Государственная программа Новосибирской области
«Развитие инфраструктуры информационного общества
Новосибирской области»
I. ПАСПОРТ
государственной программы Новосибирской области
(Раздел в редакции, введенной постановлением Правительства
области от 24.12.2019 N 509-п, - см. предыдущую редакцию)
Наименование государственной программы | Государственная программа Новосибирской области «Развитие инфраструктуры информационного общества Новосибирской области» (далее - государственная программа) |
Разработчики государственной программы | Министерство цифрового развития и связи Новосибирской области |
Государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) государственной программы | Государственный заказчик-координатор: министерство цифрового развития и связи Новосибирской области (далее - Минцифра НСО). Государственные заказчики: Минцифра НСО, министерство строительства Новосибирской области (далее - министерство) |
Руководитель государственной программы | Министр цифрового развития и связи Новосибирской области - Дюбанов А.В. |
Исполнители подпрограмм государственной программы, мероприятий государственной программы | Минцифра НСО; министерство; государственное бюджетное учреждение Новосибирской области «Центр информационных технологий Новосибирской области»; государственное бюджетное учреждение Новосибирской области «Центр навигационных и геоинформационных технологий Новосибирской области»; государственное казенное учреждение Новосибирской области «Служба 112»; государственное казенное учреждение Новосибирской области «Управление контрактной системы» иные лица, привлекаемые на конкурсной основе в установленном действующим законодательством порядке |
Цели и задачи государственной программы | Цель государственной программы - создание условий для получения населением и хозяйствующими субъектами на территории Новосибирской области преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий на основе формирования единого информационного пространства Новосибирской области. Задачи государственной программы: 1. Модернизация и развитие инфраструктуры связи на территории Новосибирской области. 2. Развитие технической и технологической основы обеспечения безопасности жизнедеятельности на территории Новосибирской области. 3. Развитие технической и технологической основы информационного общества в Новосибирской области. 4. Развитие геоинформационного обеспечения и навигационной инфраструктуры с использованием системы ГЛОНАСС и других результатов космической деятельности на территории Новосибирской области |
Перечень подпрограмм государственной программы | Подпрограмма «Развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры на территории Новосибирской области». Подпрограмма «Развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры безопасности жизнедеятельности». Подпрограмма «Развитие территориальной информационной системы Новосибирской области и инфраструктуры информационного общества». Подпрограмма «Развитие геоинформационного обеспечения и навигационной инфраструктуры с использованием системы ГЛОНАСС и других результатов космической деятельности в интересах социально-экономического и инновационного развития Новосибирской области» |
Сроки (этапы) реализации государственной программы | Период реализации государственной программы: 2015-2021 годы. Этапы реализации государственной программы не выделяются |
Объемы финансирования государственной программы | Общий объем ассигнований на реализацию государственной программы на 2015-2021 годы составляет 12 890 137,8 тыс. рублей, в том числе по годам: 2015 год - 1 271 391,7 тыс. рублей; 2016 год - 1 491 344,4 тыс. рублей; 2017 год - 1 508 965,6 тыс. рублей; 2018 год - 1 572 469,8 тыс. рублей; 2019 год - 2 777 511,8 тыс. рублей; 2020 год - 2 433 887,2 тыс. рублей; 2021 год - 1 834 567,3 тыс. рублей; по источникам финансирования: средства федерального бюджета - 1 868 833,3 тыс. рублей, в том числе по годам: 2015 год - 30 000,0 тыс. рублей; 2016 год - 0 рублей; 2017 год - 11 734,5 тыс. рублей; 2018 год - 35 000,0 тыс. рублей; 2019 год - 726 415,2 тыс. рублей; 2020 год - 832 795,0 рублей; 2021 год - 232 888,6 рублей; областной бюджет Новосибирской области - 10 897 164,8 тыс. рублей, в том числе по годам: 2015 год - 1 153 078,4 тыс. рублей; 2016 год - 1 488 593,8 тыс. рублей; 2017 год - 1 490 624,7 тыс. рублей; 2018 год - 1 531 741,1 тыс. рублей; 2019 год - 2 042 355,9 тыс. рублей; 2020 год - 1 595 092,2 тыс. рублей; 2021 год - 1 595 678,7 тыс. рублей; средства местных бюджетов -37 252,7 тыс. рублей,в том числе по годам: 2015 год - 1 426,3 тыс. рублей; 2016 год - 2 750,6 тыс. рублей; 2017 год - 6 606,4 тыс. рублей; 2018 год - 5 728,7 тыс. рублей; 2019 год - 8 740,7 тыс. рублей; 2020 год - 6 000,0 тыс. рублей; 2021 год - 6 000,0 тыс. рублей; внебюджетные источники - 86 887,0 тыс. рублей,в том числе по годам: 2015 год - 86 887,0 тыс. рублей; 2016 год - 0 рублей; 2017 год - 0 рублей; 2018 год - 0 рублей; 2019 год - 0 рублей; 2020 год - 0 рублей; по главным распорядителям средств областного бюджета Новосибирской области: Минцифра НСО - 12 714 103,1 тыс. рублей, в том числе по годам: 2015 год - 1 131 282,4 тыс. рублей; 2016 год - 1 488 494,8 тыс. рублей; 2017 год - 1 502 359,2 тыс. рублей; 2018 год - 1 566 741,1 тыс. рублей; 2019 год - 2 768 771,1 тыс. рублей; 2020 год - 2 427 887,2 тыс. рублей; 2021 год - 1 828 567,3 тыс. рублей; министерство - 21 895,0 тыс. рублей,в том числе по годам: 2015 год - 21 796,0 тыс. рублей; 2016 год - 99,0 тыс. рублей; 2017 год - 0 рублей; 2018 год - 0 рублей; 2019 год - 0 рублей; 2020 год - 0 рублей; 2021 год - 0 рублей. Суммы средств, выделяемые из федерального, областного, местных бюджетов и внебюджетных источников, подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей бюджетов всех уровней. В государственной программе приведена прогнозная (справочная) информация об объемах средств федерального и местных бюджетов, а также внебюджетных источников |
Основные | Доля населения Новосибирской области (без учета населения г. Новосибирска), для которого улучшилось качество предоставления услуг почтовой связи, %; количество сельских жителей Новосибирской области, для которых дополнительно обеспечен доступ к современным услугам связи, чел.; доля сельских жителей Новосибирской области, имеющих возможность пользоваться услугами проводного широкополосного доступа к сети Интернет на скорости не менее 2 Мбит/сек; среднее время комплексного реагирования экстренных оперативных служб на вызовы населения, поступающие по единому номеру «112» на территории Новосибирской области, %; доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, %; количество отраслевых приложений региональной геоинформационной системы Новосибирской области, используемых органами государственной власти Новосибирской области, ед. |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы, выраженные в количественно измеримых показателях | В ходе реализации государственной программы планируется достичь следующих результатов: к концу 2016 года будет осуществлен ремонт 18 муниципальных помещений, занимаемых отделениями почтовой связи, размещенных в муниципальных помещениях муниципальных образований Новосибирской области, что позволит улучшить для 1,1% населения области (без учета населения г. Новосибирска) качество предоставления услуг почтовой связи; к концу 2021 года будет обеспечен доступ к современным услугам связи дополнительно 60 869 сельским жителям, что составляет 6,3% населения муниципальных районов Новосибирской области; доля сельских жителей Новосибирской области, имеющих возможность пользоваться услугами проводного широкополосного доступа к сети Интернет на скорости не менее 2 Мбит/сек, увеличится с 58,7% в 2017 году до 73,9% к концу 2020 года и сохранит свое значение в плановом периоде; к 2017 году будет сокращено с 60 до 55 минут время комплексного реагирования экстренных оперативных служб на вызовы населения, поступающие по единому номеру «112» на территории Новосибирской области*; к 2017 году будет выполнено развертывание «Системы 112» на территории всех муниципальных образований Новосибирской области; начиная с 2018 года, не менее 70% граждан ежегодно смогут использовать механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, что на 35 процентных пункта выше, чем в 2014 году; будет увеличено количество отраслевых приложений региональной геоинформационной системы Новосибирской области, используемых органами государственной власти Новосибирской области, с 14 единиц в 2014 году до 80 единиц к концу 2021 года. Реализация государственной программы будет способствовать: повышению доступности и качества телекоммуникационных услуг на территории Новосибирской области; повышению безопасности движения транспортных средств, дисциплины оперативных служб и сокращения времени их реагирования на дорожно-транспортные происшествия и чрезвычайные ситуации в Новосибирской области; уменьшению возможного социально-экономического ущерба вследствие происшествий и чрезвычайных ситуаций на территории Новосибирской области; повышению эффективности государственного управления и местного самоуправления в Новосибирской области, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти Новосибирской области и органами местного самоуправления в Новосибирской области; повышению качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения в Новосибирской области на основе развития и использования информационных технологий; повышению качества и эффективности управления территориями Новосибирской области на региональном и муниципальном уровнях за счет широкого использования информационных ресурсов пространственных данных при принятии управленческих решений и контроле их исполнения; снижению издержек на получение услуг для всех жителей Новосибирской области независимо от их места проживания, состояния здоровья и занятости. Реализация государственной программы позволит: обеспечивать функционирование современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры на территории Новосибирской области; содействовать в решении задачи сокращения «цифрового неравенства» между городским и сельским населением Новосибирской области, повышения доступности и качества услуг связи на территории поселений Новосибирской области; внедрить новые формы организации работы исполнительных органов государственной власти Новосибирской области и учреждений социальной сферы Новосибирской области, основанные на применении информационно-коммуникационных технологий; повысить готовность населения Новосибирской области к возможностям информационного общества *Сокращение времени комплексного реагирования экстренных оперативных служб на вызовы населения, поступающие по единому номеру «112» на территории Новосибирской области, в 2017 году до 40 минут запланировано в рамках государственной программы Новосибирской области «Построение и развитие аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» в Новосибирской области на 2016-2021 годы», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 14.12.2016 N 403-п. |
Электронный адрес размещения государственной программы в сети Интернет | http://www.infocom.nso.ru/page/669 |
II. Обоснование необходимости реализации государственной программы
(Раздел в редакции, введенной постановлением Правительства
области от 24.12.2019 N 509-п, - см. предыдущую редакцию)
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, формирование и развитие информационного общества в Российской Федерации обеспечит конкурентоспособность России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, а также совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных технологий.
Согласно основным федеральным стратегическим документам, определяющим развитие сферы инфокоммуникационных технологий в Российской Федерации и действующим (действовавшим) в период реализации настоящей государственной программы (Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 07.02.2008 N Пр_212, и Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203), информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий (далее - ИКТ), их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти, и предусматривает внедрение информационно-коммуникационных технологий практически во все сферы жизни общества: образование, здравоохранение, культуру, безопасность жизнедеятельности и другие.
С учетом положений стратегических документов государственная политика субъектов Российской Федерации по развитию информационного общества должна быть направлена, в частности, на повышение качества жизни граждан на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий путем реализации следующих приоритетных направлений:
формирование современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечение высокого уровня ее доступности, предоставление на ее основе качественных услуг;
повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и коммерческих организаций с органами государственной власти на основе применения информационных технологий, в том числе развитие сервисов электронного правительства, полномасштабный переход к оказанию государственных и муниципальных услуг в электронном виде;
создание условий для развития процессов информатизации важнейших отраслей экономики и реализации государственных проектов по их переводу в область современного применения информационных технологий;
обеспечение безопасности функционирования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и информационных и телекоммуникационных систем.
Созданная, ежегодно сопровождаемая и развиваемая инфраструктура информационного общества в Новосибирской области является основой для реализации основных задач, достижения целей и целевых показателей национального проекта «Цифровая экономика», разработанного в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Для развития информационных и телекоммуникационных технологий в Новосибирской области свойственны общероссийские тенденции:
развитие отрасли связи идет по пути внедрения современных цифровых технологий, интеграции телекоммуникационных сетей, трансформации участников рынка в операторов, предоставляющих не отдельные виды, а комплекс услуг связи, при этом традиционные услуги связи становятся все менее востребованными населением региона;
ежегодно растет число пользователей сети Интернет и компьютеров; основным фактором роста остается развитие сетей широкополосного доступа к мультисервисным сетям как в секторе фиксированной, так и в секторе мобильной связи;
информационные технологии используются при исполнении полномочий органами государственной власти и органами местного самоуправления Новосибирской области, преимущественно в целях обеспечения повышения качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме;
в целях решения социально значимых проблем региона создаются и внедряются отраслевые информационные системы практически во всех сферах жизни общества.
Уровень развития информационного общества Новосибирской области, а также динамика развития влияющих на него показателей, в сравнении с другими субъектами Российской Федерации отражены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели, влияющие на уровень развития информационного общества
в Новосибирской области
Наименование показателя | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | ||||
НСО | РФ | НСО | РФ | НСО | РФ | НСО | РФ | |
Группа показателей «ИКТ-инфраструктура», в том числе: | ||||||||
телефонная плотность фиксированной связи (включая таксофоны) на 100 человек населения, единиц | 33,2 | 31,4 | 33,0 | 30,9 | 31,8 | 30,1 | 30,5 | 28,9 |
проникновение подвижной радиотелефонной (сотовой) связи | 128,7 | 166,4 | 180,9 | 179,0 | 176,4 | 182,7 | 174,5 | 193,3 |
число абонентов фиксированного широкополосного доступа | - | - | 20,1 | 12,2 | 25,9 | 14,4 | 28,2 | 16,5 |
число абонентов мобильного широкополосного доступа | - | - | 54,8 | 47,8 | 71,2 | 63,6 | 92,9 | 70,9 |
Группа показателей «Использование ИКТ в домохозяйствах и населением», в том числе: | ||||||||
доля домохозяйств, имеющих телефон фиксированной связи, | 6,7 | 4,7 | 5,4 | 3,6 | 3,4 | 2,7 | 2,5 | 2,0 |
доля домохозяйств, имеющих мобильный сотовый телефон, | 30,4 | 27,6 | 29,9 | 29,1 | 26,2 | 33,5 | 28,5 | 36,0 |
число мобильных телефонов | 213 | 228 | 228 | 237 | 232 | 244 | 242 | 250 |
доля домохозяйств, имеющих персональный компьютер, в общем числе домохозяйств, % | 51,2 | 54,5 | 51,6 | 60,1 | 57,0 | 66,5 | 62,7 | 71,4 |
число персональных компьютеров на 100 домашних хозяйств, единиц | 63 | 63 | 62 | 75 | 68 | 86 | 80 | 100 |
доля домашних хозяйств, имеющих доступ к сети Интернет, в общем числе домашних хозяйств, % | 45,7 | 48,4 | 54,6 | 56,8 | 56,8 | 60,3 | 62,9 | 69,1 |
Группа показателей «ИКТ в органах государственной власти и местного самоуправления», в том числе: | ||||||||
доля ОГВ и ОМС, | - | - | 86,5 | 90,5 | 96,6 | 93,0 | 98,2 | 94,6 |
- | - | 65,1 | 64,3 | 78,1 | 80,0 | 84,7 | 84,0 | |
доля электронного документооборота между органами государственной власти в общем объеме межведомственного документооборота, % | - | - | - | - | 62,5 | 51,5 | 63,8 | 49,2 |
доля гражданских и муниципальных служащих, которые прошли | 8,0 | 8,6 | 6,5 | 9,8 | 9,3 | 9,4 | 9,2 | 8,6 |
Группа показателей «ИКТ в бизнесе», в том числе: | ||||||||
доля организаций, использовавших персональные компьютеры, в общем числе обследованных организаций, % | 88,4 | 93,8 | 92,0 | 94,1 | 91,9 | 94,0 | 89,9 | 94,0 |
число персональных компьютеров | 42 | 36 | 43 | 39 | 48 | 43 | 50 | 44 |
доля организаций, использовавших локальные вычислительные сети, в общем числе обследованных организаций, % | 58,5 | 68,4 | 63,2 | 71,3 | 60,6 | 71,7 | 61,3 | 73,4 |
доля организаций, использовавших Интернет, в общем числе обследованных организаций | 75,4 | 82,4 | 80,4 | 84,8 | 82,7 | 86,9 | 83,1 | 88,1 |
число персональных компьютеров, имевших доступ к Интернету, | 24 | 18 | 26 | 21 | 30 | 24 | 33 | 26 |
доля организаций, имевших веб-сайт, в общем числе обследованных организаций, % | 26,8 | 28,5 | 33,8 | 33,0 | 29,4 | 37,8 | 37,0 | 41,3 |
доля организаций, размещавших заказы на товары (работы, услуги) | 24,2 | 35,0 | 32,6 | 39,2 | 31,2 | 41,1 | 34,9 | 43,4 |
доля организаций, использующих широкополосный доступ к сети Интернет, в общем числе организаций | 50,6 | 56,7 | 57,2 | 63,4 | 69,3 | 76,6 | 72,6 | 79,4 |
Группа показателей «ИКТ в образовании», в том числе: | ||||||||
число персональных компьютеров, используемых в учебных целях, | 7 | 7 | 8 | 8 | 9 | 11 | 10 | 12 |
число персональных компьютеров, используемых в учебных целях, имеющих доступ к Интернету, | х | х | х | х | х | х | х | х |
начальному профессиональному образованию | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 5 | 6 | 5 |
среднему профессиональному образованию | 8 | 8 | 8 | 9 | 12 | 11 | 11 | 12 |
высшему профессиональному образованию | 14 | 14 | 19 | 16 | 23 | 18 | 24 | 21 |
доля образовательных учреждений, реализующих образовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий для реализации основных образовательных программ, в общем числе самостоятельных образовательных учреждений, %, в том числе: | х | х | х | х | х | х | х | х |
среднему профессиональному образованию | 10,6 | 10,6 | 8,3 | 11,9 | 10,2 | 13,8 | 8,2 | 15,5 |
высшему профессиональному образованию | 52,0 | 49,8 | 54,2 | 52,8 | 52,0 | 59,0 | 60,9 | 60,2 |
Группа показателей «ИКТ в здравоохранении», в том числе: | ||||||||
доля учреждений здравоохранения, использовавших персональные компьютеры, в общем числе обследованных учреждений здравоохранения, % | - | - | 92,2 | 97,9 | 97,5 | 98,4 | 96,3 | 98,1 |
доля учреждений здравоохранения, имеющих локальные вычислительные сети, в общем числе обследованных учреждений здравоохранения, % | - | - | 81,3 | 83,7 | 83,6 | 85,2 | 87,3 | 87,4 |
доля учреждений здравоохранения, использовавших Интернет, | - | - | 88,5 | 94,4 | 93,9 | 95,9 | 93,5 | 96,5 |
доля учреждений здравоохранения, имевших веб-сайт, в общем числе обследованных учреждений здравоохранения, % | - | - | 38,0 | 31,6 | 26,5 | 41,0 | 49,0 | 50,6 |
Группа показателей «ИКТ в культуре», в том числе: | ||||||||
доля библиотек, имеющих персональные компьютеры, | 50,1 | 36,8 | 69,3 | 46,6 | 81,2 | 58,5 | 89,5 | 65,4 |
доля учреждений культуры, использовавших Интернет, | - | - | - | - | 70,4 | 69,3 | 78,0 | 74,0 |
доля учреждений культуры, имевших веб-сайт, | - | - | - | - | 21,7 | 23,3 | 26,5 | 26,9 |
доля электронных изданий, в общем объеме библиотечного фонда, % | - | - | 0,38 | 0,40 | 0,43 | 0,42 | 0,57 | 0,55 |
доля музейных предметов, внесенных в электронный каталог, | 9,8 | 24,4 | 27,7 | 29,4 | 25,4 | 31,2 | 23,0 | 36,2 |
Приведенные в таблице 1 значения показателей информатизации Новосибирской области указывают на неравномерность развития региона по базовым инфраструктурным показателям. Общий уровень развития информационного общества в Новосибирской области в соответствии с общероссийскими значениями является средним.
Лишь по некоторым показателям наблюдаются высокие темпы развития. Так, например, по итогам 2013 года проникновение широкополосного доступа в Новосибирской области (количество абонентов на 100 домохозяйств) составило 28,2 абонента фиксированного доступа (второй результат по России после Москвы) и 92,9 абонента мобильного доступа (третий результат по России после Иркутской и Магаданской областей). Выше среднего по Российской Федерации показатели использования ИКТ органами государственной власти и органами местного самоуправления Новосибирской области, учреждениями культуры, тогда как по основным параметрам, характеризующим развитие базовой инфраструктуры информационного общества, наблюдается относительное отставание от среднероссийских показателей.
Основными проблемами, препятствующими развитию информационно-коммуникационных технологий на территории Новосибирской области, являются:
слабая развитость инфраструктуры информатизации в территориальном отношении - сохраняется цифровое и информационное неравенство среди городского и сельского населения региона, существуют проблемы организации широкополосного доступа для конечных пользователей в сельской местности, в том числе проблемы финансовой доступности услуг в сфере информационных технологий для социально незащищенных слоев населения, а также недостаточный уровень качества предоставления услуг связи: низкий уровень устойчивости сигналов связи и передачи данных в сети Интернет;
проблемы, связанные с психологическим восприятием населением процессов информатизации в регионе: недостаточный статус информатизации, недооценка органами власти, гражданами, российским бизнесом роли и значения информатизации. Отсюда: неготовность части населения к получению информационных услуг, неготовность органов государственной власти и органов местного самоуправления региона к полномасштабному предоставлению услуг населению с помощью современных информационных технологий;