Правительство Новосибирской области
п о с т а н о в л я е т:
Внести в постановление Правительства Новосибирской области от 28.07.2015 N 291-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности в Новосибирской области» следующие изменения:
В государственной программе Новосибирской области «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности в Новосибирской области»:
1. Раздел I «Паспорт государственной программы Новосибирской области» изложить в следующей редакции:
«I. Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Новосибирской области «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности в Новосибирской области»
1. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы
Государственная программа Новосибирской области «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности в Новосибирской области» (далее - государственная программа) направлена на объединение усилий государства в сфере развития промышленного потенциала, создание системных долгосрочных стимулов для повышения конкурентоспособности промышленных компаний Новосибирской области на внутреннем и мировом рынках.
Отрасли, ориентированные на внутренний рынок, в настоящее время развиваются на базе новых производственных возможностей, созданных в значительной степени при поддержке государства. В большинстве случаев предприятия в этих отраслях формируются на базе современных технологических решений, ориентируются на выпуск конкурентоспособного ассортимента, эффективно конкурируют и кооперируются с международными корпорациями.
Текущее состояние гражданских отраслей обрабатывающей промышленности Новосибирской области характеризуется значительной неоднородностью в развитии отдельных видов экономической деятельности. Фактически в настоящее время промышленность развивается в рамках двухполюсной модели, при которой в одних отраслях промышленности доминируют крупные, масштабные производства, а в других развитие идет вокруг предприятий с небольшими объемами производства, ориентированных на региональные рынки сбыта, при этом средний класс промышленности, массовые, но конкурентоспособные производства, способные конкурировать на российском рынке наравне с импортерами, в большинстве отраслей отсутствуют. Следствием возникшей неоднородности является неустойчивость развития отраслей промышленности и усиление ее структурных диспропорций.
Промышленный комплекс Новосибирской области занимает ведущее положение в экономике региона. На долю промышленности приходится 20,8% валового регионального продукта области; четвертая часть инвестиций в основной капитал; 19% от численности всех работников, занятых в экономике Новосибирской области.
Главным драйвером роста являются обрабатывающие производства - основа промышленности региона (почти 82% отгруженных товаров, работ, услуг). По итогам 2023 года наибольшие темпы роста зафиксированы по основным видам экономической деятельности в промышленности: добыча полезных ископаемых; обрабатывающие производства; обеспечение электроэнергией, газом и паром; водоснабжение, водоотведение, утилизация отходов.
За последние десять лет в экономику региона удалось привлечь более 1531 млрд рублей инвестиций. Удалось достичь высокого уровня инвестиционной привлекательности. Новосибирская область единственная в Сибирском федеральном округе занимает место в двадцатке лидеров Национального рейтинга состояния инвестиционного климата, демонстрируя позитивную динамику (перейдя с 57 места в 2007 году на 19 место в 2017 году). При этом в сопоставимых ценах рост инвестиций составил 95,3% к уровню 2007 года. В Новосибирской области инвестиционная активность в последние годы имеет отчетливую тенденцию к снижению, доля инвестиций в валовый региональный продукт сократилась с 24,5% в 2007 году до 15% в 2016 году. Сохраняется низкий уровень привлеченных иностранных инвестиций, по итогам 2016 года объем прямых иностранных инвестиций в 6 раз ниже среднего значения по стране. Область остро ощущает недостаток в инвестициях, особенно направленных на обновление основных фондов (коэффициент износа основных фондов по состоянию на начало 2017 года составил 44,9%, в 2008 году - 44%).
Новосибирская область объективно характеризуется сегодня мощным научно-образовательным, инновационным потенциалом. Новосибирские ученые составляют 5% всего российского научного сообщества и почти половину числа ученых в Сибири. Цитируемость научных публикаций новосибирских исследователей в среднем в 2-3 раза выше средних показателей соседних регионов. Качество научных исследований в некоторых ключевых областях, например, в физических науках, по объективным показателям уже сегодня находится на мировом уровне. Вместе с тем в регионе отмечается низкий спрос на инновации, в том числе по причине низкой платежеспособности основных заказчиков регионального рынка и низкой восприимчивости реального сектора экономики к инновациям.
В 2023 году удельный вес Новосибирской области в объеме отгруженной промышленной продукции РФ составляет 1%. В объеме отгруженных промышленных товаров СФО область занимает пятое место (8,1% продукции региона) после Красноярского края, Кемеровской, Иркутской и Омской областей.
Основу промышленного комплекса Новосибирской области составляют крупные и средние организации, на долю которых приходится более 80% отгруженных промышленных товаров собственного производства. Малыми предприятиями произведено около 20% промышленной продукции.
Объем промышленного производства в Новосибирской области за последние десять лет в сравнении с 2007 годом в текущих ценах вырос в 2,6 раза.
В соответствии с опросами руководителей компаний Новосибирской области и других регионов РФ, проведенными StrategyPartnersGroup по международной методологии в 2018 году, одной из ключевых проблем является низкая доступность финансирования. Доля предпринимателей, испытавших сложности с получением кредита (доступностью заемных средств), составила 42,3% от числа опрошенных. Рынок небанковских финансовых услуг, включая страхование, лизинг, факторинг, значительно менее развит по сравнению с ведущими российскими финансовыми центрами.
Серьезными и специфическими проблемами (слабыми сторонами) развития Новосибирской области являются существенный разрыв между высоким научно-техническим потенциалом региона и реальной низкой восприимчивостью его реального сектора к инновациям. Новосибирская область занимает лидирующие позиции в РФ по основным характеристикам научного потенциала, однако по числу использованных в производстве передовых технологий регион заметно отстает от Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Самарской и Нижегородской областей.
Существенный разрыв между высоким научно-техническим потенциалом и низкой восприимчивостью производственной системы региона к инновациям является одной из специфических проблем развития Новосибирской области.
Технологическое отставание промышленных предприятий, недостаток средств на финансирование НИОКР и связанные с ними технологические риски, низкая производительность труда и дефицит высококвалифицированных кадров препятствуют активному внедрению новых конкурентоспособных технологий в производство. Также ограничивающим фактором является недостаточное развитие механизмов коммерциализации и трансфера новых технологий и разработок.
2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы
Приоритеты и цели государственной политики в сфере экономического развития направлены на создание благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса, повышение эффективности государственного управления.
Государственная программа разработана в тесной взаимосвязи с государственной программой Российской Федерации «Развитие промышленностии повышение ее конкурентоспособности» и описывает систему мер промышленной политики для гражданских отраслей с низким уровнем участия государства в капитале организаций промышленности.
Среди приоритетных направлений развития Новосибирской области следует выделить операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг, в том числе научные исследования и разработки, транспорт и связь, оптовую и розничную торговлю, а также обрабатывающие производства. Совокупная доля этих видов деятельности в структуре валового регионального продукта области составляет более 70%, они вносят наиболее существенный вклад и в прирост объема валового регионального продукта.
Система целеполагания и задачи государственной программы сформированы с учетом национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 N 2765-р и Федеральным законом Федеральным законом от 31.12.2014 N 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».
Целью государственной программы является формирование высокотехнологичной, наукоемкой промышленности и обеспечение прироста промышленного производства к 2030 году в отраслях обрабатывающей промышленности не менее, чем на 20% по сравнению с 2023 годом.
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами,
целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Реализация государственной программы непосредственно направлена на достижение национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года - «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство».
4. Задачи (направления) государственной программы, способыих эффективного решения
Задачами государственной программы являются:
содействие развитию производственно-технологического потенциала промышленных организаций Новосибирской области;
содействие развитию исследований и разработок, обеспечивающих создание новых материалов, технологий и высокотехнологичной продукции в Новосибирской области;
создание условий для развития организаций медицинской промышленности Новосибирской области.
Содействие развитию производственно-технологического потенциала промышленных организаций Новосибирской области будет осуществляться путем:
обеспечения реализации мер поддержки проектов, направленных на внедрение наилучших доступных технологий и импортозамещение в сфере промышленности, реализуемых на территории Новосибирской области субъектами деятельности в сфере промышленности;
обеспечения реализации механизма поддержки промышленных организаций в виде предоставления налоговых льгот;
обеспечения реализации мер поддержки субъектов деятельности в сфере промышленности, приобретающих новое основное технологическое оборудование.
Содействие развитию исследований и разработок, обеспечивающих создание новых материалов, технологий и высокотехнологичной продукции в Новосибирской области будет осуществляться путем:
обеспечения реализации мер поддержки научно-производственных центров, проводящих комплекс работ по созданию инновационной высокотехнологичной продукции;
обеспечения реализации мер поддержки научно-производственных центров, приобретающих специальное исследовательское, опытно-экспериментальное оборудование и приборы.
Создание условий для развития организаций медицинской промышленности Новосибирской области будет осуществляться путем:
обеспечения реализации мер поддержки организаций медицинской промышленности, проводящих доклинические и клинические испытания;
обеспечения реализации мер поддержки организаций медицинской промышленности, разрабатывающих образцы продукции медицинских изделий, лекарственных средств и медицинских технологий.
2. Раздел II «Обоснование необходимости реализации государственной программы», раздел IV «Система основных мероприятий государственной программы» признать утратившими силу.
3. Приложение N 1 «Цели, задачи и целевые индикаторы государственной программы Новосибирской области «Развитие промышленности и повышения ее конкурентоспособности в Новосибирской области» изложить в редакции согласно приложению N 1 к настоящему постановлению.
4. Приложение N 2 «Основные мероприятия государственной программы Новосибирской области «Развитие промышленности и повышения ее конкурентоспособности в Новосибирской области» признать утратившим силу.
5. Приложение N 2.1 «Основные мероприятия государственной программы Новосибирской области «Развитие промышленности и повышения ее конкурентоспособности в Новосибирской области» изложить в редакции согласно приложению N 2 к настоящему постановлению.
6. Приложение N 3 «Сводные финансовые затраты и налоговые расходы государственной программы Новосибирской области «Развитие промышленности и повышения ее конкурентоспособности в Новосибирской области» изложить в редакции согласно приложению N 3 к настоящему постановлению.
7. Приложение N 4 «Подпрограмма 1 «Техническое перевооружение промышленности Новосибирской области» признать утратившим силу.
8. Приложение N 5 «Подпрограмма 2 «Государственная поддержка научно-производственных центров в Новосибирской области» признать утратившим силу.
9. Приложение N 6 «Подпрограмма 3 «Развитие медицинской промышленностиНовосибирской области» признать утратившим силу.
10. Признать утратившим силу с 01.06.2024:
приложение N 1 «Цели, задачи и целевые индикаторы государственной программы Новосибирской области «Развитие промышленности и повышения ее конкурентоспособности в Новосибирской области»;
приложение N 2.1 «Основные мероприятия государственной программы Новосибирской области «Развитие промышленности и повышения ее конкурентоспособности в Новосибирской области»;
приложение N 3 «Сводные финансовые затраты и налоговые расходы государственной программы Новосибирской области «Развитие промышленности и повышения ее конкурентоспособности в Новосибирской области».
Губернатор области
А.А. Травников
Цели, задачи и целевые индикаторы государственной программы
Новосибирской области «Развитие промышленности и повышение
ее конкурентоспособности в Новосибирской области»
Цель/задачи, требующие решения для достижения цели | Наименование целевого индикатора | Единица изме-рения | Значение целевого индикатора (по годам) | Примечание | |||||||||
2014 (факт) | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | ||||
Государственная программа Новосибирской области «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности в Новосибирской области» | |||||||||||||
Цель 1: создание условий для развития промышленного потенциала, повышения конку-рентоспособности промышленных организаций Новосибирской области, расширения производства наукоемкой продукции | 1. Индекс промышленного производства по виду экономической деятельности «Обрабатывающие производства» | % к преды-дущему году | 100,4 | 100,3 | 100,1 | 100,1 | 101,8 | 102,0 | 103,0 | 102,6 | 99,0 | 102,4 | |
2. Количество проектов, направленных на внедрение наилучших доступных технологий и импортозамещение в сфере промышленности, реализуемых на территории Новосибирской области субъектами деятельности в сфере промышленности, финансовое обеспечение которых осуществляется с участием Государственного фонда развития промышленности Новосибирской области | единица | - | - | - | - | 1 | 1 | 1 | 2 | 6 | 3 | в рамках данного общепрог-раммного мероприятия за период реализации программы планируется осуществить субсидиро-вание не менее 14 проектов | |
3. Количество созданных рабочих мест | единица | ||||||||||||
накопительным итогом | - | - | - | - | - | - | - | 24(1) | 88(1) | 167(1) | данный целевой индикатор введен с 2021 года. Базовое значение не приво-дится, так как перечень предприя-тий-участни-ков опреде-ляется на конкурсной основе. | ||
за отчетный период | - | - | - | - | - | - | - | 324 | 64 | 79 | на 2021 год приведено базовое значение | ||
4. Объем инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности раздела «Обрабатывающие производства» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, за исключением видов деятельности, не относящихся к сфере ведения Минпромторга России | млн рублей | ||||||||||||
накопительным итогом | - | - | - | - | - | - | - | 111,0(1) | 397,98(1) | 794,91(1) | данный целевой индикатор введен с 2021 года. Базовое значение не приво-дится, так как перечень предприя-тий-участни-ков опреде-ляется на конкурсной основе | ||
за отчетный период | - | - | - | - | - | - | - | 1 436,82 | 286,98 | 396,93 | на 2021 год приведено базовое значение | ||
5. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности раздела «Обрабатывающие производства» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, за исключением видов деятельности, не относящихся к сфере ведения Минпромторга России | млн рублей | ||||||||||||
накопительным итогом | - | - | - | - | - | - | - | 6 544,5(1) | 24 097,33(1) | 48 786,61(1) | данный целевой индикатор введен с 2021 года. | ||
за отчетный период | 21 884,43 | 17 552,83 | 24 689,28 | на 2021 год приведено базовое значение | |||||||||
6. Увеличение полной учетной стоимости основных фондов за отчетный год (поступление) за счет создания новой стоимости (ввода в действие новых основных фондов, модернизации, реконструкции) по видам экономической деятельности раздела «Обрабатывающие производства» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, за исключением видов деятельности, не относящихся к сфере ведения Минпромторга России | млн рублей | ||||||||||||
накопительным итогом | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 18,0 | данный целевой индикатор введен с 2023 года. | ||
за отчетный период | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 18,0 | на 2023 год приведено базовое значение | ||
Задача 1: содействие развитию производственно-технологического потенциала промышленных организаций Новосибирской области | 7. Темп роста производительности (выработки) на одного работающего, определенный по выручке, по кругу промышленных организаций, получивших государственную поддержку | % к преды-дущему году | - | 105,0 | 106,0 | 107,0 | 108,0 | 105,0 | 105,5 | 106,0 | 106,0 | 106,0 | |
Задача 2: содействие развитию исследований и разработок, обеспечивающих создание новых материалов, технологий и высокотехноло-гичной продукции в Новосибирской области | 8. Темп роста объемов производства инновационной продукции по кругу научно-производственных центров, получивших государственную поддержку, в сопоставимых ценах | % к преды-дущему году | - | 105,0 | 105,0 | 105,0 | 110,0 | 110,0 | 110,0 | 110,0 | 110,0 | 110,0 | |
Задача 3: создание условий для развития организаций медицинской промышленности Новосибирской области | 9. Темп роста объемов производства продукции организаций медицинской промышленности Новосибирской области, получивших государственную поддержку, в сопоставимых ценах | % к преды-дущему году | - | 105,0 | 105,0 | 105,0 | 110,0 | 110,0 | 110,0 | 110,0 | 110,0 | 110,0 | |
Подпрограмма 1 «Техническое перевооружение промышленности Новосибирской области» | |||||||||||||
Цель 1 подпрограммы 1: содействие развитию производственно-технологического потенциала промышленных организаций Новосибирской области | |||||||||||||
Задача 1 подпрограммы 1: стимулирование промышленных организаций к внедрению передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замене морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным | 10. Количество единиц нового основного технологического оборудования, приобретенного промышленными организациями в рамках реализации мероприятий подпрограммы | единица | - | 30 | 30 | 26 | 12 | 12 | 12 | 16 | 22 | 12 | |
Задача 2 подпрограммы 1: обеспечение условий для активизации процессов коммерциализации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, внедрения новых видов продукции и технологий на промышленных организациях Новосибирской области | 11. Количество созданных новых или усовершенствованных производимых видов продукции, созданных новых или усовершенствованных применяемых технологий в рамках реализации мероприятий подпрограммы | единица | - | 4 | 6 | 6 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
Подпрограмма 2 «Государственная поддержка научно-производственных центров в Новосибирской области» | |||||||||||||
Цель 1 подпрограммы 2: содействие развитию исследований и разработок, обеспечивающих создание новых материалов, технологий и высокотехнологичной продукции в Новосибирской области | |||||||||||||
Задача 1 подпрограммы 2: формирование организационных и финансовых условий для проведения научно-производственными центрами комплекса исследовательских, экспериментальных работ по созданию новых материалов, технологий, в том числе нанотехнологий, разработке образцов и выпуску опытных партий инновационной высокотехнологич-ной продукции, ее испытанию и сертификации | 12. Количество разработанных в рамках реализации мероприятий подпрограммы образцов инновационной высокотехнологичной продукции, новых технологий, материалов | единица | - | 5 | 10 | 8 | 10 | 10 | 10 | 3 | 20 | 10 | |
Задача 2 подпрограммы 2: развитие научно-исследовательской и опытно-экспериментальной базы научно-производственных центров, обеспечивающей проведение комплекса работ, испытаний новых материалов и технологий, промышленных образцов продукции | 13. Количество приобретенного в рамках реализации мероприятий подпрограммы специального исследовательского, опытно-экспериментального оборудования и приборов | единица | - | 0 | 0 | 2 | 2 | 2 | 2 | 0 | 2 | 2 | |
Подпрограмма 3 «Развитие медицинской промышленности Новосибирской области» | |||||||||||||
Цель 1 подпрограммы 3: создание условий для развития организаций медицинской промышленности Новосибирской области | |||||||||||||
Задача 1 подпрограммы 3: содействие повышению эффективности работы организаций медицинской промышленности Новосибирской области, стимулирование увеличения объемов производства продукции, имеющей стабильный спрос на российском рынке, инновационной продукции | 14. Количество доклинических (в том числе технических и/или токсикологических) и/или клинических испытаний/исследований медицинских изделий, лекарственных средств и медицинских технологий, проведенных организациями медицинской промышленности Новосибирской области в рамках реализации подпрограммы | единица | - | 3 | 6 | 4 | 2 | 0 | 2 | 0 | 0 | 2 | |
15. Количество разработанных и изготовленных видов образцов продукции медицинских изделий, лекарственных средств и медицинских технологий, готовых к обязательным видам испытаний в рамках реализации подпрограммы | единица | - | 3 | 6 | 4 | 2 | 0 | 2 | 0 | 0 | 2 | ||
Задача 2 подпрограммы 3: содействие развитию инфраструктуры медицинской промышленности в Новосибирской области | 16. Количество созданных и/или усовершенствованных (модернизация, расширение области аккредитации) специализированных аккредитованных лабораторий по предоставлению услуг организациям, осуществляющим деятельность в сфере разработки и производства медицинских изделий, лекарственных средств и медицинских технологий в рамках реализации подпрограммы | единица | - | 1 | 2 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |