ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 декабря 2014 года N 541-п


Об утверждении Инвестиционной стратегии Новосибирской области до 2030 года

(с изменениями на 9 декабря 2019 года)

___________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства области от 23.08.2016 N 248-п;

постановлением Правительства области от 05.06.2018 N 221-п; постановлением Правительства области от 11.07.2017 N 264-п;

постановлением Правительства области от 20.08.2019 N 334-п;     

постановлением Правительства области от 09.12.2019 N 464-п

___________________________________________


В соответствии с распоряжением Правительства Новосибирской области от 22.09.2014 N 339-рп «О разработке Инвестиционной стратегии Новосибирской области до 2030 года», с целью внедрения Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, утвержденного решением наблюдательного совета автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» от 03.05.2012, Правительство Новосибирской области
     
п о с т а н о в л я е т:

Утвердить Инвестиционную стратегию Новосибирской области до 2030 года.

     

     Губернатор области
     В.Ф.Городецкий


УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства Новосибирской области
от 25.12.2014 N 541-п
(В редакции, введенной
постановлением Правительства
 области от 09.12.2019 N 464-п
, -
см. предыдущую редакцию)

Инвестиционная стратегия
Новосибирской области до 2030 года



ОГЛАВЛЕНИЕ




Раздел 1. Общие положения


Инвестиционная стратегия Новосибирской области до 2030 года (далее - Стратегия) разработана в целях определения направлений инвестиционной политики Новосибирской области на период до 2030 года для обеспечения динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе и повышения благосостояния населения Новосибирской области.

На фоне формирующегося нового технологического уклада мировой экономики в условиях возрастающей конкуренции за ресурсы, возможности устойчивого развития регионов требуют безусловной активизации инвестиционной деятельности с последовательным переходом к инновационной модели развития экономики. Это предопределяет необходимость разработки эффективной инвестиционной стратегии, способствующей реализации имеющихся в регионе конкурентных преимуществ и позволяющей реализовать накопленный инновационный потенциал, выход региона на рынки новых продуктов и технологий.

Стратегия разработана в соответствии с требованиями Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, утвержденного решением Наблюдательного совета Автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» от 03.05.2012 (далее - АСИ), и основывается на положениях следующих ключевых стратегических документов Российской Федерации и Новосибирской области:

Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»;

распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»;

распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.07.2010 N 1120-р «О Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года»;

Закон Новосибирской области от 02.12.2010 N 10-ОЗ «Об утверждении Программы социально-экономического развития Новосибирской области на 2011_2015 годы»;

- Абзац утратил силу - постановление Правительства области от 20.08.2019 N 334-п  - см. предыдущую редакцию

постановление Правительства Новосибирской области от 19.03.2019 N 105-п «О Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года»;(Абзац дополнительно введен постановлением Правительства области от 20.08.2019 N 334-п)

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;(Абзац дополнительно введен постановлением Правительства области от 20.08.2019 N 334-п)

Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденные Правительством Российской Федерации 29.09.2018.(Абзац дополнительно введен постановлением Правительства области от 20.08.2019 N 334-п)

Раздел 2. Оценка потенциала развития Новосибирской области


2.1. Прогнозный сценарий развития мировой и российской экономики


В долгосрочной перспективе рост мировой экономики будет во многом определяться темпами научно-технического прогресса. Вместе с тем, усиление глобализации будет способствовать возможностям догоняющего роста в развивающихся странах, расширяя доступ к достижениям мирового технологического развития путем улучшения восприимчивости к передовым технологическим достижениям и предпринимательского климата.

В прогнозном периоде главными двигателями роста мировой экономики будут являться азиатские страны. Прежде всего, продолжится рост роли Китая и Индии, которые ожидается, увеличат свой вес в мировой экономике (валовый внутренний продукт по паритету покупательной способности) до 30% к 2030 году, а совместно с Японией и новыми индустриальными странами Азии регион будет обеспечивать более трети мирового валового внутреннего продукта. Доля стран Азии в российском экспорте увеличится до 28% к 2030 году.

В прогнозный период следует ожидать роста взаимного интереса к расширению деловых связей между Россией и странами Латинской Америки.

Минэкономразвития России в рамках , сформированных Письмом Минэкономразвития России от 21.05.2012 N 9833_АК/Д03И, определено, что в долгосрочной перспективе развитие российской экономики будет определяться следующими основными тенденциями:

адаптацией к изменению динамики мировой экономики и спроса на углеводороды;

усилением зависимости платежного баланса и экономического роста от притока иностранного капитала и состояния инвестиционного климата;

исчерпанием имеющихся технологических заделов в ряде высоко- и среднетехнологичных отраслей экономики при усилении потребности в активизации инновационно-инвестиционной компоненты роста;

необходимостью преодоления ограничений в инфраструктурных отраслях (электроэнергетика, транспорт);

начавшимся сокращением населения в трудоспособном возрасте в сочетании с усилением дефицита квалифицированных рабочих и инженерных кадров;

усилением конкуренции как на внутренних, так и на внешних рынках.

В качестве целевого варианта долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года рассматривается консервативный сценарий прогноза: в 2012 году российская экономика перешла к новой фазе, характеризующейся сравнительным замедлением инвестиционного, потребительского и внешнего спроса. Отмеченные тенденции ложатся в основу стратегических ориентиров инвестиционной политики Новосибирской области.

Состояние экономики на современном этапе зависит от геополитических факторов. Согласно аналитическим исследованиям Всемирного банка по итогам 2013 года российская экономика переживает спад, с чем связано замедление роста реального валового внутреннего продукта, а также изменение его структуры (рис. 1).

Рис. 1. Вклад компонентов спроса в валовом внутреннем продукте России
(в процентных пунктах)

Вместе с тем, в долгосрочной перспективе на фоне ослабления геополитической напряженности между Россией и странами ЕС/США вследствие последовательного разрешения политического кризиса, ожидается снижение уровня неопределенности, чему способствует рост конкурентоспособности национальной экономики.

Как отмечается в докладе Всемирного экономического форума положение России в 2013 году по сравнению с предыдущим годом улучшилось на три позиции (64 место из 148 стран) в значительной степени за счет макроэкономических показателей, а по результатам рейтинга IMD положение России в 2014 году улучшилось: страна переместилась на 38 место (из 60 стран) также за счет макроэкономических показателей. Рейтинг стран по качеству предпринимательского климата столь же убедительно подчеркивает потенциал экономического роста России: в 2013 году Россия улучшила свои позиции и поднялась со 112 на 92 место в рейтинге (из 189 стран). Вместе с тем, конкурентные позиции России на мировых рынках существенно различаются по видам продукции: лидирующие позиции занимает сегмент добычи нефти и газа, а также нефтепереработки, их экспорт из России составляет около 350 млрд. долл. в год, а доля в мировом экспорте - 12%; наблюдаются сильные позиции и в металлургии, экспорт продукции которой составляет в пределах 40 млрд. долл. в год, а доля в мировом экспорте - от 5% до 15% (по основным видам металлов). Более слабые позиции - по товарам лесопромышленного и химического комплексов. Устойчивые позиции - в производстве вооружений и военной техники, экспорт которых - более 12 млрд. долл., а доля на мировом рынке - около 20%. В аутсайдерах по конкурентным позициям - гражданские машиностроительные производства, а также производство непродовольственных потребительских товаров. В этих секторах объемы экспорта крайне невелики, а большая часть спроса на внутреннем рынке (от 2/3 до 3/4 и более) покрывается за счет импорта. При этом Россия обладает конкурентными преимуществами на отдельных специфических рынках продукции гражданского машиностроения: турбореактивных двигателей, ядерных реакторов, радиолокационной аппаратуры, навигационных приборов и некоторых других. Заметно укрепляются позиции России в агропромышленном, а также химическом комплексах; их доля в мировом экспорте значительно увеличилась.

В связи с изложенным, рост национальной экономики будет во многом определяться как темпами научно-технического прогресса, так и доступом к финансовым ресурсам, преодолением инфраструктурных ограничений, качественным инвестиционным климатом. Императивы глобальной инновационной экономики будут ориентированы на ускоренное развитие конвергентных нано-, био- и инфотехнологий, а также когнитивных технологий, практические результаты применения которых не только станут основой для формирования новых рынков, но и существенно повлияют на облик традиционных областей (энергетика, транспорт, промышленное производство, медицина и другие).

В России ключевые области научно-технического прогресса отражены в перечне приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации гражданского характера, которые в целом отвечают мировым научно-технологическим приоритетам и включают: науки о жизни; информационно-телекоммуникационные системы; индустрию наносистем; рациональное природопользование; транспортные системы; энергоэффективность и энергосбережение.

Ориентация на инновационный сценарий развития экономики определяет более высокую инвестиционную направленность экономического роста и эффективное использование конкурентных преимуществ российской экономики не только в традиционных секторах (промышленность, энергетика, транспорт, аграрный сектор), но и в новых наукоемких секторах и «экономике знаний», а потому предусматривает:

создание эффективной национальной инновационной системы и развертывание долгосрочных программ и проектов, обеспечивающих лидирующие позиции России в отдельных сегментах мировых рынков средне- и высокотехнологичных товаров и услуг;

глубокую модернизацию социальной инфраструктуры, включая образование, здравоохранение, жилищный сектор, обеспечивающую существенное повышение качества человеческого капитала и стандартов жизни населения;

модернизацию инфраструктурных отраслей экономики: транспорта и электроэнергетики на фоне повышения эффективности энергосбережения;

создание сети конкурентоспособных инновационных кластеров, новых региональных центров экономического развития, преодоление отставания депрессивных регионов;

развитие многовекторной модели интеграции в мировой рынок, опирающейся на формирование более глубоких форм интеграции в рамках Евразийского союза и СНГ, расширение внешнеэкономических связей с Китаем, Индией, ЕС и США;

дальнейшую диверсификацию российской экономики и российского экспорта;

ускоренное развитие экономических институтов, определяющих защиту прав собственности, усиление конкурентности рынков, снижение инвестиционных рисков и административных барьеров, развитие новых компаний и активизацию предпринимательской составляющей российского бизнеса, повышение качества государственных услуг и эффективности государственного управления при усилении его стратегической программной составляющей.

Достижение целевых параметров долгосрочной экономической политики Российской Федерации на период до 2020 года будет определяться на основе приоритетов, сформулированных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 «О долгосрочной государственной экономической политике». В этой связи ключевыми внешними вызовами для России в части инновационного развития являются:

ускорение технологического развития мировой экономики;

усиление в мировом масштабе конкурентной борьбы, в первую очередь за высококвалифицированную рабочую силу и инвестиции, привлекающие в проекты новые знания, технологии и компетенции, то есть за факторы, определяющие конкурентоспособность инновационных систем;

изменение климата, старение населения, проблемы систем здравоохранения - вызовы, с которыми сталкивается не только наша страна, но и человечество в целом.

Указанные вызовы диктуют необходимость опережающего развития отдельных специфичных направлений научных исследований и технологических разработок, включая экологически чистую энергетику, геномную медицину, новые технологии в сельском хозяйстве.

Наряду с основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу и Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, долгосрочный прогноз научно-технологического развития Российской Федерации является одним из ключевых элементов системы управления экономическим и научно-технологическим развитием страны. Его главной целью является разработка вариантов долгосрочного научно-технологического развития, на основе которых определяются позиции страны в системе международной научной и технологической кооперации, а также необходимые мероприятия для развития национальной инновационной системы. Прирост инвестиций будет обусловлен более масштабной технологической модернизацией высоко- и средне технологичных производств, развитием машиностроительных производств, а также реализацией крупных инфраструктурных проектов (высокоскоростное сообщение, расширение транссибирского и байкало-амурского сообщения), расширением нефтегазового комплекса, а также развитием транспортной инфраструктуры.

2.2. Оценка ресурсного потенциала Новосибирской области

     

2.2.1. Традиционные факторы инвестиционной привлекательности региона

Географическое положение и природно-ресурсный потенциал.

Выгодное географическое положение Новосибирской области определяется ее расположением в центре России на пересечении важнейших транспортных коммуникаций, а также ее граничным положением с Казахстаном, близостью к крупнейшим поставщикам топливных ресурсов (Тюменская область, Кемеровская область), относительной близостью к северным территориям Китая. Срединное положение в Южной Сибири в окружении Омской, Томской, Кемеровской областей и Алтайского края при современном уровне транспортных средств и магистралей делает ее ядром высокой экономической активности макрорегиона с населением 11,5 млн. чел. и радиусом доступности 300-600 км.

В общей сложности, на территории Новосибирской области располагается 523 месторождения различных полезных ископаемых, из которых 83 в настоящее время эксплуатируются. На территории Новосибирской области разведаны запасы таких полезных ископаемых как каменный уголь (разведанные запасы - 905 млн. тонн, прогнозные около 5,6 млрд. тонн), коксовый уголь (более 50 млн. тонн), , торф. На северо-западе Новосибирской области открыты месторождения нефти и природного газа, однако нефтегазовые месторождения постепенно выводятся из эксплуатации. Запасы торфа оцениваются в 7,2 млрд. тонн, однако в связи с высокими затратами на его добычу и переработку, разработка торфяных месторождений практически не ведется. На территории области обнаружено крупное месторождение руд цветных металлов - диоксида титана (около 1,7 млн. тонн) и диоксида циркония (около 7,2 млн. тонн), открыто 4 месторождения мрамора с запасами более 8,5 млн. куб.м, причем мрамор двух из них относится к высокодекоративному, пользующемуся повышенным спросом. Также в Новосибирской области имеются значительные ресурсы подземных пресных, термальных и минеральных вод. Из 9,5 тыс. скважин ежедневно извлекается более полумиллиона кубометров воды. Суммарная площадь лесного фонда Новосибирской области составляет около 4,5 млн. га. Общий запас древесины основных лесообразующих пород оценивается в 278,8 млн. куб.м.


Научно-образовательный и кадровый потенциал.

В Новосибирской области размещен крупнейший центр академической и прикладной науки в азиатской части страны; для региона характерна одна из самых высоких в России доля работников с высшим и средним образованием от общего числа занятых: концентрация научных кадров здесь в 2,2 раза превышает общероссийский показатель. В Новосибирской области сосредоточено 52 научные организации государственных академий наук, более 40 научных организаций, 38 образовательных организаций высшего образования, более 30 тысяч ученых и преподавателей, что составляет более половины научно-образовательного потенциала всей Сибири. Новосибирская область занимает 4 место в России по числу студентов на 10000 населения. Вокруг мегаполиса (город Новосибирск) сформировался пояс научно-инновационных зон. В Новосибирской области создано более 100 крупных и 1700 малых предприятий, связанных с технико-внедренческой деятельностью. Благодаря этому Новосибирская область занимает сегодня лидирующие позиции в производстве отдельных видов инновационной продукции, в частности здесь производится 75% российского рынка средств медицинской диагностики, 70% российского рынка программного обеспечения виртуального хостинга. Город Новосибирск - единственный город в России, принятый во Всемирную организацию технополисов WTA, которая объединяет 77 городов из 39 стран мира с высокоразвитой научно-технологической базой. Портфель готовых к практическому использованию научных разработок новосибирских ученых позволяет обеспечить прорывные технологии в ряде важнейших перспективных направлений, в том числе по направлениям: новые материалы и нанотехнологии, биотехнологии и медицина, информационные технологии, телекоммуникации, точное приборостроение.     

Диверсифицированный экономический потенциал и уровень деловой активности.

Несмотря на то, что в два последних десятилетия резко усилилась позиция сферы услуг, в современной структуре экономики Новосибирской области гармонично сочетаются транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, торговля и многоотраслевая промышленность. В производственной структуре валового регионального продукта (ВРП) Новосибирской области на долю промышленного производства приходится более 20%, торговли - 18%, транспорта и связи - более 12%, сельского хозяйства - 4,9%, строительства - 6,3%. В сфере общественных услуг (образование, здравоохранение, операции с недвижимым имуществом, государственное управление) формируется более 38% ВРП Новосибирской области.

В списке 200 крупнейших компаний Сибирского федерального округа (СФО) Новосибирская область представлена 40 компаниями, при этом регион является явным лидером в тех производствах, которые работают на удовлетворение внутреннего спроса (пищевая промышленность, торговля, транспорт, телекоммуникации и связь).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»