Действующий

О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 1 июля 2013 года № 272 «Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики «Окружающая среда и природные ресурсы (2013 - 2015 годы)»

1. Характеристика состояния социально-экономического развития Удмуртской Республики в сфере охраны окружающей среды,
природопользования и обеспечения экологической безопасности, в том числе основные проблемы и прогноз её развития


Государственная программа представляет собой документ, содержащий цели и задачи социально-экономического развития Удмуртской Республики на среднесрочный период в сфере охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности, а также направления и механизмы их реализации.

Государственная программа разработана с учётом Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года, утверждённой Законом Удмуртской Республики от 9 октября 2009 года № 40-РЗ, Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы, утверждённой Законом Удмуртской Республики от 18 декабря 2009 года № 68-РЗ (далее - Программа социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы), и направлена на сохранение и развитие достигнутых результатов и положительных тенденций в сфере охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности.

В рамках реализации  социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы, утверждённой Законом Удмуртской Республики от 12 ноября 2004 года № 60-РЗ,  в области охраны окружающей среды особое внимание было уделено комплексному решению проблем развития экологически ориентированной экономики республики и создания благоприятных условий для жизнедеятельности населения, продолжена работа по снижению негативного воздействия на окружающую среду, обеспечению экологической безопасности в городах и районах республики.

За период реализации  социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы на территории Удмуртской Республики обеспечено снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников на 10 %, доля чистой и нормативно очищенной воды в общем объёме водоотведения увеличилась с 81 % в 2005 году до 84,3 % в 2009 году.

Общий объём поступлений средств в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджет Удмуртской Республики в период с 2005 по 2009 годы составил 277,60 млн. рублей. В 2010-2012 годах доходная часть бюджета Удмуртской Республики пополнилась указанными платежами на 341,58 млн. рублей.

Осуществлялись меры по совершенствованию системы финансирования природоохранных мероприятий.

В соответствии с внесёнными изменениями в Бюджетный кодекс Российской Федерации признан утратившим силу Закон Удмуртской Республики от 8 октября 2004 года № 39-РЗ «О целевом бюджетном экологическом фонде Удмуртской Республики». В связи с этим было принято постановление Правительства Удмуртской Республики от 26 ноября 2007 года № 183 «О Порядке формирования и финансирования перечня природоохранных мероприятий за счёт средств бюджета Удмуртской Республики», которое также признано утратившим силу, в настоящее время действует постановление Правительства Удмуртской Республики от 8 ноября 2010 года № 337 «Об утверждении Положения о порядке формирования и финансирования перечня природоохранных мероприятий, финансируемых за счет средств бюджета Удмуртской Республики».

В период с 2005 по 2009 годы на выполнение природоохранных мероприятий из бюджета Удмуртской Республики направлены 238,40 млн. рублей. В 2010-2012 годах данная сумма составила 204,49 млн. рублей.

Приоритетными направлениями финансирования экологических программ и мероприятий являлись проектирование, строительство, реконструкция и ремонт природоохранных объектов республики, мероприятия по охране и восстановлению водных объектов, обустройство полигонов твёрдых бытовых отходов (далее - ТБО), функционирование природных парков, охрана и воспроизводство растительного и животного мира, ликвидация несанкционированных свалок, экологическое просвещение населения.

Одним из важнейших направлений природоохранной деятельности являлось обеспечение экологической безопасности объектов по хранению и уничтожению химического оружия. В 2005 году был открыт Региональный центр системы государственного экологического контроля и мониторинга, где на постоянной основе проводился контроль источников загрязнения на объектах в г.Камбарке и в п.Кизнер и экологический мониторинг в зоне защитных мероприятий, постоянно информировалось население о результатах исследования окружающей среды в зонах защитных мероприятий объектов.

В марте 2009 года завершены работы по уничтожению всего объёма боевых отравляющих веществ (люизита) в г.Камбарке. В 2010 году полностью закончены работы по переработке полученных в ходе уничтожения люизита реакционных масс и отправке их в поселок Горный Саратовской области.

С целью создания эффективной системы управления отходами производства и потребления принят Закон Удмуртской Республики от 15 октября 2009 года № 43-РЗ «Об отходах производства и потребления в Удмуртской Республике» и утверждена постановлением Правительства Удмуртской Республики от 6 июля 2009 года № 181 республиканская целевая  «Государственная поддержка создания и развития системы переработки и захоронения отходов в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы».

Указанной программой предусмотрена реализация проекта кустового принципа размещения полигонов по захоронению отходов с созданием сети мусоросортировочных станций.

Внедрение данной системы в рамках названного проекта позволит сократить рост и количество несанкционированных свалок, свалок районных центров и сельских поселений путем концентрации потоков образующихся отходов на кустовых полигонах и сети мусоросортировочных станций.

В 2012 году начаты работы по строительству полигона твердых бытовых отходов в г.Можге, ввод в эксплуатацию которого планируется в 2014 году.

В рамках осуществления полномочий Удмуртской Республики по ведению Красной книги субъекта Российской Федерации, а также в целях развития сети особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) Удмуртской Республики, с 2005 по 2011 годы проведена научно-исследовательская работа по оценке состояния редких и исчезающих видов растений и животных с созданием локальных сетей ООПТ на территории Удмуртской Республики. По результатам данной работы составлены новые научно обоснованные локальные схемы ООПТ. В декабре 2011 года утверждён обновлённый перечень (список) редких и исчезающих видов грибов, лишайников, растений и животных, занесённых в Красную  Удмуртской Республики.

В декабре 2012 года издана новая редакция Красной книги Удмуртской Республики в количестве 1315 экземпляров.

В 2005 году схема ООПТ Удмуртской Республики пополнилась двумя государственными природными ботаническими заказниками: «Андреевский сосновый бор» и «Кокманский», расположенными в Красногорском районе Удмуртской Республики.

Общая площадь ООПТ Удмуртской Республики составляет 331,4 тыс.га, или 7,8 % площади Удмуртской Республики. Так, для сравнения данный показатель по Республике Башкортостан составляет 6,5 %, Республике Татарстан - 3 %, Кировской области - 3 %, Пермскому краю - 9 %, Республике Чувашия - 7 %, Республике Мордовия - 6,5 %.

Общая площадь ООПТ регионального значения - 310,7 тыс. га или 7,3 % от площади республики.

В 2009 году постановлением Правительства Удмуртской Республики от 28 сентября 2009 года № 278 утверждён Порядок определения особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения на территории Удмуртской Республики.

В период реализации  социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы в распределённом фонде Удмуртской Республики находились 93 месторождения. По состоянию на 1 января 2013 года распределённый фонд увеличился до 104 месторождений. Для сравнения, среди субъектов Приволжского федерального округа количество месторождений общераспространённых полезных ископаемых (далее - ОПИ), находящихся в распределённом фонде, составляет в Пермском крае - 145, в Республике Башкортостан - 307, Республике Марий Эл - 60.

В целях реализации полномочий Удмуртской Республики в области недропользования разработан и принят ряд нормативных правовых актов, определяющих процедуру предоставления права пользования участками недр местного значения, переоформления лицензий на пользование участками недр местного значения и проведения государственной экспертизы их запасов.

Право пользования участками недр местного значения для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых предоставляется по результатам аукциона. В связи с изменениями законодательства о недрах с 2012 года участки недр местного значения также предоставляются без проведения аукциона: для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых; для разведки и добычи открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению такого участка недр; на право краткосрочного (сроком до одного года) пользования участком недр местного значения для осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр местного значения, право пользования которым досрочно прекращено; для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых. По состоянию на 1 января 2013 года количество выданных лицензий на пользование недрами в период с 2005 года составляет 124 лицензии.

С 2006 года на территории Удмуртской Республики ежегодно проводились геолого-разведочные работы за счёт средств недропользователей, по результатам которых выявлены и оценены 33 месторождения общераспространенных полезных ископаемых.

С целью учёта состояния минерально-сырьевой базы и обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых и иных ресурсов недр ежегодно составляются государственные балансы запасов полезных ископаемых и государственные кадастры месторождений и проявлений полезных ископаемых.

В соответствии с законодательством о недрах на территории Удмуртской Республики организована система мониторинга геологической среды (сбор и анализ информации о состоянии недр, в том числе подземных вод). По результатам проведённых работ выпускается ежегодный информационный бюллетень о состоянии недр на территории Удмуртской Республики.

Основными источниками водоснабжения населения и объектов экономики республики являются поверхностные водные объекты. Общий объем водопотребления в республике в 2011 году составил 271 миллион кубических метров в год.