(Раздел в редакции, введенной постановлением Правительства
области от 27.03.2024 N 143-п, - см. предыдущую редакцию)
1. Оценка текущего состояния сферы реализации
государственной программы
Возможности выхода российской экономики на траекторию устойчивого развития находятся в прямой зависимости от эффективности предпринимаемых совместных действий органов власти, бизнеса и общества по активизации инвестиционной деятельности, прозрачной инвестиционной политики на всех уровнях управления и соответственно наличия четкой и понятной потенциальному инвестору инвестиционной стратегии на региональном уровне.
Новосибирская область - устойчиво развивающийся регион с диверсифицированной экономикой и высоким уровнем деловой активности, мощным научно-образовательным комплексом и кадровым потенциалом, высоким инфраструктурным и транспортно-логистическим потенциалом, выгодным географическим положением на пересечении важнейших транспортных путей, наличием большого количества наукоемких технологий производства, высоким потребительским потенциалом и комфортной средой жизнедеятельности (качества жизни), что создает благоприятные условия для привлечения инвестиций и ведения бизнеса.
По итогам 2022 года объем инвестиций в основной капитал в Новосибирской области составил 343,3 млрд рублей. При этом за последние пять лет среднегодовой темп роста инвестиций в основной капитал в Новосибирской области составил 106,7% (в сопоставимых ценах).
В регионе сформирована развитая система мер государственной поддержки инвесторов. Базовыми законами для инвесторов являются:
Закон Новосибирской области от 16.10.2003 N 142-ОЗ «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области»;
Закон Новосибирской области от 29.06.2016 N 75-ОЗ «Об отдельных вопросах государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Новосибирской области»;
Закон Новосибирской области от 29.06.2016 N 78-ОЗ «Об инвестиционном фонде Новосибирской области».
Постановлением Правительства Новосибирской области от 29.09.2011 N 418-п «О перспективных направлениях инвестиционной деятельности и нормативных значениях показателей бюджетной эффективности» определены перспективные направления инвестиционной деятельности.
Важнейшим направлением стимулирования инвестиционной активности является непрерывное совершенствование и актуализация регионального инвестиционного законодательства, разработка новых, более эффективных и актуальных мер государственной поддержки инвестиционной деятельности.
В числе задач, которые стоят перед Новосибирской областью в плане привлечения новых инвесторов, пристальное внимание запланировано уделить улучшению показателей Национального рейтинга инвестиционного климата субъектов Российской Федерации. С 2021 года Новосибирская область занимает 13 место в Национальном рейтинге инвестиционного климата.
Новосибирская область - один из лидеров развития государственно-частного партнерства (далее - ГЧП) в стране. В 2015 и 2017 годах регион стал лауреатом Национальной премии «РОСИНФРА». В 2023 году Новосибирская область заняла 34 место в Рейтинге регионов по уровню развития ГЧП. В планах быть в десятке лучших среди регионов по уровню развития ГЧП.
Как показывает российская и международная практика, создание индустриальных и технологических парков является одним из высокоэффективных механизмов привлечения инвестиций на территорию региона. Реализация проектов на территории индустриальных и технологических парков создает для инвесторов следующие преимущества:
значительно сокращается продолжительность процедур предоставления земельных участков и подключения к инфраструктуре;
снижаются затраты на инфраструктуру, поскольку она создается централизованно для всего пула инвесторов, и издержки распределяются пропорционально;
в парковой зоне обеспечивается высокая концентрация сервисных услуг: технологических, логистических, консалтинговых.
Для региональных органов власти новые индустриальные и технологические парки это, прежде всего, возможность создания новых рабочих мест, увеличения налоговой базы, решения задач комплексного развития территорий.
В рамках решения указанной задачи по реализации парковой политики на территории Новосибирской области требуется сформировать «жесткую» и «мягкую» инфраструктуру в целях привлечения эффективных резидентов, полного заполнения действующих индустриальных, технологических и иных парков, промышленных площадок, вовлечения в инвестиционный процесс новых площадок типа «гринфилд» и «браунфилд», в том числе в муниципальных районах Новосибирской области.
Стратегией социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 19.03.2019 N 105-п «О Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года» (далее - Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года), кластерная политика определена генеральным направлением реализации конкурентных преимуществ и поддержки региональных точек роста Новосибирской области. В целях совершенствования системы управления реализацией кластерной политики Новосибирской области, а также в целях обеспечения организационной поддержки формирования новых кластеров и кластерных проектов на территории региона государственным казенным учреждением Новосибирской области «Центр регионального развития» определено Центром кластерного развития Новосибирской области.
В рамках решения задачи по созданию условий для реализации кластерной политики на территории Новосибирской области требуется наращивание объемов государственной поддержки кластерных инициатив, совершенствование системы управления и развития инновационных территориальных и промышленных кластеров, разработка региональных проектов для получения финансовой поддержки от институтов развития Российской Федерации в рамках государственных программ, федеральных целевых программ и софинансирования из бюджета Российской Федерации на модернизацию или переоборудование производственных мощностей хозяйствующих субъектов - потенциальных участников кластеров, на финансирование прорывных технологий и проектов кластеров, а также развитие инновационной инфраструктуры и развитие территорий базирования кластеров, подготовку новых площадок и развитие существующих индустриальных и технологических парков Новосибирской области.
В целях стимулирования инвестиционной активности и дальнейшего роста экономического потенциала на территории региона продолжается реализация механизмов «инфраструктурного меню» - набора мер по поддержке инвестиционных проектов, разработанных Правительством Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации.
Первый элемент «инфраструктурного меню» - реструктуризация бюджетных кредитов и направление высвобождаемых средств на развитие инфраструктуры новых инвестиционных проектов, связанных с развитием и созданием новых промышленных парков, подведением инженерной, транспортной инфраструктуры для площадок будущего жилищного строительства в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 19.10.2020 N 1704 «Об утверждении Правил определения новых инвестиционных проектов, в целях реализации которых средства бюджета субъекта Российской Федерации, высвобождаемые в результате снижения объема погашения задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, подлежат направлению на выполнение инженерных изысканий, проектирование, экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, а также на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения». Стоимость строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры для 32 новых инвестиционных проектов составляет 15,8 млрд рублей, что является общим лимитом высвобожденных средств областного бюджета Новосибирской области в результате списания долгов по бюджетным кредитам, предоставленным региону из федерального бюджета. Общий объем инвестиционных затрат по инвестиционным проектам составляет 154,6 млрд рублей, количество создаваемых рабочих мест - более 14 тыс. Планируемый объем налоговых отчислений в бюджеты всех уровней с 2021 по 2029 год составит 32,27 млрд рублей (в федеральный бюджет 16,34 млрд рублей, в консолидированный бюджет Новосибирской области порядка 15,93 млрд рублей).
Второй элемент «инфраструктурного меню» - инфраструктурные бюджетные кредиты (далее - ИБК) на осуществление расходов инвестиционного характера в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2021 N 1189 «Об утверждении Правил отбора инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, и о внесении изменений в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации». На заседании Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации под председательством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш. Хуснуллина, состоявшегося в 2023 году, одобрены инфраструктурные бюджетные кредиты на сумму 8,6 млрд рублей. Общая сумма планируемых инвестиций по проектам, финансируемым за счет ИБК, в 2023 году составила 11 398,5 млн рублей, всего по проектам сумма планируемых инвестиций составляет более 130,7 млрд рублей, что обеспечивает положительный эффект налоговой отдачи в размере 16,9 млрд рублей, количество создаваемых рабочих мест - более 7 тыс.
Сегодня ощущается крайняя необходимость формирования системного подхода к вопросам маркетингового продвижения Новосибирской области. Проблемы качественного позиционирования Новосибирской области сегодня кроются, прежде всего, в качестве коммуникаций и методах передачи информации до целевых групп. Для решения данной проблемы дополнительно необходимо определить стратегическое позиционирование региона и принципиально важные для социального и экономического развития региона целевые аудитории, для каждой из которых выявить свои каналы донесения информации и получения обратной связи. Разрозненность конгрессно-событийной активности, информационного сопровождения Новосибирской области должна быть преодолена в самые короткие сроки, и инструментом этого является государственная программа через реализацию регионального проекта «Системные меры развития международной кооперации и экспорта (Новосибирская область)».
Одним из основных сдерживающих факторов экономического роста в Новосибирской области является низкая производительность труда в базовых несырьевых отраслях экономики региона. Повышение производительности труда - ключевой фактор развития экономики и улучшения делового и инвестиционного климата. Мероприятия государственной программы направлены на повышение производительности труда в базовых несырьевых отраслях экономики региона посредством стимулирования развития производств с высокой добавленной стоимостью и внедрения технологий бережливого производства, что реализуется в таких региональных проектах, как «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях» и «Системные меры по повышению производительности труда».
2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации
государственной программы
Целью государственной программы является рост объема инвестиций в основной капитал в Новосибирской области до 728,5 млрд рублей к 2030 году.
В соответствии с положениями Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года, Инвестиционной стратегии Новосибирской области до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 25.12.2014 N 541-п «Об утверждении Инвестиционной стратегии Новосибирской области до 2030 года», и прогнозом социально-экономического развития Новосибирской области на 2016-2030 годы, утвержденным постановлением Правительства Новосибирской области от 27.12.2016 N 450-п «Об утверждении прогноза социально-экономического развития Новосибирской области на 2016-2030 годы», основными направлениями государственной инвестиционной политики являются: