ЗАКОН

КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

от 5 июля 2006 года N 215-ОЗ


Об областной целевой программе "Развитие и поддержка семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2007-2009 годы)"

(с изменениями на 5 ноября 2008 года)

______________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Калужской области от 5 ноября 2008 года N 482-ОЗ.
______________________________________               

Принят
Постановлением
Законодательного Собрания Калужской области
от 22 июня 2006 года N 447

     Статья 1


Утвердить областную целевую программу "Развитие и поддержка семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2007-2009 годы)" (прилагается).

     Статья 2


Финансирование мероприятий областной целевой программы "Развитие и поддержка семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2007-2009 годы)" за счет средств областного бюджета уточняется законом Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год.

     Статья 3


Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

Губернатор Калужской области
А.Д.Артамонов

г. Калуга

5 июля 2006 г.

N 215-ОЗ

Приложение
к Закону Калужской области
от 5 июля 2006 года N 215-ОЗ

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
 "Развитие и поддержка семейного устройства детей-сирот
 и детей, оставшихся без попечения родителей
 (2007-2009 годы)"



 ПАСПОРТ
 областной целевой программы


1  

Наименование Программы  

"Развитие и поддержка семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2007-2009 годы)"

2  

Заказчик Программы  

Министерство по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области  

3  

Разработчики Программы  

Министерство по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области, министерство образования и культуры Калужской области, министерство здравоохранения Калужской области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области  

4  

Дата принятия решения о разработке Программы  

Распоряжение Губернатора Калужской области от 21.04.2006 г.    № 90-р "О разработке областной целевой программы "Развитие и поддержка семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2007-2009 годы)"

5  

Цели и задачи Программы  

Цель Программы:

       - создать необходимые условия для воспитания в семьях жителей Калужской области детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их социализации в обществе.

Задачи Программы:

- оказать социально-экономическую поддержку семьям, воспитывающим детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- обеспечить медицинское и социально-психологическое сопровождение семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- улучшить жилищные условия детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа;

- создать систему подготовки потенциальных родителей и патронатных воспитателей для приема в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (организация "Школы приемного родителя", распространение лучшего педагогического опыта среди опекунов, усыновителей, приемных родителей и патронатных воспитателей);

- обеспечить широкую информированность населения Калужской области об условиях передачи и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи  (организация постоянных рубрик в печатных средствах массовой информации о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в семейном воспитании, теле-и радиопередач, посвященных проблемам воспитания детей-сирот в семьях);

- создать и развить систему патронатного воспитания (обеспечить развитие института патронатного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечить к 2010 году передачу под патронат не менее            30 детей-сирот).

6

Важнейшие целевые показатели

Наименование целевого показателя

Всего
(на начало года)

2007
 год

2008 год

2009 год

2010 год

1

Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях опекунов (попечителей): в том числе в приемных и патронатных семьях

2980

3030

3050

3070

2

Количество усыновленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1200

1200

1220

1250

3

Число детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которым осуществлен ремонт жилых помещений

0

20

20

20

4

Число семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым оказана адресная материальная помощь

0

10

20

30

7  

Сроки реализации  

2007-2009 годы  

8

Перечень

Мероприятия

основных мероприятий

I. Социально-психологическая и экономическая поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа

1. Адресная материальная помощь

1.1.

Выделение адресной материальной помощи  семьям, воспитывающим усыновленных детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на улучшение материально-бытовых условий, приобретение земельных участков, занятых под жилыми помещениями и непосредственно к ним прилегающих, автотранспорта и другие нужды

1.2.

Предоставление материальной помощи усыновленным детям, а также  детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, находящимся в трудных жизненных ситуациях  

1.3.

Выплата именных стипендий за успехи в обучении, творчестве и спорте усыновленным детям, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обучающимся в общеобразовательных учреждениях  

1.4.

Предоставление материальной помощи на улучшение материально-бытовых условий  (ремонт жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей)

1.5.

Возмещение расходов на проживание и проезд к месту оздоровительного отдыха, лечения и обратно детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, а также приемным родителям, опекунам и усыновителям (в том числе сопровождающим их лицам)  

2. Мероприятия с замещающими семьями, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

2.1.

Обеспечение новогодними и рождественскими подарками детей-сирот и детей, оставшихся    без попечения родителей

2.2.

Проведение ежегодной областной конференции приемных родителей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2.3.

Организация и проведение  тематических  конкурсов среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  

2.4.

Организация и проведение семинаров-тренингов для специалистов, работающих с приемными семьями и воспитывающимися в них детьми

2.5.

Организация и проведение праздничных, спортивных и других мероприятий (День матери, День защиты детей, День знаний, День опекуна, День народного единства и т.д.)

2.6.

Организация и проведение новогодних и рождественских елок (в том числе Кремлевская елка)

2.7.

Организация и проведение Дня семьи c участием семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2.8.

Организация экскурсионных поездок для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

II. Развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1.Совершенствование системы подбора и передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью

1.

Создание и обеспечение работы сайта в сети Интернет "Ищу маму"

2.

Создание и обеспечение работы "телефона доверия" для решения назревших психологических и педагогических проблем, связанных с воспитанием в семьях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  

3.

Создание тематической видеотеки о развитии семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Калужской области  

2.  Организационно-методическая помощь по вопросам опеки и попечительства  

2.1.

Разработка и издание для специалистов, работающих в сфере опеки и попечительства, нормативных правовых документов и типовых журналов учета:

- кандидатов в усыновители, опекуны, приемные родители;

- детей, усыновленных гражданами Российской Федерации;

- детей, переданных под опеку и в приемные семьи  

2.2.

Организация и проведение областных профессиональных конкурсов в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних  

2.3.

Проведение тематических семинаров для специалистов органов опеки и попечительства по вопросам совершенствования системы подбора и передачи детей, оставшихся без попечения родителей,  на воспитание в семью

2.4.

Разработка комплексной программы психолого-педагогической подготовки кандидатов в опекуны, усыновители и приемные родители

2.5.

Организация "Школы приемного родителя" на базе государственных подведомственных учреждений  

3. Повышение квалификации специалистов в сфере развития семейных форм устройства детей

3.1.

Повышение квалификации специалистов и обеспечение их участия в  международных, всероссийских и областных семинарах, совещаниях, конференциях, форумах, круглых столах и т.д.  

3.2.

Проведение межведомственной конференции со специалистами заинтересованных ведомств по проблемам развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

4.Информационное обеспечение деятельности по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

4.1.

Организация и выпуск ежеквартальных теле- и радиопрограмм по проблемам развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  

4.2.

Создание и прокат видеоматериалов, посвященных пропаганде семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей   

4.3.

Организация специальных газетных приложений, посвященных пропаганде и развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

4.4.

Организация и проведение конкурса среди журналистов муниципальных и областных средств массовой информации на лучшую публикацию, теле- и радиорепортаж по проблемам сиротства   

4.5.

Подготовка и издание книги о лучших семьях, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

4.6.

Подготовка и организация издания методических тематических  сборников, посвященных проблемам развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

4.7.

Подготовка и организация издания календарей, буклетов и других информационных материалов для пропаганды семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

III. Патронатное воспитание

1.

Комплексная подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни в условиях интернатного учреждения  

2.

Постинтернатная адаптация выпускников. Открытие  социальных отделений для выпускников (социальных гостиниц)

9  

Исполнители основных мероприятий  

Министерство по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области осуществляет отбор поставщиков товаров, исполнителей работ и услуг по соответствующим программным мероприятиям в соответствии с нормами действующего законодательства

10  

Объемы и источники финансирования  

Областной бюджет - 13144 тысячи рублей, в том числе по годам:

2007 г. - 4822 тысячи рублей;

2008 г. - 4822 тысячи рублей;

2009 г. - 3500 тысяч рублей.

11  

Ожидаемые конечные результаты  

Реализация мероприятий Программы позволит:

- обеспечить рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях граждан (в замещающих семьях - в среднем ежегодно на 30-40 детей-сирот,  усыновленных детей - на 20-30 человек);

- качественно улучшить жилищные условия детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, находящихся на воспитании в семьях граждан (ежегодно улучшать условия проживания в части коммунального обустройства жилых помещений не менее 30 семьям, воспитывающим детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);

- создать систему мер по улучшению жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ежегодно осуществлять ремонт не менее 20 жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами);

- внедрить в социальную практику Калужской области патронатное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (к 2010 году планируется 30 детей-сирот перевести на различные виды патроната).

12  

Система организации контроля за исполнением программы  

Организация управления Программой и общий контроль за ходом ее выполнения осуществляется заказчиком Программы - министерством по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области в соответствии с Положением о порядке разработки, рассмотрения и реализации областных целевых программ, утвержденным постановлением Губернатора Калужской области от 02 февраля 2005 года № 33

     


1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программным методом


Одним из приоритетов социально-экономического развития Калужской области в последние годы является развитие института приемной семьи как совокупности всех форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан.

В настоящее время в Калужской области проживают 4700 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К сожалению, число детей-сирот в последние годы не уменьшается. В 2003 году в области было выявлено 805 детей, оставшихся без попечения родителей, в 2004 году - 879, в 2005 году - 981.

Наиболее распространенной, традиционной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Калужской области остается опека (попечительство). В 2005 году более 40% от числа выявленных детей устроено в семьи опекунов и попечителей. В настоящее время количество опекаемых детей в области составляет 2327 человек.

Вместе с тем в Калужской области получила широкое распространение практика создания приемных семей. В 2005 году 195 детей-сирот обрели своих приемных родителей. На 01.04.2006 в 365 приемных семьях Калужской области, созданных теперь уже во всех муниципальных образованиях области, воспитываются 612 приемных детей (в детских домах воспитываются 520 детей). Этот результат был достигнут благодаря успешной реализации на территории Калужской области областной целевой программы "Приемная семья Калужской области (2003-2006 гг.)". В 2005 году особое внимание уделялось социально-экономической поддержке приемных семей, на которую направлено около 70 % средств данной программы. 1264 тысячи рублей было выделено в рамках реализации программы на улучшение жилищных и материально-бытовых условий приемным семьям. В первую очередь поддержка оказывалась многодетным семьям и семьям, воспитывающим детей - инвалидов, а также новым приемным семьям, берущим на воспитание сразу нескольких детей.

Действие данной программы закончилось в 2006 году и для дальнейшего развития семейных форм устройства детей-сирот необходима новая программа, охватывающая более широкий контингент детей, лишенных родительского попечения.

Приоритетной формой устройства детей в семью остается усыновление. В течение нескольких последних лет Калужская область остается в числе трех регионов Центрального федерального округа, где число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновленных гражданами России, превышает число детей, усыновленных иностранцами. За 2005 год граждане других государств усыновили всего 24 ребенка из нашей области (в 2004 г. - 52). Российскими гражданами усыновлены 73 ребенка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в 2004 году - 66 детей).

Государственная поддержка всех форм семейного устройства детей, оставшихся без родительского попечения, представляется необходимой задачей в течение среднесрочной перспективы социально-экономического развития региона.

Решению этой задачи отвечает принятый Закон Калужской области от 15.07.05 № 106-ОЗ "О патронатном воспитании". Он определяет 3 вида патроната и при его успешной реализации позволит обеспечить защиту прав детей, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении, расширить круг воспитанников интернатных учреждений, передаваемых в патронатные семьи, организовать профессиональное сопровождение выпускников интернатных учреждений. Однако сделать это без четко построенной стратегии конкретных мер поддержки новой формы устройства детей в семьи граждан будет практически невозможно, так как эта работа связана с необходимостью межведомственной координации усилий целого ряда ведомств и структур, а также финансированием мер по реализации закона.

В Калужской области очень острой остается проблема обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из 4700 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечены жилыми помещениями, пригодными для проживания, не более 20%. На 01.04.2006 г. в очереди на получение субсидии на приобретение жилого помещения стоят более 300 детей-сирот (от 14 лет и старше). На средства, выделяемые из областного бюджета, приобретается ежегодно не более 15 квартир. В муниципальных образованиях недостаточно средств для ремонта закрепленных за детьми жилых помещений, и они постепенно переходят в разряд непригодных для проживания, в связи с чем очередь на получение субсидии ежегодно увеличивается более чем на 50 человек (в 2005 году - на 85 человек).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»