Действующий

О прогнозе социально-экономического развития Новосибирской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов


5. Развитие человеческого капитала и социальной сферы

 
5.1. Демографическое развитие Новосибирской области

Меры по обеспечению создания условий для стабилизации демографического развития Новосибирской области и дальнейшего улучшения демографической ситуации реализуются в рамках:

национального проекта «Демография» в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

государственной программыНовосибирской области «Развитие здравоохранения Новосибирской области на 2013-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 07.05.2013 N 199-п;

государственной программыНовосибирской области «Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с  детьми в Новосибирской области на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 31.07.2013 N 322-п;

государственной программы Новосибирской области «Оказание содействия добровольному переселению в Новосибирскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 06.08.2013 N 347-п;

Программы мер по демографическому развитию Новосибирской области на 2008-2025 годы, утвержденной постановлением Губернатора Новосибирской области от 29.12.2007 N 539;

Плана мероприятий по демографическому развитию Новосибирской области на 2016-2025 годы, утвержденного постановлением Губернатора Новосибирской области от 12.07.2016 N 159.

В 2019-2021 годах в Новосибирской области сохранится тенденция увеличения численности населения.Ростчисленности населения Новосибирской области ожидается за счетмиграционного прироста.

Новосибирская область остается привлекательной территорией для инвестиционного развития, проживания, работы, обучения и ведения бизнеса. Поэтому на среднесрочную перспективу ожидается ежегодное увеличение миграционного прироста за счет привлечения на территорию Новосибирской области квалифицированных кадров, а также молодежи для получения высшего и  среднего профессионального образования и последующего закрепления специалистов и рабочих кадров вэкономике, сферах науки, образования и высоких технологий.

По оценке, в 2018 году коэффициент миграционного прироста вырастет до 50,9 человек на 10000 населения. В 2019-2020 годах по двум вариантам прогноза планируется увеличение коэффициента миграционного прироста и к 2021 году он составит 52,9 промилле по 1 варианту прогноза и 63,6 промилле по 2 варианту прогноза.

За 2019-2021 годы количество прибывших на территорию вселения и поставленных на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере миграции, ожидается более 3000 человек по двум вариантам прогноза.

В ходе реализации мероприятий государственных программ Новосибирской области наметилась устойчивая тенденция снижения общего коэффициента смертности (с 16,1 промилле в 2005 году до 12,9 промилле в 2017 году). Численность умерших в 2017 году составила 35,8 тыс. человек, сократившись за год на 0,3 тыс. человек или на 0,9%.

Ожидается, что в 2018 году по 1 варианту прогноза коэффициент смертности составит 12,8 промилле с последующим снижением в 2019-2020 годах на 0,1 промилле и на 0,2 промилле в 2021 году.

По второму варианту прогноза коэффициент смертности с 2019 по 2021 годы будет снижаться на 0,3, 0,1, и 0,2 промилле ежегодно и к 2021 году составит 12,2 промилле.

По прогнозным данным в 2018 году коэффициент рождаемости снизится до 12,3 промилле. В 2019-2020 годах по 1 варианту прогноза коэффициент рождаемости сохранится на уровне 12,1 промилле, по 2 варианту прогноза в 2019_2020 годах он сохранится на уровне 2018 года, а в 2021 году снизится на 0,1 промилле по сравнению с 2018 годом и составит 12,2 промилле.

Демографический прогноз развития Новосибирской области с учетом реализации основных приоритетных направлений по содействию повышению рождаемости, предупреждению и снижению смертности по основным классам причин, а также сложившейся структуры населения отражает в 2019 году естественную убыль по 1 варианту прогноза - 0,6 промилле с последующим снижением в 2020 году - на 0,1 промилле и в 2021 году - на 0,2 промилле. По 2 варианту прогноза естественная убыль в 2019-2021 годах будет снижаться на 0,2 промилле ежегодно и к 2021 году составит 0,1 промилле.

Реализация демографической государственной политики в среднесрочном прогнозном периоде позволит сохранить тенденцию увеличения среднегодовой численности населения по двум вариантам прогноза.

По оценке значение среднегодовой численности населения в 2018 году увеличится на 0,4% по сравнению с 2017 годом и составит 2795,0 тыс. человек. В 2019 году численность населения увеличится по первому и второму вариантам прогноза на 0,4%-0,6%, в 2020-2021 годах численность населения по первому варианту прогноза будет расти на 0,5% ежегодно, по второму варианту прогноза - на 0,6% ежегодно.

К 2021 году численность населения достигнет 2834,5 тыс. человек по первому варианту прогноза, что на 39,5 тыс. человек или на 1,4% больше, чем в 2018 году. По второму варианту прогноза численность населения увеличится на 51,1 тыс. человек или на 1,8% по сравнению с 2018 годом и достигнет 2846,1 тыс. человек.

В целом за 2019-2021 годы среднегодовая численность населения по первомуварианту прогноза возрастет на 26,9 тыс. человек (на 1,0%), по второму варианту прогноза возрастет на 34,2 тыс. человек (1,2%).

5.2. Развитие рынка труда

Меры по обеспечению эффективной трудовой занятости населения, расширению самозанятости населения, улучшению условий и охраны труда работников организаций Новосибирской области реализуются в рамках:

национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

государственной программыНовосибирской области «Содействие занятости населения в 2014-2020 годах», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 23.04.2013 N 177-п;

государственной программыНовосибирской области «Оказание содействия добровольному переселению в Новосибирскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 06.08.2013 N 347-п.

В 2019-2021 годах будут реализованы мероприятия по созданию условий для эффективной занятости населения, предотвращению роста напряженности на  рынке труда за счет минимизации безработицы, а также обеспечению стабильности на рынке труда, что позволит к концу 2021 года сохранить уровень зарегистрированной безработицы (от численности экономически активного населения) не выше 1%.

В прогнозном периоде продолжится оказание содействия трудоустройству граждан, в частности привлечению в Новосибирскую область квалифицированных профессиональных кадров, обеспечению сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда; поддержка молодых специалистов в целях их социальной адаптации на первом рабочем месте; выработка новых механизмов содействия трудоустройству молодежи, повышению трудовой мобильности населения.

Реализация данного комплекса мер позволит увеличить среднегодовую численность занятых в экономике по предприятиям и организациям всех форм собственности. По прогнозу в 2019-2021 годах среднесписочная численность работников будет расти ежегодно от 0,1 до 0,3%.