Недействующий


Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан

от 26 октября 2011 г. N 893


"Об утверждении концепции обращения с отходами производства  и потребления в Республике Татарстан на период 2012-2020 годов"

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
от 2 июля 2019 года N 538

____________________________________________________________________


В целях развития системы комплексного управления отходами производства и потребления в Республике Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию обращения с отходами производства и потребления в Республике Татарстан на период 2012-2020 годов.

2. Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан в установленном порядке разработать и внести на утверждение в Кабинет Министров Республики Татарстан проект долгосрочной целевой программы "Обращение с отходами производства и потребления в Республике Татарстан на 2012-2015 годы".

3. Признать утратившим силу постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.11.2007 N 638 "Об утверждении Концепции "Утилизация, переработка отходов производства, потребления и вовлечение вторичных ресурсов в промышленное производство в Республике Татарстан".

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйств Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан.

Премьер-министр
Республики Татарстан

И.Ш. Халиков

     

Концепция
обращения с отходами производства и потребления
 в Республике Татарстан на период 2012-2020 годов)
(утв. постановлением КМ РТ от 26 октября 2011 г. N 893)

     
1. Основные положения


Концепция обращения с отходами производства и потребления в Республике Татарстан на период 2012-2020 годов (далее - Концепция) разработана в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом "Об охране окружающей среды", Экологическим кодексом Республики Татарстан.

Концепция является основой для разработки долгосрочной целевой программы "Обращение с отходами производства и потребления в Республике Татарстан на 2012-2015 годы" (далее - Программа), а также определяет основные цели, задачи и методы государственного регулирования в этой сфере на период 2012-2020 годов.

Концепция предназначена для министерств и ведомств Республики Татарстан, рекомендована органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан, осуществляющим долгосрочное планирование в области управления отходами производства и потребления, а также предприятиям, организациям, учреждениям, в результате деятельности которых образуются отходы производства и потребления.


2. Цель и задачи концепции


Цель Концепции - снижение уровня загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления.

Основными задачами Концепции являются:

создание республиканской системы управления отходами производства и потребления;

формирование республиканской системы обращения с отходами производства и потребления;

создание инфраструктуры по размещению, переработке и обезвреживанию отходов производства и потребления.

Для решения намеченных задач Концепции выделяются два периода:

первый этап - 2012-2015 годы;

второй этап - 2016-2020 годы.


3. Современное состояние обращения с отходами
 в Республике Татарстан


По уровню социально-экономического развития Республика Татарстан входит в группу российских регионов с высоким уровнем развития. Промышленный профиль республики определяют нефтегазохимический комплекс, машиностроение, электроэнергетика, пищевая, легкая промышленность, промышленность строительных материалов, лесная и деревообрабатывающая промышленность.

Основными причинами обострения экологических проблем в области обращения с отходами являются:

высокий уровень износа технологического оборудования;

использование организациями республики многоотходных технологий;

низкие темпы внедрения современных ресурсо- и энергосберегающих технологий.

Ежегодно в республике образуется более 10 млн. тонн отходов, из них 60 процентов составляют отходы животноводства, 12 процентов - бытовые отходы и 28 процентов - промышленные.

В качестве вторичных ресурсов на протяжении ряда лет используется около 10 процентов от общего объема собранных промышленных и бытовых отходов. В хозяйственный оборот вовлекаются только высоколиквидные и рентабельные отходы, главным образом лом и отходы черных и цветных металлов, высокосортные марки макулатуры, чистые текстильные, полимерные и древесные отходы, часть минеральных отходов металлургической промышленности. Слабо вовлекаются в хозяйственное использование отходы потребления.

Существующая в настоящее время в Республике Татарстан система обращения с отходами основана преимущественно на захоронении их на свалках (полигонах) твердых бытовых отходов (далее - ТБО) или длительном хранении (складировании) на специализированных объектах.

В республике крайне медленными темпами внедряется система раздельного сбора отходов, особенно компонентов ТБО. Из-за отсутствия раздельного сбора отходов вместе с пищевыми отходами, бумагой, полимерной и другой тарой выбрасываются банки с остатками красок, ядохимикатов, лаков, разбитые ртутьсодержащие приборы и лампы, лекарства и прочее. Токсичные компоненты отходов в виде фильтрата представляют потенциальную угрозу окружающей среде.

Особую проблему представляют промышленные отходы. Совокупность опасных свойств, характерных для промышленных отходов (токсичность, пожаро- и взрывоопасность и др.), создает особый риск для здоровья населения и окружающей среды. Нежелание (или отсутствие возможностей) организаций вкладывать финансовые средства в создание замкнутых технологических циклов, в которых отходы, образующиеся в одном технологическом цикле, являются сырьем для другого, приводит к увеличению объемов размещения отходов на свалках (полигонах) ТБО. Несовершенство системы учета образования и движения отходов приводит к несанкционированному размещению токсичных промышленных отходов на свалках ТБО, берегах рек, водоемов, в пригородных лесах и т.д.

Низкий уровень экологической культуры населения способствует захламлению территорий в местах массового отдыха горожан, вокруг садовых и дачных участков, вдоль автомобильных и железных дорог и т.д.

Помимо экологических аспектов, проблема утилизации отходов имеет и экономическую сторону. Отходы, как промышленные, так и бытовые, являются источником вторичного сырья, их переработка может дать существенную экономию природных ресурсов.

Создание и развитие производств (установок) по сбору, переработке и обезвреживанию отходов помогут решить и социальную проблему, обеспечив создание новых рабочих мест для жителей районов и городов республики.

Для республики также актуальна проблема транспортировки отходов. В настоящее время определенная часть населения, проживающего в неблагоустроенном жилом секторе, не охвачена плановой системой вывоза отходов. Часть отходов сжигается на местах, что противоречит законодательству в области обращения с отходами, часть закапывается на придомовых территориях, а большая часть, также в нарушение законодательства, попадает на межселенные территории, образуя несанкционированные свалки на пустырях, вдоль дорог и пр.

В последние годы в республике ведется интенсивное строительство, что приводит к росту отходов строительства и сноса. Точные объемы образующихся строительных отходов оценить трудно, однако необходимо отметить, что их основная часть размещается на свалках (полигонах) ТБО, сокращая срок эксплуатации последних. При организации должной системы управления строительными отходами они могли бы быть использованы при рекультивации нарушенных территорий в качестве подстилающих материалов при строительстве различных объектов малого бизнеса и др.

Одной из задач отраслей благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства является регулярная уборка территорий (уличных, дворовых, внутриквартальных и других) от мусора, снега, технических и технологических загрязнений. В зимний период осуществляется вывоз снежных масс с территории городов и населенных пунктов. Поскольку вывозимый снег загрязнен песчано-соляной смесью, бытовым мусором и т.д., необходимо наличие специально отведенных мест для вывоза снега (снежных свалок, снегоплавильных пунктов), оснащенных локальными очистными сооружениями.

В летний период при уборке территории городов и населенных пунктов образуются смет, ветки, листва и т.д., при уходе за зелеными насаждениями - веточная масса. Древесные отходы и парковый смет вывозятся на свалки ТБО или на так называемые свалки веточных масс. Зачастую накопленная масса сжигается.

Анализ существующей в настоящее время ситуации в сфере обращения с отходами на территории республики показывает, что, несмотря на принимаемые Правительством Республики Татарстан меры, имеется необходимость повышения эффективности системы управления отходами.

Одним из приоритетных направлений государственной системы управления отходами является решение вопроса безопасного размещения отходов. Для этих целей в республике функционируют около 50 полигонов ТБО, которые построены в крупных городах и населенных пунктах республики - в местах наибольшего образования отходов.

В настоящее время полигоны ТБО находятся в ведении организаций различных форм собственности.

Основные проблемы в области обращения с отходами производства и потребления можно разбить по следующим направлениям:

3.1. Сбор и переработка вторичных ресурсов.

Приоритетным направлением работы в области обращения с отходами является переход от захоронения отходов к использованию их в качестве вторичных ресурсов, оптимизации мест размещения отходов, направленной на уменьшение их количества.

В 2010 году в соответствии с приказом министра экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 01.02.2010 N 58 обязательному сбору в качестве вторсырья подлежали 13 видов отходов: древесные отходы, макулатура, отходы черного металла, отходы цветного металла, ртутьсодержащие отходы, отработанные масла, нефтешламы, отходы полимерных материалов, отходы резинотехнических изделий, отработанные аккумуляторы, отработанный электролит, текстиль, стеклобой. На 01.01.2011 в республике было зарегистрировано 200 специализированных предприятий, имеющих лицензию на право деятельности по обращению с опасными отходами, из них 84 предприятия (42 процента) - лицензию на сбор черных и цветных металлов, 116 (58 процентов) - на другие виды отходов.

В республике в год собирается в среднем 343 тыс. тонн лома черных и цветных металлов. Крупнейшими организациями по заготовке лома черных и цветных металлов являются ОАО "Втормет" и его филиалы (на предприятиях осуществляются сортировка, резка, прессование металла), ОАО "КАМАЗ-Металлургия" (промышленный полигон вторичных ресурсов), ООО "Татвторчермет", ЗАО "Торгмет", ООО "Истоки", ООО "РАМСАЛ", ЗАО "ТАГУМ", ЗАО "Казаньвторцветмет", ОАО "Сухоложский завод цветных металлов" (Казанский и Набережночелнинский филиалы) и ряд других. Перерабатывается в среднем в республике около 75 тыс. тонн/год. Отправка готового металлолома осуществляется на металлургические комбинаты в гг. Ижевске, Липецке, Магнитогорске, Череповце. Переплавкой металла в республике занимается ОАО "КАМАЗ-Металлургия".

Сбор отходов, содержащих ртуть и ее соединения, на территории республики осуществляют 11 организаций. Из них переработкой занимается одна организация - ООО "Экология" (г. Нижнекамск), которая имеет на балансе установку УРЛ-2М с криогенной ловушкой паров ртути. Производительность установки - 197,5 тонны/год. В 2010 году ООО "Экология" переработало 29,4 тонны ртутьсодержащих отходов. Часть отходов вывезена на переработку за пределы республики.

Сбор макулатуры в республике осуществляют 22 организации (лицензиата), которыми в год собирается около 365 тыс. тонн данного вида отходов. Единственным крупным потребителем макулатуры в республике является ЗАО "Народное предприятие "Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат". Предприятие производит картон и санитарно-гигиеническую бумагу для изготовления гофротары и туалетной бумаги. Технологическая установка по переработке макулатуры - стационарная, режим эксплуатации - непрерывный, проектная производительность по картону - 100,0 тыс. тонн/год, по туалетной бумаге - 40,0 тонны/год. В год предприятием перерабатывается примерно 200 тыс. тонн отходов.

Сбор и переработку изношенной авторезины и других отходов резинотехнических изделий в республике осуществляют 13 организаций. Переработку отработанных резинотехнических изделий на территории республики осуществляют две организации: ООО "КамЭкоТех" (г. Нижнекамск) и ОАО "Нижнекамскшина" (г. Нижнекамск). ОАО "Нижнекамскшина" осуществляет повторное использование собственных отходов (отходы обрезиненного корда, резиновых смесей, вулканизированные выпрессовки). Продуктами переработки являются: нашпальная прокладка, резиновые плиты для железнодорожных переездов, резинотканевые плиты для сельскохозяйственных организаций, резиновые детали для товаров народного потребления.

В год в Республике Татарстан собирается около 7000 тонн отработанных масел. ООО "Вторнефтепродукт" (г. Заинск) собранные отработанные нефтепродукты перерабатываются на немецкой установке "КХД Хумбольдт-Ведаг АГ" компании "КЛЕКНЕР" (ФРГ). Проектная мощность установки составляет 1 куб. метр/час. Из общего количества отработанных масел выход чистого продукта составляет 75 процентов, оставшийся шлам (25 процентов) передается на утилизацию ООО "Промышленная экология" (г. Альметьевск). В 2010 году предприятием переработано 690,7 тонны отходов. В ООО "Экология" имеется участок по утилизации отработанных масел, не подлежащих регенерации. Одновременно организацией в небольшом количестве перерабатываются отходы синтетических и минеральных масел с получением продукта "Эмульсол-Эко". Мощность установки - 500 тонн/год. В 2010 году на установке утилизировано 1104,18 тонны отходов. ОАО "Нижнекамскшина" в 2010 году на стационарной установке фирмы "Рутнер" производительностью 50000 тонн/год обезврежено 500 тонн не подлежащих утилизации отработанных трансмиссионных масел.

Деятельность большинства организаций, осуществляющих сбор отработанных аккумуляторов на территории республики, ограничивается их передачей на переработку третьим организациям в качестве источника для извлечения цветных металлов с отгрузкой на заводы в гг. Челябинск, Рязань, Днепропетровск, Курск. В год по республике собирается около 2000 тонн отработанных аккумуляторов и 700 тонн электролита. Лениногорский аккумуляторный завод - ООО "Шарл" перерабатывает в среднем 120 тонн отработанных свинцовых аккумуляторных батарей и 35 тонн отработанной серной аккумуляторной кислоты. В результате утилизации отработанных аккумуляторов образуется вторичная продукция - свинцовые стартерные аккумуляторные батареи. ООО "Шарл" (г.Лениногорск) - единственное предприятие, перерабатывающее лом свинцовых аккумуляторных батарей методом низкотемпературной плавки на оборудовании и по технологии немецкого концерна "VARTA Engineering GmbH".

В республике 27 организаций осуществляют сбор отходов полимерных материалов, из них 11 организаций имеют оборудование для переработки полимерных отходов. ООО "Завод Эластик" производит пластмассовые изделия из отходов полиэтилена и полипропилена. Продукцией данной организации являются ящики для рассады и винно-водочных изделий, ведра. На ОАО "Нижнекамскшина" налажено производство из данных отходов полиэтиленовой пленки и полиэтиленовых труб различного сечения. ООО "Экология" перерабатывается пластмассовая незагрязненная тара, потерявшая потребительские свойства, отходы полиэтилена в виде пленки, отходы полимерных материалов. В результате переработки получают товарный продукт - крошку (ПНД, ПВД). Мощность установки - 20 тонн/год. ООО "Оникс Торг" и ООО "Оникс-Пласт" (г. Казань) полимерные отходы перерабатываются путем дробления с последующим изготовлением агломерата. ООО "ЭкоПЭТ" осуществляет сбор и переработку полиэтиленовых бутылок с дальнейшим производством многослойной полиэтиленовой пленки. В 2010 году переработано 12,3 тонны отходов полимерных материалов.

Для республики остается актуальным вопрос утилизации отходов нефтешламов, образующихся в результате деятельности локальных очистных сооружений автомоек, ливневых стоков с АЗС, при зачистке резервуаров для хранения мазутного топлива на ТЭЦ и нефтепродуктов на АЗС. Образующиеся нефтесодержащие отходы относятся в основном к опасным отходам 3-4 классов, и решение проблемы их утилизации весьма актуально. Крупной организацией на территории юго-восточного региона Республики Татарстан, занимающейся сбором и переработкой отработанных нефтепродуктов и нефтешламов, является ООО "Промышленная экология" (г. Альметьевск). Организацией осуществляется переработка всех видов жидких и твердых нефтешламов, отработанных масел. Всего в республике в 2010 году переработано 56,0 тыс. тонн и уничтожено на установках ОАО "Нижнекамскшина" и ООО "Экология" 387,928 тонны нефтешламов.

В данный момент осуществляется работа, направленная на повышение эффективности системы сбора, сортировки и утилизации отходов. Важным шагом на пути повышения эффективности использования потребительски ценных компонентов ТБО явилось продолжение строительства комплексов и установок по сортировке ТБО в городах и районных центрах Республики Татарстан. На 01.01.2011 на территории Республики Татарстан было построено 24 мусоросортировочных комплекса общей мощностью 1141 тыс. тонн/год. Практически на всех комплексах отсортировываются до 10 видов вторичных материальных ресурсов: полиэтиленовая пленка, пластмасса, полиэтиленовые бутылки, макулатура, стеклобой, лом черных и цветных металлов, текстиль, которые в дальнейшем брикетируются, прессуются и отправляются на реализацию.

3.2. Медицинские отходы.

В Республике Татарстан довольно остро стоит проблема со сбором и утилизацией отходов (иглы, шприцы, перевязочный материал, пластик и пр.) в медицинских учреждениях. Эти отходы являются потенциально опасными, поэтому должны подвергаться специальной обработке, собираться с выполнением ряда условий и только после обеззараживания могут считаться безопасными. В лечебных учреждениях далеко не всегда выполняются эти условия, так как их выполнение связано с организационными трудностями и материальными затратами. Руководители лечебно-профилактических учреждений разными путями обходят требования руководящих документов - смешивают медицинские отходы с бытовыми или пищевыми, вывозят их на полигоны ТБО. Сегодня каждое лечебное учреждение утилизирует отходы в силу своих финансовых возможностей. Обезвреживание медицинских отходов, которые содержат в себе инфицированный материал, радиоактивные и токсичные компоненты, - острая проблема не только для городов республики, но и для сельской местности. Только фельдшерско-акушерских пунктов в селах более 1800. Для принятия решений по их утилизации необходимо точно знать количественный и качественный состав образующихся в республике медицинских отходов.

Недостаточное количество специальных установок по обеззараживанию ("Стеримед-1", "Ньюстер" имеются лишь в Республиканском центре по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями Министерства здравоохранения Республики Татарстан, Межрегиональном клинико-диагностическом центре, городском противотуберкулезном диспансере г. Казани, Больнице скорой медицинской помощи г. Набережные Челны) приводит к высокой степени ручных манипуляций при обеззараживании отходов. При отправлении на полигон ТБО "отходов" от хирургических операций и перевязочных материалов даже после обеззараживания возникает риск распространения различных инфекционных заболеваний. В городе Казани на территории Самосыровской свалки открыт современный комплекс по утилизации биологических отходов. Однако в Татарстане основным способом утилизации медицинских отходов классов А, Б, В по-прежнему остается складирование их на полигонах ТБО. Существующая система сбора отходов исключает возможность раздельного транспортирования медотходов различных категорий.

По данным Министерства здравоохранения Республики Татарстан, в республике в год образуется около 25 тыс. тонн медицинских отходов, из них: отходы класса А (неопасные отходы) - 82 процента; отходы класса Б (опасные (рискованные) отходы) - 15 процентов; отходы класса В (чрезвычайно опасные отходы) - 1,4 процента; отходы класса Г (отходы, по составу близкие к промышленным) - 1,5 процента; отходы класса Д (радиоактивные отходы) - 0,1 процента.

В классическом варианте для утилизации медицинских отходов требуются специальные маркированные емкости для сбора (как правило, одноразовые), специальная площадка и специальные контейнеры с соответствующей маркировкой. Контейнеры с отходами обычно вывозятся на договорной основе специализированным предприятием, которое и занимается дальнейшей их утилизацией. Услуги таких предприятий стоят недешево, впрочем, как и одноразовые мешки, которые приходится периодически приобретать. Поэтому проблемы сортировки и утилизации медицинских отходов остаются актуальными.

Также не решен вопрос утилизации лекарственных средств с истекшим сроком годности, фальсифицированных фармацевтических препаратов.

3.3. Отходы животноводства.

По данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, в год в республике образуется около 6 млн. тонн животноводческих отходов. На территории республики имеется 72 навозохранилища общей вместимостью лишь 935,74 тыс. тонн/год. Количество последних, размещаемых на сельскохозяйственных угодьях в качестве удобрений, составляет около 5,5 млн. тонн.

Рост мировых цен на энергоносители, истощаемость запасов нефти и природного газа, распространение в мире нетрадиционных источников энергии определяет необходимость создания предприятий по производству биотоплива. Сырьевая база для биотехнологий существует практически в каждом аграрно-развитом районе. Переработка отходов, помимо получения альтернативного источника энергии, имеет важный экологический аспект в борьбе с загрязнением водных ресурсов, почвенного покрова. Сегодня в Татарстане рассматривается вопрос о возможности переработки отходов животноводства и получения органического удобрения, биогаза и биодизеля для последующей выработки теплоэнергии. Такие технологии позволят одновременно утилизировать отходы в зонах его образования, улучшить состояние окружающей среды, получить электроэнергию на основе местного возобновляемого сырья, производить дешевые и экологически чистые органические удобрения, а также обеспечить процесс восстановления и увеличения естественного плодородия почв.

По данным Главного управления ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан, в 2009 году в республике образовалось 6906 тонн биологических отходов. По состоянию на 01.01.2011 в соответствии с поручением Президента Республики Татарстан от 19.10.2007 N ПР-24 в республике закуплено 86 установок по утилизации биологических отходов. Построены 324 биотермические ямы, обустроены 777 сибиреязвенных скотомогильников.

Проблемы обращения с данным видом отходов обусловлены отсутствием надлежащего контроля за территориями скотомогильников, а зачастую выбытием земельных участков под скотомогильники из оборота.

В Республике Татарстан остро стоит вопрос переработки биологических отходов животноводства. В то же время существует достаточное количество экологически чистых технологий обращения с данным видом отходов, позволяющих получать готовую товарную продукцию (например, мясокостную муку), тем самым достигается экономический эффект.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»