Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 февраля 2013 года № 92

Об утверждении региональной адресной программы
"Чистая вода в Нижегородской области"
на 2013-2017 годы

(с изменениями на 17 сентября 2014 года)
_______________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 года № 305
_______________________________________________________________________________


-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Нижегородской области от 11.10.2013 № 723;
постановлением Правительства Нижегородской области от 30.05.2014 № 362;
постановлением Правительства Нижегородской области от 17.09.2014 № 641           
-----------------------------------------------------------------------


В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2010 года № 1092 "О федеральной целевой программе "Чистая вода" на 2011-2017 годы" и приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 17 мая 2011 года № 223 "О реализации Плана мероприятий по совершенствованию нормативной правовой базы в целях реализации федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011-2017 годы" Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую региональную адресную программу "Чистая вода в Нижегородской области" на 2013-2017 годы (далее - Программа).

2. Определить министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области органом исполнительной власти Нижегородской области, уполномоченным на взаимодействие с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в рамках реализации федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2010 года № 1092.(Пункт 2 в ред. постановления Правительства области от 30.05.2014 № 362 -см.предыдущую редакцию)

3. Министерству финансов Нижегородской области осуществлять финансирование Программы в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий финансовый год.

4. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего постановления.



Губернатор                                                                           В.П.Шанцев


 УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 19 февраля 2013 года № 92


РЕГИОНАЛЬНАЯ АДРЕСНАЯ ПРОГРАММА
"ЧИСТАЯ ВОДА В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ"
НА 2013-2017 ГОДЫ

(далее - Программа)

(в ред.
постановлений Правительства области от 11.10.2013 № 723; от 30.05.2014 № 362;от 17.09.2014 № 641  
-см.
предыдущую редакцию)


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

1.1. Наименование Программы

Региональная адресная программа "Чистая вода в Нижегородской области" на 2013-2017 годы

1.2. Основание принятия решения о разработке Программы

поручение Президента Российской Федерации от 26 июня  2008  года № Пр-1251;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 года № 1235-р;
постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2010 года № 1092 "О федеральной целевой программе "Чистая вода" на 2011-2017 годы"

1.3. Государственный заказчик Программы

Министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно- энергетического комплекса Нижегородской области

1.4. Основные разработчики Программы

Министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно- энергетического комплекса Нижегородской области

1.5. Основная цель Программы

Основная цель Программы - обеспечение населения Нижегородской области питьевой водой, соответствующей установленным санитарно-гигиеническим требованиям, в количестве, достаточном для удовлетворения жизненных потребностей и сохранения здоровья граждан, а также снижение загрязнения природных водных объектов - источников питьевого водоснабжения сточными водами бытовых объектов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий.

1.6. Основные задачи Программы

Задачи Программы:

развитие государственно-частного партнёрства в секторе водоснабжения коммунального хозяйства Нижегородской области на основе концессионных соглашений;

увеличение инвестиционной привлекательности организаций коммунального комплекса, осуществляющих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод;

развитие централизованных систем водоснабжения;

осуществление строительства, реконструкции, повышения технического уровня и надежности функционирования централизованных систем водоснабжения, с применением прогрессивных технологий и оборудования, в том числе отечественного производства, обеспечивающих подготовку воды, соответствующей установленным требованиям в сфере рационального водопользования;

снижение непроизводительных потерь воды при её транспортировке и использовании;

осуществление строительства, реконструкции систем и сооружений по сбору, очистке и отведению сточных вод с применением прогрессивных методов, технологий, материалов и оборудования, обеспечивающих качество сточных вод, соответствующее установленным требованиям, при сбросе их в водные объекты;

повышение энергоэффективности технологических процессов в сфере водопроводно-канализационного хозяйства

1.7. Сроки и этапы реализации Программы

Программа реализуется в течение 2013-2017 годов в один этап

1.8. Объемы и источники финансирования Программы  

Общий объем финансирования для реализации Программы составляет 14 221 206,657 тыс. рублей в ценах текущих лет, в том числе:

- федерального бюджета - 111294,506 тыс. рублей;

- областного бюджета - 363 069,000  тыс. рублей;

- местных бюджетов - 72 635,225 тыс. рублей;

- внебюджетных источников - 13 674 889,512 тыс. руб.

Объем финансирования за счет бюджетов всех уровней подлежит корректировке в соответствии с законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год, а также решениями о бюджетах муниципальных районов (городских округов) Нижегородской области на соответствующий период

1.9. Система организации контроля за исполнением Программы

Контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Нижегородской области.

1.10. Целевые индикаторы и показатели Программы

- удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям;

- удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям;

- доля уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене;

- доля уличной канализационной сети, нуждающейся в замене;

- число аварий в системах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных  вод;

- объем сточных вод, пропущенных через очистные сооружения в объеме сточных вод;

- доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения;

- зарегистрировано больных брюшным тифом и паратифами A, B, C, сальмонеллезными инфекциями, острыми кишечными инфекциями;

- зарегистрировано больных вирусными гепатитами;

- зарегистрировано больных с болезнями органов пищеварения;

- зарегистрировано больных злокачественными образованиями;

- обеспеченность населения централизованными услугами водоснабжения;

- обеспеченность населения централизованными услугами водоотведения

1.11. Перечень основных программных мероприятий

1. Совершенствование системы управления сектором водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в том числе по переходу на метод образования долгосрочных тарифов, создание условий для заключения концессионных соглашений и других мероприятий по реформированию отношений в указанном секторе.

2. Модернизация водозаборов и водопроводных сетей.

3. Строительство и модернизация канализационных сетей.

4. Строительство новых и модернизация существующих очистных сооружений и станций доочистки.

5. Внедрение энергоэффективного оборудования на действующих муниципальных объектах водопроводно-канализационного хозяйства Нижегородской области.

1.12. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

В результате реализации Программы будет обеспечено улучшение водоснабжения и водоотведения для населения до существующих нормативов, улучшение качества питьевой воды, снижение стоимости используемой воды, сокращение потерь воды, поддержание оптимальных условий водопользования, качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям, контроль изменения состояния водных объектов и сбросов сточных вод в них.

В результате реализации мероприятий Программы будут выполнены следующие основные показатели в количественном выражении:

- строительство и реконструкция водозаборов общей мощностью 6,08 тыс.м/сутки;

- строительство и реконструкция станций водоподготовки 47,68 тыс.м/сутки;

- строительство и реконструкция водопроводных сетей - 61,12 км;

- строительство и реконструкция канализационных сетей - 19,42 км;

- строительство и реконструкция очистных сооружений - 35,65 тыс.м/сутки.

Реализация мероприятий Программы позволит достигнуть следующих целевых показателей и индикаторов:

1. Удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям - 14,10%.

2. Удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям - 3,20%.

3. Доля уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене - 28,0%.

4. Доля уличной канализационной сети, нуждающейся в замене - 27,0%.

5. Число аварий в системах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных  вод - 25 на 1000 км сетей в год.

6. Объем сточных вод, пропущенных через очистные сооружения в объеме сточных вод - 100%.

7. Доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения - 92,0%.

8. Зарегистрировано больных брюшным тифом и паратифами A, B, C, сальмонеллезными инфекциями, острыми кишечными инфекциями - 5,3 тыс. чел./год

9. Зарегистрировано больных вирусными гепатитами - 0,01 тыс.чел/год

10. Зарегистрировано больных с болезнями органов пищеварения - 20,0 тыс.чел/год

11. Зарегистрировано больных злокачественными образованиями - 5,0 тыс.чел/год.

12. Обеспеченность населения централизованными услугами водоснабжения - 85,0%.

13. Обеспеченность населения централизованными услугами водоотведения - 84,0%.


2. ТЕКСТ ПРОГРАММЫ

2.1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И НЕОБХОДИМОСТЬ
ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМ МЕТОДОМ

Обеспечение населения Нижегородской области (далее - Нижегородская область, область, регион) чистой питьевой водой нормативного качества, безопасность водопользования являются одними из главных приоритетов социальной политики Нижегородской области, лежат в основе здоровья и благополучия человека. При этом безопасность питьевого водоснабжения - важнейшая составляющая здоровья населения.

Повышение уровня антропогенного загрязнения территории источников питьевого водоснабжения, ужесточение нормативов качества питьевой воды, значительный износ сооружений и оборудования водного сектора определяют актуальность проблемы гарантированного обеспечения жителей Нижегородской области чистой питьевой водой и выводят ее в приоритетные задачи социально-экономического развития области. Возрастающие экологические требования предписывают необходимость повышения качества очистки сточных вод.

Масштабность проблемы определяет необходимость использования программно-целевого решения комплекса организационно-технических, правовых, экономических, социальных, научных и других задач и мероприятий, обеспечивающих условия реализации Программы, поскольку они:

- входят в число приоритетов социальной политики Нижегородской области;

- не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют значительных бюджетных расходов;

- требуют проведения институциональных преобразований, направленных на обеспечение рыночных отношений в водном секторе;

- требуют проведения единой технической политики, направленной на внедрение в водном секторе наиболее прогрессивных, наилучших, доступных технологий, современного оборудования;

- носят комплексный, масштабный характер, а их решение окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие жителей Нижегородской области, экологическую безопасность, увеличение продолжительности жизни, дальнейшее экономическое развитие Нижегородской области.

Эффективное использование и охрана водных ресурсов - это проблема, которую невозможно успешно решить только на уровне ведомств или в рамках одного города.

Применение программно-целевого метода при разработке Программы должно обеспечить эффективное решение системных проблем в водном секторе Нижегородской области за счет реализации комплекса программных мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам.

2.1.1. Развернутая постановка нерешенных проблем

(в ред. постановления Правительства областиот 30.05.2014 № 362
-см.
предыдущую редакцию)  


Нижегородская область расположена в центральной части Восточно-Европейской равнины. Волга делит область на низменное Левобережье (Заволжье) и возвышенное Правобережье - продолжение Приволжской возвышенности. Область делится на 4 города областного значения и 48 районов.

Численность населения области по данным Росстата составляет 3291095 чел. (2013 год).

В области насчитывается свыше 9000 рек и ручьев общей протяженностью 33 тыс. км. Из общего числа рек 550 имеют длину от 10 до 50 км, 26 рек - от 51 до 100 км и 16 рек - выше 100 км. Наиболее крупные реки Волга, Ока, Ветлуга, Сура и др. Общая их площадь более 60 тыс. га. Горьковское и Чебоксарское водохранилища занимают 58.5 тыс. га. Водными ресурсами более обеспечена северная часть области и центральная часть, прилегающая к долинам Волги и Оки. Многочисленны в области озера и искусственные водоемы - пруды. Озер, прудов и водохранилищ размером более 1 га насчитывается 2700, а площадь их составляет 9,8 тыс. га. По обеспеченности водными ресурсами территория области не испытывает дефицита. Наличие двух крупных водотоков - рек Волга и Ока, двух водохранилищ - Горьковского и Чебоксарского - обусловливает высокий гидрологический потенциал. Множество малых рек и озер также позволяют частично удовлетворять потребности в воде. На плоских водоразделах и в низинах много болот. Судоходство осуществляется по Волге, Оке, Ветлуге, Суре.

Источниками питьевого водоснабжения населения Нижегородской области являются поверхностные и подземные водоисточники. Поверхностные водоисточники - реки Ока, Волга, Линда, Валава и др. обеспечивают питьевой водой 65% населения области. Подземные водоисточники обеспечивают питьевой водой 35% населения области.

Подземные воды, используемые для питьевых целей, расположены в пределах 3-х артезианских бассейнов подземных вод 2-го порядка: Волго-Сурского, Ветлужского и Московского. Общий водозабор на хозяйственно-питьевые нужды составляет 432,19 тыс. куб.м в сутки. Общая протяженность водопроводных сетей в целом по области - 10979 км, в том числе муниципальных - 9668 км.

Поверхностные и подземные водоисточники испытывают активное антропогенное и техногенное воздействие. Наиболее выражено это воздействие для поверхностных водоисточников, так как они используются  как водные пути для прохождения судов, как приемники сточных вод, в том числе неочищенных ливневых стоков с территорий населенных пунктов Нижегородской области.

Преобладающими веществами, загрязняющими водоемы, остаются фенолы, нефтепродукты, ПАВ, соединения железа, азота, легкоокисляемые органические вещества, а также микробиологические загрязнения.

Огромное влияние на качество воды водоемов оказывают канализационные очистные сооружения (КОС) и степень очистки сточных вод, сбрасываемых в водоемы.

В Нижегородской области 624 КОС, осуществляющих сброс стоков после очистки в водные объекты. С учетом критериев санитарно-эпидемиологического благополучия 88,4% КОС соответствуют, в основном, действующим санитарным правилам и нормативам. 72 КОС (11,6%) не обеспечивают достаточную очистку сточных вод.

Основная часть крупных очистных сооружений сосредоточена в городах и поселках области.

В сельской местности превалируют местные канализационные системы. В 6 районах области отсутствуют канализационные очистные сооружения и разводящие канализационные сети (Бутурлинский, Спасский, Тоншаевский, Тонкинский, Гагинский, Краснооктябрьский районы). Таким образом, очистка сточных вод от жилых и общественных зданий не проводится, что, в свою очередь, приводит к загрязнению почвы и подземных водоносных горизонтов.

По-прежнему сохраняется актуальность внедрения современных методов дезинфекции и дезинвазии сточных вод на КОС, так как только на крупных очистных сооружениях обеззараживание проводится ультрафиолетовым  излучением.

Качество воды источников, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения, в 2011 году характеризовалось следующими показателями.

Удельный вес проб, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, составил по Нижегородской области 27,3% (2010 год - 26,4%), по г.Н.Новгороду - 44,0% (2010 год - 17,3%), по микробиологическим показателям - по Нижегородской области - 2,8% .

В ряде районов области в питьевой воде регистрируются превышения по химическим показателям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 сентября 2001 года № 24.

В 23 районах области (городских округах) Нижегородской области в питьевой воде постоянно регистрируются превышения предельнодопустимой концентрации элементов по химическим показателям:

- в 11 районах повышена жесткость воды (Бутурлинский, Вадский, Вачский, Дальнеконстантиновский, Кстовский, Лукояновский, Лысковский, Павловский, Пильнинский, Сергачский, Сосновский);

- в 4 районах повышено содержание железа (Богородский, Лукояновский, Сеченовский, Шатковский);

- в 4 районах и 2 городских округах повышено содержание железа и марганца (Балахнинский, Володарский, Городецкий, Навашинский, г.Бор, г.Выкса);

- в 1 районе и 1 городском округе повышено содержание фтора в воде (Тоншаевский, г.Шахунья).

Во многих населенных пунктах превышение железа в питьевой воде и ухудшение ее качества связано с ветхостью и изношенностью водопроводных сетей. Так, износ сетей водоснабжения в среднем по области составляет 70%, потери при транспортировке  достигают 14,5%.

Ухудшающееся качество питьевой воды при неудовлетворительном состоянии водопроводно-канализационного хозяйства населенных пунктов представляет угрозу здоровью и безопасности населения. Использование некачественной питьевой воды ведет к вспышкам инфекционных заболеваний. Потребление воды, не соответствующей гигиеническим нормативам качества, определяет неблагополучное санитарно-эпидемиологическое состояние многих сельских населенных пунктов Нижегородской области.

В сложившейся ситуации для решения проблемы обеспечения населения Нижегородской области доброкачественной питьевой водой необходимо совместно с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований, заинтересованных организаций интенсифицировать освоение разведанных запасов подземных вод, расширить работы по выявлению новых месторождений. Кроме того, необходимо продолжать практику сооружения автономных источников водоснабжения в сельских населенных пунктах, осуществлять строительство капитальных объектов водоснабжения и водоотведения, проводить реконструкцию существующих систем водоснабжения и водоотведения, внедрять на существующих сооружениях водоподготовки и очистки сточных вод эффективные технические решения.

Планомерная реализация мероприятий, направленных на обеспечение населения питьевой водой, укрепление и развитие систем водоснабжения и водоотведения позволит приостановить разрушение отрасли и в значительной степени повлияет на уровень бытовых услуг населению и на сохранение его здоровья.

2.2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Основными целями Программы является обеспечение населения Нижегородской области питьевой водой, соответствующей установленным санитарно-гигиеническим требованиям, в количестве, достаточном для удовлетворения жизненных потребностей и сохранения здоровья граждан, а также снижение загрязнения природных водных объектов - источников питьевого водоснабжения, поверхностных водных объектов сточными водами бытовых объектов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий.

Для достижения этих целей Программой предусматривается решение следующих задач:

- развитие государственно-частного партнёрства в секторе водоснабжения коммунального хозяйства Нижегородской области на основе концессионных соглашений;

- увеличение инвестиционной привлекательности организаций коммунального комплекса, осуществляющих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод;

- развитие централизованных систем водоснабжения;

- осуществление строительства, реконструкции, повышения технического уровня и надежности функционирования централизованных систем водоснабжения с применением прогрессивных технологий и оборудования, в том числе отечественного производства, обеспечивающих подготовку воды, соответствующей установленным требованиям;

- в сфере рационального водопользования снижение непроизводительных потерь воды при её транспортировке и использовании;

- осуществление строительства, реконструкции систем и сооружений по сбору, очистке и отведению сточных вод с применением прогрессивных методов, технологий, материалов и оборудования, в том числе отечественного производства, обеспечивающих качество сточных вод, соответствующее установленным требованиям, при сбросе их в водные объекты;

- повышение энергоэффективности технологических процессов в сфере водопроводно-канализационного хозяйства.(Абзац девятый в ред. постановления Правительства областиот 30.05.2014 № 362 -см.предыдущую редакцию)  

Оценка результативности Программы будет ежегодно отслеживаться на основании целевых индикаторов и показателей Программы (таблица 1).

2.3. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Реализация программных мероприятий предусматривается в один этап с 2013 года по 2017 год.

Ежегодно, по итогам выполнения мероприятий Программы, проводится анализ достигнутых показателей, уточнение целевых индикаторов и затрат по программным мероприятиям. Уполномоченным органом за реализацию Программы готовится отчет о ее выполнении на истекший год и предложения по её корректировки на последующий период.

2.4. УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ И МЕХАНИЗМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

2.4.1. Механизм реализации Программы

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»