(с изменениями на 1 марта 2024 года)
(в ред. постановлений Правительства Хабаровского края от 19.02.2013 N 17-пр, от 27.12.2013 N 469-пр, от 27.10.2014 N 400-пр, от 31.03.2015 N 54-пр, от 21.10.2015 N 338-пр, от 01.03.2016 N 45-пр, от 30.12.2016 N 525-пр, от 28.03.2017 N 86-пр, от 07.09.2017 N 365-пр, от 20.03.2018 N 80-пр, от 10.12.2018 N 449-пр, от 22.03.2019 N 101-пр, от 26.03.2020 N 101-пр, от 28.09.2020 N 413-пр, от 28.12.2020 N 584-пр, от 19.03.2021 N 70-пр, от 30.06.2021 N 268-пр, от 13.01.2022 N 5-пр, от 25.03.2022 N 144-пр, от 29.11.2022 N 624-пр, от 10.03.2023 N 95-пр, от 16.11.2023 N 522-пр, от 01.03.2024 N 62-пр)
В соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 20 сентября 2013 г. N 283-пр "Об утверждении Положения о системе управления государственными программами Хабаровского края и Методики оценки эффективности реализации государственных программ Хабаровского края" Правительство края постановляет:
(преамбула в ред. постановления Правительства Хабаровского края от 01.03.2024 N 62-пр)
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Хабаровского края "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в Хабаровском крае".
(в ред. постановления Правительства Хабаровского края от 27.12.2013 N 469-пр)
2. Утратил силу. - Постановление Правительства Хабаровского края от 13.01.2022 N 5-пр.
Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И.Шпорт
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ"
(в ред. постановления Правительства Хабаровского края от 01.03.2024 N 62-пр)
Хабаровский край - это промышленный регион Дальнего Востока России. Развитое авиа- и судостроение, нефтеперерабатывающая, золотодобывающая и лесная отрасли промышленности, а также увеличивающийся объем перевалки сыпучих грузов в морских портах определили основные угрозы экологической безопасности, наличие опасных объектов накопленного вреда окружающей среде.
Несмотря на принимаемые меры по снижению негативного воздействия на окружающую среду в Хабаровском крае (далее также - край) сохраняются угрозы экологической безопасности.
Состояние атмосферного воздуха в населенных пунктах края с наибольшей концентрацией жителей в целом оценивается как неблагоприятное. Приоритетными загрязнителями являются бенз(а)пирен, формальдегид, взвешенные вещества. Основные источники загрязнения - объекты теплоэнергетики, работающие на угольном топливе, автомобильный транспорт и слаборазвитая система дорожного хозяйства.
Увеличение перевалки угля в морском порту Ванино привело к сопутствующему росту нагрузки на окружающую среду в окрестностях портовых терминалов. Отсутствие постов наблюдения государственной наблюдательной сети и объективной информации о загрязнении атмосферного воздуха ведет к росту социальной напряженности среди населения, проживающего вблизи портовых терминалов.
Интенсивная хозяйственная деятельность, а также природные факторы оказывают негативное влияние на состояние водных объектов в крае, что обостряет многие экологические проблемы. Качество воды в реке Амур на протяжении последних лет оценивается как "загрязненная".
Проблема использования отходов обусловлена такими факторами, как удаленность от промышленных центров, слабо развитая дорожная инфраструктура, низкая численность населения и, как следствие, небольшой объем отходов, образующийся в поселении, а также высокая стоимость энергетических ресурсов и, соответственно, высокая ресурсоемкость хозяйственной деятельности. Все это делает нерентабельным в первую очередь создание сети сбора, вывоза и переработки вторичного сырья на территории края. На сегодняшний день основные отходоперерабатывающие предприятия сконцентрированы в городах Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, неохваченными остаются сельские и удаленные населенные пункты.
Остро в Хабаровском крае стоят проблемы обезвреживания отходов химической промышленности, недостатка мощностей для переработки и обезвреживания резинотехнических отходов, низкотоварной древесины и отходов лесопиления.
Ситуация с недостаточно эффективным обращением с отходами производства и потребления усугубляется наличием в крае "горячих экологических точек", в которых требуется ликвидация накопленного вреда окружающей среде. "Горячие экологические точки" преимущественно представляют собой брошенные отходы производства, образованные государственными предприятиями, обанкротившимися либо приватизированными в 1990-х - начале 2000-х годов.
Сформированная в Хабаровском крае система особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения создала необходимую основу для сохранения ключевых местообитаний редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов. Вместе с тем на землях, на которых осуществляется хозяйственная деятельность, состояние редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов и их местообитаний во многом зависит от интенсивности негативного воздействия различных отраслей хозяйственной деятельности на живую природу.
Вследствие недостаточной экологической культуры населения, безответственности хозяйствующих субъектов продолжаются захламление территории края, образование несанкционированных свалок.
Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г., определяют в качестве стратегической цели государственной политики в области экологического развития решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. N 176, устанавливает в качестве целей государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности сохранение и восстановление природной среды, обеспечение качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека и устойчивого развития экономики, ликвидацию накопленного вреда окружающей среде вследствие хозяйственной и иной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата.
Создание комфортной и безопасной среды для жизни является одной из национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
В целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности, защищенности природной среды и жизненно важных интересов населения края от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности распоряжением Правительства Хабаровского края от 2 октября 2020 г. N 1053-рп "О реализации экологической политики на территории Хабаровского края" утверждена Концепция экологической безопасности Хабаровского края на период до 2030 года, которой определяются основные направления охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в Хабаровском крае до 2030 года.
Цель государственной программы "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в Хабаровском крае" (далее - государственная программа) - обеспечение качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека и устойчивого развития экономики, ликвидация накопленного вреда окружающей среде вследствие хозяйственной и иной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата.
С учетом имеющихся экологических проблем основными задачами государственной программы являются:
- снижение негативного воздействия на окружающую среду;
- обеспечение сохранения природной среды.
Выполнение задач государственной программы обеспечивается путем реализации комплексов процессных мероприятий:
- "Обращение с отходами производства и потребления";
- "Природоохранные мероприятия".
Способы эффективного решения задач государственной программы:
- ликвидация объектов накопленного экологического ущерба прошлых лет, обезвреживание опасных отходов, улучшение качества атмосферного воздуха;
- снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, совершенствование системы экологического нормирования в городских округах, муниципальном округе и муниципальных районах края;
- сохранение биологического и ландшафтного разнообразия;
- проведение ответственной экологической политики и повышение международной привлекательности края.
В результате реализации государственной программы будет достигнут ряд положительных социальных и экономических эффектов, выразившихся в улучшении качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека и устойчивого развития экономики, сохранности природной среды, обеспечении инвестиционной привлекательности региона в целом.