ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 05 ноября 2020 года N 462-пр
О внесении изменений в государственную программу
Хабаровского края "Доступная среда", утвержденную
постановлением Правительства Хабаровского края
от 30 декабря 2015 г. N 491-пр "Об утверждении
государственной программы Хабаровского края
"Доступная среда" и признании утратившими силу
отдельных постановлений Правительства
Хабаровского края"
В целях совершенствования нормативных правовых актов Хабаровского края Правительство края
постановляет:
Внести в государственную программу Хабаровского края "Доступная среда", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 30 декабря 2015 г. N 491-пр "Об утверждении государственной программы Хабаровского края "Доступная среда" и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Хабаровского края", следующие изменения:
1) паспорт, разделы 1 - 5 изложить в новой редакции согласно приложению N 1 к настоящему постановлению;
2) приложение N 1 изложить в новой редакции согласно приложению N 2 к настоящему постановлению;
3) приложение N 2 изложить в новой редакции согласно приложению N 3 к настоящему постановлению;
4) дополнить приложением N 2(1) согласно приложению N 4 к настоящему постановлению;
5) приложение N 3 изложить в новой редакции согласно приложению N 5 к настоящему постановлению;
6) приложение N 4 изложить в новой редакции согласно приложению N 6 к настоящему постановлению;
7) приложение N 5 изложить в новой редакции согласно приложению N 7 к настоящему постановлению;
8) приложение N 6 изложить в новой редакции согласно приложению N 8 к настоящему постановлению;
9) приложение N 7 изложить в новой редакции согласно приложению N 9 к настоящему постановлению;
10) приложение N 8 изложить в новой редакции согласно приложению N 10 к настоящему постановлению;
11) в приложении N 9:
а) паспорт, разделы I - IX изложить в новой редакции согласно приложению N 11 к настоящему постановлению;
б) приложение N 1 изложить в новой редакции согласно приложению N 12 к настоящему постановлению.
Врио Губернатора, Председателя
Правительства края
М.В. Дегтярев
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к постановлению
Правительства Хабаровского края
от 05 ноября 2020 года N 462-пр
"УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства Хабаровского края
от 30 декабря 2015 г. N 491-пр
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
"Доступная среда"
ПАСПОРТ
государственной программы Хабаровского края
"Доступная среда"
Наименование государственной программы | государственная программа Хабаровского края "Доступная среда" (далее также - Программа) |
Ответственный исполнитель Программы | министерство социальной защиты населения Хабаровского края |
Соисполнители Программы | министерство образования и науки Хабаровского края; министерство здравоохранения Хабаровского края; министерство культуры Хабаровского края; министерство транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края; министерство физической культуры и спорта Хабаровского края; министерство информационных технологий и связи Хабаровского края; комитет по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края; главное управление внутренней политики Правительства Хабаровского края |
Участники Программы | органы местного самоуправления муниципальных образований края (по согласованию) |
Цель Программы | повышение уровня доступности (далее также - доступность) приоритетных объектов и услуг(1) в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения(2) (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, в получении услуг, необходимой информации) (далее также - МГН) в Хабаровском крае (далее также - край) |
Задачи Программы | формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения отношенческих барьеров в крае; оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в крае; формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН к приоритетным объектам и услугам в сферах социальной защиты, занятости, здравоохранения, культуры, образования, транспортной и пешеходной инфраструктуры, информации и связи, физической культуры и спорта в крае; повышение доступности дошкольного, общего, профессионального, дополнительного образования в крае |
Подпрограммы | подпрограмма "Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов" (далее - Подпрограмма) (приведена в Приложении N 9 к Программе) |
Основные мероприятия Программы | нормативное правовое сопровождение формирования доступной среды для инвалидов и других МГН и организационных механизмов развития системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов, формирования для них доступной среды жизнедеятельности, проведение репрезентативных социологических исследований; адаптация приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры для беспрепятственного доступа и получения услуг инвалидами и другими МГН; информационно-просветительские и общественные мероприятия; мероприятия, направленные на формирование толерантного отношения общества к людям с ограниченными возможностями (приведены в Приложении N 2 к Программе) |
Основные показатели (индикаторы) Программы | доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в крае; доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в крае; доля граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов в общей численности опрошенных граждан в крае; доля приоритетных объектов социальной инфраструктуры, на которые сформированы паспорта доступности, в общем количестве приоритетных объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в крае; доля приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности(4) края по результатам их паспортизации(3), среди всех приоритетных объектов и услуг в крае; доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности данной категории населения в крае; доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста в крае; доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 года до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов данного возраста в крае; доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование в общей численности детей-инвалидов данного возраста в крае; доля инвалидов, принятых на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования (по отношению к значению показателя предыдущего года) (показатели (индикаторы) Программы приведены в Приложении N 1 к Программе, методика расчета показателей (индикаторов) Программы приведена в Приложении N 4 к Программе) |
Сроки и этапы реализации Программы | Программа реализуется в один этап: 2016-2025 годы |
Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств краевого бюджета и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований края, внебюджетных средств | Ресурсное обеспечение реализации Программы составляет: общий объем финансирования реализации Программы составляет 688 170,49 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2016 году - 111 664,50 тыс. рублей; в 2017 году - 83 708,48 тыс. рублей; в 2018 году - 55 355,67 тыс. рублей; в 2019 году - 87 585,22 тыс. рублей; в 2020 году - 80 155,80 тыс. рублей; в 2021 году - 63 374,97 тыс. рублей; в 2022 году - 61 316,11 тыс. рублей; в 2023 году - 50 696,58 тыс. рублей; в 2024 году - 46 956,58 тыс. рублей; в 2025 году - 47 356,58 тыс. рублей, из них: за счет средств федерального бюджета (прогнозно) - 51 307,54 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2016 году - 48 430,10 тыс. рублей; в 2023 году - 2 292,48 тыс. рублей; в 2024 году - 292,48 тыс. рублей; в 2025 году - 292,48 тыс. рублей; из них: предоставляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Минтруда России (прогнозно) - 12 627,74 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2016 году - 11 830,30 тыс. рублей; в 2023 году - 532,48 тыс. рублей; в 2024 году - 132,48 тыс. рублей; в 2025 году - 132,48 тыс. рублей; предоставляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Минпросвещения России (прогнозно) - 36 599,80 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2016 году - 36 599,80 тыс. рублей; предоставляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Минспорта России (прогнозно) - 480,00 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2023 году - 160,00 тыс. рублей; в 2024 году - 160,00 тыс. рублей; в 2025 году - 160,00 тыс. рублей; предоставляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Минздрава России (прогнозно) - 1 600,00 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2023 году - 1 600,00 тыс. рублей; за счет средств краевого бюджета - 636 507,95 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2016 году - 63 034,40 тыс. рублей; в 2017 году - 83 553,48 тыс. рублей; в 2018 году - 55 355,67 тыс. рублей; в 2019 году - 87 585,22 тыс. рублей; в 2020 году - 80 155,80 тыс. рублей; в 2021 году - 63 374,97 тыс. рублей; в 2022 году - 61 316,11 тыс. рублей; в 2023 году - 48 404,10 тыс. рублей; в 2024 году - 46 664,10 тыс. рублей; в 2025 году - 47 064,10 тыс. рублей; из них: средства краевого бюджета, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета - 121 178,20 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2017 году - 32 928,10 тыс. рублей, из них: предоставляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Минтруда России - 7 521,70 тыс. рублей; предоставляемые на реализацию мероприятий в сфере деятельности Минпросвещения России - 24 748,90 тыс. рублей; предоставляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Минспорта России - 657,50 тыс. рублей; в 2018 году - 8 956,00 тыс. рублей, из них: предоставляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Минтруда России - 2 042,30 тыс. рублей; предоставляемые на реализацию мероприятий в сфере деятельности Минпросвещения России - 6 869,20 тыс. рублей; предоставляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Минспорта России - 44,50 тыс. рублей; в 2019 году - 32 655,20 тыс. рублей, из них: в сфере деятельности Минтруда России - 2 878,97 тыс. рублей; предоставляемые на реализацию мероприятий в сфере деятельности Минпросвещения России - 18 681,00 тыс. рублей; предоставляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Минспорта России - 202,80 тыс. рублей; предоставляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Минздрава России - 10 892,43 тыс. рублей; в 2020 году - 26 558,50 тыс. рублей, из них: в сфере деятельности Минтруда России - 5 049,53 тыс. рублей; предоставляемые на реализацию мероприятий в сфере деятельности Минпросвещения России - 18 991,89 тыс. рублей; предоставляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Минспорта России - 265,60 тыс. рублей; предоставляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Минздрава России - 830,20 тыс. рублей; предоставляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Минкультуры России - 1 421,28 тыс. рублей; в 2021 году - 10 335,20 тыс. рублей, из них: в сфере деятельности Минтруда России - 2 341,87 тыс. рублей; предоставляемые на реализацию мероприятий в сфере деятельности Минпросвещения России - 2 807,39 тыс. рублей; предоставляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Минспорта России - 218,40 тыс. рублей; предоставляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Минздрава России - 3 546,26 тыс. рублей; предоставляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Минкультуры России - 1 421,28 тыс. рублей; в 2022 году - 9 745,20 тыс. рублей, из них: в сфере деятельности Минтруда России - 652,49 тыс. рублей; предоставляемые на реализацию мероприятий в сфере деятельности Минпросвещения России - 3 481,26 тыс. рублей; предоставляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Минспорта России - 160,00 тыс. рублей; предоставляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Минздрава России - 5 451,45 тыс. рублей; из средств бюджетов муниципальных образований края (прогнозно) - 355,00 тыс. рублей, в том числе: в 2016 году - 200,00 тыс. рублей, в 2017 году - 155,00 тыс. рублей; Объем средств федерального бюджета, предоставляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Минспорта России (справочно(5)) - 466,70 тыс. рублей, в том числе: в 2016 году - 466,70 тыс. рублей. Данные о ресурсном обеспечении Программы приведены в Приложениях N 3, 5, 6 к Программе. Правила предоставления и расходования субсидии из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований края в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований края на реализацию мероприятий по созданию безбарьерной среды в объектах транспортной инфраструктуры приведены в приложении N 7 к Программе. Правила предоставления и расходования субсидии из краевого бюджета бюджетам городских округов и муниципальных районов края в целях софинансирования расходных обязательств на реализацию мероприятий по созданию безбарьерной среды для инвалидов и других МГН (мероприятия по созданию безбарьерной среды в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей в крае) приведены в приложении N 8 к Программе. |
Ожидаемые результаты реализации Программы | Реализация Программы позволит: оценить состояние доступности объектов и услуг путем их паспортизации и формирования карт доступности объектов и услуг; повысить уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН. Социальная эффективность Программы выражается в снижении социальной напряженности в обществе за счет: увеличения уровня информированности инвалидов и других МГН о доступных социально значимых объектах и услугах, формате их предоставления; преодоления социальной изоляции и включенности инвалидов и других МГН в жизнь общества, в том числе в мероприятия, проводимые с другими гражданами; проведения информационных кампаний и акций в средствах массовой информации, освещения проблем инвалидов для граждан, не являющихся инвалидами; повышения уровня доступности и качества услуг, открытых или предоставляемых для населения. К 2025 году планируется достижение следующих значений основных показателей (индикаторов) Программы: увеличение доли доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в крае (до 78,4 процентов к 2025 году); увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в крае (до 64,9 процента к 2025 году); увеличение доли граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов в общей численности опрошенных граждан в крае (до 84,7 процента к 2025 году); увеличение доли приоритетных объектов социальной инфраструктуры, на которые сформированы паспорта доступности, в общем количестве приоритетных объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в крае (до 100,0 процентов к 2025 году); увеличение доли приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности края по результатам их паспортизации, среди всех приоритетных объектов и услуг в крае (до 100,0 процентов к 2025 году); увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности данной категории населения в крае (до 81,2 процентов к 2025 году); увеличение доли детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста в крае (до 100,0 процентов к 2025 году); увеличение доли детей-инвалидов в возрасте от 1,5 года до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов данного возраста в крае (до 100,0 процентов к 2025 году); увеличение доли детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование в общей численности детей-инвалидов данного возраста в крае (до 55,0 процентов к 2025 году); увеличение доли инвалидов, принятых на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования (по отношению к значению показателя предыдущего года) (до 117,0 процентов к 2025 году). |
________________________ 1) Наиболее значимые для инвалидов объекты и услуги, отобранные с участием представителей (не менее трех) общественных организаций инвалидов. 2) Под приоритетными сферами жизнедеятельности инвалидов и других МГН понимаются сферы: здравоохранение, образование, социальная защита, занятость, физическая культура и спорт, информация и связь, культура, транспортная и пешеходная инфраструктура. 3) Информация, размещенная в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" графическим отображением значимых приоритетных объектов и услуг на территории Хабаровского края по степени их доступности для инвалидов и других МГН, с учетом методики, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 626. 4) Технология работы по учету и оценке состояния доступности объектов и оказываемых в них услуг в целях разработки рекомендаций об адаптации для инвалидов и других МГН (предусматривает регистрацию данных в паспорте доступности объекта социальной инфраструктуры), организованной с учетом методики, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 627. 5) Реализация и финансирование мероприятий в сфере деятельности Минспорта России осуществлялась в 2016 году в рамках государственной программы Хабаровского края "Развитие физической культуры и спорта в Хабаровском крае", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 24 мая 2012 г. N 169-пр. |
1. Общая характеристика обоснования
разработки Программы
В настоящее время на территории края проживает 70,9 тыс. инвалидов (5,39 процентов населения края). Инвалидов 1 группы - 9,6 тыс. человек (13,5 процентов), 2 группы - 30,1 тыс. человек (42,5 процента), 3 группы - 26,1 тыс. человек (36,8 процентов), дети-инвалиды - 5,1 тыс. человек (7,2 процентов). На 01 января 2019 г. численность инвалидов составляла 73,3 тыс. человек, в течение года сократилась на 2,4 тыс. чел. (3,3 процента). Доля инвалидов в численности населения ниже общероссийской и составляет 5,4 процента (общероссийская 8,3 процента). В течение ряда лет численность детей-инвалидов остается практически неизменной, вместе с тем доля детей-инвалидов в численности детского населения ежегодно снижается, с 2017 года - на 0,1 процента и составляет 1,8 процента.
В структуре по возрасту преобладают инвалиды пенсионного возраста. По гендерному признаку - женщины (54,0 процента), среди детей-инвалидов - мальчики (61,0 процент). За последние три года количество инвалидов уменьшилось на 7,3 тыс. человек (на 9,0 процентов), что соответствует общероссийской тенденции к постепенному снижению количества инвалидов старше 18 лет.
На долю детей-инвалидов с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности приходится 13,0 процентов. Наиболее выраженные ограничения жизнедеятельности у детей формируют болезни нервной системы.
Хабаровский край находится на 74 месте в Российской Федерации по доле взрослых инвалидов в численности населения и 46 место по доле детей-инвалидов в численности детского населения.
В структуре первичной инвалидности взрослых преобладают злокачественные новообразования и болезни системы кровообращения; детей - психические расстройства и расстройства поведения (среди которых доминирует умственная отсталость) и болезни нервной системы (преобладает детский церебральный паралич). Высокий уровень первичной инвалидности в 2018 году отмечен в Николаевском районе - 98 человек на 10 тыс. населения. Увеличение показателя отмечено в г. Комсомольске-на-Амуре, Комсомольском районе, районе имени Полины Осипенко.
Среди болезней, формирующих повторную инвалидность, лидирующие позиции принадлежат болезням системы кровообращения, злокачественным образованиям, психическим расстройствам и расстройствам поведения.
Обеспечение доступной среды для инвалидов является одной из важнейших задач общества, необходимость решения которой вытекает из требований законодательства Российской Федерации.
Согласно Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Федеральным законом от 03 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О Ратификации Конвенции о правах инвалидов" (далее - Конвенция), государства-участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими гражданами к физическому окружению (здания и сооружения, окружающие человека в повседневной жизни), транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
В связи с ратификацией Конвенции принят Федеральный закон от 01 декабря 2014 г. N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов".
Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" предусмотрены требования к государственным органам власти и организациям независимо от организационно-правовой формы по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации, а также ответственность за их неисполнение.
Нормативными правовыми актами, принятыми на федеральном и краевом уровнях, обозначены приоритеты в решении этой проблемы.
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, одним из приоритетных направлений долгосрочной политики социальной поддержки населения является реабилитация и социальная интеграция инвалидов.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06 декабря 2012 г. N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" утверждена примерная программа субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН (далее также - примерная программа субъекта).
В целях создания правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни, а также реализации комплекса мероприятий, направленных на формирование условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН действует государственная программа Российской Федерации "Доступная среда", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 363 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда".
С учетом примерной программы субъекта разработана Программа.
Решение задачи повышения качества оказания реабилитационных услуг инвалидам непосредственно связано с решением проблемы реконструкции, капитального ремонта, оснащения современной реабилитационной техникой учреждений приоритетных социальных сфер.
Многие здания, в которых расположены указанные учреждения, не предусматривают условий беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН. Обустройство указанных учреждений специальными приспособлениями позволит повысить комфортность пребывания в них; компенсировать утраченные функции организма, что будет способствовать полной адаптации инвалидов и других МГН в обществе.
В целях реализации Федерального закона от 01 декабря 2014 г. N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" распоряжением Правительства Хабаровского края от 30 сентября 2015 г. N 668-рп "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение значений показателей доступности для инвалидов действующих объектов социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры и условий для беспрепятственного пользования услугами в Хабаровском крае" утвержден План мероприятий ("дорожная карта"), согласно которому планируется достижение полной доступности объектов и услуг для инвалидов и других МГН к 2030 году.
Программой и "дорожной картой" предусмотрены ряд инновационных мероприятий по повышению доступности для инвалидов и других МГН объектов и услуг. Для их реализации сформирована нормативная правовая база, создана система постоянного мониторинга состояния доступности объектов для инвалидов и других МГН, осуществляется паспортизация приоритетных объектов социальной инфраструктуры, информация о них заносится на карту доступности в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", проводятся другие мероприятия.
В ходе реализации Программы в 2013-2019 годах достигнуты определенные результаты в области комплексного решения проблем по формированию доступной среды для инвалидов и других МГН.
В крае сформирован реестр приоритетных объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН края (далее - Краевой реестр), отобранных с участием представителей общественных организаций инвалидов края.
По состоянию на 01 января 2020 г. к потребностям инвалидов и других МГН дооборудовано 160 приоритетных объектов, что составляет 67,8 процента от общего количества объектов, входящих в Краевой реестр (236 объектов).
По состоянию на 01 мая 2020 г. в Краевом реестре числится 241 объект краевой и муниципальной собственности. Информация из утвержденных паспортов доступности занесена на Карту доступности края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте zhit-vmeste.ru.
В целях приспособления жилых помещений к потребностям инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, в рамках Программы предоставляется мера социальной поддержки по адаптации внутриквартирного пространства в форме выплаты компенсации инвалидам и детям-инвалидам, передвигающимся на креслах-колясках, за работы по дооборудованию своего жилья (расширение дверных проемов, ликвидация межкомнатных порогов, установка поручней, а также приобретение стационарных или передвижных подъемников для жилых и ванных комнат). В 2013-2019 годах данной мерой социальной поддержки воспользовались 573 инвалида, передвигающихся на креслах-колясках, на общую сумму 26,3 млн. руб.
Дополнительно к федеральному перечню средств реабилитации постановлением Губернатора Хабаровского края от 26 июня 2013 г. N 49 "Об обеспечении средствами реабилитации инвалидов и неработающих граждан пожилого возраста без группы инвалидности в Хабаровском крае" утвержден Перечень средств реабилитации, предоставляемых инвалидам и неработающим гражданам пожилого возраста без группы инвалидности в Хабаровском крае, содержащий 22 наименования средств реабилитации и ухода. Средствами реабилитации и ухода ежегодно обеспечиваются более 1,7 тыс. инвалидов и граждан пожилого возраста без группы инвалидности.
Услуги по социальной реабилитации инвалидов оказывают КГБУ "Хабаровский центр социальной реабилитации инвалидов" (далее также - Центр социальной реабилитации), три реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями и десять отделений социальной реабилитации на дому при комплексных центрах социального обслуживания населения.
Центр социальной реабилитации работает в крае в течение 13 лет и реализует систему комплексной многопрофильной реабилитации инвалидов. Центр социальной реабилитации осуществляет свою деятельность в соответствии с современными требованиями, внедряя новейшие технологии реабилитации инвалидов. Ежегодно курс реабилитации в учреждении проходят более 1,0 тыс. жителей края.
На базе Центра социальной реабилитации открыто отделение средств реабилитации, которое позволяет проводить индивидуальный подбор и обучение пользованию средствами реабилитации инвалидов, ознакомление специалистов учреждений здравоохранения, медико-социальной экспертизы и социального обслуживания населения края с устройством и принципами работы средств реабилитации.
Методическое обеспечение системы реабилитации в крае осуществляется министерством социальной защиты населения края и отделением приема граждан и методического обеспечения Центра социальной реабилитации по направлениям: разработка методических рекомендаций для реабилитационных учреждений (отделений) социального обслуживания; разработка методических рекомендаций для учреждений социального обслуживания иных типов, в том числе инновационных технологий в сфере социальной реабилитации инвалидов.
Технология социальной реабилитации инвалидов включает методики по песочной, зеркальной терапии, цветотерапии, аудиовизуальной стимуляции, смехотерапии, ароматерапии с элементами социально-психологической коррекции.
В работе краевых государственных казенных (бюджетных) учреждений социального обслуживания населения используются программы по социальной реабилитации и адаптации инвалидов, имеющих нарушения слуха, зрения, функций опорно-двигательного аппарата, систематически занимающихся физической культурой и спортом, учащихся специализированных учебных заведений; психологическому сопровождению процесса социальной реабилитации; адаптивной физической культуре в позднем восстановительном периоде в зависимости от уровня поражения, при остеопорозе, сахарном диабете и других заболеваниях, разработанные Центром социальной реабилитации. Для инвалидов и членов их семей проводятся лекционные курсы в рамках программ "Школа здоровья", "Школа юридической грамотности".
В 2019 году на базе Центра социальной реабилитации открыт пункт дистанционного сурдоперевода, обеспечивающий возможность для инвалидов по слуху получить государственные услуги в учреждениях социальной защиты населения с сурдопереводом.
В соответствии с постановлением Губернатора Хабаровского края от 26 августа 2009 г. N 122 "О создании совета при Губернаторе Хабаровского края по делам инвалидов" в крае создан и функционирует совет при Губернаторе Хабаровского края по делам инвалидов. Деятельность совета позволила объединить усилия государственных органов власти, федеральных и краевых государственных учреждений, общественных организаций в решении вопросов по улучшению условий жизни инвалидов, обеспечению их профессионального образования, трудовой занятости, социальной реабилитации.
Одним из направлений системы реабилитации инвалидов является социокультурная реабилитация.
Инструментом привлечения инвалидов к регулярным занятиям спортом являются ежегодные физкультурно-спортивные фестивали для инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата.
Одной из важных составляющих общего реабилитационного процесса является создание условий для участия инвалидов и детей-инвалидов в культурной жизни общества, обеспечение инвалидов к информационным ресурсам и услугам учреждений культуры, развитие их творческих способностей.
Около 7,0 тыс. инвалидов ежегодно принимают участие в фестивалях художественного творчества, физкультурно-спортивных фестивалях, выставках изобразительного, прикладного творчества и фотоискусства, издании альманаха художественных произведений инвалидов. Данные мероприятия формируют толерантное отношение общества к инвалидам, способствуют преодолению социальной разобщенности.
В целях повышения качества и доступности предоставления государственных услуг, в рамках создания единой государственной системы социальной защиты населения Хабаровского края с 01 января 2010 г. в структуре краевых государственных казенных учреждений - центров социальной поддержки населения края (далее - центры социальной поддержки населения) созданы клиентские службы, работающие в режиме "одного окна".