(с изменениями на 16 июня 2020 года)
________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Правительства области от 16.06.2020 N 220-рп
________________________________________
В соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом Новосибирской области от 18.12.2015 N 24-ОЗ «О планировании социально-экономического развития Новосибирской области», постановлением Правительства Новосибирской области от 01.12.2015 N 421-п «Об утверждении Порядка разработки и корректировки прогноза социально-экономического развития Новосибирской области на среднесрочный период», постановлением Правительства Новосибирской области от 16.04.2019 N 140-п «О подготовке прогноза социально-экономического развития Новосибирской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов»:
1. Одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития Новосибирской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов (далее - прогноз социально-экономического развития).
2. Руководителям областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области при разработке документов планирования социально-экономического развития Новосибирской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов руководствоваться прогнозом социально-экономического развития.
3. Министерству экономического развития Новосибирской области (Решетников Л.Н.) совместно с областными исполнительными органами государственной власти Новосибирской области до 01.01.2022 обеспечить разработку прогноза социально-экономического развития Новосибирской области на 2022-2036 годы.(Пункт в редакции, введенной распоряжением Правительства области от 16.06.2020 N 220-рп, - см. предыдущую редакцию)
4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области при подготовке документов стратегического планирования соответствующих муниципальных образований руководствоваться прогнозом социально-экономического развития.
5. Контроль за исполнением распоряжения возложить на первого заместителя Председателя Правительства Новосибирской области Знаткова В.М.
Губернатор области
А.А. Травников
Прогноз
социально-экономического развития Новосибирской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов
Прогноз социально-экономического развития Новосибирской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов разработан в соответствии с Законом Новосибирской области от 18.12.2015 N 24-ОЗ «О планировании социально-экономического развития Новосибирской области», Порядком разработки и корректировки прогноза социально-экономического развития Новосибирской области на среднесрочный период, утвержденным постановлением Правительства Новосибирской области от 01.12.2015 N 421-п, на основе анализа тенденций развития экономики и социальной сферы, сложившихся в период 2017-2018 годов и в I полугодии 2019 года, исходя из целей и задач Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 19.03.2019 N 105-п, ориентиров и приоритетов государственной экономической и социальной политики.
При подготовке прогноза были учтены основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2020-2024 годы, рассмотренные и одобренные на заседании Правительства Российской Федерации 18 апреля 2019 года, а также ориентиры и приоритеты социально-экономического развития, сформулированные в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 20.02.2019 «Послание Президента Федеральному Собранию», Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Негативные тенденции, наблюдаемые в социально-экономическом развитии региона в период 2014-2016 годов, сменились наметившимся позитивным трендом 2017-2019 годов.Экономика Новосибирской области демонстрирует тенденцию роста со второго полугодия 2017 года и устойчивую положительную динамику с начала 2018 года. Объем валового регионального продукта Новосибирской области (далее - ВРП) составил в 2017 году 1140,9 млрд. рублей, что составляет 103,8% в сопоставимых ценах к уровню 2016 года. Среди отраслей с наиболее динамичным ростом выделены промышленное производство, оптовая торговля, увеличился объем инвестиций, отмечено изменение ситуации в лучшую сторону в строительной отрасли.
В 2017 и 2018 годах отмечена положительная динамика промышленного производства с приростом за два года в сопоставимых ценах на 10,6% к уровню 2016 года. Индекс промышленного производствав январе-июне 2019 года составил 103,4% к уровню аналогичного периода 2018 года. Наиболее высокие темпы роста промышленного производства в 2017-2018 годах отмечены в добыче полезных ископаемых, прирост к уровню 2016 года составил 91,7%. Индекс производствапо добыче полезных ископаемых в январе-июне 2019 года - 120,5% к уровню января-июня 2018 года.
Особое внимание в регионе уделяется развитию сельскохозяйственного производства. За два года объем производства продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах увеличился на 10,2% к уровню 2016 года. В 2017 году удалось собратьурожай зерновых и зернобобовых культур в весе после доработки 2824,6 тыс. тонн, в 2018 году с учетом неблагоприятных погодных условий в период посевной кампании - 2494,7 тыс. тонн. По данным шести месяцев 2019 года область занимает первое место в Сибирском федеральном округе (далее - СФО) по производству яиц и второе место по производству молока, уступая Алтайскому краю. За период январь-июнь 2019 года динамика выпуска продукции сельского хозяйства составила 100% к соответствующему периоду 2018 года.
Оптовая торговля играет существенную роль в системе экономических связей между предприятиями - производителями и организациями розничной торговли. За два года (2017-2018 гг.) оборот оптовой торговли вырос в 1,5 раза в сопоставимых ценах и достиг 1739,2 млрд. рублей. За 6 месяцев 2019 года отмечается снижение оборота оптовой торговли к уровню 6 месяцев 2018 года (индекс физического объема в январе-июне 2019 года составил 93,8% к уровню января-июня 2018 года).Несмотря на снижение значения показателя Новосибирская область сохраняет лидирующие позиции по объему оборота оптовой торговли среди субъектов СФО.
В формировании оборота оптовой торговли организациями оптовой торговли важную роль играет малый бизнес. В структуре оборота оптовой торговли доля субъектов малого предпринимательства в 2018 году составила 58,9%. Доля среднего предпринимательства составила 5,3%.
Наблюдается повышение уровня жизни населения Новосибирской области, отмечается восстановление потребительской активности после снижения в период 2015-2016 годов. Оборот розничной торговли за последние два года вырос на 7,1% в сопоставимых ценах к уровню 2016 года. По итогам 2018 года в структуре оборота розничной торговли доля непродовольственных товаров составила 53,7%. За январь-июнь 2019 года оборот розничной торговли вырос на 2,3% в сопоставимых ценах к уровню января-июня 2018 года и составил 254,4 млрд. рублей.За последние два года (2017-2018 гг.) объем платных услуг населению вырос на 4,5% в сопоставимых ценах к уровню 2016 года.В январе-июне 2019 года населению было оказано платных услуг на 81,6 млрд. рублей, что на 0,4% больше в сопоставимых ценах, чем в январе-июне 2018 года. В структуре объема платных услуг населению преобладали коммунальные, телекоммуникационные, транспортные, медицинские и жилищные услуги. На их долю приходилось 72,9% общего объема услуг.
Новосибирская область осуществляет внешнеторговые операции с партнерами из 137 стран дальнего и ближнего зарубежья. Основными торговыми партнерами являлись: Китайская Народная Республика, Республика Казахстан, Федеративная Республика Германия, Французская Республика, Соединенные Штаты Америки, Украина, Республика Белоруссия, Республика Корея, Япония, Республика Индия. Внешнеторговая деятельность Новосибирской области в 2018 году обеспечила 10,9% стоимостного объема товарооборота, 6,7% объема экспорта и 28,1% объема импорта Сибирского федерального округа.
Внешнеторговый оборот товаров в 2018 году увеличился на 23,0% к 2017 году и составил 5287,3 млн. долларов США, экспорт товаров увеличился на 22,5% и составил 2588,6 млн. долларов США.
За два года в развитие экономики и социальной сферы Новосибирской области направлено 371,6 млрд. рублей. Прирост инвестиций в сопоставимых ценах за период 2017-2018 годов составил 6,3% к уровню 2016 года.
Удалось достичь высокого уровня инвестиционной привлекательности. Новосибирская область единственная из СФО занимает место в двадцатке лидеров Национального рейтинга состояния инвестиционного климата, демонстрируя позитивную динамику (перейдя с57места в 2015 году на 19 место в 2019 году).
В структуре инвестиций в основной капитал по видам основных фондов (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) наибольший объем в 2018 году приходился на машины, оборудование, транспортные средства - 44%; здания (кроме жилых) и сооружения - 39,1%.
В январе-июне 2019 года использовано 78020,9 млн. рублей инвестиций в основной капитал, что на 9,8% больше уровня соответствующего периода 2018 года.
По итогам 2017 года наиболее высокая доля прибыльных организаций в общем объеме организаций (по полному кругу организаций) сложилась в следующих видах экономической деятельности: транспортировка и хранение (доля прибыльных - 86,9%), торговля оптовая и розничная (84,4%); строительство (83,3%), обрабатывающие производства (82,1%). Наибольшая сумма прибыли получена организациями следующих видов деятельности: торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов (26,2% в общем объеме прибыли), обрабатывающие производства (17,8% в общем объеме прибыли), транспортировка и хранение (11,1% в общем объеме прибыли), добыча полезных ископаемых (8,3% в общем объеме прибыли).
По состоянию на конец 2018 года общая протяженность автодорог общего пользования Новосибирской области составляет 28,17 тыс. км, в том числе федерального значения - 0,8 тыс. км, регионального или межмуниципального значения - 12,7 тыс. км, местного значения - 14,6 тыс. км. Общая протяженность автодорог с твердым покрытием - 19,9 тыс. км, что составляет 70,6% от общей протяженности дорог.Ежегодно растет грузооборот автомобильного транспорта всех видов экономической деятельности,в 2018 году грузооборот составил 3 186 млн. тонн-км (в 2017 году - 2 314 млн. тонн-км), по итогам января-июня 2019 года грузооборот составил 1636,7 млн. тонн-км.
Строительный комплекс занимает важное место в экономике Новосибирской области, обеспечивая реализацию стратегических задач социально-экономического развития региона.
В 2018 году наблюдалось снижение объемов работ по виду деятельности «строительство» относительно уровня 2017 года (97,7%), при этом темпы падения замедлились: в 2017 году данный показатель составлял 91,7% к уровню 2016 года. Среди субъектов Российской Федерации по показателю «Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство» Новосибирская область заняла 20 место в 2018 году (по СФО - 3 место после Красноярского края и Кемеровской области). По итогам шести месяцев 2019 года индекс объема работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», составил 97,0% к уровню аналогичного периода 2018 года.
Новосибирская область на протяжении последних лет уверенно лидирует среди регионов СФО по масштабам жилищного строительства и является одним из передовых регионов Российской Федерации по объему вводимого жилья.
Среди субъектов Российской Федерации по объемам жилищного строительства за 2018 год Новосибирская область занимает 11 место, введя на территории региона 2,3% от сданной в эксплуатацию общей площади жилья по России в целом.
В рамках реализации регионального проекта «Жилье» по итогам 2018 года введено в эксплуатацию 1738,4 тыс. кв.м жилья (100,5% к аналогичному периоду 2017 года) или 24 986 квартир.
Объем ввода стандартного жилья в 2018 году составил 1316,0 тыс. кв.м (100,2% к аналогичному периоду 2017 года).
Населением за счет собственных и заемных средств построено 603,5 тыс. кв.м индивидуального жилья (116,6% к уровню 2017 года).
Новосибирская область по итогам 1 полугодия 2019 года сохраняет лидерство среди регионов СФО по вводу в действие жилых домов (655 тыс. кв.м) или 104,8% к аналогичному периоду 2018 года. Объем ввода стандартного жилья возрос почти в 1,5 раза к январю-июню 2018 года.
Новосибирская область сохранила одну из лидирующих позиций в СФО по уровню реализации трудового потенциала. Уровень занятости населения в 2018 году составил 58,2% (СФО - 57,8%, РФ - 59,8%), уровень экономической активности - 62,4% (СФО - 61,7%, РФ - 62,8%).
Уровень официальной безработицы в течение 2018 года уменьшился с 0,9% до 0,8% от численности рабочей силы. Это ниже, чем в среднем по России (0,9%) и по СФО (1,2%). Численность официально зарегистрированных безработных по состоянию на 1 января 2019 года составила 11,8 тыс. человек, что на 12,6% меньше, чем на начало 2018 года.
Уровень безработицы, рассчитанный на основании опросов населения по методологи Международной организации труда, составил в среднем за 2018 год - 6,7%.
В первом полугодии 2019 года официальный рынок труда Новосибирской области функционировал стабильно.
По данным Росстата, сформированным на основе опросов населения по методологии Международной организации труда, уровень участия в рабочей силе в среднем за II квартал 2019 года составил 62% (по СФО - 60,7%), уровень занятости населения - 58% (по СФО - 57,2%), доля неработающих в численности населения 15 лет и старше - 6,4% (по СФО - 5,7%).
Сохранилась положительная динамика темпов роста заработной платы.По сравнению с 2017 годом номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников предприятий и организаций Новосибирской области в 2018 году увеличилась на 10,5% и составила 35686 рублей. Индекс реальной заработной платы при этом составил 108,8% относительно уровня 2017 года.
Среднедушевые денежные доходы населения за январь-декабрь 2018 года сложились в размере 25308,9 рубля, сохранив уровень 2017 года. Реальные располагаемые денежные доходы населения области составили 95,2% к уровню 2017 года (СФО - 98%, РФ - 100%).
В январе-июне 2019 года среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций Новосибирской области увеличилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 6,4% и составила 37173 рубля. Реальный размер среднемесячной заработной платы увеличился за этот период на 1,5%. Покупательная способность заработной платы (соотношение среднемесячной заработной платы и прожиточного минимума для трудоспособного населения области) составила 3 раза и осталась на уровне соответствующего периода предыдущего года.
Темпы роста как номинальной, так и реальной заработной платы в Новосибирской области (январь-июнь к январю-июню предыдущего года) сложились ниже, чем в целом по Российской Федерации, на 0,7 п.п. и на 0,4 п.п. соответственно.
За истекший период 2019 года в сфере социальной защиты населения были сохранены благоприятные условия для роста рождаемости, улучшения положения семей с детьми, обеспечены меры по социальной поддержке отдельных категорий граждан, повышению эффективности социальной защиты и социального обслуживания населения, повышению качества и увеличению объема услуг по реабилитации и социальной интеграции инвалидов.
Естественный прирост населения, наблюдавшийся в Новосибирской области в течение 2012-2016 годов, в 2017 году сменился на естественную убыль. Рост числа жителей произошел только за счет миграционного прироста (10,7тыс. человек), который компенсировал естественную убыль (1,4 тыс. человек).
В 2018 году коэффициент рождаемости в Новосибирской области составил 11,7 человек на 1000 человек населения (далее - промилле). Коэффициент естественной убыли в 2018 году ухудшился и достиг уровня -1,3 промилле (в 2017 году - -0,5 промилле).
Причины негативных изменений - в возрастной структуре населения. С 2017 года резко снижается численность женщин активного репродуктивного возраста 20-29 лет, с 2019 года снижается численность женщин 30-34 лет, на которых приходится рождение вторых и последующих детей.
В то же время проблемами, влияющими на демографическое развитие Новосибирской области, являются: значительное сокращение численности молодежи в ближайшие годы; неизбежность старения населения и быстрого роста нагрузки на трудоспособное население; противоречие между стремлением удержать население в регионе и объективной необходимостью в усилении мобильности населения в целях более полной реализации человеческого потенциала.
Численность постоянного населения Новосибирской области на 1 июля 2019 года составила 2796,1 тыс. человек и возросла на 2,7 тыс. человек, или на 0,1%, по сравнению с численностью на 1 января 2019 года (на соответствующую дату предыдущего года наблюдалось увеличение численности населения на 0,4 тыс. человек, или на 0,02%).Демографическая ситуация в области в январе-июне 2019 года характеризовалась естественной убылью, снижением рождаемости и смертности, увеличением миграционного прироста и общего прироста населения.
Развитие Новосибирской области в среднесрочном периоде определяется как внешними, так и внутренними факторами, которые носят характер возможностей и ограничений социально-экономического развития.
Тенденции мировой и российской экономики отражают внешние факторы. Они обусловлены возможным замедлением роста мировой экономики, что связано с эскалацией взаимных торговых противоречий, повышенной волатильностью финансовых рынков.
К внутрироссийским факторам, которые могут отрицательно повлиять на тенденции социально-экономического развития Новосибирской области, можно отнести сохранение слабой динамики роста доходов населения, снижение численности населения в трудоспособном возрасте, а также низкую доступность финансовых ресурсов для субъектов бизнеса из-за высоких процентных ставок по кредитам.
К основным факторам и ограничениям, сдерживающим социально-экономическое развитие Новосибирской области в среднесрочном периоде, относятся следующие:
1) недостаточные темпы роста производительности труда.
За десять лет (2008-2017 годы) производительность труда в Новосибирской области выросла на 10%, при этом в среднем по Российской Федерации - на 15,6%. Среди субъектов Российской Федерации по росту производительности труда Новосибирская область занимает место в шестом десятке. К основным факторам, сдерживающим рост производительности труда, можно отнести недостаток инвестиций и недостаточный уровень внедрения инновационных технологий:
1.1) недостаток инвестиций;
на фоне усиливающейся конкуренции российских регионов за привлечение финансовых ресурсов, а также с учетом высокой стоимости заемных средств для развития производств и освоения новой продукции инвестиции являются важнейшим фактором, определяющим динамичное экономическое развитие Новосибирской области.
Сильное физическое устаревание парка технологического оборудования в регионе обуславливает необходимость дальнейшего стимулирования инвестиционного процесса и оптимизации структуры инвестиций;
1.2) недостаточный уровень внедрения инновационных технологий.
Новосибирская область занимает лидирующее место в Российской Федерации по основным характеристикам научного потенциала, однако по числу использованных в производстве передовых технологий регион заметно отстает от Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Самарской и Нижегородской областей.
Существенный разрыв между высоким научно-техническим потенциалом и низкой восприимчивостью производственной системы региона к инновациям является одной из специфических проблем развития Новосибирской области.
Технологическое отставание промышленных предприятий, недостаток средств на финансирование НИОКР и связанные с ними технологические риски, низкая производительность труда и дефицит высококвалифицированных кадров препятствуют активному внедрению новых конкурентоспособных технологий в производство. Также ограничивающим фактором является недостаточное развитие механизмов коммерциализации и трансфера новых технологий и разработок;
2) недостаточный уровень благосостояния населения;
сохраняется отставание размера среднемесячной номинальной начисленной заработной платы и среднедушевого денежного дохода в Новосибирской области от среднероссийского уровня.
Уровень бедности в Новосибирской области превышает среднероссийский, что обусловлено, в том числе более высокой стоимостью жизни в регионе, высокой величиной прожиточного минимума (за счет повышенных для данной природно-климатической зоны норм потребления, более высоких потребительских цен, характерных для крупных мегаполисов, каким и является Новосибирск), а также значительной дифференциацией населения по уровню доходов за последние 20 лет;
3) усиление конкуренции за квалифицированные кадры;