ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 сентября 2019 года № 649

Об утверждении Основных направлений
бюджетной и налоговой политики Нижегородской области
на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов



В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях разработки проекта закона Нижегородской области "Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Основные направления бюджетной и налоговой политики Нижегородской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

2. Министерствам и иным органам исполнительной власти Нижегородской области (субъектам бюджетного планирования областного бюджета) при планировании бюджетных ассигнований на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов руководствоваться Основными направлениями бюджетной и налоговой политики в Нижегородской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

3. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.



И.о.Губернатора                       Е.Б.Люлин

     


     УТВЕРЖДЕНЫ
     постановлением Правительства
     Нижегородской области
     от 12 сентября 2019 г. № 649

     

Основные направления
бюджетной и налоговой политики Нижегородской области
на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов

     

Основные направления бюджетной и налоговой политики Нижегородской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов разработаны в соответствии со статьей 20 Закона Нижегородской области от 12 сентября 2007 г. № 126-З "О бюджетном процессе в Нижегородской области" с целью определения условий и основных подходов к формированию проекта областного бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", обеспечения прозрачности и открытости бюджетного планирования.

Бюджетная и налоговая политика Правительства Нижегородской области на среднесрочную перспективу сохраняет преемственность бюджетной и налоговой политики предыдущего планового периода и ориентирована в первую очередь на реализацию основных задач, определенных посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 г., Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. и Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Стратегией социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. № 889, и государственной программой "Управление государственными финансами Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. № 296.

     1. Основные итоги реализации бюджетной

    и налоговой политики Правительства Нижегородской области

    в 2016 - 2019 годах


Бюджетная и налоговая политика Правительства Нижегородской области в 2016-2018 годах была направлена на решение задач бюджетной консолидации в целях обеспечения устойчивости и сбалансированности консолидированного бюджета Нижегородской области.

Реализации основных направлений бюджетной политики способствовало исполнение Плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Нижегородской области на 2018-2024 годы, утвержденного распоряжением Правительства Нижегородской области от 30 марта 2017 г. № 386-р.

     
     Динамика основных показателей консолидированного бюджета
      Нижегородской области за 2016-2018 годы

млрд. рублей

2016 год

темп роста, %

2017 год

темп роста, %

2018 год

темп роста,%

Доходы

164,9

107,9

175,1

106,2

195,4

111,6

в том числе налоговые и неналоговые доходы

143,9

111,3

151,8

105,5

169,3

111,5

Безвозмездные поступления

21,1

89,0

23,3

110,4

26,2

112,4

Расходы

168,8

103,0

178,8

105,9

186,2

104,1

Дефицит/Профицит

-3,9

 

-3,7

 

9,2


Доходы консолидированного бюджета Нижегородской области в 2018 году получены в объеме 195,4 млрд. рублей и увеличились за 2016-2018 годы на 30,5 млрд. рублей или на 18,5%.

Расходы консолидированного бюджета Нижегородской области в 2018 году исполнены в объеме 186,2 млрд. рублей и увеличились за 2016-2018 годы на 17,4 млрд. рублей или на 10,3%.

Наибольший удельный вес в расходах консолидированного бюджета занимают расходы на отрасли социальной сферы - ежегодно более 60% в общем объеме расходов.

Правительством Нижегородской области обеспечено своевременное и в полном объеме исполнение всех принятых расходных обязательств, в том числе по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы с учетом повышения оплаты труда в рамках реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., по социальному обеспечению льготных категорий граждан, по выплате ежемесячных денежных выплат в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей до достижения ими возраста 3-х лет.

С привлечением средств федерального бюджета реализованы мероприятия по развитию образования, здравоохранения, сельского хозяйства, малого предпринимательства, по подготовке и проведению Чемпионата мира по футболу 2018 года, реализованы программы обеспечения жильем отдельных категорий граждан.

Осуществлена поддержка реального сектора экономики, посредством субсидирования процентных ставок по кредитам коммерческих банков промышленных и научных организаций, организаций сельского хозяйства и других отраслей, а также посредством предоставления налоговых льгот и государственных гарантий Нижегородской области.

Проводилась эффективная долговая политика, в том числе посредством привлечения кредитных ресурсов в форме возобновляемых кредитных линий, краткосрочных кредитов из Управления федерального казначейства по Нижегородской области, а также бюджетных кредитов из федерального бюджета.

Обеспечено выполнение условий соглашения с Минфином России о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Нижегородской области, в том числе по осуществлению мер, направленных на снижение уровня дотационности и рост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Нижегородской области (оценка эффективности налоговых льгот, устранение неэффективных льгот, обеспечение достижения показателей экономического развития).

Проведенная в 2017 году реструктуризация по бюджетным кредитам, позволила в 2018 году произвести индексацию социальных выплат, значительно увеличить расходы на оказание высокотехнологичной медицинской помощи и лекарственное обеспечение региональных льготников, предоставление жилья детям-сиротам, предусмотреть необходимый объем средств на повышение заработной платы работникам бюджетной сферы в рамках реализации "майских" Указов Президента Российской Федерации, а также увеличить объем предоставления субсидий на социально-значимые расходы бюджетам муниципальных районов и городских округов Нижегородской области.

В целях повышения качества бюджетного планирования, повышения результативности и эффективности использования средств в 2016-2018 годах проводилась работа по следующим направлениям:

- формирование и исполнение областного бюджета в программном формате на основе государственных программ Нижегородской области;

- формирование и исполнение областного бюджета с использованием единой комплексной системы управления бюджетным процессом "Государственная информационная система управления общественными финансами министерства финансов Нижегородской области";

- проведение оценки возможной оптимизации сети учреждений социальной сферы путем реорганизации или преобразования государственных учреждений в организации иных организационно-правовых форм, анализ функций органов государственной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области на предмет дублирования функций;

- ежегодное формирование государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Нижегородской области;

- применение системы поощрения главных администраторов средств областного бюджета, показавших наилучшие результаты по итогам проводимого мониторинга качества финансового менеджмента, а также поощрения муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, достигающих наилучших результатов в сфере повышения эффективности бюджетных расходов;

- осуществление финансирования расходов с применением механизма утверждения предельных объемов финансирования на каждый квартал с целью недопущения образования просроченной кредиторской задолженности;

- обеспечение открытости и прозрачности информации о бюджетном процессе, об исполнении областного бюджета, о бюджетных и социально-экономических показателях Нижегородской области посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" как для специалистов органов исполнительной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, так и для граждан в доступной форме;

- ежегодное проведение публичных слушаний по годовому отчету об исполнении областного бюджета и по проекту областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период в целях повышения информационной открытости деятельности Правительства Нижегородской области и выявления общественного мнения по вопросам формирования и исполнения областного бюджета.

В 2019 году внедрен новый подход к формированию межбюджетных отношений с местными бюджетами, основанный на модельном бюджетировании, максимально учитывающем их специфику и оценивающем объем средств, необходимых для полноценного исполнения органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области собственных своих полномочий.

В 2019 году на поступление налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Нижегородской области оказывают влияние следующие изменения налогового и бюджетного законодательства:

1. Изменения федерального и регионального законодательства, оказавшие положительное влияние на доходную часть консолидированного бюджета Нижегородской области:

- с 1 января 2019 г. увеличены налоговые ставки акцизов на автомобильный бензин класса 5 (на 4 101 рубль за 1 тонну или в 1,5 раза), на дизельное топливо (на 2 876 рублей за 1 тонну или в 1,5 раза), а также на средние дистилляты (на 2 576 рублей за 1 тонну или на 38,6%);

- с 1 января 2019 г. по 31 января 2019 г. увеличен норматив зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей с 84,41% до 86,65%;

- с 1 января 2019 г. увеличен норматив зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9%, за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята с 50% до 80%;

- на 2019 год установлены коэффициенты индексации арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Нижегородской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а также арендной платы за объекты нежилого фонда областной собственности на уровне среднегодового индекса потребительских цен - 104,2%.

2. Изменения федерального и регионального налогового и бюджетного законодательства, приводящие к уменьшению доходов консолидированного бюджета Нижегородской области:

- с 1 января 2019 г. из объектов налогообложения налогом на имущество организаций исключено движимое имущество;

- с 1 февраля 2019 г. уменьшен норматив зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей с 86,65% до 58,1%;

- начиная с 2018 года физические лица, имеющие трех и более несовершеннолетних детей, получили право на получение вычета по земельному налогу в размере кадастровой стоимости 600 кв. метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.

Также для указанной категории налогоплательщиков с 2018 года налоговая база по налогу на имущество физических лиц дополнительно уменьшается в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка на кадастровую стоимость 5 кв. метров в отношении комнаты, квартиры и части квартиры и на кадастровую стоимость 7 кв. метров в отношении жилого дома или его части.

Соответствующие налоговые льготы будут предоставлены в 2019 году при исчислении земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2018 год.

- сумма земельного налога, исчисленная в отношении земельного участка налогоплательщику - физическому лицу, не должна превышать сумму налога, исчисленную в отношении этого земельного участка за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1. Уплата налога по новому правилу будет производиться с 2019 года (за налоговый период 2018 года).

Исполнение консолидированного бюджета Нижегородской области за январь - июль 2019 года составило по доходам 116,2 млрд. рублей или 56% к годовому плану и превышает уровень 2018 года на 11,1 млрд. рублей.

Налоговые и неналоговые доходы получены в объеме 104,9 млрд. рублей, что составляет 60% к годовому плану и выше уровня 2018 года на 10,7 млрд. рублей.

     

     2. Основные направления налоговой политики


Налоговая политика Правительства Нижегородской области в 2020-2022 годах, как и в предыдущие годы, будет направлена на обеспечение поступления в консолидированный бюджет Нижегородской области всех доходных источников в запланированных объемах, а также дополнительных доходов, в том числе за счет погашения налогоплательщиками задолженности по обязательным платежам в консолидированный бюджет Нижегородской области.

Основными направлениями налоговой политики в Нижегородской области на 2020-2022 годы определены:

- увеличение налогового потенциала Нижегородской области за счет налогового стимулирования деловой активности в Нижегородской области, привлечения инвестиций, реализации высокоэффективных инвестиционных и инновационных проектов;

- продолжение политики обоснованности и эффективности применения налоговых льгот, отмена неэффективных и невостребованных льгот;

- государственная поддержка приоритетных отраслей экономики и организаций малого и среднего бизнеса;

- взаимовыгодное сотрудничество с организациями, формирующими налоговый потенциал Нижегородской области, в том числе в рамках заключенных соглашений между Правительством Нижегородской области и крупнейшими организациями Нижегородской области;

- дальнейшее совершенствование налогового администрирования, повышение уровня ответственности главных администраторов доходов за качественное прогнозирование доходов консолидированного бюджета Нижегородской области и выполнение в полном объеме утвержденных годовых назначений по доходам областного бюджета и местных бюджетов на территории Нижегородской области, активизация претензионно-исковой деятельности;

- проведение мероприятий по повышению эффективности управления государственной и муниципальной собственностью, природными ресурсами Нижегородской области, в том числе выявление земельных участков, используемых не по целевому назначению.

На федеральном уровне вступают в силу, а также планируются к принятию с 2020 года следующие изменения законодательства:

- с 1 января 2020 г. к налоговой базе по налогу на прибыль организаций, определяемой музеями, театрами, библиотеками, учредителями которых являются субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, применяется налоговая ставка 0%;

- с 1 января 2020 г. субъекты Российской Федерации наделяются правом устанавливать право на применение инвестиционного налогового вычета в отношении расходов налогоплательщика применительно к объектам транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур, а также снимается ограничение на применение инвестиционного налогового вычета участниками консолидированных групп налогоплательщиков;

- с 1 января 2020 г. уточняется порядок налогообложения доходов физического лица при продаже объекта недвижимости, образованного в середине года.

Для определения облагаемых доходов будет применяться кадастровая стоимость объекта на дату постановки его на кадастровый учет, умноженная на коэффициент 0,7.

В настоящее время при расчете НДФЛ применяется кадастровая стоимость объекта по состоянию на 1 января года, в котором зарегистрирован переход права собственности на объект, умноженная на коэффициент 0,7.

- планируется сокращение с пяти до трех лет минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, по истечении которого доход, полученный физическим лицом от продажи такого объекта, освобождается от налогообложения, в случае если объект недвижимого имущества в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации является единственным жилым помещением, находящимся в собственности налогоплательщика;

- планируется освободить от налогообложения НДФЛ доходы в виде единовременных компенсационных выплат учителям, произведенных в рамках государственной программы "Земский учитель";

- с 1 января 2020 г. увеличиваются ставки акцизов на алкогольную продукцию и пиво (рост составит 102,8% - 105,6% в зависимости от вида подакцизной продукции), а также ставки акцизов на нефтепродукты (103,2% - 103,6 %);

- начиная с отчетности за 2020 год отменяются налоговые декларации по транспортному и земельному налогам;

- с 1 января 2020 г. увеличивается с 58,1% до 66,6% норматив зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

- планируется установление запрета на применение единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и патентной системы налогообложения в отношении розничной торговли лекарственными препаратами, обувными товарами и предметами одежды, принадлежностями к одежде и прочими изделиями из натурального меха, подлежащими обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»