ПИСЬМО
от 7 марта 2014 года N 12-0/10/П-1077
[О повышении оплаты труда работников бюджетной сферы]
В целях исполнения подпункта 2 пункта 5 перечня поручений Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 27 декабря 2013 года N Пр-3086 в связи с предусмотренным Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О государственной социальной политике" повышением оплаты труда работников бюджетной сферы необходимо обеспечить реализацию мероприятий, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов и качества услуг в социальной сфере, оптимизацию бюджетной сети, а также осуществить корректировку планов мероприятий ("дорожных карт"), касающихся изменений в отраслях социальной сферы, предусмотрев проведение аттестации специалистов с последующим их переводом на эффективный контракт и внедрение нормативно-подушевого финансирования.
В этой связи органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации рекомендуется обеспечить внесение изменений в региональные "дорожные карты", предусмотрев следующие позиции.
1. Необходимо провести корректировку контрольных показателей успешной реализации "дорожной карты".
Имеющиеся контрольные показатели должны быть дополнены параметрами, реально отражающими повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения:
- сокращение очереди на получение социальных услуг в организациях социального обслуживания - доля граждан, получивших социальные услуги в организациях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг. Данный показатель устанавливается по годам реализации "дорожной карты" исходя из того, что к 2018 году очередь на получение социальных услуг должна быть полностью ликвидирована. Показатель необходимо установить по формам социального обслуживания (всего, в том числе в организациях стационарного обслуживания общего профиля, психоневрологического профиля, на дому). В 2013 году показатель должен соответствовать фактическому значению на конец года;
- динамика численности получателей социальных услуг, обслуживаемых социальными работниками в субъекте Российской Федерации. В 2013 году показатель должен соответствовать фактическому значению на конец года. При прогнозировании численности получателей до 2018 года следует учитывать изменения возрастной структуры населения, используя при этом прогноз численности населения в возрасте 65 лет и старше Росстата, а также исходить из того, что доля граждан обращающихся за получением социальных услуг на дому в общей численности граждан в возрасте 65 лет и старше в прогнозный период не изменится. При этом следует учитывать, что после вступления в силу с 2015 года Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" к числу получателей социальных услуг на дому добавятся семьи с детьми-инвалидами, а также многодетные семьи. В этой связи численность получателей социальных услуг на дому может возрасти на 10 процентов;
- динамика нормативов обслуживания, устанавливаемых для социальных работников - численность получателей социальных услуг, обслуживаемых одним социальным работником, в целом по региону, а также в городской и сельской местностях. В 2013 году показатель должен соответствовать фактическому значению на конец года. К 2018 году норматив обслуживания должен достигать в среднем по регионам, входящим в состав Центрального федерального округа, - 9,6, Северо-Западного федерального округа - 8,6, Южного федерального округа - 7,6, Северо-Кавказского федерального округа - 8,4, Приволжского федерального округа - 9,3, Уральского федерального округа - 12,3, Сибирского федерального округа - 9,1, Дальневосточного федерального округа - 10,9. Данный показатель должен отражать повышение интенсивности труда социальных работников и связываться с ростом их заработной платы;
- развитие негосударственных организаций социального обслуживания доля получателей социальных услуг, обратившихся в негосударственные организации социального обслуживания за получением социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой социального обслуживания в общем числе получателей социальных услуг. Данный показатель к 2018 году должен составлять не менее 5%. В 2013 году показатель должен соответствовать фактическому значению на конец года.
- оптимизация структуры сети и штатной численности организаций социального обслуживания населения - динамика сокращения численности работников, занятых в системе социального обслуживания населения Данный показатель устанавливается в 2013 году - 100% (базируется на фактической среднесписочной численности работников, занятых в системе социального обслуживания населения), далее по годам устанавливается нарастающим итогом. К 2018 году данное сокращение в совокупности за 2014-2017 годы должно составлять не менее 15%. Сокращение работников может обеспечиваться путем перевода мало востребованных социальных услуг на платную основу, ликвидации непрофильных для социального обслуживания населения подразделений, перевода ряда обеспечивающих функций и услуг (в том числе медицинских) на условия аутсорсинга;
- развитие сети стационарных организаций социального обслуживания всех форм собственности - соответствие количества имеющихся мест в стационарных организациях социального обслуживания для взрослого населения и для детей-инвалидов утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 года N 1063-р социальным нормативам и нормам. В 2013 году показатель должен соответствовать фактическому значению на конец года. В 2018 году норматив обеспеченности местами в стационарных организациях социального обслуживания для взрослых должен составлять не менее 30 мест на 10 тыс.жителей, в стационарных организациях социального обслуживания для детей-инвалидов - не менее 20 мест на 10 тыс.жителей.
2. Следует откорректировать динамику повышения заработной платы социальных работников (соотношение заработной платы социальных работников к средней заработной плате в регионе) с учетом достигнутого в 2013 году уровня и необходимости достижения конечных целевых показателей (100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе) в 2017 году.
Динамика повышения заработной платы социальных работников должна соответствовать уровню, установленному Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р (далее - Программа) и отраслевой "дорожной картой", утвержденной приказом Минтруда России от 29 декабря 2012 года N 650 "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы)".
Если по итогам 2013 года в регионе превышен показатель, установленный Программой на прогнозный год, то при корректировке динамики повышения оплаты труда социальных работников в региональной "дорожной карте" устанавливается соотношение на уровне 2013 года. На 2017 год необходимо установить целевой показатель 100%.
Прогноз заработной платы на 2014-2016 годы по субъекту Российской Федерации следует уточнить исходя из средней заработной платы по региону за 2013 год, умноженной на темпы роста номинальной среднемесячной заработной платы по Российской Федерации, предусмотренные прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2014-2016 годы (письмо Минэкономразвития России от 22 октября 2013 года N ЭЭ894-АК/ДОЗи). Прогноз заработной платы на 2017-2018 годы следует уточнить исходя из темпов роста номинальной среднемесячной заработной платы по Российской Федерации в уточненном прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2010 года (поручение Правительства Российской Федерации от 23 марта 2013 года, письмо Минэкономразвития России от 05 ноября 2013 года N 24087-АК/ДОЗи).
Иные категории работников учреждений социального обслуживания населения, повышение оплаты труда которых предусмотрено указами Президента Российской Федерации, должны быть включены в региональные "дорожные карты" по соответствующим сферам:
- врачи; средний медицинский (фармацевтический) персонал (персонал, обеспечивающий условия для предоставления медицинских услуг); младший медицинский персонал в региональную "дорожную карту" в сфере здравоохранения;
- педагогические работники в региональную "дорожную карту" в сфере образования и науки.
В целях уточнения в "дорожных картах" динамики заработной платы предварительно следует провести анализ уровня и динамики заработной платы социальных работников, а также уровня и динамики заработной платы работников учреждений социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, повышение заработной платы которых не предусмотрено указами Президента Российской Федерации. При этом необходимо обратить внимание на ситуацию на рынке труда, в том числе в части дефицита (избытка) кадров, и максимально возможно сохранить сложившиеся в регионе соотношения в уровнях оплаты труда по различным специальностям сферы социального обслуживания.
3. При корректировке показателей повышения средней заработной платы работников учреждений социального обслуживания населения (раздел 6 части 1), необходимо обратить внимание на следующее:
- среднесписочную численность социальных работников на 2013 год следует привести в соответствие со значением, указанным Росстатом. При прогнозировании численности социальных работников до 2018 года следует учитывать, что в случае ее прогнозного увеличения необходимо представить соответствующее обоснование;
- при определении потребности в дополнительных ресурсах на повышение заработной платы социальных работников следует исходить из необходимости полного ее обеспечения за счет средств регионального бюджета и внебюджетных источников, мероприятий по реорганизации неэффективных организаций и программ, в том числе:
- за счет оптимизации инфраструктуры, ликвидации структурных подразделений организаций, предоставляющих социальные услуги, мало востребованные населением;
- за счет оптимизации численности персонала, в том числе административно-управленческого персонала;
- за счет сокращения и оптимизации расходов на содержание организаций социального обслуживания и пр.
При этом внебюджетные средства необходимо расписать по источникам формирования с указанием прогнозного объема привлекаемых средств обязательного медицинского страхования, средств полученных за счет предоставления платных услуг получателям социальных услуг и иной приносящей доход деятельности.
При этом необходимо учитывать дифференциацию оплаты труда основного и прочего персонала, оптимизацию расходов на административно-управленческий и вспомогательный персонал с учетом предельной доли расходов на оплату их труда в фонде оплаты труда учреждения - не более 40 процентов в соответствии с Программой.
4. При корректировке части II обратить внимание на исключение мероприятий, действие которых завершено в 2013 году, одновременно пролонгировав те мероприятия, которые необходимо осуществлять в течение 2014-2018 годов. При этом необходимо конкретизировать сроки исполнения мероприятий, указав при возможности месяц либо квартал реализации мероприятия.
5. В раздел "Совершенствование законодательства, регулирующего правоотношения в сфере социального обслуживания" части II необходимо включить мероприятия по разработке и принятию законодательной и нормативной правовой базы, регулирующей правоотношения в сфере социального обслуживания населения, в связи с принятием нового Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", вступающего в силу с 1 января 2015 года. При этом по каждому мероприятию следует указать сроки принятия нормативного правового акта согласно утвержденному на уровне субъектов Российской Федерации плану-графику подготовки.
6. В разделе 4 части II необходимо предусмотреть мероприятия, направленные на:
- внедрение нормативно-подушевого финансирования,
- внедрение систем нормирования труда в учреждениях бюджетной сферы с учетом методических рекомендаций, утвержденных приказами Минтруда России от 31 мая 2013 года N 235 "Об утверждении методических рекомендаций для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда" и от 30 сентября 2013 года N 504, в том числе, учитывая, что в соответствии со статьей 159 Трудового кодекса Российской Федерации, системы нормирования труда определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаются коллективным договором;
- внедрение показателей эффективности деятельности основных категорий работников в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными приказом Минтруда России от 1 июля 2013 года N 287 "О методических рекомендациях по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений социального обслуживания населения, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников" и заключение трудовых договоров в соответствии с примерной формой трудового договора ("эффективный контракт"), приведенной в приложении 3 к Программе.
7. Мероприятия раздела 5 части II необходимо проанализировать с точки зрения их реализации. Следует актуализировать те мероприятия, которые в силу объективных причин не были выполнены в полном объеме (в части внедрения независимой оценки качества работы организаций) и определить сроки их реализации в 2014-2018 годах. Особое внимание следует обратить на обеспечение функционирования независимой системы оценки качества работы организаций социального обслуживания населения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 года N 286 "О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги" и методическими рекомендациями, утвержденными приказом Минтруда России от 30 августа 2013 года N 391а.
8. В разделе 6 необходимо предусмотреть мероприятия:
- по организации и проведению контроля за выполнением в полном объеме мер по созданию прозрачного механизма оплаты труда руководителей государственных (муниципальных) учреждений (Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания прозрачного механизма оплаты труда руководителей государственных (муниципальных) учреждений и представления руководителями этих учреждений сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера"), включая представление ими сведений о доходах и имуществе и размещение их в системе Интернет;
- по заключению дополнительных соглашений к трудовым договорам с руководителями учреждений (трудовых договоров для вновь назначаемых руководителей) по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 года N 329;
- по обеспечению соблюдения установленных соотношений средней заработной платы руководителя учреждения и средней заработной платы работников учреждений.
Кроме того, следует предусмотреть мероприятия по проведению аттестации специалистов с последующим их переводом на "эффективный контракт" в соответствии с рекомендациями, утвержденными приказом Минтруда России от 26 апреля 2013 года N 167н "Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении "эффективного контракта". Рекомендации по организации работы на уровне учреждения приведены в приложении 1.
9. При корректировке "дорожной карты" следует предусмотреть мероприятия по разработке и реализации планов информационно-разъяснительной работы по реализации региональных "дорожных" карт, включая о меры по повышению оплаты труда, с привлечением широкой общественности и профсоюзов, в том числе проведение конференций, семинаров, встреч, собраний в трудовых коллективах; анализ обращений работников, учреждений, ответы на вопросы, в том числе в средствах массовой информации и на сайтах; обсуждение хода реализации региональной "дорожной карты" на заседаниях региональной трехсторонней комиссии.
В "дорожную карту" должны быть включены мероприятия по проведению в 2014 году подготовительной работы к внедрению с 2015 года профессиональных стандартов в сфере социального обслуживания населения, включающие повышение квалификации и переподготовку работников организаций социального обслуживания населения, с целью обеспечения их соответствия современным квалификационным требованиям, в том числе, работников учреждений социального обслуживания, занимающихся вопросами трудовых отношений и оплаты труда работников.
Минтрудом России совместно с общественными организациями, а также в соответствии с пунктом 5 перечня поручений Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N ОГ-П12-2771 (в развитие подпункта "г" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 18 апреля 2013 года N Пр-877) разработаны и одобрены Экспертным советом 22 профессиональных стандартов (перечень профессиональных стандартов, применяемых в учреждениях социальной защиты населения, приведен в приложении 2).
Проекты региональных "дорожных карт" с вносимыми изменениями необходимо предварительно согласовать с Минтрудом России в срок до 15 марта 2014 года.
Данные рекомендации с приложениями размещены на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (www.rosmintrud.ru).
Министр
М.А.Топилин
Информация по организации работы по проведению аттестации специалистов с последующим их переводом на эффективный контракт
Для проведения аттестации специалистов с последующим их переводом на "эффективный контракт" на уровне учреждений необходимо:
1. создать аттестационную комиссию с обязательным включением в нее представителя выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации;
2. предварительно провести разъяснительную работу среди коллектива, учитывая, что несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации может повлечь расторжение трудового договора по инициативе работодателя;
3. определить категории специалистов, которые не подлежат аттестации (беременные женщины, лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, специалисты, отработавшие в организации (на занимаемой должности) менее года, лица, вышедшие на работу после длительного перерыва и др.);
4. утвердить порядок проведения аттестации, включая план-график проведения аттестации по категориям работников и (или) структурным подразделениям, "пакет" документов представляемых аттестационной комиссии;
5. провести аттестацию специалистов;
6. принять необходимые меры по устранению, выявленных в ходе проведения аттестации недостатков.
В ходе подготовки и проведения аттестации специалистов должна быть проделана следующая работа.
1. проведена проверка соответствия должностных обязанностей, определенных трудовым договором (должностей инструкцией) и фактически исполняемых трудовых обязанностей работника. Выявленные неточности должны быть устранены при последующем переводе работника на "эффективный контракт";
2. проведена проверка соответствия квалификации работника, требуемой квалификации для выполнения должностных обязанностей. По итогам проверки, в частности, может быть принято решение о направления работника на повышение квалификации;
3. проведена проверка выполнения работником показателей эффективности деятельности, как установленных в организации, так и планируемых к введению при переводе работника на "эффективный контракт".
Перечень профессиональных стандартов, применяемых в учреждениях социальной защиты населения
В сфере социального обслуживания Минтрудом России совместно с общественными организациями, а также в соответствии с пунктом 5 перечня поручений Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N ОГ-П12-2771 (в развитие подпункта "г" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 18 апреля 2013 года N Пр-877) разработаны и одобрены Экспертным советом 10 профессиональных стандартов: