ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 ноября 2016 года № 759
О единых дежурно-диспетчерских службах муниципальных
образований Нижегородской области
(с изменениями на 16 июня 2022 года)
_______________________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Нижегородской области от 30 мая 2023 года № 464
_______________________________________________________________________________
-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Нижегородской области от 01.12.2017 № 861;
постановлением Правительства Нижегородской области от 09.06.2018 № 424;
постановлением Правительства Нижегородской области от 01.03.2019 № 113;
постановлением Правительства Нижегородской области от 25.07.2019 № 511;
постановлением Правительства Нижегородской области от 16.04.2020 № 311;
постановлением Правительства Нижегородской области от 24.06.2021 № 539;
постановлением Правительства Нижегородской области от 17.01.2022 № 16;
постановлением Правительства Нижегородской области от 16.06.2022 № 454
------------------------------------------------------------------------
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 1632 "О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации", в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" Правительство Нижегородской области постановляет: (преамбула изложена в новой редакции постановлением Правительства области от 25.07.2019 № 511 - см. предыдущую редакцию)
1. Утвердить прилагаемое Типовое положение о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования Нижегородской области.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области:
- руководствоваться Типовым положением, утвержденным настоящим постановлением, при разработке и утверждении соответствующего положения муниципальным правовым актом;
- обеспечить функционирование единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования в соответствии с положением о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования. Определить наиболее приоритетный порядок создания и функционирования единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования в соответствии с ГОСТ Р 22.7.01-2021 "Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения", утвержденным и введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 января 2021 г. № 25-ст." (абзац третий изложен в новой редакции постановлением Правительства области от 17.01.2022 № 16 - см. предыдущую редакцию)
3. Предложить Главному управлению МЧС России по Нижегородской области осуществлять координацию работы муниципальных образований Нижегородской области по функционированию единых дежурно-диспетчерских служб.
4. Министерству финансов Нижегородской области предусмотреть в законе об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, начиная с 1 июля 2017 г., средства на содержание вновь вводимой численности сотрудников единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований Нижегородской области при формировании соответствующих межбюджетных отношений. (п. 4 в ред. постановления Правительства области от 25.07.2019 № 511 - см. предыдущую редакцию)
5. Государственной бюджетной образовательной организации дополнительного профессионального образования "Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области имени Маршала Советского Союза В.И.Чуйкова" осуществлять работу по подготовке и повышению квалификации руководящего состава и персонала ЕДДС, диспетчеров системы - 112 согласно разработанным и утвержденным программам повышения квалификации, ежегодно представляемым заявкам на подготовку и повышение квалификации в соответствии с государственным заданием и планом комплектования слушателей. Сроки, порядок, Программы и выписки из плана комплектования ежегодно доводить до органов местного самоуправления муниципальных образований, органов управления и организаций Нижегородской области. (п. 5 изложен в новой редакции постановлением Правительства области от 01.12.2017 № 861 - см. предыдущую редакцию)
5. Департаменту региональной безопасности Нижегородской области организовать и контролировать в дальнейшем подготовку и повышение квалификации руководящего состава и персонала ЕДДС, диспетчеров системы - 112 с использованием учебно-материальной базы государственной бюджетной образовательной организации дополнительного профессионального образования "Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области имени Маршала Советского Союза В.И.Чуйкова". (п. 5_1 введен постановлением Правительства области от 01.12.2017 № 861)
6. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Нижегородской области от 20 марта 2012 года № 151 года "О создании единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований Нижегородской области";
пункт 15 постановления Правительства Нижегородской области от 30 ноября 2012 года № 869 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области";
постановление Правительства Нижегородской области от 7 августа 2013 года № 527 года "О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 20 марта 2012 года № 151";
пункт 18 постановления Правительства Нижегородской области от 23 декабря 2014 года № 925 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области";
пункт 12 постановления Правительства Нижегородской области от 26 августа 2015 года № 535 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области";
пункт 11 постановления Правительства Нижегородской области от 25 апреля 2016 года № 237 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области".
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Нижегородской области Банникова П.В. (п. 7 изложен в новой редакции постановлением Правительства области от 16.06.2022 № 454 - см. предыдущую редакцию)
8. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего постановления.
Губернатор В.П.Шанцев
Типовое положение
о единой дежурно-диспетчерской службе
муниципального образования
Нижегородской области
(далее - Положение)
(в ред. постановлений Правительства области от 01.12.2017 № 861; от 25.07.2019 № 511;
от 24.06.2021 № 539; от 17.01.2022 № 16; от 16.06.2022 № 454 )
1.1. Настоящее Положение определяет основные задачи, функции и полномочия единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования Нижегородской области.
1.2. Правовой основой создания и деятельности единой дежурно-диспетчерской службы на территории муниципальных образований Нижегородской области являются Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 1632 "О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", постановление Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 958 "О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. № 2446-р, распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 1240-р, постановление Правительства Нижегородской области от 14 сентября 2012 г. № 635 "О создании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на территории Нижегородской области", постановление Правительства Нижегородской области от 22 октября 2018 г. № 696 "Об обеспечении функционирования и развития системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Нижегородской области", распоряжение Правительства Нижегородской области от 14 июля 2015 г. № 1293-р "Об организации и выполнении мероприятий по построению, внедрению и развитию на территории Нижегородской области аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Нижегородской области, протокол заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 28 августа 2015 г. № 7, соответствующие муниципальные правовые акты. (п. 1.2 изложен в новой редакции постановлением Правительства области от 25.07.2019 № 511 - см. предыдущую редакцию)
В настоящем Положении используются следующие термины и определения:
аварийная ситуация (АС) - опасное событие (техногенного, природного, биолого-социального характера), приводящее к неожиданному нарушению работы или выходу из строя машин, агрегатов, коммуникаций, сооружений или их систем (в том числе: инциденты, сбои, аварии, технологические нарушения и другие события, вызывающие временное нарушение нормальных условий жизнедеятельности населения);
оперативно-информационный отдел государственного казенного учреждения Нижегородской области "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Нижегородской области" (далее - ОИО ГКУ НО "Управление по делам ГО, ЧС и ПБ Нижегородской области") - отдел, осуществляющий ежедневный мониторинг оперативной обстановки на территории Нижегородской области по вопросам безопасных условий проживания населения, взаимодействие с дежурно-диспетчерскими службами территориальной подсистемы Нижегородской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ТП РСЧС) и едиными дежурно-диспетчерских службами муниципальных образований в рамках функционирования ЕСОДУ; (абзац третий изложен в новой редакции постановлением Правительства области от 17.01.2022 № 16 - см. предыдущую редакцию)
Абзац четвертый исключен постановлением Правительства области от 17.01.2022 № 16 - см. предыдущую редакцию
дежурно-диспетчерская служба (ДДС) - дежурный или диспетчерский орган, обеспечивающий оперативное управление городской (районной) службой, дежурный диспетчерский орган объекта (организации), входящие в РСЧС и имеющие силы и средства постоянной готовности к действиям в ЧС;
единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) (далее - единая система) - объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ЧС);
единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС) муниципального образования Нижегородской области (ЕДДС муниципального образования) - орган повседневного управления муниципального звена ТП РСЧС, предназначенный для координации действий дежурных и диспетчерских (дежурно-диспетчерских) служб, действующих на территории муниципального образования, и создаваемый при органах управления муниципального образования, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны; (абзац седьмой в ред. постановления Правительства области от 17.01.2022 № 16 - см. предыдущую редакцию)
единая система оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях Нижегородской области (ЕСОДУ) - является подсистемой ТП РСЧС и предназначена для организационно-технического объединения дежурных и диспетчерских органов управления служб, имеющих силы и средства постоянной готовности к экстренным действиям при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций; (абзац восьмой в ред. постановления Правительства области от 17.01.2022 № 16 - см. предыдущую редакцию)
объединенная система оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях (ОСОДУ) - организационно-техническое объединение органов управления, ЕДДС, ДДС, ДС, независимо от организационно-правовых и иных форм собственности, расположенных на территории городского округа, муниципального округа, муниципального района Нижегородской области, и предназначенная для организации взаимодействия, координации и реализации управленческих решений по оперативному реагированию на ЧС, АС, происшествия и иные нарушения нормальных условий жизнедеятельности населения; (абзац девятый в ред. постановления Правительства области от 17.01.2022 № 16 - см. предыдущую редакцию)
пункт управления ЕДДС (ПУ ЕДДС) - здание (сооружение, помещение), предназначенное для работы дежурно-диспетчерского персонала и оснащенное необходимыми техническими средствами управления, связи и оповещения;
система - 112 - система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", предназначенная для информационного обеспечения единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, и обеспечивающая информационное взаимодействие органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, а также дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб;
узел связи ЕДДС (УС ЕДДС) - организационно-техническое объединение сил и средств связи, развернутых на пункте управления ЕДДС и обеспечивающих обмен информацией в интересах ЕДДС и органа, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органе местного самоуправления;
комплекс средств автоматизации ЕДДС (КСА ЕДДС) - организационно-техническое объединение программно-технических средств автоматизации управления, включающих в себя средства передачи, ввода, хранения, обработки и выдачи необходимых данных;
автоматизированное рабочее место (АРМ) - программно-технический комплекс, предназначенный для автоматизации деятельности определенного вида. АРМ объединяет программно-аппаратные средства, обеспечивающие взаимодействие человека с компьютером, предоставляет возможность ввода информации (через клавиатуру, компьютерную мышь, сканер и пр.) и ее вывод на экран монитора, принтер, звуковую карту, динамики или иные устройства вывода. Как правило, АРМ является частью АСУ;
автоматизированная система управления (АСУ) - комплекс аппаратных и программных средств, предназначенный для управления различными процессами в рамках технологического процесса, производства, предприятия. АСУ применяется в различных отраслях промышленности, энергетики, транспорта и т.п.;
Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Нижегородской области (ЦУКС ГУ МЧС) - орган повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на региональном уровне; (абазац шестнадцатый в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 24.06.2021 № 539 - см. предыдущую редакцию)
центральная дежурно-диспетчерская служба государственного казенного учреждения "Управление по обеспечению деятельности министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области" (ЦДДС Нижегородской области) - оперативный орган управления, сбора, обобщения и анализа информации о чрезвычайных и аварийных ситуациях на территории Нижегородской области, координирует действия сил и средств ТП РСЧС (независимо от организационно-правовых и форм собственности), обладает полномочиями управления ими, при ЧС переходит в оперативное подчинение ЦУКС ГУ МЧС; (абзац семнадцатый в ред. постановления Правительства области от 17.01.2022 № 16 - см. предыдущую редакцию)
ЦОВ системы-112 - центр обработки вызовов системы-112 Нижегородской области, предназначен для приема и обработки вызовов (сообщений о происшествиях) от населения Нижегородской области на номер "112", направления информации о происшествиях, в том числе вызовов в дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб в соответствии с их компетенцией для организации экстренного реагирования. Информация о происшествиях оформляется оператором ЦОВ системы-112 в электронном виде в форме карточки информационного обмена. ЦОВ системы-112 является структурным подразделением государственного автономного учреждения Нижегородской области "Центр координации проектов цифровой экономики" (далее - ГАУ НО "ЦИТ"); (абзац восемнадцатый изложен в новой редакции постановлением Правительства области от 17.01.2022 № 16 - см. предыдущую редакцию)
чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
3.1. ЕДДС муниципального образования является органом повседневного управления муниципального (городского) звена ТП РСЧС. На базе ЕДДС муниципального образования развертывается сегмент системы-112. (пункт 3.1 изложен в новой редакции постановлением Правительства области от 17.01.2022 № 16 - см. предыдущую редакцию)
3.2. ЕДДС муниципального образования в пределах своих полномочий взаимодействует со всеми ДДС, ДС, входящими в ОСОДУ городского округа, муниципального округа или муниципального района по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о чрезвычайных (аварийных) ситуациях, происшествиях и совместных действий при угрозе или возникновении ЧС, АС, происшествий, а также с ЦОВ системы - 112 в рамках утвержденных регламентов информационного обмена. (пункт 3.2 в ред. постановления Правительства области от 17.01.2022 № 16 - см. предыдущую редакцию)
3.3. Целью создания ЕДДС является повышение готовности органов управления органов местного самоуправления и служб муниципальных образований, ДДС и ДС, входящих в ОСОДУ муниципального образования, к реагированию на угрозы возникновения или возникновение ЧС, АС, происшествий и иных нарушений нормальных условий жизнедеятельности населения, эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств РСЧС, в том числе ДДС и ДС, входящих в ОСОДУ муниципального образования, при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации ЧС, АС, происшествий, а также обеспечение исполнения полномочий органами местного самоуправления муниципальных образований по организации и осуществлению мероприятий по ГО, обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных образований, защите населения и территорий от ЧС, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
3.4. ЕДДС предназначена для приема и передачи сигналов оповещения ГО от вышестоящих органов управления, сигналов на изменение режимов функционирования муниципальных звеньев ТП РСЧС, приема сообщений о ЧС, АС, происшествиях и иных обращений от населения и организаций, оперативного доведения данной информации до соответствующих ДДС, ДС независимо от организационно-правовых и иных форм собственности, входящих в ОСОДУ городского округа или муниципального района Нижегородской области, координации их совместных действий, оперативного управления силами и средствами соответствующего звена ТП РСЧС, оповещения руководящего состава муниципального звена и населения об угрозе возникновения или возникновении ЧС, АС, происшествий.