(с изменениями на 10 марта 2023 года)
(в ред. постановлений Правительства Хабаровского края от 19.02.2013 N 17-пр, от 27.12.2013 N 469-пр, от 27.10.2014 N 400-пр, от 31.03.2015 N 54-пр, от 21.10.2015 N 338-пр, от 01.03.2016 N 45-пр, от 30.12.2016 N 525-пр, от 28.03.2017 N 86-пр, от 07.09.2017 N 365-пр, от 20.03.2018 N 80-пр, от 10.12.2018 N 449-пр, от 22.03.2019 N 101-пр, от 26.03.2020 N 101-пр, от 28.09.2020 N 413-пр, от 28.12.2020 N 584-пр, от 19.03.2021 N 70-пр, от 30.06.2021 N 268-пр, от 13.01.2022 N 5-пр, от 25.03.2022 N 144-пр, от 29.11.2022 N 624-пр, от 10.03.2023 N 95-пр)
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 29 марта 2011 г. N Пр-781, в соответствии с федеральными законами от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в целях улучшения экологической ситуации и обеспечения экологической безопасности при обращении с отходами производства и потребления, развития рынка вторичных ресурсов в Хабаровском крае Правительство края постановляет:
(в ред. постановления Правительства Хабаровского края от 27.12.2013 N 469-пр)
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Хабаровского края "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в Хабаровском крае".
(в ред. постановления Правительства Хабаровского края от 27.12.2013 N 469-пр)
2. Утратил силу. - Постановление Правительства Хабаровского края от 13.01.2022 N 5-пр.
Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И.Шпорт
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ"
(в ред. постановлений Правительства Хабаровского края от 27.12.2013 N 469-пр, от 27.10.2014 N 400-пр, от 31.03.2015 N 54-пр, от 21.10.2015 N 338-пр, от 01.03.2016 N 45-пр, от 30.12.2016 N 525-пр, от 28.03.2017 N 86-пр, от 07.09.2017 N 365-пр, от 20.03.2018 N 80-пр, от 10.12.2018 N 449-пр, от 22.03.2019 N 101-пр, от 26.03.2020 N 101-пр, от 28.09.2020 N 413-пр, от 28.12.2020 N 584-пр, от 19.03.2021 N 70-пр, от 30.06.2021 N 268-пр, от 13.01.2022 N 5-пр, от 25.03.2022 N 144-пр, от 29.11.2022 N 624-пр, от 10.03.2023 N 95-пр)
Наименование государственной программы | - | государственная программа Хабаровского края "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в Хабаровском крае" (далее также - Программа) |
Ответственный исполнитель Программы | - | министерство природных ресурсов Хабаровского края (далее также - край) |
Соисполнители, участники Программы | - | министерство строительства края; министерство промышленности и торговли края; министерство образования и науки края; министерство культуры края; министерство транспорта и дорожного хозяйства края; министерство энергетики края; главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства края; управление охотничьего хозяйства Правительства края; комитет Правительства края по гражданской защите; комитет по информационной политике и массовым коммуникациям Правительства края; краевое государственное казенное учреждение "Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты Хабаровского края" (по согласованию); краевое государственное бюджетное учреждение "Служба по охране животного мира и особо охраняемых природных территорий Хабаровского края" (далее - КГБУ "Служба по охране животного мира и ООПТ") (по согласованию); администрации городских округов и муниципальных районов края (по согласованию); автономная некоммерческая организация "Центр поддержки социальных инициатив "Открытый регион" (далее - АНО "Центр поддержки социальных инициатив "Открытый регион") (по согласованию); общество с ограниченной ответственностью "АМУРСТАЛЬ" (далее - ООО "АМУРСТАЛЬ") (по согласованию); акционерное общество "ННК-Хабаровский нефтеперерабатывающий завод" (далее - АО "ННК-Хабаровский НПЗ") (по согласованию); акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" (далее - АО "ДГК") (по согласованию); общество с ограниченной ответственностью "Восточная торговая компания" (далее - ООО "Восточная торговая компания") (по согласованию); общество с ограниченной ответственностью "Новая энергия" (далее - ООО "Новая энергия") (по согласованию) |
(в ред. постановления Правительства Хабаровского края от 10.03.2023 N 95-пр) | ||
Цель Программы | - | улучшение экологической ситуации в крае |
Задачи Программы | - | снижение негативного воздействия на окружающую среду; сохранение биологического и ландшафтного разнообразия; формирование экологической культуры населения |
Подпрограммы | - | "Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами" |
Основные мероприятия Программы | - | Природоохранные мероприятия: развитие краевой системы наблюдения за состоянием окружающей среды; снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; совершенствование системы экологического надзора и нормирования; предотвращение негативного воздействия на окружающую среду с сопредельных территорий; развитие сети особо охраняемых природных территорий краевого значения и иных территорий природоохранного значения; сохранение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, мест их обитания; экологическое просвещение населения и вовлечение в деятельность по охране окружающей среды. |
абзац утратил силу. - Постановление Правительства Хабаровского края от 25.03.2022 N 144-пр; Региональный проект "Снижение негативного воздействия на окружающую среду путем ликвидации наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и несанкционированных свалок в границах городов" (далее - "Чистая страна"). Региональный проект "Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма" (далее - "Сохранение биоразнообразия") Региональный проект "Сохранение уникальных водных объектов" | ||
(в ред. постановлений Правительства Хабаровского края от 22.03.2019 N 101-пр, от 26.03.2020 N 101-пр, от 28.09.2020 N 413-пр, от 25.03.2022 N 144-пр) | ||
Основные показатели (индикаторы) Программы | - | объем образованных отходов всех классов опасности на единицу валового регионального продукта (далее - ВРП); доля площади территории Хабаровского края, занятой особо охраняемыми природными территориями (далее также - ООПТ) всех уровней, в общей площади территории Хабаровского края; абзац утратил силу. - Постановление Правительства Хабаровского края от 25.03.2022 N 144-пр; количество проводимых экологических акций, практических природоохранных мероприятий, конкурсов, викторин в год; абзац утратил силу. - Постановление Правительства Хабаровского края от 25.03.2022 N 144-пр; ликвидированы наиболее опасные объекты накопленного экологического вреда в Хабаровском крае (нарастающим итогом); количество новых созданных особо охраняемых природных территорий краевого значения в Хабаровском крае (нарастающим итогом) общее количество ООПТ краевого значения в Хабаровском крае (нарастающим итогом); протяженность очищенной прибрежной полосы водных объектов в Хабаровском крае (нарастающим итогом) |
(в ред. постановлений Правительства Хабаровского края от 22.03.2019 N 101-пр, от 28.09.2020 N 413-пр, от 25.03.2022 N 144-пр) | ||
Сроки и этапы реализации Программы | - | 2012 - 2025 годы, в том числе: I этап - 2012 - 2015 годы; II этап - 2016 - 2025 годы |
(в ред. постановления Правительства Хабаровского края от 10.03.2023 N 95-пр) | ||
Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств краевого бюджета и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований края, внебюджетных средств | - | общий объем финансирования мероприятий Программы - 16 565,074 млн. рублей, в том числе: средства краевого бюджета - 355,104 млн. рублей, в том числе по годам: 2012 год - 41,368 млн. рублей, 2013 год - 43,133 млн. рублей, 2014 год - 69,737 млн. рублей, 2015 год - 9,092 млн. рублей, 2016 год - 7,186 млн. рублей, 2017 год - 20,939 млн. рублей, 2018 год - 66,936 млн. рублей, 2019 год - 6,490 млн. рублей, 2020 год - 3,163 млн. рублей, 2021 год - 5,825 млн. рублей, 2022 год - 8,275 млн. рублей, 2023 год - 24,320 млн. рублей, 2024 год - 24,320 млн. рублей, 2025 год - 24,320 млн. рублей, из них: средства краевого бюджета, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, - 84,862 млн. рублей, в том числе по годам: 2012 год - 14,270 млн. рублей, 2013 год - 5,757 млн. рублей, 2014 год - 12,992 млн. рублей, 2015 год - 0,271 млн. рублей, 2016 год - 0,195 млн. рублей, 2017 год - 0,207 млн. рублей, 2018 год - 50,329 млн. рублей, 2019 год - 0,208 млн. рублей, 2020 год - 0,208 млн. рублей, 2021 год - 0,197 млн. рублей, 2022 год - 0,228 млн. рублей; средства бюджетов муниципальных образований края (по согласованию) - 273,270 млн. рублей, в том числе по годам: 2012 год - 8,500 млн. рублей, 2013 год - 16,680 млн. рублей, 2014 год - 107,730 млн. рублей, 2015 год - 102,430 млн. рублей, 2016 год - 26,480 млн. рублей, 2017 год - 8,000 млн. рублей, 2019 год - 0,350 млн. рублей, 2020 год - 0,500 млн. рублей, 2021 год - 0,500 млн. рублей, 2022 год - 0,500 млн. рублей, 2023 год - 0,600 млн. рублей, 2024 год - 0,500 млн. рублей, 2025 год - 0,500 млн. рублей; внебюджетные средства (по согласованию) - 15 936,700 млн. рублей, в том числе по годам: 2012 год - 5 014,290 млн. рублей, 2013 год - 12,990 млн. рублей, 2014 год - 556,840 млн. рублей, 2015 год - 4 046,840 млн. рублей, 2016 год - 1 108,690 млн. рублей, 2017 год - 970,500 млн. рублей, 2018 год - 2 232,720 млн. рублей, 2019 год - 1 199,800 млн. рублей, 2020 год - 303,220 млн. рублей, 2021 год - 220,584 млн. рублей, 2022 год - 85,186 млн. рублей, 2023 год - 90,280 млн. рублей, 2024 год - 94,760 млн. рублей |
(в ред. постановления Правительства Хабаровского края от 10.03.2023 N 95-пр) | ||
Ожидаемые результаты реализации Программы | - | уменьшение объема образованных отходов всех классов опасности на единицу ВРП до 133,0 тонн на 1 млн. рублей ВРП; увеличение доли площади территории Хабаровского края, занятой ООПТ всех уровней, в общей площади территории Хабаровского края до 11,2 процента; увеличение количества проводимых экологических акций, практических природоохранных мероприятий, конкурсов, викторин до 100 в год; абзац утратил силу. - Постановление Правительства Хабаровского края от 10.03.2023 N 95-пр; увеличение общего количества ООПТ краевого значения в Хабаровском крае (нарастающим итогом) до 102 штук; увеличение протяженности очищенной прибрежной полосы водных объектов в Хабаровском крае (нарастающим итогом) до 193,73 километра |
(в ред. постановлений Правительства Хабаровского края от 25.03.2022 N 144-пр, от 10.03.2023 N 95-пр) | ||
Объем налоговых расходов края в рамках реализации Программы | - | 4,4 млн. рублей, в том числе: 2022 год - 2,2 млн. рублей; 2023 год - 2,2 млн. рублей |
(в ред. постановления Правительства Хабаровского края от 29.11.2022 N 624-пр) |
(в ред. постановления Правительства Хабаровского края от 26.03.2020 N 101-пр)
В Хабаровском крае экологические проблемы обусловлены природно-ресурсной специализацией региона и связанными с этим проблемами рациональности и неистощительности природопользования, охраны природных экосистем, а также концентрацией основных производств и населения на небольших площадях в крупнейших населенных пунктах края, что влияет на качество среды проживания человека.
1.1. Рост негативного воздействия на окружающую среду
Несмотря на значительные темпы экономического развития, вызывающие увеличение расходов топлива, использования водных и других ресурсов, рост отходов на многих предприятиях транспорта, энергетики, угольной промышленности, строительства, сельского и жилищно-коммунального хозяйства, затраты на осуществление мер по предотвращению негативных воздействий на окружающую среду неадекватны росту производства. В результате состояние атмосферного воздуха в городах Хабаровского края оценивается как неблагоприятное для здоровья населения, увеличивается количество несанкционированных мест размещения отходов (стихийных свалок), накоплен экологический ущерб прошлых лет в результате банкротства промышленных предприятий.
(в ред. постановления Правительства Хабаровского края от 29.11.2022 N 624-пр)
1.1.1. Атмосферный воздух
На территории края к городам с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха относятся города Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре, рп. Чегдомын.
Приоритетными загрязняющими веществами являются бенз(а)пирен, формальдегид, взвешенные вещества, среднегодовые концентрации которых превышают предельно допустимую концентрацию в 2 - 3 раза.
Удельные выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников (на душу населения)
Исключена. - Постановление Правительства Хабаровского края от 26.03.2020 N 101-пр.
Основные источники загрязнения атмосферного воздуха в населенных пунктах - объекты тепло-, электроэнергетики, топливной промышленности (ТЭЦ, котельные, дизельные электростанции).
Остро стоит вопрос с очисткой выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников ввиду неудовлетворительного состояния пылегазоулавливающего оборудования предприятий. В целях контроля бенз(а)пирена в промышленных выбросах в рамках экологического надзора требуется техническое перевооружение лабораторий.
Существующая система мониторинга качества атмосферного воздуха не позволяет в полной мере оценивать воздействие загрязнения на здоровье населения.
Содержание в атмосферном воздухе оксида углерода и взвешенных веществ фиксируется на станциях мониторинга в городах Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, рп. Чегдомын. Территориальными органами Росгидромета мониторинг проводится в соответствии с нормативными документами. Однако техническое оснащение, имеющееся в лабораториях Росгидромета, не позволяет проводить количественный анализ содержания в атмосферном воздухе наиболее опасных мелких (тонкодисперсных) взвешенных веществ (PM 2,5, PM 10), бенз(а)пирена.
По данным Всемирной организации здравоохранения, воздействие дыма от природных пожаров (главным образом твердых частиц с диаметром до 2,5 мкм) вызывает целый спектр различных заболеваний, в том числе органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, а также рост детской смертности.
Отсутствие достоверной информации о высоком загрязнении воздуха не позволяет принимать предусмотренные законодательством меры по защите населения при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ), чрезвычайных ситуациях.
1.1.2. Водные объекты бассейна р. Амура
После принятых мер по снижению трансграничного химического загрязнения р. Амура на повестку дня выходит микробиологическое загрязнение. Продолжается заболеваемость кишечными инфекциями, связанными со сбросами в водные объекты неочищенных сточных вод, в том числе серозно-вирусным менингитом. Это обусловлено сбросами в р. Амур не только с китайской части акватории, но и неочищенных сточных вод от коммунальных объектов водоотведения края.
Ежегодно в поверхностные водные объекты края сбрасывается свыше 315 млн. куб. метров сточных вод, из них более 190 млн. куб. метров (60%) загрязненных (без очистки и недостаточно очищенных). Объем сточных вод, очищаемых до нормативных показателей, составляет только 0,2 процента от общего объема сбросов.
Проведенное в 2011 году исследование качества воды и донных отложений р. Амура, Амурской и Хохлацкой проток по микробиологическим и вирусологическим показателям показало, что микробиологическое загрязнение водных объектов в районе г. Хабаровска во многом зависит от внутренних источников загрязнения. Увеличение микробиологического загрязнения отмечено в точках в районе с. Новотроицкое, Затона РЭБ Флота, речного порта, завода Дальдизель, р. Амура - напротив о. Никитина, вблизи протоки Прямой.
Ключевыми мероприятиями по снижению сброса загрязненных сточных вод в водные объекты бассейна р. Амура являются строительство и реконструкция объектов коммунального водоотведения в населенных пунктах края, которые предусматриваются в государственной программе Хабаровского края, направленной на повышение качества жилищно-коммунального обслуживания населения края.
1.1.3. Обращение с отходами производства и потребления
Сложившаяся в Хабаровском крае ситуация в области образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения бытовых и промышленных отходов характеризуется опасным загрязнением окружающей среды, нерациональным использованием природных ресурсов, значительным экономическим ущербом и представляет угрозу здоровью населения края. Только в 2010 году, согласно данным официальной статистики, на территории Хабаровского края было образовано 39,5 млн. тонн отходов производства и потребления, а за последние пять лет - 147,4 млн. тонн (с 1 по 5 класс опасности). Это говорит о возрастающем значении проблем, связанных с отходами, и указывает на необходимость скорейшего решения задач, возникающих на этапах сбора, хранения, транспортировки, комплексной переработки, уничтожения и захоронения неутилизируемой части отходов.
Обращение с отходами является одним из показателей уровня социально-экономического развития региона и экологической культуры граждан. В связи с этим необходима реализация механизмов, способных эффективно решать задачи максимального вовлечения отходов в промышленное производство для получения товарных продуктов и энергии и, как следствие, снижать негативное воздействие отходов на человека и окружающую среду.
Объем ежегодно образующихся в Хабаровском крае твердых бытовых отходов оценивается в 722 тыс. тонн. При этом доля отходов, направляемых во вторичное использование, составляет всего 4,9 процента. Захоронение неотсортированных отходов ведет к потере до 90 процентов полезной продукции, обладающей большим ресурсным потенциалом. При захоронении утильных фракций ежегодно в Хабаровском крае теряется не менее 140 тыс. тонн макулатуры, около 20 тыс. тонн полимерных материалов, до 36 тыс. тонн стекла.