ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 апреля 2014 года N 305


Об утверждении государственной программы Нижегородской области "Обеспечение населения Нижегородской области качественными услугами в сфере жилищно-коммунального хозяйства"

(с изменениями на 12 апреля 2024 года)

(в ред. постановлений Правительства Нижегородской области от 06.11.2014 N 765, от 13.10.2015 N 652, от 17.05.2016 N 282, от 22.07.2016 N 479, от 18.10.2016 N 710, от 09.02.2017 N 54, от 15.03.2017 N 143, от 07.06.2017 N 410, от 23.06.2017 N 447, от 19.07.2017 N 527, от 01.09.2017 N 653, от 15.01.2018 N 17, от 16.03.2018 N 176, от 13.04.2018 N 253, от 04.06.2018 N 395, от 01.08.2018 N 559, от 25.12.2018 N 901, от 31.01.2019 N 45, от 31.07.2019 N 535, от 30.09.2019 N 703, от 31.12.2019 N 1045, от 25.05.2020 N 422, от 18.11.2020 N 940, от 30.06.2021 N 575, от 31.03.2022 N 225, от 24.06.2022 N 468, от 17.08.2022 N 636, от 29.12.2022 N 1155, от 17.03.2023 N 209, от 12.10.2023 N 924, от 12.04.2024 N 173, с изм., внесенными постановлением Правительства Нижегородской области от 07.06.2016 N 338)



В соответствии с Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса", Законом Нижегородской области от 3 октября 2007 г. N 129-З "О Правительстве Нижегородской области", распоряжением Правительства Нижегородской области от 11 июля 2013 г. N 1417-р "Об утверждении перечня государственных программ Нижегородской области" в целях обеспечения населения Нижегородской области качественными услугами в сфере жилищно-коммунального хозяйства и реализации мер по эффективному расходованию средств областного бюджета Правительство Нижегородской области постановляет:


(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 25.05.2020 N 422)


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Нижегородской области "Обеспечение населения Нижегородской области качественными услугами в сфере жилищно-коммунального хозяйства".


(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 12.04.2024 N 173)


2. Признать утратившими силу:


постановление Правительства Нижегородской области от 19 февраля 2013 года N 92 "Об утверждении региональной адресной программы "Чистая вода в Нижегородской области" на 2013 - 2017 годы";


постановление Правительства Нижегородской области от 4 июня 2013 года N 353 "О внесении изменений в региональную адресную программу "Чистая вода в Нижегородской области" на 2013 - 2017 годы, утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 19 февраля 2013 года N 92";


постановление Правительства Нижегородской области от 11 октября 2013 года N 723 "О внесении изменений в региональную адресную программу "Чистая вода в Нижегородской области" на 2013 - 2017 годы, утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 19 февраля 2013 года N 92".


3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2015 г.


(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 25.05.2020 N 422)


4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Нижегородской области Морозова С.Э.


(п. 4 в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 18.11.2020 N 940)



Губернатор
В.П.ШАНЦЕВ



Утверждена
постановлением
Правительства Нижегородской области
от 30 апреля 2014 г. N 305



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ КАЧЕСТВЕННЫМИ УСЛУГАМИ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА"

(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 12.04.2024 N 173)



Стратегические приоритеты государственной программы Нижегородской области "Обеспечение населения Нижегородской области качественными услугами в сфере жилищно-коммунального хозяйства"



1. Оценка текущего состояния социально-экономического развития Нижегородской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства


Реализация государственной программы Нижегородской области "Обеспечение населения Нижегородской области качественными услугами в сфере жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Программа) осуществляется в сфере жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области (далее - ЖКХ) - наиболее значимом секторе региональной экономики, без обеспечения устойчивого развития которого невозможно развитие экономики Нижегородской области (далее также - область, регион) в целом.


Сфера ЖКХ является одним из крупных секторов экономики Российской Федерации, внося значимый вклад в ВВП страны (около 1% в структуре валовой добавленной стоимости), обеспечивающим занятость населения (6% от совокупной занятости по крупным и средним предприятиям в 2018 году по данным Росстата), а также сектором, являющимся одним из крупнейших потребителей продукции, производимой в России, включая энергетические ресурсы, металлы, полимерную продукцию.


При этом эффективность организации сферы ЖКХ, а также экономическая эффективность предоставления ресурсов и жилищно-коммунальных услуг являются важным фактором, который определяет рост потребительских цен в стране, и имеют существенный потенциал для повышения такой эффективности.


Характеристика текущего состояния сферы реализации настоящей Программы определяется, в первую очередь, показателем улучшения экологического состояния окружающей среды за счет сокращения доли загрязненных сточных вод, отводимых в реку Волгу.


Нижегородская область является одним из крупнейших регионов центральной части России. Регион обладает большим экономическим потенциалом, выгодно расположен на пересечении крупных торговых и транспортных магистралей и относится к числу крупнейших индустриальных центров России с высокой долей промышленности в экономике. Несмотря на то, что область не обладает значительными сырьевыми ресурсами, экономика региона стабильно развивается.


Регион занимает территорию 76,6 тыс. км2 и простирается с севера на юг более чем на 400 км, с запада на восток - почти на 300 км. На северо-западе область граничит с Костромской областью, на северо-востоке - с Кировской, на востоке - с Марий Эл и Чувашией, на юге - с Мордовией, на юго-западе - с Рязанской областью, на западе - с Владимирской и Ивановской областями.


На территории Нижегородской области рассредоточены значительные запасы пресных вод. Поверхностные водные ресурсы Нижегородской области сформированы Горьковским и Чебоксарским водохранилищами - 9000 рек общей протяженностью более 25000 км. Основными поверхностными источниками, обеспечивающими водой 65% населения Нижегородской области, являются Горьковское водохранилище, реки Ока, Волга, Валава, Керженец и др.


Основной водной магистралью является Волга - крупнейшая река Европы. Волга делит область на две основные части: левобережную низинную - Заволжье и правобережную возвышенную, холмистую, изрезанную балками и оврагами. По территории Нижегородской области протекает более 9000 рек и речек общей протяженностью 32000 км, 600 из них имеют длину более 10 км.


Нижегородская область - территория с резкими природными различиями и обилием природных границ, усиливающим контрастность ландшафтов. Это накладывает заметный отпечаток на специфику хозяйства и экологическую ситуацию региона.


Благодаря проводимой экологической политике и осуществлению природоохранных мероприятий, экологическая обстановка в области в целом является стабильной.


Вместе с тем, в области существуют серьезные экологические проблемы. Так, для Нижегородской области, как практически и для всех регионов России, характерны условия выработки ресурсов оборудования производственных объектов, всех видов транспорта, резко возросшей автомобилизации городов, интенсивного использования природных ресурсов, увеличения и накопления отходов производства и потребления; не полностью решены вопросы по переработке промышленных и бытовых отходов, не все предприятия осваивают современные экологические технологии, серьезное негативное влияние оказывают крупные предприятия на водные объекты области.


Конкретными мерами по защите прав граждан, проживающих на территории области, на благоприятную окружающую среду являются установление и соблюдение системы норм, правил, нормативов, обеспечивающих экологическую безопасность с учетом социально-экологического аспекта. На объектах экономики выполняются мероприятия, направленные на уменьшение сбросов и выбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, включая совершенствование технологических процессов, ввод в эксплуатацию новых очистных сооружений, повышение эффективности действующих установок и сооружений, ликвидацию источников загрязнения и т.д.


Немалая часть сбрасываемых сточных вод в поверхностные водные объекты не удовлетворяет требованиям очистки сточных вод, что подтверждается статистическими данными надзорных организаций, отчетными данными хозяйствующих субъектов, а также результатами проведенной оценки систем очистки сточных вод. Имеющее место несоответствие проб воды требованиям гигиенических нормативов связано в том числе с деградацией водоисточников под влиянием интенсивного антропотехногенного воздействия. Наиболее выражено это воздействие на поверхностные водоисточники, основными загрязнителями которых являются предприятия жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, машиностроения.


В соответствии с данными, полученными по результатам проведенной в 2019 году оценки систем очистки сточных вод, сбрасываемых в реку Волгу, на соответствие нормативам, за 2018 год на территории Нижегородской области в водные объекты отведено более 215677 тыс. м3 сточных вод, из них объем нормативно очищенных вод (с соблюдением норматива допустимого сброса) составляет лишь 15227,9 тыс. м3 (порядка 7%).


Вопрос выполнения мероприятий по строительству, модернизации (реконструкции) систем водоотведения на территории Нижегородской области в целях охраны водных объектов является одним из приоритетных. Общий физический износ очистных сооружений канализации, канализационных насосных станций, централизованных систем водоотведения в регионе по состоянию на конец 2018 года составил более 60%.


Сложившаяся кризисная ситуация в области очистки сточных вод обусловлена неудовлетворительным техническим состоянием систем водоотведения и очистки сточных вод, неустойчивым финансовым состоянием организаций коммунального комплекса, несовершенством экономических механизмов в сфере водопользования. Неудовлетворительное состояние систем водоотведения и очистки сточных вод вызвано недостаточным финансированием отрасли.


Реализация мероприятий Программы направлена на улучшение экологического состояния реки Волги за счет сокращения доли загрязненных сточных вод, отводимых в реку, на обеспечение надежного и устойчивого обслуживания потребителей коммунальных услуг водоотведения, снижение износа объектов коммунальной.


В рамках данного направления планируется строительство, модернизация и реконструкция очистных сооружений водопроводно-канализационного хозяйства и (или) линейных объектов жилищно-коммунального хозяйства в сфере очистки сточных вод.


Учитывая, что водные объекты на территории Нижегородской области относятся к бассейну реки Волги, мероприятия охватывают практически всю ее территорию.


Следует отметить, что по данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области (по данным 2017 года), лишь 73,8% населения Нижегородской области обеспечены доброкачественной питьевой водой.


По данным формы федерального статистического наблюдения N 18 "Сведения о санитарном состоянии субъекта Российской Федерации", утвержденной приказом Росстата от 29 декабря 2017 г. N 885, за 2017 год, доля проб питьевой воды из водопроводной сети, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, составила 10,0%, а по микробиологическим - 2,4%.


Неудовлетворительное техническое состояние систем водоснабжения обусловлено неустойчивым финансовым состоянием организаций коммунального комплекса, недостаточным финансированием отрасли.


В соответствии с данными, полученными по результатам проведенной в 2019 году оценки централизованных систем водоснабжения на предмет соответствия установленным показателям качества и безопасности питьевого водоснабжения за 2018 год, общий физический износ сетей водоснабжения, объектов водозабора, водонасосных объектов в регионе составил более 60%, объектов водоподготовки - более 20%.


С целью комплексного развития Нижегородской агломерации и развития южных территорий города Нижнего Новгорода (п. Ольгино и п. Новинки), для обеспечения южных территорий города системами водоснабжения и водоотведения целесообразно выполнить реконструкцию действующего водозабора увеличив существующую мощность станции на 100 тыс. куб. метров/сутки, а также проектирование и строительство магистральных сетей водоснабжения/водоотведения под жилищное строительство в п. Ольгино и п. Новинки.


Развитие коммунальной и жилищной сферы привело определенным улучшениям в этих отраслях по сравнению с предыдущими периодами. Если в 2012 - 2014 годы сфера жилищного и коммунального хозяйства отмечалась в числе наиболее значимых проблем, то в 2018 году удовлетворенность граждан своими жилищными условиями, включая качество предоставляемых жилищных и коммунальных услуг, а также оценку расходов на их оплату, выросла с 58% в 2012 году до 72% в 2018 году.


Множество систем и объектов ЖКХ нуждаются в модернизации и привлечении инвестиций для обеспечения качества и надежности их функционирования, в том числе за счет повышения уровня технологического развития.


Кроме того, существуют недостаточно развитые механизмы привлечения инвестиций в жилищную сферу ввиду недостаточно развитой институциональной среды сопровождения реализации инвестиционных проектов.


Высокий уровень удельных расходов топливно-энергетических ресурсов при низких темпах повышения энергоэффективности коммунальной сфере, в том числе ввиду изношенности инженерных систем, а также низкой мотивации ресурсоснабжающих организаций к проведению энергосберегающих мероприятий как на собственных объектах, так и у потребителей. Одной из основных причин данной проблемы является отсутствие тесной связи между стимулами снижения затрат и сохранения неизменного объема тарифной выручки до момента полной окупаемости вложенных средств.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»