ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 марта 2024 года N 98-п


О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 28.07.2015 N 291-п

Правительство Новосибирской области
     
п о с т а н о в л я е т:

Внести в постановление Правительства Новосибирской области от 28.07.2015 N 291-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности в Новосибирской области» следующие изменения:

В государственной программе Новосибирской области «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности в Новосибирской области»:

1. Раздел I «Паспорт государственной программы Новосибирской области» изложить в следующей редакции:


«I. Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Новосибирской области «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности в Новосибирской области»


1. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы

Государственная программа Новосибирской области «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности в Новосибирской области» (далее - государственная программа) направлена на объединение усилий государства в сфере развития промышленного потенциала, создание системных долгосрочных стимулов для повышения конкурентоспособности промышленных компаний Новосибирской области на внутреннем и мировом рынках.

Отрасли, ориентированные на внутренний рынок, в настоящее время развиваются на базе новых производственных возможностей, созданных в значительной степени при поддержке государства. В большинстве случаев предприятия в этих отраслях формируются на базе современных технологических решений, ориентируются на выпуск конкурентоспособного ассортимента, эффективно конкурируют и кооперируются с международными корпорациями.

Текущее состояние гражданских отраслей обрабатывающей промышленности Новосибирской области характеризуется значительной неоднородностью в развитии отдельных видов экономической деятельности. Фактически в настоящее время промышленность развивается в рамках двухполюсной модели, при которой в одних отраслях промышленности доминируют крупные, масштабные производства, а в других развитие идет вокруг предприятий с небольшими объемами производства, ориентированных на региональные рынки сбыта, при этом средний класс промышленности, массовые, но конкурентоспособные производства, способные конкурировать на российском рынке наравне с импортерами, в большинстве отраслей отсутствуют. Следствием возникшей неоднородности является неустойчивость развития отраслей промышленности и усиление ее структурных диспропорций.

Промышленный комплекс Новосибирской области занимает ведущее положение в экономике региона. На долю промышленности приходится 20,8% валового регионального продукта области; четвертая часть инвестиций в основной капитал; 19% от численности всех работников, занятых в экономике Новосибирской области.

Главным драйвером роста являются обрабатывающие производства - основа промышленности региона (почти 82% отгруженных товаров, работ, услуг). По итогам 2023 года наибольшие темпы роста зафиксированы по основным видам экономической деятельности в промышленности: добыча полезных ископаемых; обрабатывающие производства; обеспечение электроэнергией, газом и паром; водоснабжение, водоотведение, утилизация отходов.

За последние десять лет в экономику региона удалось привлечь более 1531 млрд рублей инвестиций. Удалось достичь высокого уровня инвестиционной привлекательности. Новосибирская область единственная в Сибирском федеральном округе занимает место в двадцатке лидеров Национального рейтинга состояния инвестиционного климата, демонстрируя позитивную динамику (перейдя с 57 места в 2007 году на 19 место в 2017 году). При этом в сопоставимых ценах рост инвестиций составил 95,3% к уровню 2007 года. В Новосибирской области инвестиционная активность в последние годы имеет отчетливую тенденцию к снижению, доля инвестиций в валовый региональный продукт сократилась с 24,5% в 2007 году до 15% в 2016 году. Сохраняется низкий уровень привлеченных иностранных инвестиций, по итогам 2016 года объем прямых иностранных инвестиций в 6 раз ниже среднего значения по стране. Область остро ощущает недостаток в инвестициях, особенно направленных на обновление основных фондов (коэффициент износа основных фондов по состоянию на начало 2017 года составил 44,9%, в 2008 году - 44%).

Новосибирская область объективно характеризуется сегодня мощным научно-образовательным, инновационным потенциалом. Новосибирские ученые составляют 5% всего российского научного сообщества и почти половину числа ученых в Сибири. Цитируемость научных публикаций новосибирских исследователей в среднем в 2-3 раза выше средних показателей соседних регионов. Качество научных исследований в некоторых ключевых областях, например, в физических науках, по объективным показателям уже сегодня находится на мировом уровне. Вместе с тем в регионе отмечается низкий спрос на инновации, в том числе по причине низкой платежеспособности основных заказчиков регионального рынка и низкой восприимчивости реального сектора экономики к инновациям.

В 2023 году удельный вес Новосибирской области в объеме отгруженной промышленной продукции РФ составляет 1%. В объеме отгруженных промышленных товаров СФО область занимает пятое место (8,1% продукции региона) после Красноярского края, Кемеровской, Иркутской и Омской областей.

Основу промышленного комплекса Новосибирской области составляют крупные и средние организации, на долю которых приходится более 80% отгруженных промышленных товаров собственного производства. Малыми предприятиями произведено около 20% промышленной продукции.

Объем промышленного производства в Новосибирской области за последние десять лет в сравнении с 2007 годом в текущих ценах вырос в 2,6 раза.

В соответствии с опросами руководителей компаний Новосибирской области и других регионов РФ, проведенными StrategyPartnersGroup по международной методологии в 2018 году, одной из ключевых проблем является низкая доступность финансирования. Доля предпринимателей, испытавших сложности с получением кредита (доступностью заемных средств), составила 42,3% от числа опрошенных. Рынок небанковских финансовых услуг, включая страхование, лизинг, факторинг, значительно менее развит по сравнению с ведущими российскими финансовыми центрами.

Серьезными и специфическими проблемами (слабыми сторонами) развития Новосибирской области являются существенный разрыв между высоким научно-техническим потенциалом региона и реальной низкой восприимчивостью его реального сектора к инновациям. Новосибирская область занимает лидирующие позиции в РФ по основным характеристикам научного потенциала, однако по числу использованных в производстве передовых технологий регион заметно отстает от Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Самарской и Нижегородской областей.

Существенный разрыв между высоким научно-техническим потенциалом и низкой восприимчивостью производственной системы региона к инновациям является одной из специфических проблем развития Новосибирской области.

Технологическое отставание промышленных предприятий, недостаток средств на финансирование НИОКР и связанные с ними технологические риски, низкая производительность труда и дефицит высококвалифицированных кадров препятствуют активному внедрению новых конкурентоспособных технологий в производство. Также ограничивающим фактором является недостаточное развитие механизмов коммерциализации и трансфера новых технологий и разработок.


2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы

Приоритеты и цели государственной политики в сфере экономического развития направлены на создание благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса, повышение эффективности государственного управления.

Государственная программа разработана в тесной взаимосвязи с государственной программой Российской Федерации «Развитие промышленностии повышение ее конкурентоспособности» и описывает систему мер промышленной политики для гражданских отраслей с низким уровнем участия государства в капитале организаций промышленности.

Среди приоритетных направлений развития Новосибирской области следует выделить операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг, в том числе научные исследования и разработки, транспорт и связь, оптовую и розничную торговлю, а также обрабатывающие производства. Совокупная доля этих видов деятельности в структуре валового регионального продукта области составляет более 70%, они вносят наиболее существенный вклад и в прирост объема валового регионального продукта.

Система целеполагания и задачи государственной программы сформированы с учетом национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 N 2765-р и Федеральным законом Федеральным законом от 31.12.2014 N 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».

Целью государственной программы является формирование высокотехнологичной, наукоемкой промышленности и обеспечение прироста промышленного производства к 2030 году в отраслях обрабатывающей промышленности не менее, чем на 20% по сравнению с 2023 годом.



3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами,
целями и показателями государственных программ Российской Федерации

Реализация государственной программы непосредственно направлена на достижение национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года - «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство».


4. Задачи (направления) государственной программы, способыих эффективного решения

Задачами государственной программы являются:

содействие развитию производственно-технологического потенциала промышленных организаций Новосибирской области;

содействие развитию исследований и разработок, обеспечивающих создание новых материалов, технологий и высокотехнологичной продукции в Новосибирской области;

создание условий для развития организаций медицинской промышленности Новосибирской области.

Содействие развитию производственно-технологического потенциала промышленных организаций Новосибирской области будет осуществляться путем:

обеспечения реализации мер поддержки проектов, направленных на внедрение наилучших доступных технологий и импортозамещение в сфере промышленности, реализуемых на территории Новосибирской области субъектами деятельности в сфере промышленности;

обеспечения реализации механизма поддержки промышленных организаций в виде предоставления налоговых льгот;

обеспечения реализации мер поддержки субъектов деятельности в сфере промышленности, приобретающих новое основное технологическое оборудование.

Содействие развитию исследований и разработок, обеспечивающих создание новых материалов, технологий и высокотехнологичной продукции в Новосибирской области будет осуществляться путем:

обеспечения реализации мер поддержки научно-производственных центров, проводящих комплекс работ по созданию инновационной высокотехнологичной продукции;

обеспечения реализации мер поддержки научно-производственных центров, приобретающих специальное исследовательское, опытно-экспериментальное оборудование и приборы.

Создание условий для развития организаций медицинской промышленности Новосибирской области будет осуществляться путем:

обеспечения реализации мер поддержки организаций медицинской промышленности, проводящих доклинические и клинические испытания;

обеспечения реализации мер поддержки организаций медицинской промышленности, разрабатывающих образцы продукции медицинских изделий, лекарственных средств и медицинских технологий.

2. Раздел II «Обоснование необходимости реализации государственной программы», раздел IV «Система основных мероприятий государственной программы» признать утратившими силу.

3. Приложение N 1 «Цели, задачи и целевые индикаторы государственной программы Новосибирской области «Развитие промышленности и повышения ее конкурентоспособности в Новосибирской области» изложить в редакции согласно приложению N 1 к настоящему постановлению.

4. Приложение N 2 «Основные мероприятия государственной программы Новосибирской области «Развитие промышленности и повышения ее конкурентоспособности в Новосибирской области» признать утратившим силу.

5. Приложение N 2.1 «Основные мероприятия государственной программы Новосибирской области «Развитие промышленности и повышения ее конкурентоспособности в Новосибирской области» изложить в редакции согласно приложению N 2 к настоящему постановлению.

6. Приложение N 3 «Сводные финансовые затраты и налоговые расходы государственной программы Новосибирской области «Развитие промышленности и повышения ее конкурентоспособности в Новосибирской области» изложить в редакции согласно приложению N 3 к настоящему постановлению.

7. Приложение N 4 «Подпрограмма 1 «Техническое перевооружение промышленности Новосибирской области» признать утратившим силу.

8. Приложение N 5 «Подпрограмма 2 «Государственная поддержка научно-производственных центров в Новосибирской области» признать утратившим силу.

9. Приложение N 6 «Подпрограмма 3 «Развитие медицинской промышленностиНовосибирской области» признать утратившим силу.

10. Признать утратившим силу с 01.06.2024:

приложение N 1 «Цели, задачи и целевые индикаторы государственной программы Новосибирской области «Развитие промышленности и повышения ее конкурентоспособности в Новосибирской области»;

приложение N 2.1 «Основные мероприятия государственной программы Новосибирской области «Развитие промышленности и повышения ее конкурентоспособности в Новосибирской области»;

приложение N 3 «Сводные финансовые затраты и налоговые расходы государственной программы Новосибирской области «Развитие промышленности и повышения ее конкурентоспособности в Новосибирской области».


Губернатор области
      А.А. Травников


Приложение N 1
к постановлению Правительства
Новосибирской области
от 19.03.2024 N 98-п


«Приложение N 1
к государственной программе
Новосибирской области «Развитие
промышленности и повышение
ее конкурентоспособности
в Новосибирской области»

Цели, задачи и целевые индикаторы государственной программы
Новосибирской области «Развитие промышленности и повышение
ее конкурентоспособности в Новосибирской области»

Цель/задачи, требующие решения для достижения цели

Наименование целевого индикатора

Единица изме-рения

Значение целевого индикатора (по годам)

Примечание

2014 (факт)

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

Государственная программа Новосибирской области «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности в Новосибирской области»

Цель 1: создание условий для развития промышленного потенциала, повышения конку-рентоспособности промышленных организаций Новосибирской области, расширения производства наукоемкой продукции

1. Индекс промышленного производства по виду экономической деятельности «Обрабатывающие производства»

% к преды-дущему году

100,4

100,3

100,1

100,1

101,8

102,0

103,0

102,6

99,0

102,4

2. Количество проектов, направленных на внедрение наилучших доступных технологий и импортозамещение в сфере промышленности, реализуемых на территории Новосибирской области субъектами деятельности в сфере промышленности, финансовое обеспечение которых осуществляется с участием Государственного фонда развития промышленности Новосибирской области

единица

-

-

-

-

1

1

1

2

6

3

в рамках данного общепрог-раммного мероприятия за период реализации программы планируется осуществить субсидиро-вание не менее 14 проектов

3. Количество созданных рабочих мест

единица

накопительным итогом

-

-

-

-

-

-

-

24(1)

88(1)

167(1)

данный целевой индикатор введен с 2021 года. Базовое значение не приво-дится, так как перечень предприя-тий-участни-ков опреде-ляется на конкурсной основе.
Индикатор является показателем результата предостав-ления иных межбюджет-ных транс-фертов, ус-тановленных в соглаше-нии 2021 года (на 2021, 2022, 2023 годы), в соглаше-нии 2022 года (на 2022, 2023, 2024 годы)

за отчетный период

-

-

-

-

-

-

-

324

64

79

на 2021 год приведено базовое значение

4. Объем инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности раздела «Обрабатывающие производства» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, за исключением видов деятельности, не относящихся к сфере ведения Минпромторга России

млн рублей

накопительным итогом

-

-

-

-

-

-

-

111,0(1)

397,98(1)

794,91(1)

данный целевой индикатор введен с 2021 года. Базовое значение не приво-дится, так как перечень предприя-тий-участни-ков опреде-ляется на конкурсной основе

за отчетный период

-

-

-

-

-

-

-

1 436,82

286,98

396,93

на 2021 год приведено базовое значение

5. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности раздела «Обрабатывающие производства» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, за исключением видов деятельности, не относящихся к сфере ведения Минпромторга России

млн рублей

накопительным итогом

-

-

-

-

-

-

-

6 544,5(1)

24 097,33(1)

48 786,61(1)

данный целевой индикатор введен с 2021 года.
Базовое значение не приво-дится, так как перечень предприя-тий-участни-ков опреде-ляется на конкурсной основе

за отчетный период

21 884,43

17 552,83

24 689,28

на 2021 год приведено базовое значение

6. Увеличение полной учетной стоимости основных фондов за отчетный год (поступление) за счет создания новой стоимости (ввода в действие новых основных фондов, модернизации, реконструкции) по видам экономической деятельности раздела «Обрабатывающие производства» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, за исключением видов деятельности, не относящихся к сфере ведения Минпромторга России

млн рублей

накопительным итогом

-

-

-

-

-

-

-

-

-

18,0

данный целевой индикатор введен с 2023 года.
Базовое значение не приво-дится, так как перечень предприя-тий-участни-ков опреде-ляется на конкурсной основе

за отчетный период

-

-

-

-

-

-

-

-

-

18,0

на 2023 год приведено базовое значение

Задача 1: содействие развитию производственно-технологического потенциала промышленных организаций Новосибирской области

7. Темп роста производительности (выработки) на одного работающего, определенный по выручке, по кругу промышленных организаций, получивших государственную поддержку

% к преды-дущему году

-

105,0

106,0

107,0

108,0

105,0

105,5

106,0

106,0

106,0

Задача 2: содействие развитию исследований и разработок, обеспечивающих создание новых материалов, технологий и высокотехноло-гичной продукции в Новосибирской области

8. Темп роста объемов производства инновационной продукции по кругу научно-производственных центров, получивших государственную поддержку, в сопоставимых ценах

% к преды-дущему году

-

105,0

105,0

105,0

110,0

110,0

110,0

110,0

110,0

110,0

Задача 3: создание условий для развития организаций медицинской промышленности Новосибирской области

9. Темп роста объемов производства продукции организаций медицинской промышленности Новосибирской области, получивших государственную поддержку, в сопоставимых ценах

% к преды-дущему году

-

105,0

105,0

105,0

110,0

110,0

110,0

110,0

110,0

110,0

Подпрограмма 1 «Техническое перевооружение промышленности Новосибирской области»

Цель 1 подпрограммы 1: содействие развитию производственно-технологического потенциала промышленных организаций Новосибирской области

Задача 1 подпрограммы 1: стимулирование промышленных организаций к внедрению передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замене морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным

10. Количество единиц нового основного технологического оборудования, приобретенного промышленными организациями в рамках реализации мероприятий подпрограммы

единица

-

30

30

26

12

12

12

16

22

12

Задача 2 подпрограммы 1: обеспечение условий для активизации процессов коммерциализации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, внедрения новых видов продукции и технологий на промышленных организациях Новосибирской области

11. Количество созданных новых или усовершенствованных производимых видов продукции, созданных новых или усовершенствованных применяемых технологий в рамках реализации мероприятий подпрограммы

единица

-

4

6

6

0

0

0

0

0

0

Подпрограмма 2 «Государственная поддержка научно-производственных центров в Новосибирской области»

Цель 1 подпрограммы 2: содействие развитию исследований и разработок, обеспечивающих создание новых материалов, технологий и высокотехнологичной продукции в Новосибирской области

Задача 1 подпрограммы 2: формирование организационных и финансовых условий для проведения научно-производственными центрами комплекса исследовательских, экспериментальных работ по созданию новых материалов, технологий, в том числе нанотехнологий, разработке образцов и выпуску опытных партий инновационной высокотехнологич-ной продукции, ее испытанию и сертификации

12. Количество разработанных в рамках реализации мероприятий подпрограммы образцов инновационной высокотехнологичной продукции, новых технологий, материалов

единица

-

5

10

8

10

10

10

3

20

10

Задача 2 подпрограммы 2: развитие научно-исследовательской и опытно-экспериментальной базы научно-производственных центров, обеспечивающей проведение комплекса работ, испытаний новых материалов и технологий, промышленных образцов продукции

13. Количество приобретенного в рамках реализации мероприятий подпрограммы специального исследовательского, опытно-экспериментального оборудования и приборов

единица

-

0

0

2

2

2

2

0

2

2

Подпрограмма 3 «Развитие медицинской промышленности Новосибирской области»

Цель 1 подпрограммы 3: создание условий для развития организаций медицинской промышленности Новосибирской области

Задача 1 подпрограммы 3: содействие повышению эффективности работы организаций медицинской промышленности Новосибирской области, стимулирование увеличения объемов производства продукции, имеющей стабильный спрос на российском рынке, инновационной продукции

14. Количество доклинических (в том числе технических и/или токсикологических) и/или клинических испытаний/исследований медицинских изделий, лекарственных средств и медицинских технологий, проведенных организациями медицинской промышленности Новосибирской области в рамках реализации подпрограммы

единица

-

3

6

4

2

0

2

0

0

2

15. Количество разработанных и изготовленных видов образцов продукции медицинских изделий, лекарственных средств и медицинских технологий, готовых к обязательным видам испытаний в рамках реализации подпрограммы

единица

-

3

6

4

2

0

2

0

0

2

Задача 2 подпрограммы 3: содействие развитию инфраструктуры медицинской промышленности в Новосибирской области

16. Количество созданных и/или усовершенствованных (модернизация, расширение области аккредитации) специализированных аккредитованных лабораторий по предоставлению услуг организациям, осуществляющим деятельность в сфере разработки и производства медицинских изделий, лекарственных средств и медицинских технологий в рамках реализации подпрограммы

единица

-

1

2

1

0

0

0

0

0

0

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»