(Раздел в редакции, введенной постановлением Правительства
области от 11.03.2024 N 85-п, - см. предыдущую редакцию)
1. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы
Серьезной и специфической проблемой развития Новосибирской области является сильная загруженность основных транспортных артерий города Новосибирска, соединяющих различные его районы, при резко возросшем парке легкового автотранспорта и одновременно слабое развитие транспортной сети в сельских районах.
Автодорожная сеть в Новосибирской области по состоянию на 01.01.2023 включает в себя 28 362,9 км автодорог общего пользования, в том числе: 804,4 км автодорог федерального значения, 12 708,6 км автодорог регионального и межмуниципального значения, 14 849,9 км автодорог местного значения.
По данным Федеральной службы государственной статистики доля автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, в Новосибирской области по состоянию на 01.01.2023 составляет 50,5%.
Состояние автодорожной сети не соответствует тенденциям автомобилизации и перспективным задачам развития транспортного комплекса Новосибирской области. Продолжает усугубляться несоответствие уровня развития автомобильных дорог уровню автомобилизации и спросу на автомобильные перевозки. Требуется коренная модернизация и восстановление автодорожной сети Новосибирской области.
По состоянию на 01.01.2023 на автодорожной сети Новосибирской области из 275 искусственных сооружений 19,7% находятся в неудовлетворительном состоянии, что существенно снижает пропускную способность и безопасность автодорожной сети.
В настоящее время идет активный процесс развития Новосибирской агломерации, вызванный процессами развития рынка труда, концентрации наиболее привлекательных рабочих мест в городе Новосибирске, ростом жилых массивов, созданием новых промышленных, транспортных, логистических объектов в пригородной зоне, формированием целых зон экономического развития. Дорожно-транспортный комплекс как инфраструктурная отрасль обеспечивает базовые условия жизнедеятельности и развития города Новосибирска и области.
Такая ситуация требует активного развития автодорожной инфраструктуры, обеспечивающей потребности как Новосибирской агломерации (трудовая маятниковая миграция населения, доставка грузов для нужд города и так далее), так и соседних регионов, развивающих свои связи с Новосибирским транспортным узлом. Основные действия должны быть направлены на формирование транспортного каркаса Новосибирской агломерации с современной инфраструктурой, где город Новосибирск выступает в качестве мультимодального транспортного узла, оказывающего влияние на развитие не только близлежащих муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, но и соседних субъектов Российской Федерации.
2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации
государственной программы
Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы «Развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в Новосибирской области» (далее - государственная программа) определены в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», «Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года», утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 N 2765-р, Стратегией социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 19.03.2019 N 105-п.
К приоритетам государственной политики в сфере развития транспортной инфраструктуры Новосибирской области относятся:
создание инфраструктурных условий для решения задач модернизации экономики;
сбалансированное и эффективное развитие транспортной инфраструктуры на основе увеличения пропускной способности опорной транспортной сети, устранения разрывов и узких мест;
сохранение существующей сети автомобильных дорог.
С учетом приоритетов государственной политики в сфере развития транспортной инфраструктуры Новосибирской области целями государственной программы являются:
обеспечение доли дорожной сети в городских агломерациях, соответствующей нормативным требованиям, на уровне не менее 85% к 2030 году;
доведение доли автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям, до 60% к 2030 году.
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Реализация государственной программы направлена на достижение:
национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года «Комфортная и безопасная среда для жизни» через достижение показателя «Обеспечение доли дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующей нормативным требованиям, на уровне не менее 85 процентов»;
цели «Повышение пространственной связанности и транспортной доступности территорий», указанной в транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2021 N 3363-р;
показателей государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 N 1596.
4. Задачи (направления) государственной программы, способы их эффективного решения
Задачами (направлениями) государственной программы являются:
развитие и модернизация автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения и искусственных сооружений на них;
обеспечение сохранности и восстановления автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения и искусственных сооружений на них, а также улично-дорожной сети в муниципальных образованиях Новосибирской области.
Решение указанных задач будет осуществляться путем:
внедрения интеллектуальной транспортной системы, предусматривающей автоматизацию процессов управления дорожным движением в Новосибирской городской агломерации;
модернизации дорожной сети автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения и искусственных сооружений на них;