5.1. Демографическое развитие Новосибирской области
Государственная демографическая политика Новосибирской области направлена на осуществление мер по стимулированию рождаемости и миграционных процессов, предоставлению государственной поддержки семьям с детьми, модернизации системы здравоохранения, которые реализуется в рамках:
региональных проектов «Финансовая поддержка семей при рождении детей», «Старшее поколение», «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек», «Спорт - норма жизни», «Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» национального проекта «Демография» в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
государственной программы Новосибирской области «Развитие здравоохранения Новосибирской области», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 07.05.2013 N 199-п;
государственной программыНовосибирской области «Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми в Новосибирской области», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 31.07.2013 N 322-п;
государственной программы Новосибирской области «Оказание содействия добровольному переселению в Новосибирскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 06.08.2013 N 347-п;
Программы мер по демографическому развитию Новосибирской области на 2008-2025 годы, утвержденной постановлением Губернатора Новосибирской области от 29.12.2007 N 539;
Плана мероприятий по демографическому развитию Новосибирской области на 2016-2025 годы, утвержденного постановлением Губернатора Новосибирской области от 12.07.2016 N 159.
В 2020-2022 годах в Новосибирской области сохранится тенденция увеличения численности населения.В соответствии с прогнозом в 2020-2022 годах предполагается снижение численности населения в трудоспособном возрасте, обусловленное вступлением в трудоспособный возраст относительно малочисленных поколений людей, рожденных в 90-е годы прошлого столетия и выбытием многочисленных поколений, рожденных в послевоенные годы. Ростчисленности населения Новосибирской области ожидается за счетмиграционного прироста.
Новосибирская область выступает центром миграционного притяжения для населения из соседних регионов и в целом для азиатской части России. Миграционные процессы существенно корректируют естественную демографическую ситуацию в регионе.
В 2020-2022 годах по трем вариантам прогноза планируется увеличение коэффициента миграционного прироста и к2022 году он составит 28,46 промилле по 1 варианту прогноза, 40,3 промилле по 2 варианту прогноза и 60,1 промилле по 3 варианту прогноза.
Демографический прогноз развития Новосибирской области с учетом реализации основных приоритетных направлений по содействию повышению рождаемости, предупреждению и снижению смертности по основным классам причин, а также сложившейся структуры населения отражает в 2020 году естественную убыль по 1 варианту прогноза - 2,5 промилле с последующим снижением в 2021 году - на 0,8 промилле и в 2022 году - на 0,3 промилле. По 2 варианту прогноза естественная убыль в 2020-2021 годах будет снижаться на 0,5 промилле и к 2022 году составит -2,2 промилле. По3варианту прогноза естественная убыль в 2019-2021 годах улучшится на0,2 промилле ежегодно и к 2022 году составит -0,1 промилле.
Прогноз также предполагает увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении населения области с 71,96 года в 2019 году до 72,21 лет по 1 варианту прогноза, до 73,07 лет по 2 варианту и до 74,87 лет по 3 варианту прогноза в 2022 году.
Реализация демографической государственной политики в среднесрочном периоде позволит сохранить тенденцию увеличения среднегодовой численности населения по второму и третьему вариантам прогноза.
В2020 году численность населения увеличится по трем вариантам прогноза на 0,09-0,4%, в 2021-2022 годах численность населения по первому варианту прогноза будет снижаться на 0,5% ежегодно, по второму и третьему вариантам прогноза будет расти на 0,1% и на 0,5% ежегодно.
К 2022 году численность населения достигнет 2796 тыс. человек попервому варианту прогноза, что на 1,3 тыс. человек или на 0,4% больше, чем в 2019 году. По второму варианту прогноза численность населения увеличится на19,7 тыс. человек или на 0,7% по сравнению с 2019 годом и достигнет 2814,4тыс. человек. По третьему варианту прогноза численность населения увеличится на 46,8 тыс. человек или на 1,6% по сравнению с 2019 годом и достигнет 2841,5 тыс. человек.
В целом за 2020-2022 годы среднегодовая численность населения по первому варианту прогноза снизится на 1,3 тыс. человек (на -0,04%), по второму варианту прогноза возрастет на 10,6 тыс. человек (0,3%), по третьему варианту прогноза возрастет на 28,8 тыс. человек (1%).
5.2. Развитие рынка труда
Основным источником обеспечения благосостояния населения Новосибирской области является развитый рынок труда, предлагающий населению возможность реализации своих профессиональных знаний и навыков и получения материального вознаграждения, соответствующего качеству и количеству затраченного труда. Наличие необходимых трудовых ресурсов, соответствующих текущим и перспективным потребностям экономики региона, является одним из ключевых факторов развития региона.
Человеческий капитал будет накапливаться в регионе только, если он будет находить себе эффективное применение, и прежде всего в инновационной сфере. Это требует серьезных преобразований в регулировании рынка труда, поддержке занятости и социальной защите.
Обеспечение регионального рынка труда квалифицированными кадрами в соответствии с текущими и перспективными потребностями экономики, создание условий для привлечения и адаптации в Новосибирской области высококвалифицированных трудовых ресурсов, повышение территориальной и профессиональной мобильности трудоспособного населения - важные направления социально-экономического развития Новосибирской области.
Кадровая потребность будет обеспечиваться путем формирования кадрового потенциала в сфере образования, а также путем добровольного переселения в Новосибирскую область квалифицированных соотечественников, проживающих за рубежом.
Меры по обеспечению эффективной трудовой занятости населения, расширению самозанятости населения, улучшению условий и охраны труда работников организаций Новосибирской области реализуются в рамках:
национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
государственной программы Новосибирской области «Содействие занятости населения», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 23.04.2013 N 177-п;
государственной программы Новосибирской области «Оказание содействия добровольному переселению в Новосибирскую область соотечественников, проживающих за рубежом», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 06.08.2013 N 347-п.
В 2020-2022 годах будут реализованы мероприятия посозданию условий для максимальной реализации трудового потенциала, обеспечения эффективной занятости граждан; улучшению условий и охраны труда, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности; обеспечению региона высококвалифицированными профессиональными кадрами, с сохранением баланса спроса и предложения на рынке труда Новосибирской области в соответствии с текущими и перспективными потребностями экономики.