилищного фонда.

В связи с тем, что номинальная начисленная среднемесячная заработная плата на 1 работника в сельском хозяйстве в 2018 г. составила 21 345 руб. (59,8 % к номинальной начисленной среднемесячной заработной плате на 1 работника по Новосибирской области), материальное положение преобладающей части сельского населения не позволяет использовать существующую систему ипотечного кредитования жилищного строительства.

Следует отметить, что в Новосибирской области на 01.01.2019 число семей, проживающих в сельской местности, нуждающихся в улучшении жилищных условий, составляло 3810 единиц.

Общий объем жилищного фонда по Новосибирской области в 2018 г. составил 70424,8 тыс. кв.м, в том числе объем жилищного фонда в сельской местности - 14019,0 тыс. кв.м, или 19,9%.

За 2018 год доля общей площади жилищного фонда, обеспеченного всеми видами благоустройства, в сельских населенных пунктах в регионе составила10,9 %.

Уровень благоустройства сельского жилищного фонда в 2 - 3 раза ниже городского уровня, так в 2018 г. площадь жилищного фонда в сельской местности, оборудованная централизованными водопроводом, составляла 70,4% (в среднем по области - 86,4%), отоплением - 17,7 % (в среднем по области - 70,2%), горячим водоснабжением - 16,6% (в среднем по области - 65,9%), ваннами (душем) - 25,1 % (в среднем по области - 69,7%), обеспеченность населения питьевой водой в 2018 г. составила 63,6%, уровень газификации жилищного фонда в сельской местности в 2018 году составил 17,1 %.  Соответственно темпы роста показателей по благоустройству сельских домовладений являются недостаточными для полного развития инженерной инфраструктуры и создания комфортных условий проживания в сельской местности.

Одним из факторов, влияющих на наращивание социально-экономического потенциала сельских территорий Новосибирской области, является повышение престижности сельскохозяйственного труда и формирование позитивного отношения к сельскому образу жизни.

Вопросы закрепления кадров на сельских территориях остаются самыми актуальными.

Для привлечения молодых специалистов в сельскохозяйственное производство немаловажное значение имеет повышения уровня и качества жизни на селе, в том числе в жилищной сфере. Низкий уровень качества жилищных условий способствует оттоку наиболее активной части сельского населения, особенно молодежи, в город Новосибирск и пригород Новосибирска.

Для создания качественных и комфортных условий жизни на селе необходимо обеспечить доступность для сельского населения качественных образовательных, медицинских, культурных, бытовых услуг. Низкий уровень обеспеченности села объектами социально-инженерной инфраструктуры является одним из основных факторов, обуславливающих непривлекательность сельской местности и рост миграционных настроений, особенно среди сельской молодежи.

В 2018 году в сельской местности в Новосибирской области функционировало 605 общеобразовательных организаций, где обучалось 64,2 тыс. учащихся, или 22,2% от общего числа школьников.

Анализ состояния базовой инфраструктуры и имущественного комплекса системы образования в сельской местности Новосибирской области указывает на необходимость реконструкции и строительства новых объектов системы образования в связи со значительным износом строительных конструкций, низкой мощностью общеобразовательных организаций, аварийным и предаварийным состоянием зданий.

Кроме того, значительное количество сел с небольшой численностью населения и низкой плотностью расселения в сельской местности диктует необходимость содержания широкой сети медицинских организаций, оказывающих преимущественно первичную медико-санитарную помощь, и обусловливает существенные сложности в обеспечении равнодоступности специализированной медицинской помощи сельским жителям, а также в организации работы скорой медицинской помощи на селе.

В настоящее время сеть медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь сельскому населению, представлена 29 центральными районными больницами, 2 районными больницами, 38 офисами общей врачебной практики на базе структурных подразделений центральных районных больниц, 53 участковыми больницами, 126 врачебными амбулаториями, 914 фельдшерско-акушерскими пунктами.

Для значительной части сельских жителей фельдшерско-акушерские пункты (далее - ФАПы) являются самыми доступными подразделениями медицинских организаций. Поэтому первоочередная задача здравоохранения Новосибирской области - сохранение и развитие ФАПов. Тем не менее, доступность первичной медико-санитарной помощи, в том числе врачебной, для населения сел остается на более низком уровне, чем в городе.

Также на селе низкий уровень обеспеченности объектами культурно-досугового типа, спортивными сооружениями, библиотеками.

Расчет уровня фактической обеспеченности учреждениями культуры показал, что муниципальные районы Новосибирской области, полностью обеспеченные библиотеками и культурно-досуговыми учреждениями в соответствии с социальными нормативами и нормами обеспеченности населения организациями культуры, отсутствуют.

Инженерная инфраструктура зданий, техническое оснащение большинства муниципальных учреждений культуры не вполне соответствуют современным требованиям предоставления услуг в сфере культуры. Слабая материально-техническая база муниципальных учреждений культуры увеличивает разрыв между культурными потребностями населения Новосибирской области и возможностями их удовлетворения.

Кроме того, следует отметить, что в сельской местности слабо развита транспортная сеть. По плотности автодорог общего пользования с твердым покрытием (их наличие или отсутствие является показателем внутри- и межрегиональной интеграции, экономической активности и конкурентоспособности региона) Новосибирская область занимает место лишь в шестом десятке регионов Российской Федерации, и это заметно снижает ее потенциальные возможности роста. Приоритетом является строительство качественных дорог, обеспечивающих полную транспортную доступность с минимальным временем в пути к городу Новосибирску для всех муниципальных районов Новосибирской области.