Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 сентября 2013 года № 624

Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного
жилищного надзора на территории Нижегородской области

(с изменениями на 11 августа 2020 года)

_______________________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Нижегородской области от 28 октября 2021 года № 958

_______________________________________________________________________________

-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Нижегородской области от 23.09.2014 № 652;
постановлением Правительства Нижегородской области от 06.03.2015 № 121;
постановлением Правительства Нижегородской области от 06.10.2016 № 677;
постановлением Правительства Нижегородской области от 01.02.2017 № 39;
постановлением Правительства Нижегородской области от 24.10.2017 № 759;
постановлением Правительства Нижегородской области от 01.02.2018 № 65;
постановлением Правительства Нижегородской области от 14.06.2018 № 442;
постановлением Правительства Нижегородской области от 23.11.2018 № 775;
постановлением Правительства Нижегородской области от 05.06.2019 № 341;
постановлением Правительства Нижегородской области от 10.03.2020 № 191;
постановлением Правительства Нижегородской области от 11.08.2020 № 675

-----------------------------------------------------------------------


В соответствии с пунктом 3 статьи 2 и частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г. № 493 "О государственном жилищном надзоре", Законом Нижегородской области от 7 сентября 2007 г. № 123-З "О жилищной политике в Нижегородской области" Правительство Нижегородской области постановляет: (преамбула изложена в новой редакции постановлением Правительства области от 05.06.2019 № 341 - см. предыдущую редакцию)

1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Нижегородской области. (п. 1 изложен в новой редакции постановлением Правительства области от 05.06.2019 № 341 - см. предыдущую редакцию)

2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.



Губернатор                                                                                В.П.Шанцев


     УТВЕРЖДЕН
     постановлением Правительства
     Нижегородской области
     от 6 сентября 2013 года № 624
 (в редакции постановления Правительства
     Нижегородской области
     от 5 июня 2019 г. № 341)

                      
Порядок изложен в новой редакции постановлением Правительства области от 05.06.2019 № 341;
в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 11.08.2020 № 675
- см. предыдущую редакцию

Порядок
 осуществления регионального государственного жилищного
надзора на территории Нижегородской области

    

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации", постановлениями Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г. № 493 "О государственном жилищном надзоре", от 17 августа 2016 г. № 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Законом Нижегородской области от 7 сентября 2007 г. № 123-З "О жилищной политике в Нижегородской области", постановлением Правительства Нижегородской области от 31 октября 2018 г. № 723 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов регионального государственного контроля (надзора) в Нижегородской области" и устанавливает механизм осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Нижегородской области (далее - региональный государственный надзор).

2. Уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим региональный государственный надзор, является государственная жилищная инспекция Нижегородской области (далее - Госжилинспекция).

Порядок организации деятельности, полномочия и функции Госжилинспекции определяются положением о Госжилинспекции.

Положение и структура Госжилинспекции утверждаются Правительством Нижегородской области.

3. Задачами регионального государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы, требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), нарушений органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, требований к порядку размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - система). (пункт в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 11.08.2020 № 675 - см. предыдущую редакцию )

4. При осуществлении регионального государственного надзора Госжилинспекция осуществляет в пределах своей компетенции государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах.

5. Региональный государственный надзор не осуществляется в отношении юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом, на основании лицензии на ее осуществление.

6. Региональный государственный надзор уполномочены осуществлять следующие должностные лица Госжилинспекции, являющиеся государственными жилищными инспекторами (далее - должностные лица):

1) руководитель Госжилинспекции;

2) заместители руководителя Госжилинспекции;

3) начальники отделов Госжилинспекции;

4) консультанты и специалисты Госжилинспекции, в обязанности которых входит осуществление регионального государственного надзора в соответствии с должностными регламентами.

7. Должностные лица Госжилинспекции при осуществлении полномочий по региональному государственному надзору пользуются правами, предусмотренными частью 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные статьями 15-18 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий.

8. Госжилинспекция наделена правом по обращению в суд с заявлениями, указанными в части 6 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.

9. Должностные лица Госжилинспекции имеют служебные удостоверения единого образца, установленного Правительством Нижегородской области.

10. Региональный государственный надзор осуществляется посредством:

1) организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований;

2) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений;

3) систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

11. К отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.

К отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного надзора в отношении деятельности региональных операторов, организацией и проведением их проверок, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, предусмотренных частью 4.3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.

К отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного надзора на территории опережающего социально-экономического развития, организацией и проведением проверок индивидуальных предпринимателей или являющихся коммерческими организациями юридических лиц, государственная регистрация которых осуществлена на территории опережающего социально-экономического развития, созданной на территории Нижегородской области, согласно законодательству Российской Федерации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), которые заключили в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" соглашение об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития и включены в реестр резидентов территории опережающего социально-экономического развития, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных статьей 24 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации".

К отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного надзора за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, применяются положения Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок, установленных частью 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.

К отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного надзора за деятельностью органов государственной власти и должностных лиц органов государственной власти Нижегородской области применяются положения Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

К отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного надзора, организацией и проведением проверок физических лиц, применяются положения настоящего Порядка и административного регламента, утверждаемого приказом Госжилинспекции.

12. Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.

13. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий) при осуществлении регионального государственного надзора, требования к порядку их выполнения устанавливаются административным регламентом, утверждаемым приказом Госжилинспекции.

14. Плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов, разрабатываемых и утверждаемых Госжилинспекцией в соответствии с Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 489.

Основания для проведения внеплановых проверок установлены частью 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и частью 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Внеплановые проверки проводятся в форме документарных и (или) выездных проверок в порядке, установленном статьями 10-12 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Проверки деятельности региональных операторов проводятся с любой периодичностью и без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок. Срок проведения проверок не ограничивается. Внеплановые проверки региональных операторов проводятся без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления региональных операторов о проведении таких проверок.

15. Результаты проверки оформляются актом проверки по форме, установленной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. № 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

16. Должностные лица, уполномоченные на проведение проверки, вносят в единый реестр проверок информацию, предусмотренную Правилами формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. № 415.

17. При проведении плановых проверок должностные лица Госжилинспекции обязаны использовать проверочные листы (список контрольных вопросов), разработанные и утвержденные приказом Госжилинспекции в соответствии с Общими требованиями к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2017 г. № 177.

Проверочные листы (списки контрольных вопросов) включают в себя перечни вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, составляющих предмет проверки.

Проверочные листы (списки контрольных вопросов) содержат вопросы, затрагивающие все предъявляемые к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Заполненный по результатам проведения проверки проверочный лист (список контрольных вопросов) прикладывается к акту проверки.

18. Региональный государственный надзор в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется Госжилинспекцией с применением риск-ориентированного подхода.

19. В целях применения при осуществлении регионального государственного надзора риск-ориентированного подхода деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей подлежит отнесению к одной из категорий риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. № 806.

20. Отнесение деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей к категориям риска осуществляется приказом Госжилинспекции.

При отсутствии приказа Госжилинспекции об отнесении деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя к определенной категории риска деятельность юридического лица, индивидуального предпринимателя считается отнесенной к категории низкого риска.

21. Отнесение деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя к категориям риска осуществляется с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований и вероятности несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований в зависимости от показателя риска:

1) высокий риск - в случае, если показатель риска составляет более 3,5;

2) средний риск - в случае, если показатель риска составляет от 1 до 3,5 включительно;

3) умеренный риск - в случае, если показатель риска составляет от 0,3 до 1 включительно;

4) низкий риск - в случае, если показатель риска составляет до 0,3 включительно.

Показатель риска (К) определяется по формуле:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»