(с изменениями на 19 марта 2024 года)
(в ред. распоряжений Правительства Хабаровского края от 25.07.2020 N 765-рп, от 06.04.2022 N 406-рп, от 04.12.2023 N 851-рп, от 19.03.2024 N 147-рп)
В целях реализации Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и внедрения новой системы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Хабаровского края:
1. Утвердить прилагаемую региональную программу Хабаровского края "Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Хабаровского края" (далее - Региональная программа).
2. Определить, что финансирование мероприятий Региональной программы осуществляется в рамках государственных программ Хабаровского края:
"Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в Хабаровском крае", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 25 октября 2011 г. N 353-пр (далее - Государственная программа края N 353-пр);
"Повышение качества жилищно-коммунального обслуживания населения Хабаровского края", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 07 июня 2012 г. N 185-пр (далее - Государственная программа края N 185-пр).
3. Министерству природных ресурсов края обеспечить внесение изменений в Государственную программу края N 353-пр в части приведения в соответствие с мероприятиями и показателями (индикаторами) Региональной программы и государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 326 (далее - Государственная федеральная программа N 326).
(в ред. распоряжения Правительства Хабаровского края от 25.07.2020 N 765-рп)
4. Министерству жилищно-коммунального хозяйства края:
4.1. Обеспечить внесение изменений в Государственную программу края N 185-пр в части приведения в соответствие с мероприятиями и показателями (индикаторами) Региональной программы и Государственной федеральной программы N 326.
4.2. В 10-дневный срок со дня принятия разместить настоящее распоряжение на "Официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края" (laws.khv.gov.ru).
Губернатор, Председатель
Правительства края
С.И.Фургал
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ "ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ, НА ТЕРРИТОРИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ"
(в ред. распоряжений Правительства Хабаровского края от 25.07.2020 N 765-рп, от 06.04.2022 N 406-рп, от 04.12.2023 N 851-рп, от 19.03.2024 N 147-рп)
Наименование региональной программы Хабаровского края | - | региональная программа Хабаровского края "Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Хабаровского края" (далее - Региональная программа) |
Ответственные исполнители Региональной программы | - | министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - край); министерство природных ресурсов края |
Соисполнители Региональной программы | - | министерство промышленности и торговли края; министерство образования и науки края; комитет по внутренней политике Правительства края; министерство цифрового развития и связи края; главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства края |
(в ред. распоряжения Правительства Хабаровского края от 06.04.2022 N 406-рп) | ||
Участники Региональной программы | - | администрации муниципальных образований края (по согласованию); региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор) (по согласованию); Хабаровское краевое отделение общероссийской общественной организации "Всероссийское общество охраны природы" (по согласованию); акционерное общество "Дальлеспром" (по согласованию); общество с ограниченной ответственностью "АМУРСТАЛЬ" (далее - ООО "АМУРСТАЛЬ") (по согласованию); общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Спектр" (по согласованию) |
(в ред. распоряжений Правительства Хабаровского края от 25.07.2020 N 765-рп, от 06.04.2022 N 406-рп) | ||
Цель Региональной программы | - | развитие системы обращения с отходами производства и потребления |
Задачи Региональной программы | - | создание системы обращения с твердыми коммунальными отходами замкнутого цикла; ликвидация мест размещения твердых коммунальных отходов, не соответствующих требованиям законодательства; организация деятельности по раздельному накоплению твердых коммунальных отходов; абзац утратил силу с 04.12.2023. - Распоряжение Правительства Хабаровского края от 04.12.2023 N 851-рп; предупреждение причинения вреда окружающей среде при размещении бесхозяйных отходов, выявление случаев причинения такого вреда и ликвидация его последствий; обеспечение доступа к информации в сфере обращения с отходами |
(в ред. распоряжения Правительства Хабаровского края от 04.12.2023 N 851-рп) | ||
Основные мероприятия Региональной программы | - | развитие системы обращения с твердыми коммунальными отходами на территории края; развитие системы обращения с отходами производства |
Основные показатели (индикаторы) Региональной программы | - | доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов; доля направленных на утилизацию и обезвреживание отходов, в том числе выделенных в результате раздельного накопления и (или) обработки (сортировки) твердых коммунальных отходов, в общей массе образованных твердых коммунальных отходов; абзац утратил силу с 04.12.2023. - Распоряжение Правительства Хабаровского края от 04.12.2023 N 851-рп; разработка электронной модели территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Хабаровском крае; абзац утратил силу с 06.04.2022. - Распоряжение Правительства Хабаровского края от 06.04.2022 N 406-рп; количество ликвидированных объектов накопленного вреда окружающей среде; объем образованных отходов I - IV классов опасности по отношению к 2007 году; доля утилизированных и обезвреженных и отходов производства и потребления в общем количестве образующихся отходов I - IV классов опасности; общая площадь восстановленных, в том числе рекультивированных земель, подверженных негативному воздействию накопленного экологического вреда |
(в ред. распоряжений Правительства Хабаровского края от 06.04.2022 N 406-рп, от 04.12.2023 N 851-рп) | ||
Сроки и этапы реализации Региональной программы | - | 2018 - 2028 годы, в том числе: |
- | I этап - 2018 - 2024 годы; | |
- | II этап - 2025 - 2028 годы | |
Ресурсное обеспечение реализации Региональной программы | - | Региональная программа является документом, в рамках которого осуществляются мероприятия, финансирование по которым предусмотрено другими утвержденными государственными программами Российской Федерации, государственными программами Хабаровского края, муниципальными программами |
Конечный результат реализации Региональной программы | - | повышение доли твердых коммунальных отходов, направленных на обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов до 64,3 процента; повышение доли твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию и обезвреживание, в том числе выделенных в результате раздельного накопления и (или) обработки (сортировки) твердых коммунальных отходов, в общей массе образованных твердых коммунальных отходов до 47,9 процента; абзац утратил силу с 04.12.2023. - Распоряжение Правительства Хабаровского края от 04.12.2023 N 851-рп; разработана электронная модель территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Хабаровском крае; абзац утратил силу с 06.04.2022. - Распоряжение Правительства Хабаровского края от 06.04.2022 N 406-рп; ликвидация не менее двух объектов накопленного вреда окружающей среде; увеличение общей площади восстановленных, в том числе рекультивированных земель, подверженных негативному воздействию накопленного экологического вреда, до 17,6 гектара; увеличение доли утилизированных и обезвреженных отходов производства и потребления в общем количестве образующихся отходов I - IV классов опасности до 96 процентов; внедрение системы раздельного накопления твердых коммунальных отходов; объем образованных отходов I - IV классов опасности по отношению к 2007 году составит 48,3 процента. |
(в ред. распоряжений Правительства Хабаровского края от 06.04.2022 N 406-рп, от 04.12.2023 N 851-рп) |
Сложившаяся в Хабаровском крае ситуация в области образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов производства и потребления характеризуется загрязнением окружающей среды, увеличением объемов образования отходов, недостаточно высоким уровнем переработки отходов и отсутствием раздельного сбора твердых коммунальных отходов.
По данным органов местного самоуправления объем ежегодно образующихся в крае твердых коммунальных отходов составляет около 490 тыс. тонн. Только в 2016 году согласно данным официальной статистики на территории Хабаровского края образовано 98,9 млн. тонн отходов производства и потребления, а за период с 2012 по 2016 год - 476,4 млн. тонн (с I по V класс опасности). Это говорит о возрастающем значении проблем, связанных с отходами, и указывает на необходимость скорейшего решения задач, возникающих на этапах сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения неутилизируемой части отходов.
Обращение с отходами является одним из показателей уровня социально-экономического развития региона и экологической культуры граждан. В связи с этим необходима реализация механизмов, способных эффективно решать задачи максимального вовлечения отходов в промышленное производство для получения товарных продуктов и энергии и, как следствие, снижать негативное воздействие отходов на человека и окружающую среду.
Захоронение неотсортированных отходов ведет к потере до 90 процентов полезной продукции, обладающей большим ресурсным потенциалом. При захоронении утильных фракций ежегодно в Хабаровском крае теряется не менее 140 тыс. тонн макулатуры, около 20 тыс. тонн полимерных материалов, до 36 тыс. тонн стекла.
Вследствие недостаточной экологической культуры населения, безответственности хозяйствующих субъектов продолжается бесконтрольное захламление территории края.
Большинство объектов размещения отходов в крае не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды, в связи с чем для их дальнейшей эксплуатации необходимо проведение комплекса мероприятий, направленных на приведение данных объектов в соответствие с указанными требованиями.
Одной из ключевых проблем экологической безопасности на территории края является образование несанкционированных мест размещения твердых коммунальных отходов (свалок), то есть они располагаются на не отведенных для целей размещения отходов землях либо не имеют правоустанавливающей документации. По данным комитета государственного контроля и лицензирования Правительства края за 2017 год на территории края образовано 982 несанкционированных места размещения твердых коммунальных отходов, из которых 974 ликвидировано.
В Хабаровском крае основными загрязнителями являются предприятия горнодобывающей промышленности, доля которых составляет 94,5 процента в общем объеме отходов (или 33,8 млн. тонн). Отходы от добычи полезных ископаемых в основном представлены вскрышными породами (90,4 процента), отнесенными к V классу опасности. Помимо горнодобывающих предприятий к основным загрязнителям относятся предприятия сферы энергетики (преимущественно золошлаковые отходы III - V классов опасности) и сферы жилищно-коммунального хозяйства (твердые коммунальные отходы).
Обезвреживание отходов в крае осуществляется:
- на предприятиях, их образующих (переработка металлургических шлаков на базе ООО "АМУРСТАЛЬ", комплексная переработка древесины ООО СП "Аркаим", обезвреживание гальваношламов на базе филиала АО "Компания "Сухой" "КнААЗ им. Ю.А.Гагарина" и др.);
(в ред. распоряжения Правительства Хабаровского края от 06.04.2022 N 406-рп)
- путем размещения отходов на специализированных объектах (полигоны, шламохранилища, отвалы горных пород и др.);
- с привлечением специализированных предприятий по утилизации и обезвреживанию отходов.
В 2017 году услуги по утилизации и обезвреживанию отходов в крае оказывали 20 предприятий. В их деятельности наибольшее применение находят макулатура (заготавливается до 35 тыс. тонн в год) и полимерные отходы (свыше пяти тыс. тонн в год). Ассортимент продукции, выпускаемой из вторичного сырья, насчитывает более 200 наименований. Кроме того, в крае есть возможности для обезвреживания и утилизации резинотехнических отходов, нефтесодержащих отходов, вышедших из эксплуатации ртутьсодержащих приборов и загрязненных ртутью грунтов, ведется заготовка стеклобоя, развивается комплексная переработка твердых коммунальных отходов, при которой во вторичное использование возвращается до 50 процентов.
Несмотря на вышеуказанные достижения, уровень переработки и обезвреживания бытовых и промышленных отходов в крае остается крайне низким.
Высокая стоимость энергетических ресурсов делает нерентабельным создание сети пунктов сбора вторичного сырья на территории края. Основные отходоперерабатывающие предприятия сконцентрированы в городах Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре и Амурске, неохваченными остаются сельские населенные пункты края. Это обуславливает низкий уровень инвестиций в данную область.
Не менее остро в Хабаровском крае стоит проблема обезвреживания некоторых категорий отходов I - III классов опасности. До настоящего времени не решен вопрос обеспечения условий для обезвреживания медикаментов, отходов химической промышленности, лакокрасочных отходов, недостаточно мощностей для утилизации и обезвреживания резинотехнических отходов.
Ситуация с недостаточно эффективным обращением с отходами производства и потребления усугубляется наличием в крае "горячих экологических точек", требующих ликвидации накопленного экологического ущерба. "Горячие экологические точки" преимущественно представляют из себя брошенные отходы производства, образованные государственными предприятиями, обанкротившимися либо приватизированными в 1990-х - начале 2000-х годов.
Брошенные отходы производства наряду с негативным воздействием на здоровье человека и окружающую среду создают целый комплекс социально-экономических проблем, связанных со снижением привлекательности жилья и производственных площадей, находящихся в зоне влияния экологически неблагополучных территорий, с проблемой финансирования работ по обезвреживанию отходов, которая в соответствии с полномочиями по обеспечению экологической безопасности на соответствующей территории зачастую ложится на органы местного самоуправления.
В ходе инвентаризации, проведенной в 2009 - 2011 годах, в Хабаровском крае выявлено пять экологически неблагополучных объектов. В отношении данных объектов подготовлены либо формируются предложения по ликвидации накопленного экологического ущерба. Это бывший Амурский целлюлозно-картонный комбинат, шламонакопитель борогипса бывшего Комсомольского сернокислотного завода, хвостохранилище Центральной обогатительной фабрики Солнечного ГОКа, пруд-накопитель кислых гудронов в Хабаровском муниципальном районе и шламонакопитель бывшего завода "Амурмаш".
Основными причинами возникновения в крае экологических проблем в области обращения с отходами производства и потребления являются:
- высокая стоимость строительства объектов размещения отходов, отвечающих природоохранным и санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормам;