(с изменениями на 19 марта 2024 года)
__________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства области от 22.12.2015 N 452-п;
постановлением Правительства области от 18.10.2016 N 336-п;
постановлением Правительства области от 14.12.2016 N 405-п;
постановлением Правительства области от 24.08.2017 N 329-п;
постановлением Правительства области от 27.02.2018 N 74-п;
постановлением Правительства области от 16.07.2018 N 305-п;
постановлением Правительства области от 02.04.2019 N 127-п;
постановлением Правительства области от 01.04.2020 N 92-п;
постановлением Правительства области от 18.08.2020 N 340-п;
постановлением Правительства области от 29.12.2020 N 560-п;
постановлением Правительства области от 19.05.2021 N 176-п;
постановлением Правительства области от 26.07.2021 N 287-п;
постановлением Правительства области от 08.11.2021 N 451-п;
постановлением Правительства области от 25.01.2022 N 19-п;
постановлением Правительства области от 13.05.2022 N 210-п;
постановлением Правительства области от 24.06.2022 N 291-п;
постановлением Правительства области от 16.08.2022 N 388-п;
постановлением Правительства области от 01.11.2022 N 509-п;
постановлением Правительства области от 13.12.2022 N 584-п;
постановлением Правительства области от 29.12.2022 N 646-п;
постановлением Правительства области от 21.03.2023 N 97-п;
постановлением Правительства области от 16.05.2023 N 201-п;
постановлением Правительства области от 03.07.2023 N 283-п;
постановлением Правительства области от 03.07.2023 N 288-п;
постановлением Правительства области от 07.11.2023 N 508-п;
постановлением Правительства области от 19.12.2023 N 602-п;
постановлением Правительства области от 23.01.2024 N 12-п;
постановлением Правительства области от 19.03.2024 N 98-п
__________________________________________
_______________
*Наименование в редакции, введенной постановлением Правительства области от 02.04.2019 N 127-п, - см. предыдущую редакцию
В соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 28.03.2014 N 125-п «О Порядке принятия решений о разработке государственных программ Новосибирской области, а также формирования и реализации указанных программ», в целях эффективного развития промышленного комплекса на территории Новосибирской области Правительство Новосибирской области
п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Новосибирской области «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности в Новосибирской области».(Пункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 02.04.2019 N 127-п, - см. предыдущую редакцию)
2. Установить:
1) Порядок финансирования мероприятий, предусмотренных государственной программой Новосибирской области «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности в Новосибирской области», согласно приложению N 1 к настоящему постановлению;(Подпункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 02.04.2019 N 127-п, - см. предыдущую редакцию)
2) Порядок предоставления субсидий субъектам деятельности в сфере промышленности в рамках подпрограммы «Техническое перевооружение промышленности Новосибирской области» государственной программы Новосибирской области «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности в Новосибирской области» согласно приложению N 2 к настоящему постановлению; (Подпункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 02.04.2019 N 127-п, - см. предыдущую редакцию)
3) Порядок предоставления научно-производственным центрам субсидий, предусмотренных подпрограммой «Государственная поддержка научно-производственных центров в Новосибирской области» государственной программы Новосибирской области «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности в Новосибирской области», согласно приложению N 3 к настоящему постановлению;(Подпункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 02.04.2019 N 127-п, - см. предыдущую редакцию)
4) Порядок предоставления субсидий, предусмотренных подпрограммой «Развитие медицинской промышленности Новосибирской области» государственной программы Новосибирской области «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности в Новосибирской области», согласно приложению N 4 к настоящему постановлению.(Подпункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 02.04.2019 N 127-п, - см. предыдущую редакцию)
5) Порядок определения объема и предоставления субсидий Государственному фонду развития промышленности Новосибирской области согласно приложению N 5 к настоящему постановлению.(Подпункт дополнительно введен постановлением Правительства области от 16.07.2018 N 305-п)
6) Порядок определения объема и предоставления субсидий Государственному фонду развития промышленности Новосибирской области в целях предоставления финансовой поддержки субъектам деятельности в сфере промышленности в форме займов, а также грантов на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитным договорам, заключенным субъектами промышленности с кредитными организациями, в целях пополнения оборотных средств согласно приложению N 6 к настоящему постановлению.(Подпункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 13.12.2022 N 584-п, - см. предыдущую редакцию)
3. Признать утратившими силу:
1) постановление администрации Новосибирской области от 27.02.2010 N 72-па «Об утверждении Порядка субсидирования части затрат на приобретенное новое основное технологическое оборудование»;
2) постановление Правительства Новосибирской области от 21.06.2010 N 41-п «О внесении изменений в постановление администрации Новосибирской области от 27.02.2010 N 72-па»;
3) постановление Правительства Новосибирской области от 27.09.2010 N 152-п «О внесении изменений в постановление администрации Новосибирской области от 27.02.2010 N 72-па»;
4) постановление Правительства Новосибирской области от 30.05.2011 N 225-п «О внесении изменений в постановление администрации Новосибирской области от 27.02.2010 N 72-па»;
5) постановление Правительства Новосибирской области от 18.02.2013 N 60-п «О внесении изменений в постановление администрации Новосибирской области от 27.02.2010 N 72-па»;
6) постановление Правительства Новосибирской области от 22.07.2013 N 316-п «О внесении изменений в постановление администрации Новосибирской области от 27.02.2010 N 72-па»;
7) постановление Правительства Новосибирской области от 31.03.2014 N 133-п «О внесении изменений в постановление администрации Новосибирской области от 27.02.2010 N 72-па»;
8) постановление Правительства Новосибирской области от 27.09.2010 N 155-п «Об утверждении Порядка субсидирования части затрат на проведение опытно-конструкторских и технологических работ»;
9) постановление Правительства Новосибирской области от 11.04.2011 N 145-п «О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 27.09.2010 N 155-п»;
10) постановление Правительства Новосибирской области от 18.02.2013 N 61-п «О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 27.09.2010 N 155-п»;
11) постановление Правительства Новосибирской области от 27.09.2013 N 410-п «О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 27.09.2010 N 155-п»;
12) постановление Правительства Новосибирской области от 25.04.2011 N 167-п «Об утверждении Порядка финансирования мероприятий, предусмотренных ведомственной целевой программой «Государственная поддержка научно-производственных центров в Новосибирской области на 2011-2014 годы»;
13) постановление Правительства Новосибирской области от 25.04.2011 N 168-п «Об утверждении Порядка предоставления научно-производственным центрам субсидий из областного бюджета Новосибирской области, предусмотренных ведомственной целевой программой «Государственная поддержка научно-производственных центров в Новосибирской области на 2011-2013 годы»;
14) пункты 2, 3 постановления Правительства Новосибирской области от 25.07.2011 N 321-п «О внесении изменений в постановления Правительства Новосибирской области от 31.03.2011 N 120-п, от 25.04.2011 N 167-п, от 25.04.2011 N 168-п»;
15) постановление Правительства Новосибирской области от 13.02.2012 N 83-п «О внесении изменений в постановления Правительства Новосибирской области от 25.04.2011 N 167-п, от 25.04.2011 N 168-п»;
16) постановление Правительства Новосибирской области от 28.07.2014 N 301-п «О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 25.04.2011 N 167-п»;
17) постановление Правительства Новосибирской области от 29.12.2012 N 616-п «Об утверждении Порядка финансирования мероприятий, предусмотренных ведомственной целевой программой «Техническое перевооружение промышленности Новосибирской области на 2013-2017 годы».
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Новосибирской области области Сёмку С.Н.(Пункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 02.04.2019 N 127-п, - см. предыдущую редакцию)
Губернатор области
В.Ф.Городецкий
Государственная программа Новосибирской области «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности в Новосибирской области»
(Раздел в редакции, введенной постановлением Правительства
области от 19.03.2024 N 98-п, - см. предыдущую редакцию)
1. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы
Государственная программа Новосибирской области «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности в Новосибирской области» (далее - государственная программа) направлена на объединение усилий государства в сфере развития промышленного потенциала, создание системных долгосрочных стимулов для повышения конкурентоспособности промышленных компаний Новосибирской области на внутреннем и мировом рынках.
Отрасли, ориентированные на внутренний рынок, в настоящее время развиваются на базе новых производственных возможностей, созданных в значительной степени при поддержке государства. В большинстве случаев предприятия в этих отраслях формируются на базе современных технологических решений, ориентируются на выпуск конкурентоспособного ассортимента, эффективно конкурируют и кооперируются с международными корпорациями.
Текущее состояние гражданских отраслей обрабатывающей промышленности Новосибирской области характеризуется значительной неоднородностью в развитии отдельных видов экономической деятельности. Фактически в настоящее время промышленность развивается в рамках двухполюсной модели, при которой в одних отраслях промышленности доминируют крупные, масштабные производства, а в других развитие идет вокруг предприятий с небольшими объемами производства, ориентированных на региональные рынки сбыта, при этом средний класс промышленности, массовые, но конкурентоспособные производства, способные конкурировать на российском рынке наравне с импортерами, в большинстве отраслей отсутствуют. Следствием возникшей неоднородности является неустойчивость развития отраслей промышленности и усиление ее структурных диспропорций.
Промышленный комплекс Новосибирской области занимает ведущее положение в экономике региона. На долю промышленности приходится 20,8% валового регионального продукта области; четвертая часть инвестиций в основной капитал; 19% от численности всех работников, занятых в экономике Новосибирской области.
Главным драйвером роста являются обрабатывающие производства - основа промышленности региона (почти 82% отгруженных товаров, работ, услуг). По итогам 2023 года наибольшие темпы роста зафиксированы по основным видам экономической деятельности в промышленности: добыча полезных ископаемых; обрабатывающие производства; обеспечение электроэнергией, газом и паром; водоснабжение, водоотведение, утилизация отходов.
За последние десять лет в экономику региона удалось привлечь более 1531 млрд рублей инвестиций. Удалось достичь высокого уровня инвестиционной привлекательности. Новосибирская область единственная в Сибирском федеральном округе занимает место в двадцатке лидеров Национального рейтинга состояния инвестиционного климата, демонстрируя позитивную динамику (перейдя с 57 места в 2007 году на 19 место в 2017 году). При этом в сопоставимых ценах рост инвестиций составил 95,3% к уровню 2007 года. В Новосибирской области инвестиционная активность в последние годы имеет отчетливую тенденцию к снижению, доля инвестиций в валовый региональный продукт сократилась с 24,5% в 2007 году до 15% в 2016 году. Сохраняется низкий уровень привлеченных иностранных инвестиций, по итогам 2016 года объем прямых иностранных инвестиций в 6 раз ниже среднего значения по стране. Область остро ощущает недостаток в инвестициях, особенно направленных на обновление основных фондов (коэффициент износа основных фондов по состоянию на начало 2017 года составил 44,9%, в 2008 году - 44%).
Новосибирская область объективно характеризуется сегодня мощным научно-образовательным, инновационным потенциалом. Новосибирские ученые составляют 5% всего российского научного сообщества и почти половину числа ученых в Сибири. Цитируемость научных публикаций новосибирских исследователей в среднем в 2-3 раза выше средних показателей соседних регионов. Качество научных исследований в некоторых ключевых областях, например, в физических науках, по объективным показателям уже сегодня находится на мировом уровне. Вместе с тем в регионе отмечается низкий спрос на инновации, в том числе по причине низкой платежеспособности основных заказчиков регионального рынка и низкой восприимчивости реального сектора экономики к инновациям.
В 2023 году удельный вес Новосибирской области в объеме отгруженной промышленной продукции РФ составляет 1%. В объеме отгруженных промышленных товаров СФО область занимает пятое место (8,1% продукции региона) после Красноярского края, Кемеровской, Иркутской и Омской областей.
Основу промышленного комплекса Новосибирской области составляют крупные и средние организации, на долю которых приходится более 80% отгруженных промышленных товаров собственного производства. Малыми предприятиями произведено около 20% промышленной продукции.
Объем промышленного производства в Новосибирской области за последние десять лет в сравнении с 2007 годом в текущих ценах вырос в 2,6 раза.
В соответствии с опросами руководителей компаний Новосибирской области и других регионов РФ, проведенными StrategyPartnersGroup по международной методологии в 2018 году, одной из ключевых проблем является низкая доступность финансирования. Доля предпринимателей, испытавших сложности с получением кредита (доступностью заемных средств), составила 42,3% от числа опрошенных. Рынок небанковских финансовых услуг, включая страхование, лизинг, факторинг, значительно менее развит по сравнению с ведущими российскими финансовыми центрами.
Серьезными и специфическими проблемами (слабыми сторонами) развития Новосибирской области являются существенный разрыв между высоким научно-техническим потенциалом региона и реальной низкой восприимчивостью его реального сектора к инновациям. Новосибирская область занимает лидирующие позиции в РФ по основным характеристикам научного потенциала, однако по числу использованных в производстве передовых технологий регион заметно отстает от Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Самарской и Нижегородской областей.
Существенный разрыв между высоким научно-техническим потенциалом и низкой восприимчивостью производственной системы региона к инновациям является одной из специфических проблем развития Новосибирской области.
Технологическое отставание промышленных предприятий, недостаток средств на финансирование НИОКР и связанные с ними технологические риски, низкая производительность труда и дефицит высококвалифицированных кадров препятствуют активному внедрению новых конкурентоспособных технологий в производство. Также ограничивающим фактором является недостаточное развитие механизмов коммерциализации и трансфера новых технологий и разработок.