ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 апреля 2014 года № 258
(с изменениями на 24 апреля 2015 года)
-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Нижегородской области от 24.04.2015 № 242
-----------------------------------------------------------------------
В соответствии с пунктом 20 Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 года № 1916-р, во исполнение решения правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, (протокол заседания от 23 декабря 2013 года) и для привлечения в Нижегородскую область дополнительных инвестиций на реализацию мероприятий, направленных на профилактику безнадзорности несовершеннолетних и жестокого обращения с детьми, Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную программу "Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Нижегородской области" на 2014-2015 годы" (далее - Программа).
2. Министерству социальной политики Нижегородской области обеспечить реализацию мероприятий в рамках Программы совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Нижегородской области, учреждениями и организациями (по согласованию).
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области Д.В.Сватковского.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
5. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего постановления.
И.о.Губернатора В.А.Иванов
Региональная программа
"Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми,
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
в Нижегородской области" на 2014-2015 годы"
(далее - Программа)
(в ред. постановления Правительства области от 24.04.2015 № 242)
1. Паспорт Программы
1.1. Наименование Программы | региональная программа "Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Нижегородской области" на 2014-2015 годы" |
1.2. Основание для разработки Программы | пункт 20 Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 года № 1916-р; протокол заседания правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, от 23 декабря 2013 года № 7 |
1.3. Государственный заказчик Программы | министерство социальной политики Нижегородской области |
1.4. Основные разработчики Программы | министерство социальной политики Нижегородской области; министерство образования Нижегородской области; министерство здравоохранения Нижегородской области; министерство спорта и молодежной политики Нижегородской области; министерство культуры Нижегородской области; Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Нижегородской области (по согласованию); Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Нижегородской области (по согласованию); комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Нижегородской области; Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (по согласованию); некоммерческие общественные организации (по согласованию): некоммерческое партнерство "Нижегородский ресурсный центр "Детство без насилия и жестокости"; Нижегородская областная общественная организация "Нижегородский Женский Кризисный Центр"; Нижегородский областной общественный благотворительный фонд помощи детям-сиротам |
1.5. Цель Программы | Цель Программы - повышение эффективности межведомственного взаимодействия по профилактике жестокого обращения с детьми, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, детского и семейного алкоголизма, развитие адресной помощи детям, пострадавшим от насилия и преступных посягательств |
1.6. Задачи Программы | 1. Активизация межведомственной работы по профилактике насилия и жестокого обращения с детьми, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. 2. Формирование в обществе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия в отношении детей, повышение информационной безопасности несовершеннолетних. 3. Организация работы по профилактике детского и семейного алкоголизма, потребления несовершеннолетними психоактивных веществ. 4. Внедрение эффективных методик работы с семьями по оказанию адресной помощи детям, пострадавшим от насилия и преступных посягательств, в том числе сексуального характера. 5. Обеспечение профессионализма и высокой квалификации специалистов, работающих с детьми, пострадавшими от насилия и жестокого обращения. |
1.7. Срок реализации Программы | Программа будет реализована в период 2014-2015 годов |
1.8. Основные исполнители Программы | Основные исполнители: - министерство социальной политики Нижегородской области; - министерство образования Нижегородской области; - министерство здравоохранения Нижегородской области; - министерство спорта и молодежной политики Нижегородской области; - министерство культуры Нижегородской области; - Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Нижегородской области (по согласованию); - Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Нижегородской области (по согласованию); - комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Нижегородской области; - государственные учреждения социального обслуживания семьи и детей Нижегородской области (по согласованию); - Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (по согласованию); - некоммерческие общественные организации (по согласованию): - некоммерческое партнерство "Нижегородский ресурсный центр "Детство без насилия и жестокости" (по согласованию); - Нижегородская областная общественная организация "Нижегородский Женский Кризисный Центр (по согласованию)"; - Нижегородский областной общественный благотворительный фонд помощи детям-сиротам (по согласованию) |
Раздел 1.9 изложен в новой редакции постановлением Правительства области от 24.04.2015 № 242 -см.предыдущую редакцию
1.9. Объем и источники финансирования Программы (по годам реализации и источникам финансирования) | |||
Источники финансирования Программы | Объем финансирования по годам | ||
2014 год | 2015 год | Всего | |
Средства областного бюджета | Часть средств текущего финансирования государственных учреждений социального облуживания семьи и детей | Часть средств текущего финансирования государственных учреждений социального облуживания семьи и детей |
|
Средства, запрашиваемые в виде гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации | 9 715,992 | 9 257,910 | 18 973,902 |
ВСЕГО: | 33 346,492 | 32 888,41 | 66 234,902 |
1.10. Система организации контроля за исполнением Программы | Контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Нижегородской области. Управление Программой осуществляется межведомственной рабочей группой комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Нижегородской области, созданной в соответствии с Законом Нижегородской области от 26 октября 2006 года № 121-З "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Нижегородской области". Координатор от Правительства Нижегородской области - министерство социальной политики Нижегородской области |
1.11. Целевая группа, на которую направлена деятельность по Программе (количественные и качественные показатели) | - социально неблагополучные семьи и семьи "группы риска" по насилию и жестокому обращению с детьми (более 12000 семей); - родители, не выполняющие надлежащим образом своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей (2600 человек); - дети, подвергшиеся насилию и жестокому обращению (не менее 2500 человек); - дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, в том числе проживающие стационарно или посещающие дневные отделения в учреждениях социального обслуживания семьи и детей (12000 человек); - несовершеннолетние, поступившие в ОВД в состоянии алкогольного или наркотического опьянения (450 человек); - родители с алкогольной зависимостью, прошедшие курс медико- социальной реабилитации (200 человек); - специалисты государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей, предоставляющие социальные услуги семьям и детям (3500 человек). |
1.12. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы, в том числе в части изменения положения целевых групп | 1. Снижение численности детей, отобранных у родителей при непосредственной угрозе жизни или здоровью детей, по итогам реализации Программы на 12% (с 106 чел. в 2013 году до 92 чел. в 2015 году). 2. Снижение численности родителей, лишенных родительских прав в связи с пренебрежением нуждами детей и жестоким обращением с детьми, на 15% (с 1328 чел. в 2013 году до 1133 чел. в 2015 году). 3. Снижение численности несовершеннолетних, потерпевших от преступных посягательств, в том числе сексуального характера, на 15% (с 1308 чел. в 2013 году до 1215 чел. в 2015 году). 4. Увеличение количества учреждений и служб, внедривших новые программы и технологии, на 79% (с 14 учреждений в 2013 году до 25 учреждений в 2015 году). 5. Снижение численности несовершеннолетних, совершивших преступления в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, на 10% (с 165 чел. в 2013 году до 149 чел. в 2015 году). 6. Снижение количества преступлений, совершивших несовершеннолетними или с их участием, на 10% (с 1286 преступлений в 2013 году до 1166 преступлений в 2015 году). 7. Снижение численности несовершеннолетних, состоящих на учетах в муниципальных КДНиЗП, на 10% (с 2042 чел. в 2012 году до 1830 чел. в 2015 году). 8. Увеличение количества специалистов, прошедших обучение в рамках Программы, оказывающих помощь семьям и детям, на 67% (с 1500 чел. в 2012 году до 2500 чел. в 2015 году). |
Всероссийская Национальная стратегия действий в интересах детей и план ее реализации в полной мере позволили убедиться в правильности основных векторов социальной политики в отношении семьи и детей в Нижегородской области. Комплексный межведомственный подход к вопросам поддержки семей с детьми, защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактике всех форм семейного неблагополучия, в том числе жестокого обращения с детьми, пренебрежения их нуждами - неизменные приоритеты государственной социальной политики Нижегородской области.
В целом, в последние годы, уже достигнуты значительные положительные результаты по реализации региональной государственной семейной политики, и накоплен опыт межведомственного и межсекторного взаимодействия по профилактике насилия и жестокого обращения с детьми, правонарушений несовершеннолетних и детской безнадзорности. Значительную роль в достижении положительной динамики и снижении социальных рисков сыграли региональные программы, реализованные в Нижегородской области при участии и софинансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: "Под защитой семьи" по подготовке сопровождению замещающих (приемных) семей для детей-сирот, "Равные возможности" и "Мы как все" по социализации семей, воспитывающих детей-инвалидов, "Смогу жить самостоятельно" по социальной адаптации детей-инвалидов из стационарных учреждений, "Бесстрашное детство" по профилактике насилия и жестокого обращения с детьми, "Точка возврата" по ресоциализации детей, находящихся в конфликте с законом.
За последние годы завершено формирование инфраструктуры системы профилактики детского и семейного неблагополучия, безнадзорности и правонарушений, включающей комплекс государственных, муниципальных учреждений и общественных организаций Нижегородской области, которые стали центром разработки и реализации новых форм и методов профилактической работы с несовершеннолетними.
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Нижегородской области являются постоянно действующими коллегиальными органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - основными координаторами всего комплекса межведомственной работы. За 6 месяцев 2013 года муниципальными КДНиЗП было проведено 663 заседания (аналогичный период прошлого года (далее - АППГ) - 666), в том числе выездных - 53 (АППГ - 49). На данных заседаниях рассмотрены: установочные вопросы - 1238 (АППГ - 853, +45,1%); дела в отношении несовершеннолетних - 3180 (АППГ - 3333, -4,6%); дела в отношении родителей - 4295 (АППГ - 3492, +23,0%); обращения в КДНиЗП - 994 (АППГ - 960, +3,5%).
Большое внимание муниципальными комиссиями уделяется рассмотрению административных дел в отношении несовершеннолетних или их законных представителей. За 6 месяцев 2013 года было рассмотрено 10497 материалов об административных правонарушениях (АППГ - 7392, +42,0%). По состоянию на 1 июля 2013 года на профилактическом учете в муниципальных комиссиях стоит 1987 несовершеннолетних, 2541 семья, требующая межведомственного наблюдения и контроля.
В Нижегородской области снижается количество преступлений против детей. В 2012 году зарегистрировано 1387 таких преступлений (2011 год - 1661, снижение на 16,5 процентов). По состоянию на 1 июля 2013 года 723 несовершеннолетних признаны потерпевшими от преступных посягательств, в том числе 380 (6 мес. 2010 г. - 373) подростков признаны потерпевшими по преступлениям от посягательств против жизни и здоровья, 50 подростков - против половой неприкосновенности и половой свободы личности.
По данным ГУ МВД России по Нижегородской области за 6 месяцев 2013 года зарегистрировано 641 преступление в отношении несовершеннолетних (АППГ - 750, -14,5 процента), в том числе:
- сопряженных с насильственными действиями - 434 (АППГ - 488, -11,1%);
- убийств - 1 (ст.105 УК РФ, АППГ - 2, -50,0%);
- причинение тяжкого вреда здоровью - 4 (ст.111 УК РФ, АППГ - 6, -33,3%).
Учреждения социальной защиты достаточно результативно осуществляют функции операторов единой общероссийской службы детского телефона доверия - 8-800-2000-122. Ежеквартально в Нижегородской области на него поступает около 9 тысяч звонков, в день - более 100 звонков, 56 процентов от всех позвонивших - детские обращения. Разработана межведомственная модель работы службы детского телефона доверия с органами и учреждениями системы профилактики по "кризисным звонкам". Этот механизм через муниципальные КДНиЗП обеспечивает систему первоочередных мероприятий органов и учреждений - субъектов региональной системы профилактики по защите прав и законных интересов несовершеннолетних в случае их обращения на телефон доверия. За шесть месяцев 2013 года областной КДНиЗП с привлечением муниципальных комиссий отработано 13 "кризисных" звонков, требующих незамедлительного межведомственного вмешательства (всего поступило - 15717 звонков).
В соответствии с распоряжением Правительства Нижегородской области от 8 декабря 2010 года № 2630-р "О проведении комплексной межведомственной профилактической операции "Подросток" на период 2011-2013 годов" в летний период во всех муниципальных образованиях проведена комплексная межведомственная профилактическая операция "Подросток-2013". Итоги операции ежегодно рассматриваются на заседании КДНиЗП при Правительстве Нижегородской области, на заседаниях муниципальных комиссий.
В 2013 году продолжена системная работа по взаимодействию муниципальных КДНиЗП со службами занятости населения. За 6 месяцев 2013 года подросткам было выдано 1111 направлений на трудоустройство в центры занятости и на предприятия (АППГ- 1168, -4,9%).
В целом, в течение пяти последних лет, отмечается стойкая тенденция к сокращению количества преступлений, совершенных детьми и подростками. Результатами совместной работы субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних стало снижение основных показателей преступности среди детей и подростков. Так только в 2012 году уменьшилось на 18,3% количество совершенных несовершеннолетними преступлений: с 1658 в 2011 году до 1354 в 2012 году. Меньше на 15% стало количество участников преступлений (с 1278 до 1086). Удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними от общей массы преступлений, составил 4,1% (в 2011 году - 4,9%). Сократилось количество тяжких и особо тяжких преступлений на 42,2% (с 474 до 274), в состоянии опьянения - 13,8% (с 261 до 225), групповых преступлений - 24,4% (с 738 до 558).
За 6 месяцев 2013 года также снижены основные показатели преступности среди подростков. Уменьшилось на 13,5% количество совершенных несовершеннолетними преступлений (с 668 до 587). Меньше на 15,7% стало количество участников преступлений (с 548 до 462). Удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними от общей массы преступлений, составил 3,3% (АППГ- 3,5). Сократилось количество тяжких и особо тяжких преступлений на 13,3% (с 135 до 117), в состоянии опьянения - 11,5% (с 113 до 100), групповых преступлений - 33,4% (с 293 до 195).
В Нижегородской области (далее по тексту - регион, область) в течение трех лет достаточно эффективно работает Закон Нижегородской области от 9 марта 2010 года № 23-З "Об ограничении пребывания детей в общественных местах на территории Нижегородской области" и действует Положение о порядке отобрания ребенка у родителей (законных представителей) при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, утвержденное постановлением Правительства Нижегородской области от 3 сентября 2010 года № 574 (статья 77 Семейного Кодекса Российской Федерации), в рамках которого сотрудники социальной защиты совместно с органами опеки и подразделениями по делам несовершеннолетних выходят в семьи для выявления опасных ситуаций. В соответствии с Законом Нижегородской области от 31 октября 2012 года № 141-З "О профилактике алкогольной зависимости у несовершеннолетних в Нижегородской области" проводится межведомственная работа по защите несовершеннолетних от алкогольной зависимости.
С 2012 года по инициативе Прокурора Нижегородской области дан старт новым региональным проектам: социальный патруль, родительский патруль, наставники (общественные воспитатели). За 6 месяцев 2013 года было проведено 1456 рейдов "социального патруля", во время которых были посещены 3157 семей (за 2 полугодие 2012 года - 2743). Оказана социально-правовая помощь 2386 семьям и детям (за 2 полугодие 2012 года - 2395). Выявлены и поставлены на учет 287 семей, находящихся на этапе раннего семейного неблагополучия (за 2 полугодие 2012 года - 245). В настоящее время созданы и работают 884 родительских патруля. За 6 месяцев 2013 года родительскими патрулями проведено 9695 рейдов, посещена 4871 семья учащихся, выявлено 594 учащихся, требующих помощи со стороны государства. Родительским патрулем организовано 2956 дежурств во время проведения массовых мероприятий с участием учащихся образовательных учреждений. В Нижегородской области работают 2452 наставника над несовершеннолетними "группы социального риска" из числа специалистов районных администраций и сельских поселений, специалистов учреждений социальной защиты и образования, сотрудников полиции, общественных организаций.
Несмотря на последовательное проведение государственной политики по поддержке семьи и детства, масштабы жестокого обращения с детьми, правонарушений несовершеннолетних и детской безнадзорности в Нижегородской области, как и в стране в целом, все-таки достаточно значительны. Принимаемые органами и учреждениями региональной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних меры по устранению причин и условий, способствующих семейному неблагополучию, пренебрежению нуждами детей, совершению преступлений против жизни и здоровья несовершеннолетних, являются недостаточно результативными.
По статистике количество преступлений против несовершеннолетних и самих несовершеннолетних не прогрессирует, а даже несколько снижается, однако общественная опасность таких деяний возрастает, структура преступности меняется: противоправные действия стали более дерзкими, циничными, опасными для жизни и здоровья. Ребенок может столкнуться с насильственными действиями в любое время и в любой ситуации: в школе, на отдыхе, в общественном месте. Исключением не является и семья, в то время как данный социальный институт призван обеспечивать безопасность, которая является необходимым фактором для нормального развития ребенка. Насилие, в том числе физическое и сексуальное, в отношении детей совершают самые близкие люди - члены семьи. Растет количество "групповых преступлений", преступлений, совершенных в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, распространяется пренебрежение нуждами детей, жестокое обращение, психологическое уничижение, так называемый "буллинг". Особую тревогу вызывает рост преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, в группе со взрослыми, насильственное приобщение детей к пьянству, бандитизму, транспортировке и употреблению наркотиков, проституции, порнографии, деструктивным сектам, националистическим группировкам. Взрослые преступники провоцируют криминальную активность несовершеннолетних, не достигших возраста уголовной ответственности. Отдельной проблемой стали противоправные контенты и риски в интернет-пространстве: вовлечение детей в противоправную деятельность, порнографию, секты, участие во флэш-мобах деструктивного характера. Сегодня нет реальных правовых механизмов блокирования информационных каналов проникновения через источники массовой информации в детско-подростковую среду элементов криминальной психологии, культа насилия, других откровенных антиобщественных тенденций и соответствующей им атрибутики.
По состоянию на 1 января 2013 года, детское население региона составляет 547,62 тыс. чел., из них 15792 чел. (2,88%) относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 84% из этих детей воспитываются в семьях граждан (усыновление, опека, приемная семья). При этом 83% от всех детей, оставшихся без попечения родителей, это "социальные сироты". Родители их лишены родительских прав или ограничены в родительских правах, а дети воспитываются в учреждениях или в чужих семьях. Статистика свидетельствует, что за последние годы показатель численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, практически находится на одном уровне.
В тенденции последних лет - постоянное увеличение клиентской базы учреждений социальной помощи семье и детям
В 2012 году из 6165 детей, прошедших реабилитацию в условиях стационарных отделений учреждений социальной защиты, 2342 ребенка проживали в семьях, находящихся в социально опасном положении, 3063 ребенка - из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, беспризорных детей не выявлено. По итогам реабилитации 90,7% детей (5595 чел.) возвращены в родные семьи, 89 детей - переданы под опеку (попечительство), 9 - на усыновление, 110 - в приемные семьи, 232 - в учреждения для детей-сирот, 9 детей перевезены к месту проживания. Всего на учете и патронаже в учреждениях социальной защиты населения ежегодно состоит порядка 5 тысяч семей, находящихся в социально опасном положении, в которых проживает почти 9 тысяч детей.
Эти данные говорят о том, что официальная статистика о преступлениях против детей, полученная на основе открытых уголовных дел, не дает полного представления о масштабе этого явления. Она не отражает весь масштаб проблемы жестокого обращения к детям в семье, в государственных учреждениях, со стороны самих несовершеннолетних.
По данным ГУ МВД по Нижегородской области, всего на различных видах профилактических учетов участковых уполномоченных полиции состоит 174970 лиц, из них 1906 условно-досрочно освобожденных из мест лишения свободы, 8692 - осужденных к мерам наказания, не связанных с лишением свободы, 3899 - семейно-бытовых нарушителей, 298 - освобожденных от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям, 4015 - употребляющих наркотические вещества, 14466 - употребляющих спиртные напитки и 1430 - психически больных лиц, представляющих опасность для окружающих.
За 2012 год выявлено 2477 (+13,2%, АППГ - 2188) несовершеннолетних, требующих помощи со стороны государства. За этот период вновь выявлено и поставлено на профилактический учет подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (далее - ПДН ОВД) 1311 неблагополучных родителей. Сотрудниками ПДН ОВД в различные инстанции направлено 3150 материалов в отношении родителей или законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих обязанностей по воспитанию и содержанию детей, в том числе 1610 материалов - в органы опеки и попечительства, прокуратуру и суд для решения вопроса о лишении родительских прав. В органы дознания направлен 241 материал в отношении родителей для возбуждения уголовных дел по различным преступлениям, по 188 материалам возбуждены уголовные дела, в том числе за неисполнение обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию своих детей (статья 156 Уголовного кодекса Российской Федерации). На родителей или лиц, их заменяющих, составлено 13742 (+17,7%; 2011 год - 11678, 1 полугодие 2013 года - 7519) протокола об административных правонарушениях, из них за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних детей - 8891 (первое полугодие 2013 года - 4905).
В связи с принятием Федерального закона от 7 мая 2013 года № 76-ФЗ "О ратификации Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений", которым ратифицирована Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений от 25 октября 2007 года (далее - Конвенция), перед каждым детским учреждением ставятся задачи по обеспечению соблюдения международных стандартов защиты детей от сексуального совращения и сексуальной эксплуатации. Для усиления работы учреждений с детьми, пострадавшими от преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, министерством социальной политики Нижегородской области в июле 2013 года заключено Соглашение о совместной работе со Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Нижегородской области, а также подписан приказ от 23 августа 2013 года № 743 "Об утверждения Положения о порядке взаимодействия учреждений системы социальной защиты населения Нижегородской области по организации социальной реабилитации и социально-психологического сопровождения несовершеннолетних, подвергшихся насилию и жестокому обращению". В соответствии с указанными документами формируется модель межведомственной работы учреждений социального обслуживания семьи и детей с подразделениями Следственного комитета по организации сопровождения несовершеннолетних в ходе следственных действий, комплекса социально-реабилитационных мероприятий с пострадавшим от сексуального насилия несовершеннолетним и его семьей.