ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 октября 2021 года № 958

О региональном государственном жилищном
надзоре на территории Нижегородской области    

(с изменениями на 11 сентября 2023 года)

-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Нижегородской области от 09.03.2022 № 149;
постановлением Правительства Нижегородской области от 11.09.2023 № 823

------------------------------------------------------------------------



В соответствии с частью 3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Законом Нижегородской области от 7 сентября 2007 г. № 123-З "О жилищной политике в Нижегородской области" Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

1.1. Положение о региональном государственном жилищном надзоре на территории Нижегородской области.

1.2. Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного жилищного надзора на территории Нижегородской области.

1.3. Ключевые показатели регионального государственного жилищного надзора на территории Нижегородской области и их целевые значения, индикативные показатели для регионального государственного жилищного надзора на территории Нижегородской области.

2. Признать утратившими силу постановления Правительства Нижегородской области по перечню согласно приложению к настоящему постановлению.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г., за исключением подпункта 1.3 пункта 1 настоящего постановления и раздела VII Положения о региональном государственном жилищном надзоре на территории Нижегородской области, утвержденного настоящим постановлением, и подлежит официальному опубликованию.

Подпункт 1.3 пункта 1 настоящего постановления и раздел VII Положения о региональном государственном жилищном надзоре на территории Нижегородской области, утвержденного настоящим постановлением, вступают в силу с 1 марта 2022 г.



И.о.Губернатора                          А.Н.Гнеушев


УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 28 октября 2021 г. № 958
(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 11.09.2023 № 823)

Положение
о региональном государственном жилищном
надзоре на территории Нижегородской области

 

    
I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Нижегородской области (далее - региональный государственный жилищный надзор).

1.2. К отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного жилищного надзора применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации, федеральных законов от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 473-ФЗ), от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 248-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2021 г. № 1670 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора)".

К отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного жилищного надзора на территории опережающего социально-экономического развития, организацией и проведением проверок индивидуальных предпринимателей или являющихся коммерческими организациями юридических лиц, государственная регистрация которых осуществлена на территории опережающего социально-экономического развития, созданной на территории Нижегородской области, согласно законодательству Российской Федерации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), либо резидентов иной территории опережающего социально-экономического развития, создавших филиал или представительство на этой территории опережающего социально-экономического развития, которые заключили в соответствии с Федеральным законом № 473-ФЗ соглашение об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития и включены в реестр резидентов территории опережающего социально-экономического развития, применяются положения Федерального закона № 248-ФЗ с учетом особенностей осуществления государственного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.

1.3. Предметом регионального государственного жилищного надзора в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан (далее - контролируемые лица) являются:

1) соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований:

- требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме;

- требований к формированию фондов капитального ремонта;

- требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;

- требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;

- правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;

- правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения;

- правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;

- требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов;

- требований к порядку размещения ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, информации в системе;

- требований к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах;

- требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования;

- требований к безопасной эксплуатации и техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а также требований к содержанию относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме вентиляционных и дымовых каналов; (абзац введен постановлением Правительства Нижегородской области от 11.09.2023 № 823)

2) исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.

1.4. Предметом регионального государственного жилищного надзора не является соблюдение юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, лицензионных требований.

1.5. Органом исполнительной власти Нижегородской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора, является государственная жилищная инспекция Нижегородской области (далее - Госжилинспекция).

1.6. Должностными лицами Госжилинспекции, уполномоченными на осуществление регионального государственного жилищного надзора (далее - должностные лица Госжилинспекции), являются:

1) руководитель Госжилинспекции - главный государственный жилищный инспектор Нижегородской области (далее также - руководитель Госжилинспекции);

2) первый заместитель руководителя Госжилинспекции - первый заместитель главного государственного жилищного инспектора Нижегородской области (далее - первый заместитель руководителя Госжилинспекции);

3) заместители руководителя Госжилинспекции - заместители главного государственного жилищного инспектора Нижегородской области (далее - заместители руководителя Госжилинспекции);

4) начальники отделов Госжилинспекции, в должностные обязанности которых в соответствии с должностными регламентами входит осуществление полномочий по региональному государственному жилищному надзору;

5) должностные лица отделов Госжилинспекции, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению регионального государственного жилищного надзора.

1.7. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:

1) руководитель Госжилинспекции - главный государственный жилищный инспектор Нижегородской области;

2) первый заместитель руководителя Госжилинспекции;

3) заместители руководителя Госжилинспекции.

1.8. Должностные лица Госжилинспекции имеют служебные удостоверения единого образца, установленного Правительством Нижегородской области.

1.9. Должностные лица Госжилинспекции выполняют обязанности, установленные частью 1 статьи 29 Федерального закона № 248-ФЗ, пользуются правами, установленными частью 2 статьи 29 Федерального закона № 248-ФЗ и статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Должностные лица Госжилинспекции несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.10. Объектами регионального государственного жилищного надзора (далее - объекты надзора) являются деятельность, действия (бездействие), в рамках которой должны соблюдаться обязательные требования, установленные жилищным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, законодательством о газоснабжении в Российской Федерации, в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда (далее - обязательные требования), контролируемых лиц, в том числе:

(Абзац первый в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 11.09.2023 № 823 - см. предыдущую редакцию)

1) товариществ собственников жилья;

2) жилищных и жилищно-строительных кооперативов;

3) ресурсоснабжающих организаций;

4) региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;

5) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;

6) специализированных организаций, осуществляющих деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; (пп.6 в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 11.09.2023 № 823 - см. предыдущую редакцию)

6) организаций, осуществляющих деятельность по проверке состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов, их очистке и ремонту; (пп.6_1 введен постановлением Правительства Нижегородской области от 11.09.2023 № 823)

7) организаций, предметом деятельности которых является выполнение одного или нескольких видов работ при осуществлении деятельности по эксплуатации лифтов в многоквартирных домах, в том числе их обслуживание и ремонт.

Объектом надзора не является деятельность, действия (бездействие) юридических лиц независимо от организационно-правовой формы или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.

Учет объектов надзора осуществляется Госжилинспекцией с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее - система жилищно-коммунального хозяйства) посредством сбора, обработки, анализа и учета информации об объектах надзора, размещаемой в системе жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с требованиями, установленными статьей 7 Федерального закона 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", информации, получаемой в рамках межведомственного информационного взаимодействия, общедоступной информации, а также информации, получаемой по итогам проведения профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.

II. Управление рисками причинения вреда (ущерба)
охраняемым законом ценностям при осуществлении
регионального государственного жилищного надзора

2.1. Госжилинспекция в целях управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении регионального государственного жилищного надзора относит объекты надзора к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):

1) высокий риск;

2) средний риск;

3) умеренный риск;

4) низкий риск.

2.2. Отнесение объекта надзора к одной из категорий риска осуществляется Госжилинспекцией на основе сопоставления его характеристик с критериями отнесения объектов надзора к одной из категорий риска (далее - критерии риска).

Критерии риска должны учитывать тяжесть причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и вероятность наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также учитывать добросовестность контролируемых лиц.

При определении критериев риска оценка тяжести причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям проводится на основе сведений о степени тяжести фактического причинения вреда (ущерба) в подобных случаях, потенциальном масштабе распространения вероятных негативных последствий, влекущих причинение вреда (ущерба), с учетом сложности преодоления таких последствий.

Критериями риска в рамках осуществления регионального государственного жилищного надзора являются:

1) наличие выявленных в ходе контрольных (надзорных) мероприятий нарушений обязательных требований;

2) вид деятельности контролируемых лиц.

По тяжести и масштабу потенциальных негативных последствий несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований деятельность контролируемых лиц, подлежащая региональному государственному жилищному надзору, разделяется на группы тяжести "А" или "Б" (далее - группы тяжести).

К группе тяжести "А" относится деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по управлению многоквартирными домами, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах в отношении многоквартирных домов, оборудованных лифтами и (или) централизованной системой газоснабжения, в том числе многоквартирных домов, в которых для производства услуг по горячему водоснабжению и (или) теплоснабжению используется газ.

В иных случаях деятельность контролируемых лиц относится к группе тяжести "Б".

С учетом оценки вероятности несоблюдения контролируемыми лицами обязательных требований деятельность, подлежащая региональному государственному жилищному надзору, разделяется на группы вероятности "1" или "2" (далее - группы вероятности).

К группе вероятности "1" относится деятельность контролируемых лиц при наличии вступившего в законную силу в течение последних 3 лет на дату принятия решения об отнесении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя к категории риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям постановления о назначении административного наказания юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьями 7.21-7.23, частью 1 статьи 7.23.2, статьями 7.23.3, 9.5.1, статьей 9.13 (в части уклонения от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов жилищного фонда), частями 4, 5 и частью 12 (в части коллективных (общедомовых), индивидуальных и общих (для коммунальных квартир) приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирных домах, жилых домах) статьи 9.16, частями 1-4 статьи 9.23, частью 1 статьи 13.19.2 (за исключением административных правонарушений, совершенных жилищно-строительными кооперативами, осуществляющими строительство многоквартирных домов) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

К группе вероятности "2" относится деятельность контролируемых лиц, у которых в течение последних 3 лет при проведении планового или внепланового контрольного (надзорного) мероприятия не были выявлены нарушения обязательных требований.

Отнесение деятельности контролируемого лица к определенной категории риска основывается на соотнесении группы тяжести и группы вероятности.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»