ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
от 22 апреля 2011 года N 13-ЗРТ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2011 - 2015 ГОДЫ
(в ред. Законов Республики Татарстан от 19.07.2012 N 57-ЗРТ, от 20.01.2014 N 7-ЗРТ, от 14.05.2014 N 32-ЗРТ, от 24.07.2014 N 76-ЗРТ)
Принят
Государственным Советом
Республики Татарстан
31 марта 2011 года
Утвердить Программу социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011 - 2015 годы согласно приложению к настоящему Закону.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Республики Татарстан
Р.Н.МИННИХАНОВ
Казань, Кремль
22 апреля 2011 года
N 13-ЗРТ
ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2011 - 2015 ГОДЫ
(в ред. Законов Республики Татарстан от 19.07.2012 N 57-ЗРТ, от 20.01.2014 N 7-ЗРТ, от 14.05.2014 N 32-ЗРТ)
Наименование Программы | Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011 - 2015 годы (далее - Программа) |
Государственный заказчик Программы | Кабинет Министров Республики Татарстан |
Основные разработчики Программы | Министерство экономики Республики Татарстан; Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан; министерства, ведомства Республики Татарстан; Казанский (Приволжский) федеральный университет; Казанский государственный финансово-экономический институт |
Цель и задачи Программы | Целью Программы является повышение качества жизни населения Республики Татарстан на основе устойчивого, динамичного развития экономики и создания благоприятной окружающей среды. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: повышение конкурентоспособности экономики; формирование динамичной системы государственного и муниципального управления; |
Срок реализации Программы | 2011 - 2015 годы |
Перечень разделов Программы | 1. Характеристика социально-экономического положения Республики Татарстан |
2. Цель и задачи Программы | |
3. Основные мероприятия Программы | |
3.1. Имущественные отношения | |
3.2. Размещение производительных сил | |
3.3. Человеческий капитал и рынок труда | |
3.4. Инновационное развитие | |
3.5. Деятельность монопольных организаций | |
3.6. Урбанизация и рурализация | |
3.7. Теневая экономика | |
3.8. Средний класс | |
3.9. Финансовые институты | |
3.10. Участие государства в экономике | |
3.11. Ценовая и тарифная политика | |
3.12. Уровень жизни - экономические и экологические факторы | |
4. Сроки реализации Программы | |
5. Механизм управления реализацией Программы | |
6. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы | |
Исполнители Программы | Кабинет Министров Республики Татарстан; исполнительные органы государственной власти Республики Татарстан; органы местного самоуправления; |
Система организации контроля за исполнением Программы | Формы и методы организации контроля за исполнением Программы определяются Государственным Советом Республики Татарстан и Кабинетом Министров Республики Татарстан в рамках своей компетенции |
Основные результаты реализации Программы | Социально-экономическая эффективность Программы оценивается по степени достижения установленных в ней целевых параметров |
Программа разработана в соответствии с Конституцией Республики Татарстан.
Социально-экономическое развитие страны и ее регионов, в том числе Республики Татарстан, в последнее десятилетие характеризуется изменением государственных институтов. Вновь формирующиеся институты, способствующие развитию свободного рынка и демократического общества, содержат в себе институциональные ловушки, неучет наличия которых может привести к системным ошибкам. Здесь важно учитывать совокупность формальных и неформальных ограничений, которые, как показывает мировой опыт, являются следствием сохранения противоречивых институциональных проблем.
Решение поставленных перед Республикой Татарстан задач, требующих создания инновационной диверсифицированной экономики и на этой основе повышения ее инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности, потребовало анализа наличия институциональных факторов и ловушек, которые могут стать ограничениями для дальнейшего развития Республики Татарстан.
(в ред. Закона Республики Татарстан от 19.07.2012 N 57-ЗРТ)
В качестве инструмента функционального анализа излагаемых в настоящей Программе подходов и предложений по решению проблем институционального характера используется институциональная матрица. Ее структура приведена на рисунке 1.
┌═══════════════┬══════┬══════┬══════┬══════┬══════┬═════┬══════┬══════┬══════┬═════┬══════┬════┬═════┬══════┬═════┬═════┬═════┬═════┬═════┬══════‰
│ Секторы│Агроп-│Добыча│Нефте-│Машин-│Легкая│Энер-│Строи-│Фарма-│Тор- │Обор-│Транс-│IT- │Дере-│Госу- │Обра-│Здра-│Куль-│Соци-│Малый│Жилищ-│
│ экономики и│ромыш-│полез-│хими- │остро-│про- │гети-│тель- │цевти-│говля,│онно-│порт и│сек-│вооб-│дарст-│зова-│воох-│тура │аль- │и │но- │
│ виды│ленный│ных │ческое│ение │мыш- │ка │ство и│ческая│общес-│-про-│дорож-│тор │ра- │венное│ние │ране-│ │ное │сред-│комму-│
│ деятельности│ком- │иско- │произ-│ │ленно-│ │строи-│про- │твен- │мыш- │ное │ │ботка│и │ │ние │ │обс- │ний │наль- │
├═══════════════┤плекс │паемых│вод- │ │сть │ │тель- │мыш- │ное │ленн-│хозяй-│ │ │муни- │ │ │ │лужи-│биз- │ное │
│Институциональ-│ │ │ство │ │ │ │ные │ленно-│пита- │ый │ство │ │ │ци- │ │ │ │вание│нес │хозяй-│
│ные факторы │ │ │ │ │ │ │мате- │сть │ние и │ком- │ │ │ │паль- │ │ │ │ │ │ство │
│ │ │ │ │ │ │ │риалы │ │быто- │плекс│ │ │ │ное │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │вые │ │ │ │ │управ-│ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │услуги│ │ │ │ │ление │ │ │ │ │ │ │
├═══════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼═════┼══════┼══════┼══════┼═════┼══════┼════┼═════┼══════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼══════┤
│Имущественные │хххххх│хххххх│хххххх│хххххх│хххххх│ххххх│хххххх│хххххх│хххххх│ххххх│хххххх│хххх│ххххх│хххххх│ххххх│ххххх│ххххх│ххххх│ххххх│хххххх│
│отношения │хххххх│хххххх│хххххх│хххххх│хххххх│ххххх│хххххх│хххххх│хххххх│ххххх│хххххх│хххх│ххххх│хххххх│ххххх│ххххх│ххххх│ххххх│ххххх│хххххх│
├═══════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼═════┼══════┼══════┼══════┼═════┼══════┼════┼═════┼══════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼══════┤
│Человеческий │хххххх│хххххх│хххххх│хххххх│хххххх│ххххх│хххххх│хххххх│хххххх│ххххх│хххххх│хххх│ххххх│хххххх│ххххх│ххххх│ххххх│ххххх│ххххх│хххххх│
│капитал и рынок│хххххх│хххххх│хххххх│хххххх│хххххх│ххххх│хххххх│хххххх│хххххх│ххххх│хххххх│хххх│ххххх│хххххх│ххххх│ххххх│ххххх│ххххх│ххххх│хххххх│
│труда │хххххх│хххххх│хххххх│хххххх│хххххх│ххххх│хххххх│хххххх│хххххх│ххххх│хххххх│хххх│ххххх│хххххх│ххххх│ххххх│ххххх│ххххх│ххххх│хххххх│
├═══════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼═════┼══════┼══════┼══════┼═════┼══════┼════┼═════┼══════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼══════┤
│Размещение │::::::│::::::│::::::│::::::│::::::│:::::│::::::│::::::│::::::│:::::│::::::│::::│:::::│::::::│:::::│:::::│:::::│:::::│:::::│::::::│
│производитель- │::::::│::::::│::::::│::::::│::::::│:::::│::::::│::::::│::::::│:::::│::::::│::::│:::::│::::::│:::::│:::::│:::::│:::::│:::::│::::::│
│ных сил │::::::│::::::│::::::│::::::│::::::│:::::│::::::│::::::│::::::│:::::│::::::│::::│:::::│::::::│:::::│:::::│:::::│:::::│:::::│::::::│
├═══════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼═════┼══════┼══════┼══════┼═════┼══════┼════┼═════┼══════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼══════┤
│Деятельность │//////│//////│//////│//////│//////│/////│//////│//////│//////│/////│//////│////│/////│//////│/////│/////│/////│/////│/////│//////│
│монопольных │//////│//////│//////│//////│//////│/////│//////│//////│//////│/////│//////│////│/////│//////│/////│/////│/////│/////│/////│//////│
│организаций │//////│//////│//////│//////│//////│/////│//////│//////│//////│/////│//////│////│/////│//////│/////│/////│/////│/////│/////│//////│
├═══════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼═════┼══════┼══════┼══════┼═════┼══════┼════┼═════┼══════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼══════┤
│Теневая │хххххх│хххххх│хххххх│хххххх│хххххх│ххххх│хххххх│хххххх│хххххх│ххххх│хххххх│хххх│ххххх│хххххх│ххххх│ххххх│ххххх│ххххх│ххххх│хххххх│
│экономика │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├═══════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼═════┼══════┼══════┼══════┼═════┼══════┼════┼═════┼══════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼══════┤
│Урбанизация и │//////│//////│//////│//////│//////│/////│//////│//////│//////│/////│//////│////│/////│//////│/////│/////│/////│/////│/////│//////│
│рурализация │//////│//////│//////│//////│//////│/////│//////│//////│//////│/////│//////│////│/////│//////│/////│/////│/////│/////│/////│//////│
├═══════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼═════┼══════┼══════┼══════┼═════┼══════┼════┼═════┼══════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼══════┤
│Средний класс │::::::│::::::│::::::│::::::│::::::│:::::│::::::│::::::│::::::│:::::│::::::│::::│:::::│::::::│:::::│:::::│:::::│:::::│:::::│::::::│
├═══════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼═════┼══════┼══════┼══════┼═════┼══════┼════┼═════┼══════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼══════┤
│Инновационное │::::::│::::::│::::::│::::::│::::::│:::::│::::::│::::::│::::::│:::::│::::::│::::│:::::│::::::│:::::│:::::│:::::│:::::│:::::│::::::│
│развитие │::::::│::::::│::::::│::::::│::::::│:::::│::::::│::::::│::::::│:::::│::::::│::::│:::::│::::::│:::::│:::::│:::::│:::::│:::::│::::::│
├═══════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼═════┼══════┼══════┼══════┼═════┼══════┼════┼═════┼══════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼══════┤
│Финансовые │//////│//////│//////│//////│//////│/////│//////│//////│//////│/////│//////│////│/////│//////│/////│/////│/////│/////│/////│//////│
│институты │//////│//////│//////│//////│//////│/////│//////│//////│//////│/////│//////│////│/////│//////│/////│/////│/////│/////│/////│//////│
├═══════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼═════┼══════┼══════┼══════┼═════┼══════┼════┼═════┼══════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼══════┤
│Участие │//////│//////│//////│//////│//////│/////│//////│//////│//////│/////│//////│////│/////│//////│/////│/////│/////│/////│/////│//////│
│государства в │//////│//////│//////│//////│//////│/////│//////│//////│//////│/////│//////│////│/////│//////│/////│/////│/////│/////│/////│//////│
│экономике │//////│//////│//////│//////│//////│/////│//////│//////│//////│/////│//////│////│/////│//////│/////│/////│/////│/////│/////│//////│
├═══════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼═════┼══════┼══════┼══════┼═════┼══════┼════┼═════┼══════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼══════┤
│Ценовая и │::::::│::::::│::::::│::::::│::::::│:::::│::::::│::::::│::::::│:::::│::::::│::::│:::::│::::::│:::::│:::::│:::::│:::::│:::::│::::::│
│тарифная │::::::│::::::│::::::│::::::│::::::│:::::│::::::│::::::│::::::│:::::│::::::│::::│:::::│::::::│:::::│:::::│:::::│:::::│:::::│::::::│
│политика │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├═══════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼═════┼══════┼══════┼══════┼═════┼══════┼════┼═════┼══════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼══════┤
│Уровень жизни -│::::::│::::::│::::::│::::::│::::::│:::::│::::::│::::::│::::::│:::::│::::::│::::│:::::│::::::│:::::│:::::│:::::│:::::│:::::│::::::│
│экономические и│::::::│::::::│::::::│::::::│::::::│:::::│::::::│::::::│::::::│:::::│::::::│::::│:::::│::::::│:::::│:::::│:::::│:::::│:::::│::::::│
│экологические │::::::│::::::│::::::│::::::│::::::│:::::│::::::│::::::│::::::│:::::│::::::│::::│:::::│::::::│:::::│:::::│:::::│:::::│:::::│::::::│
│факторы │::::::│::::::│::::::│::::::│::::::│:::::│::::::│::::::│::::::│:::::│::::::│::::│:::::│::::::│:::::│:::::│:::::│:::::│:::::│::::::│
└═══════════════┴══════┴══════┴══════┴══════┴══════┴═════┴══════┴══════┴══════┴═════┴══════┴════┴═════┴══════┴═════┴═════┴═════┴═════┴═════┴══════…
┌═══‰ ┌═══‰
│:::│ Больший по актуальности фактор │ххх│ Средний по актуальности фактор
└═══… └═══…
┌═══‰
│///│ Меньший по актуальности фактор
└═══…
Столбцы матрицы отражают секторы экономики и виды деятельности. Строки матрицы определяют институциональные факторы, анализ которых приведен в соответствующих разделах Программы. Элементы матрицы характеризуют наличие существенных проблем институционального характера в тех или иных секторах экономики и видах деятельности. При этом интенсивность цвета означает степень актуальности влияния фактора.
Перечисленные институциональные факторы выбраны по принципу идентификации зон максимального риска и угроз появления институциональных ловушек при принятии управленческих решений, которые, как правило, после снижения внимания к ним возвращаются в прежнее состояние, а иногда и обостряют проблемы в этих секторах. Причем каждая из ловушек может иметь мультиплицирующий характер и обуславливать появление новых рисков и угроз в проблемно связанных секторах.
Как видно из рисунка 1, в качестве институциональных факторов определены:
имущественные отношения;
размещение производительных сил;
человеческий капитал и рынок труда;
инновационное развитие;
деятельность монопольных организаций;
урбанизация и рурализация;
теневая экономика;
средний класс;
финансовые институты;
участие государства в экономике;
ценовая и тарифная политика;
уровень жизни - экономические и экологические факторы.