ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 декабря 2016 года N 450-п
Об утверждении прогноза социально-экономического развития
Новосибирской области на 2016-2030 годы
(с изменениями на 15 августа 2017 года)
____________________________________
Документ с измениями, внесенными:
постановлением Правительства области от 15.08.2017 N 323-п
____________________________________
В соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 33 Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», статьей 6 Закона Новосибирской области от 18.12.2015 N 24-ОЗ «О планировании социально-экономического развития Новосибирской области», постановлением Правительства Новосибирской области от 19.05.2015 N 189-п «О Порядке разработки и корректировки прогноза социально-экономического развития Новосибирской области на долгосрочный период» Правительство Новосибирской области
п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемый прогноз социально-экономического развития Новосибирской области на 2016-2030 годы (далее - прогноз социально-экономического развития на долгосрочный период).
2. Руководителям областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области:
1) в срок до 10.02.2017 разработать и утвердить в курируемой сфере деятельности планы действий на период до 2019 года по достижению показателей целевого варианта прогноза социально-экономического развития на долгосрочный период, предварительно согласовав их с заместителем Губернатора Новосибирской области, заместителем Председателя Правительства Новосибирской области, уполномоченными в соответствующих сферах деятельности в соответствии с распределением полномочий между заместителями Губернатора Новосибирской области и заместителями Председателя Правительства Новосибирской области, утвержденным постановлением Губернатора Новосибирской области от 14.11.2014 N 177, и министерством экономического развития Новосибирской области;
2) при разработке документов стратегического планирования Новосибирской области руководствоваться прогнозом социально-экономического развития на долгосрочный период.
3. Рекомендовать главам муниципальных образований Новосибирской области при подготовке документов стратегического планирования соответствующих муниципальных образований Новосибирской области руководствоваться прогнозом социально-экономического развития на долгосрочный период.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Новосибирской области Знаткова В.М.
Губернатор области
В.Ф. Городецкий
Прогноз социально-экономического развития Новосибирской области на 2016-2030 годы
Прогноз социально-экономического развития Новосибирской области на 2016-2030 годы (далее - прогноз на долгосрочный период) разрабатывается в соответствии с нормами Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Закона Новосибирской области от 18.12.2015 N 24-ОЗ «О планировании социально-экономического развития Новосибирской области» и является одним из основных документов системы стратегического планирования Новосибирской области. Он определяет направления и ожидаемые результаты социально-экономического развития Новосибирской области в долгосрочной перспективе и содержит оценку факторов и ограничений экономического роста региона на долгосрочный период.
Прогноз на долгосрочный период является основой для разработки стратегии социально-экономического развития Новосибирской области, бюджетного прогноза Новосибирской области на долгосрочный период, а также других документов планирования социально-экономического развития Новосибирской области.
Исходными для разработки прогноза на долгосрочный период являются основные положения Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596-606 и другие документы долгосрочного характера.
Прогноз на долгосрочный период базируется на сценарных условиях прогноза социально-экономического развития Новосибирской области до 2030 года, формируемых на основе прогнозных материалов (аналитических записок) областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области.
Прогноз на долгосрочный период сформирован в двух вариантах: консервативном и целевом.
Консервативный сценарий (I вариант) предполагает инерционное развитие с сохранением в прогнозируемом периоде тенденций, внешних и внутренних условий развития экономики, консервативную инвестиционную политику частных компаний, ограниченные возможности бюджета региона, при относительно слабом росте потребительского спроса.
Целевой сценарий (II вариант) предполагает оживление и рост в экономике вследствие расширения инвестиционных программ хозяйствующих субъектов, поддержки государством внутреннего спроса и предложения, расширения банковского кредитования.
1. Итоги социально-экономического развития Новосибирской области
в 2011-2015 годах
Новосибирская область - один из индустриальных регионов Сибири с развитым сельским хозяйством и относительно высокими показателями развития инфраструктуры. Для региона характерна диверсифицированная структура экономики, развитие высокотехнологичных производств и мощный научно-образовательный комплекс.
Экономика Новосибирской области в 2011-2015 годах развивалась в соответствии с общими тенденциями экономического развития Российской Федерации и Сибирского федерального округа.
Новосибирская область в своем развитии за период с 2011 по 2015 годы добилась значительных успехов в социально-экономическом развитии, в том числе за счет реализации активной государственной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, на стимулирование экономического роста и модернизации, проведения сбалансированной социальной и демографической политики.
Объем валового регионального продукта Новосибирской области - обобщающего показателя, характеризующего результат производства товаров и услуг в регионе, за 2011-2015 годы в сопоставимых ценах увеличился на 15,8% и в 2015(1) году составил по оценке 997,6 млрд. рублей.
_________________________
(1) - здесь и далее приведены оценочные данные министерства экономического развития Новосибирской области;
РФ(2) | СФО | НСО | РФ | СФО | НСО | |
Валовой региональный продукт | Индекс физического объема валового регионального продукта | |||||
2011 | 45392276,7 | 4802933,8 | 598563,5 | 105,4 | 105,0 | 108,4 |
2012 | 49926068,7 | 5186808,5 | 728154,0 | 103,1 | 103,0 | 101,5 |
2013 | 54103000,3 | 5540596,2 | 817516,7 | 101,8 | 102,1 | 105,0 |
2014 | 58900652,2 | 6106912,6 | 895289,8 | 101,3 | 101,6 | 102,5 |
2015 | - | - | 997600,0 | - | - | 97,8 |
Отраслевая структура валового регионального продукта позволяет оценить вклад видов экономической деятельности в экономику региона и определить приоритетные направления развития.
Для отраслевой структуры валовой добавленной стоимости Новосибирской области в 2011-2014 годах в разрезе видов экономической деятельности характерны:
снижение с 6,5% до 5,1% удельного веса сельского хозяйства; с 18,5% до 17,4% - торговли; значительное снижение промышленного производства (с 20,7% до 17,3%);
увеличение доли таких видов экономической деятельности, как «транспорт и связь» (с 12,6% до 15,8%); «образование» (с 4,3% до 4,7%);
высокая суммарная доля видов экономической деятельности, связанных с операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, в число которых входят в том числе аренда машин и оборудования и прокат прочих бытовых изделий; деятельность, связанная с вычислительной техникой; научные исследования и разработки; деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита; деятельность в области архитектуры; рекламная деятельность; наем рабочей силы и подбор персонала; проведение расследований и обеспечение безопасности; чистка и уборка помещений, оборудования и транспортных средств (в 2011 году - на уровне 17,8%, в 2014 - 20,6%).
Структура ВРП в 2011 году, в %
Структура ВРП в 2014 году, в %
Формирование ВРП Новосибирской области, как и ВВП России, осуществляется главным образом за счет отраслей, относящихся к сфере услуг, доля которых в объеме ВРП области составляет более 70% и стабильно с 2011 года значительно превышает долю отраслей, относящихся к производственной сфере.
Структура ВРП, в %
Несмотря на преобладание сферы услуг над материальным производством, промышленный комплекс продолжает занимать одну из доминирующих позиций в экономике Новосибирской области, поэтому темпы развития промышленности являются определяющими для темпов развития экономики региона в целом.
В сфере промышленного производства в Новосибирской области базовыми видами экономической деятельности являются обрабатывающие производства в части производства пищевых продуктов (включая напитки), металлургического производства и производства готовых металлических изделий, электрооборудования, электронного и оптического оборудования; производство и распределение электроэнергии, газа и воды, а также добыча топливно-энергетических полезных ископаемых. За период с 2011 по 2015 годы объем промышленного производства в сопоставимых ценах увеличился на 17,6% (по России - на 7,1%).
Основные показатели развития промышленного производства
Новосибирской области
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | |
Объем отгруженной промышленной продукции, млрд. рублей | 331,1 | 367,6 | 392,3 | 414,8 | 452,3 |
Индекс промышленного производства, в % к предыдущему году | 105,0 | 109,0 | 101,4 | 100,3 | 101,0 |
Новосибирская область не обладает серьезными сырьевыми ресурсами, поэтому в структуре промышленного производства наибольшую долю занимают обрабатывающие производства (в 2015 году - 80,9%). За период 2011-2015 годов доля обрабатывающих производств увеличилась на 5,4 п.п., при этом доля производства и распределения электроэнергии, газа и воды снизилась на 5,2 п.п., доля добычи полезных ископаемых - на 0,2 п.п.
Структура промышленного производства, в %
Начиная с 2013 года темп роста промышленного производства в области значительно замедлился. Если в 2010-2012 годах индекс промышленного производства достигал значений от 105% до 109% в год, то в 2013-2015 годах значения индекса составили 100-101% в год. Замедление темпов роста промышленного производства связано с низким ростом производства по виду экономической деятельности «обрабатывающие производства» и с 2014 года - по добыче полезных ископаемых.
Наибольшее снижение промышленного производства в 2013-2015 годах отмечено в производстве машин и оборудования и в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования.
По итогам работы за 2015 год сложились следующие индексы производства по видам экономической деятельности в промышленности: «обрабатывающие производства» - 101,8%; «добыча полезных ископаемых» - 95,3%, «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» - 97,8%.
В Новосибирской области осуществляется добыча высококачественного угля (антрацита) и нефти. В 2015 году темп добычи угля на территории Новосибирской области составил 104,7% к 2014 году, темп добычи нефти - 74,0%. Индекс производства по подвиду экономической деятельности «добыча топливно-энергетических полезных ископаемых» составил 96,8%.
Добычу угля в Новосибирской области на месторождениях Горловского каменноугольного бассейна и Крутихинского участка Колыванского месторождения осуществляют АО «Сибирский антрацит» и с 2016 года - ООО «Разрез Восточный». Добычу нефти в Северном районе Новосибирской области осуществляют ОАО «Новосибирскнефтегаз». В настоящее время в эксплуатации на территории Новосибирской области находятся три месторождения нефти (Верх-Тарское, Восточно-Тарское, Малоичское), разрабатываемые вышеуказанной нефтедобывающей компанией. После достижения в 2008 году максимального уровня добычи нефти в 2200 тыс. тонн с 2009 года началось значительное ежегодное снижение объема добычи ввиду выработки запасов нефти в месторождениях.
Динамика добычи общераспространенных полезных ископаемых напрямую связана с развитием дорожного строительства и строительной индустрии.
В 2015 году добычу общераспространенных полезных ископаемых (далее - ОПИ) на территории Новосибирской области осуществляли 37 недропользователей, в том числе: песок и песчано-гравийные смеси (далее - ПГС) добывали 15 недропользователей, строительные камни и строительные известняки - 10 недропользователей, кирпичное сырье - 12 недропользователей.
Обрабатывающие производства занимают значительную долю в объеме промышленного производства - более 80%. Обрабатывающие производства региона представлены предприятиями химического, машиностроительного, лесостроительного комплексов, легкой промышленности, предприятиями, занимающимися металлургическим производством и производством готовых металлических изделий.
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды занимают 13,4% в объеме промышленного производства.
Выработку электрической энергии на территории области осуществляют тепловые станции АО «Сибирская энергетическая компания» (АО «Сибирская энергетическая компания») и филиал ПАО «РусГидро»-«Новосибирская ГЭС».
В структуре потребления электроэнергии наибольшую долю составляют промышленные потребители (30%), население (18%), непромышленные потребители (18%) и железнодорожный транспорт (12%). Доля сельхозпотребителей в общем объеме составляет около 3%. Отмечается увеличение доли непромышленных потребителей в связи с появлением новых абонентов - крупных торговых центров.
В последние годы важнейшим стратегическим приоритетом, стоящим перед Новосибирской областью, является развитие сельского хозяйства, усиление данного вектора грамотными управленческими решениями и эффективными проектами, реализация которых позволит не только полностью обеспечить жителей региона разнообразными продуктами питания, но и экспортировать их в соседние регионы.
Сельское хозяйство области развивается в зоне рискованного земледелия, поэтому производство продуктов растениеводства находится в сильной зависимости от погодных условий. Общая ситуация в животноводстве также не является стабильной, так как зависит от кормовой базы, создаваемой в растениеводстве. На полях области выращивают пшеницу, рожь, просо, гречиху, осваивается производство сои. Развивается садоводство в приусадебных хозяйствах и на дачных участках населения. В животноводстве в пригородных районах преобладает молочное скотоводство, в степных районах - скотоводство мясного направления. Большое значение имеет яичное и бройлерное птицеводство, продукция которого вывозится в другие регионы Сибирского федерального округа. Имеются также специализированные хозяйства, занимающиеся свиноводством, клеточным звероводством, рыбоводством.
Основные показатели развития сельского хозяйства
2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | |
Всего продукция с/х, млрд. рублей | 60,4 | 56,0 | 66,4 | 71,4 | 85,3 |
Индекс физического объема | 106,7 | 82,7 | 112,4 | 96,5 | 104,5 |
Сельскохозяйственный комплекс в 2015 году составляет 5,1% в валовом региональном продукте Новосибирской области.