ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 декабря 2016 года N 450-п


Об утверждении прогноза социально-экономического развития
 Новосибирской области на 2016-2030 годы

(с изменениями на 15 августа 2017 года)

____________________________________

Документ с измениями, внесенными:

постановлением Правительства области от 15.08.2017 N 323-п

____________________________________

В соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 33 Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», статьей 6 Закона Новосибирской области от  18.12.2015 N 24-ОЗ «О планировании социально-экономического развития Новосибирской области», постановлением Правительства Новосибирской области от  19.05.2015 N 189-п «О Порядке разработки и корректировки прогноза социально-экономического развития Новосибирской области на долгосрочный период» Правительство Новосибирской области
     
п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемый прогноз социально-экономического развития Новосибирской области на 2016-2030 годы (далее - прогноз социально-экономического развития на долгосрочный период).

2. Руководителям областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области:

1) в срок до 10.02.2017 разработать и утвердить в курируемой сфере деятельности планы действий на период до 2019 года по достижению показателей целевого варианта прогноза социально-экономического развития на  долгосрочный период, предварительно согласовав их с заместителем Губернатора Новосибирской области, заместителем Председателя Правительства Новосибирской области, уполномоченными в соответствующих сферах деятельности в соответствии с распределением полномочий между заместителями Губернатора Новосибирской области и заместителями Председателя Правительства Новосибирской области, утвержденным постановлением Губернатора Новосибирской области от  14.11.2014 N 177, и министерством экономического развития Новосибирской области;

2) при разработке документов стратегического планирования Новосибирской области руководствоваться прогнозом социально-экономического развития на долгосрочный период.

3. Рекомендовать главам муниципальных образований Новосибирской области при подготовке документов стратегического планирования соответствующих муниципальных образований Новосибирской области руководствоваться прогнозом социально-экономического развития на долгосрочный период.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Новосибирской области Знаткова В.М.



Губернатор области
            В.Ф. Городецкий


УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Новосибирской области
от 27.12.2016 N 450-п
(В редакции, введенной
постановлением Правительства
 области от 15.08.2017 N 323-п
, -
 см. предыдущую редакцию)


Прогноз социально-экономического развития Новосибирской области на 2016-2030 годы

Прогноз социально-экономического развития Новосибирской области на 2016-2030 годы (далее - прогноз на долгосрочный период) разрабатывается в   соответствии с нормами Федерального закона от  28.06.2014 N 172-ФЗ «О   стратегическом планировании в Российской Федерации», Закона Новосибирской области от  18.12.2015 N 24-ОЗ «О планировании социально-экономического развития Новосибирской области» и является одним из основных документов системы стратегического планирования Новосибирской области. Он определяет направления и ожидаемые результаты социально-экономического развития Новосибирской области в долгосрочной перспективе и содержит оценку факторов и ограничений экономического роста региона на долгосрочный период.

Прогноз на долгосрочный период является основой для разработки стратегии социально-экономического развития Новосибирской области, бюджетного прогноза Новосибирской области на долгосрочный период, а также других документов планирования социально-экономического развития Новосибирской области.

Исходными для разработки прогноза на долгосрочный период являются основные положения Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до  2025  года, Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596-606 и другие документы долгосрочного характера.

Прогноз на долгосрочный период базируется на сценарных условиях прогноза социально-экономического развития Новосибирской области до 2030 года, формируемых на основе прогнозных материалов (аналитических записок) областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области.

Прогноз на долгосрочный период сформирован в двух вариантах: консервативном и целевом.

Консервативный сценарий (I вариант) предполагает инерционное развитие с  сохранением в прогнозируемом периоде тенденций, внешних и внутренних условий развития экономики, консервативную инвестиционную политику частных компаний, ограниченные возможности бюджета региона, при относительно слабом росте потребительского спроса.

Целевой сценарий (II вариант) предполагает оживление и рост в экономике вследствие расширения инвестиционных программ хозяйствующих субъектов, поддержки государством внутреннего спроса и предложения, расширения банковского кредитования.

1. Итоги социально-экономического развития Новосибирской области
в 2011-2015 годах


Новосибирская область - один из индустриальных регионов Сибири с развитым сельским хозяйством и относительно высокими показателями развития инфраструктуры. Для региона характерна диверсифицированная структура экономики, развитие высокотехнологичных производств и мощный научно-образовательный комплекс.

Экономика Новосибирской области в 2011-2015 годах развивалась в  соответствии с общими тенденциями экономического развития Российской Федерации и Сибирского федерального округа.

Новосибирская область в своем развитии за период с 2011 по 2015 годы добилась значительных успехов в социально-экономическом развитии, в том числе за счет реализации активной государственной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, на стимулирование экономического роста и модернизации, проведения сбалансированной социальной и демографической политики.

Объем валового регионального продукта Новосибирской области - обобщающего показателя, характеризующего результат производства товаров и услуг в регионе, за 2011-2015 годы в сопоставимых ценах увеличился на 15,8% и в 2015(1) году составил по оценке 997,6 млрд. рублей.

_________________________

(1) - здесь и далее приведены оценочные данные министерства экономического развития Новосибирской области;

РФ(2)

СФО

НСО

РФ

СФО

НСО

Валовой региональный продукт
_________________________
(2) - данные по Российской Федерации приведены исходя из суммы данных по регионам.

(в текущих основных ценах, млн. рублей)

Индекс физического объема валового регионального продукта
(в постоянных ценах, в процентах к предыдущему году)

2011

45392276,7

4802933,8

598563,5

105,4

105,0

108,4

2012

49926068,7

5186808,5

728154,0

103,1

103,0

101,5

2013

54103000,3

5540596,2

817516,7

101,8

102,1

105,0

2014

58900652,2

6106912,6

895289,8

101,3

101,6

102,5

2015

-

-

997600,0

-

-

97,8


Отраслевая структура валового регионального продукта позволяет оценить вклад видов экономической деятельности в экономику региона и определить приоритетные направления развития.

Для отраслевой структуры валовой добавленной стоимости Новосибирской области в 2011-2014 годах в разрезе видов экономической деятельности характерны:

снижение с 6,5% до 5,1% удельного веса сельского хозяйства; с 18,5% до 17,4% - торговли; значительное снижение промышленного производства (с 20,7% до 17,3%);

увеличение доли таких видов экономической деятельности, как «транспорт и связь» (с 12,6% до 15,8%); «образование» (с 4,3% до 4,7%);

высокая суммарная доля видов экономической деятельности, связанных с операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, в число которых входят в том числе аренда машин и оборудования и прокат прочих бытовых изделий; деятельность, связанная с вычислительной техникой; научные исследования и разработки; деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита; деятельность в области архитектуры; рекламная деятельность; наем рабочей силы и подбор персонала; проведение расследований и обеспечение безопасности; чистка и уборка помещений, оборудования и транспортных средств (в 2011 году - на уровне 17,8%, в 2014 - 20,6%).

Структура ВРП в 2011 году, в %

Структура ВРП в 2014 году, в %

Формирование ВРП Новосибирской области, как и ВВП России, осуществляется главным образом за счет отраслей, относящихся к сфере услуг, доля которых в объеме ВРП области составляет более 70% и стабильно с 2011 года значительно превышает долю отраслей, относящихся к производственной сфере.

Структура ВРП, в %

Несмотря на преобладание сферы услуг над материальным производством, промышленный комплекс продолжает занимать одну из доминирующих позиций в экономике Новосибирской области, поэтому темпы развития промышленности являются определяющими для темпов развития экономики региона в целом.

В сфере промышленного производства в Новосибирской области базовыми видами экономической деятельности являются обрабатывающие производства в части производства пищевых продуктов (включая напитки), металлургического производства и производства готовых металлических изделий, электрооборудования, электронного и оптического оборудования; производство и распределение электроэнергии, газа и воды, а также добыча топливно-энергетических полезных ископаемых. За период с 2011 по 2015 годы объем промышленного производства в сопоставимых ценах увеличился на 17,6% (по России - на 7,1%).


Основные показатели развития промышленного производства
Новосибирской области

2011

2012

2013

2014

2015

Объем отгруженной промышленной продукции, млрд. рублей

331,1

367,6

392,3

414,8

452,3

Индекс промышленного производства, в % к предыдущему году

105,0

109,0

101,4

100,3

101,0


Новосибирская область не обладает серьезными сырьевыми ресурсами, поэтому в структуре промышленного производства наибольшую долю занимают обрабатывающие производства (в 2015 году - 80,9%). За период 2011-2015 годов доля обрабатывающих производств увеличилась на 5,4 п.п., при этом доля производства и распределения электроэнергии, газа и воды снизилась на 5,2 п.п., доля добычи полезных ископаемых - на 0,2 п.п.

Структура промышленного производства, в %


Начиная с 2013 года темп роста промышленного производства в области значительно замедлился. Если в 2010-2012 годах индекс промышленного производства достигал значений от 105% до 109% в год, то в 2013-2015 годах значения индекса составили 100-101% в год. Замедление темпов роста промышленного производства связано с низким ростом производства по виду экономической деятельности «обрабатывающие производства» и с 2014 года - по добыче полезных ископаемых.

Наибольшее снижение промышленного производства в 2013-2015 годах отмечено в производстве машин и оборудования и в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования.

По итогам работы за 2015 год сложились следующие индексы производства по видам экономической деятельности в промышленности: «обрабатывающие производства» - 101,8%; «добыча полезных ископаемых» - 95,3%, «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» - 97,8%.

В Новосибирской области осуществляется добыча высококачественного угля (антрацита) и нефти. В 2015 году темп добычи угля на территории Новосибирской области составил 104,7% к 2014 году, темп добычи нефти - 74,0%. Индекс производства по подвиду экономической деятельности «добыча топливно-энергетических полезных ископаемых» составил 96,8%.

Добычу угля в Новосибирской области на месторождениях Горловского каменноугольного бассейна и Крутихинского участка Колыванского месторождения осуществляют АО «Сибирский антрацит» и с 2016 года - ООО «Разрез Восточный». Добычу нефти в Северном районе Новосибирской области осуществляют ОАО «Новосибирскнефтегаз». В настоящее время в   эксплуатации на территории Новосибирской области находятся три  месторождения нефти (Верх-Тарское, Восточно-Тарское, Малоичское), разрабатываемые вышеуказанной нефтедобывающей компанией. После достижения в 2008 году максимального уровня добычи нефти в 2200 тыс. тонн с 2009 года началось значительное ежегодное снижение объема добычи ввиду выработки запасов нефти в месторождениях.

Динамика добычи общераспространенных полезных ископаемых напрямую связана с развитием дорожного строительства и строительной индустрии.

В 2015 году добычу общераспространенных полезных ископаемых (далее - ОПИ) на территории Новосибирской области осуществляли 37 недропользователей, в том числе: песок и песчано-гравийные смеси (далее - ПГС) добывали 15 недропользователей, строительные камни и строительные известняки - 10 недропользователей, кирпичное сырье - 12 недропользователей.

Обрабатывающие производства занимают значительную долю в объеме промышленного производства - более 80%. Обрабатывающие производства региона представлены предприятиями химического, машиностроительного, лесостроительного комплексов, легкой промышленности, предприятиями, занимающимися металлургическим производством и производством готовых металлических изделий.

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды занимают 13,4% в объеме промышленного производства.

Выработку электрической энергии на территории области осуществляют тепловые станции АО «Сибирская энергетическая компания» (АО «Сибирская энергетическая компания») и филиал ПАО «РусГидро»-«Новосибирская ГЭС».

В структуре потребления электроэнергии наибольшую долю составляют промышленные потребители (30%), население (18%), непромышленные потребители (18%) и железнодорожный транспорт (12%). Доля сельхозпотребителей в общем объеме составляет около 3%. Отмечается увеличение доли непромышленных потребителей в связи с появлением новых абонентов - крупных торговых центров.

В последние годы важнейшим стратегическим приоритетом, стоящим перед Новосибирской областью, является развитие сельского хозяйства, усиление данного вектора грамотными управленческими решениями и эффективными проектами, реализация которых позволит не только полностью обеспечить жителей региона разнообразными продуктами питания, но и экспортировать их в соседние регионы.

Сельское хозяйство области развивается в зоне рискованного земледелия, поэтому производство продуктов растениеводства находится в сильной зависимости от погодных условий. Общая ситуация в животноводстве также не  является стабильной, так как зависит от кормовой базы, создаваемой в растениеводстве. На полях области выращивают пшеницу, рожь, просо, гречиху, осваивается производство сои. Развивается садоводство в приусадебных хозяйствах и на дачных участках населения. В животноводстве в пригородных районах преобладает молочное скотоводство, в степных районах - скотоводство мясного направления. Большое значение имеет яичное и бройлерное птицеводство, продукция которого вывозится в другие регионы Сибирского федерального округа. Имеются также специализированные хозяйства, занимающиеся свиноводством, клеточным звероводством, рыбоводством.


Основные показатели развития сельского хозяйства

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

Всего продукция с/х, млрд. рублей

60,4

56,0

66,4

71,4

85,3

Индекс физического объема

106,7

82,7

112,4

96,5

104,5


Сельскохозяйственный комплекс в 2015 году составляет 5,1% в валовом региональном продукте Новосибирской области.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»