ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

от 22 апреля 2011 года N 13-ЗРТ


ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2011 - 2015 ГОДЫ

(в ред. Законов Республики Татарстан от 19.07.2012 N 57-ЗРТ, от 20.01.2014 N 7-ЗРТ, от 14.05.2014 N 32-ЗРТ, от 24.07.2014 N 76-ЗРТ)


Принят
Государственным Советом
Республики Татарстан
31 марта 2011 года

 Статья 1


Утвердить Программу социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011 - 2015 годы согласно приложению к настоящему Закону.

 Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Республики Татарстан
Р.Н.МИННИХАНОВ

     Казань, Кремль
     22 апреля 2011 года
     N 13-ЗРТ


Приложение
к Закону Республики Татарстан
"Об утверждении Программы
социально-экономического развития
Республики Татарстан на 2011 - 2015 годы"


ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2011 - 2015 ГОДЫ

(в ред. Законов Республики Татарстан от 19.07.2012 N 57-ЗРТ, от 20.01.2014 N 7-ЗРТ, от 14.05.2014 N 32-ЗРТ)

Паспорт Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011 - 2015 годы

Наименование Программы

Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011 - 2015 годы (далее - Программа)

Государственный заказчик Программы

Кабинет Министров Республики Татарстан

Основные разработчики Программы

Министерство экономики Республики Татарстан;
Центр экономических и социальных исследований

Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан;

министерства, ведомства Республики Татарстан; Казанский (Приволжский) федеральный университет; Казанский государственный финансово-экономический институт

Цель и задачи Программы

Целью Программы является повышение качества жизни населения Республики Татарстан на основе устойчивого, динамичного развития экономики и создания благоприятной окружающей среды.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

повышение конкурентоспособности экономики; формирование динамичной системы государственного и муниципального управления;
создание инновационной диверсифицированной экономики; экологизация экономики;
увеличение доли среднего класса

Срок реализации Программы

2011 - 2015 годы

Перечень разделов Программы

1. Характеристика социально-экономического положения Республики Татарстан

2. Цель и задачи Программы

3. Основные мероприятия Программы

3.1. Имущественные отношения

3.2. Размещение производительных сил

3.3. Человеческий капитал и рынок труда

3.4. Инновационное развитие

3.5. Деятельность монопольных организаций

3.6. Урбанизация и рурализация

3.7. Теневая экономика

3.8. Средний класс

3.9. Финансовые институты

3.10. Участие государства в экономике

3.11. Ценовая и тарифная политика

3.12. Уровень жизни - экономические и экологические факторы

4. Сроки реализации Программы

5. Механизм управления реализацией Программы

6. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы
Приложение

Исполнители Программы

Кабинет Министров Республики Татарстан; исполнительные органы государственной власти Республики Татарстан; органы местного самоуправления;
Академия наук Республики Татарстан;
высшие и иные учебные заведения; научно-исследовательские организации;
предприятия и организации Республики Татарстан

Система организации контроля за исполнением Программы

Формы и методы организации контроля за исполнением Программы определяются Государственным Советом Республики Татарстан и Кабинетом Министров Республики Татарстан в рамках своей компетенции

Основные результаты реализации Программы

Социально-экономическая эффективность Программы оценивается по степени достижения установленных в ней целевых параметров

1. Характеристика социально-экономического положения Республики Татарстан


Программа разработана в соответствии с Конституцией Республики Татарстан.

Социально-экономическое развитие страны и ее регионов, в том числе Республики Татарстан, в последнее десятилетие характеризуется изменением государственных институтов. Вновь формирующиеся институты, способствующие развитию свободного рынка и демократического общества, содержат в себе институциональные ловушки, неучет наличия которых может привести к системным ошибкам. Здесь важно учитывать совокупность формальных и неформальных ограничений, которые, как показывает мировой опыт, являются следствием сохранения противоречивых институциональных проблем.

Решение поставленных перед Республикой Татарстан задач, требующих создания инновационной диверсифицированной экономики и на этой основе повышения ее инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности, потребовало анализа наличия институциональных факторов и ловушек, которые могут стать ограничениями для дальнейшего развития Республики Татарстан.

(в ред. Закона Республики Татарстан от 19.07.2012 N 57-ЗРТ)

В качестве инструмента функционального анализа излагаемых в настоящей Программе подходов и предложений по решению проблем институционального характера используется институциональная матрица. Ее структура приведена на рисунке 1.

┌═══════════════┬══════┬══════┬══════┬══════┬══════┬═════┬══════┬══════┬══════┬═════┬══════┬════┬═════┬══════┬═════┬═════┬═════┬═════┬═════┬══════‰
│        Секторы│Агроп-│Добыча│Нефте-│Машин-│Легкая│Энер-│Строи-│Фарма-│Тор-  │Обор-│Транс-│IT- │Дере-│Госу- │Обра-│Здра-│Куль-│Соци-│Малый│Жилищ-│
│    экономики и│ромыш-│полез-│хими- │остро-│про-  │гети-│тель- │цевти-│говля,│онно-│порт и│сек-│вооб-│дарст-│зова-│воох-│тура │аль- │и    │но-   │
│           виды│ленный│ных   │ческое│ение  │мыш-  │ка   │ство и│ческая│общес-│-про-│дорож-│тор │ра-  │венное│ние  │ране-│     │ное  │сред-│комму-│
│   деятельности│ком-  │иско- │произ-│      │ленно-│     │строи-│про-  │твен- │мыш- │ное   │    │ботка│и     │     │ние  │     │обс- │ний  │наль- │
├═══════════════┤плекс │паемых│вод-  │      │сть   │     │тель- │мыш-  │ное   │ленн-│хозяй-│    │     │муни- │     │     │     │лужи-│биз- │ное   │
│Институциональ-│      │      │ство  │      │      │     │ные   │ленно-│пита- │ый   │ство  │    │     │ци-   │     │     │     │вание│нес  │хозяй-│
│ные факторы    │      │      │      │      │      │     │мате- │сть   │ние и │ком- │      │    │     │паль- │     │     │     │     │     │ство  │
│               │      │      │      │      │      │     │риалы │      │быто- │плекс│      │    │     │ное   │     │     │     │     │     │      │
│               │      │      │      │      │      │     │      │      │вые   │     │      │    │     │управ-│     │     │     │     │     │      │
│               │      │      │      │      │      │     │      │      │услуги│     │      │    │     │ление │     │     │     │     │     │      │
├═══════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼═════┼══════┼══════┼══════┼═════┼══════┼════┼═════┼══════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼══════┤
│Имущественные  │хххххх│хххххх│хххххх│хххххх│хххххх│ххххх│хххххх│хххххх│хххххх│ххххх│хххххх│хххх│ххххх│хххххх│ххххх│ххххх│ххххх│ххххх│ххххх│хххххх│
│отношения      │хххххх│хххххх│хххххх│хххххх│хххххх│ххххх│хххххх│хххххх│хххххх│ххххх│хххххх│хххх│ххххх│хххххх│ххххх│ххххх│ххххх│ххххх│ххххх│хххххх│
├═══════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼═════┼══════┼══════┼══════┼═════┼══════┼════┼═════┼══════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼══════┤
│Человеческий   │хххххх│хххххх│хххххх│хххххх│хххххх│ххххх│хххххх│хххххх│хххххх│ххххх│хххххх│хххх│ххххх│хххххх│ххххх│ххххх│ххххх│ххххх│ххххх│хххххх│
│капитал и рынок│хххххх│хххххх│хххххх│хххххх│хххххх│ххххх│хххххх│хххххх│хххххх│ххххх│хххххх│хххх│ххххх│хххххх│ххххх│ххххх│ххххх│ххххх│ххххх│хххххх│
│труда          │хххххх│хххххх│хххххх│хххххх│хххххх│ххххх│хххххх│хххххх│хххххх│ххххх│хххххх│хххх│ххххх│хххххх│ххххх│ххххх│ххххх│ххххх│ххххх│хххххх│
├═══════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼═════┼══════┼══════┼══════┼═════┼══════┼════┼═════┼══════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼══════┤
│Размещение     │::::::│::::::│::::::│::::::│::::::│:::::│::::::│::::::│::::::│:::::│::::::│::::│:::::│::::::│:::::│:::::│:::::│:::::│:::::│::::::│
│производитель- │::::::│::::::│::::::│::::::│::::::│:::::│::::::│::::::│::::::│:::::│::::::│::::│:::::│::::::│:::::│:::::│:::::│:::::│:::::│::::::│
│ных сил        │::::::│::::::│::::::│::::::│::::::│:::::│::::::│::::::│::::::│:::::│::::::│::::│:::::│::::::│:::::│:::::│:::::│:::::│:::::│::::::│
├═══════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼═════┼══════┼══════┼══════┼═════┼══════┼════┼═════┼══════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼══════┤
│Деятельность   │//////│//////│//////│//////│//////│/////│//////│//////│//////│/////│//////│////│/////│//////│/////│/////│/////│/////│/////│//////│
│монопольных    │//////│//////│//////│//////│//////│/////│//////│//////│//////│/////│//////│////│/////│//////│/////│/////│/////│/////│/////│//////│
│организаций    │//////│//////│//////│//////│//////│/////│//////│//////│//////│/////│//////│////│/////│//////│/////│/////│/////│/////│/////│//////│
├═══════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼═════┼══════┼══════┼══════┼═════┼══════┼════┼═════┼══════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼══════┤
│Теневая        │хххххх│хххххх│хххххх│хххххх│хххххх│ххххх│хххххх│хххххх│хххххх│ххххх│хххххх│хххх│ххххх│хххххх│ххххх│ххххх│ххххх│ххххх│ххххх│хххххх│
│экономика      │      │      │      │      │      │     │      │      │      │     │      │    │     │      │     │     │     │     │     │      │
├═══════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼═════┼══════┼══════┼══════┼═════┼══════┼════┼═════┼══════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼══════┤
│Урбанизация и  │//////│//////│//////│//////│//////│/////│//////│//////│//////│/////│//////│////│/////│//////│/////│/////│/////│/////│/////│//////│
│рурализация    │//////│//////│//////│//////│//////│/////│//////│//////│//////│/////│//////│////│/////│//////│/////│/////│/////│/////│/////│//////│
├═══════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼═════┼══════┼══════┼══════┼═════┼══════┼════┼═════┼══════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼══════┤
│Средний класс  │::::::│::::::│::::::│::::::│::::::│:::::│::::::│::::::│::::::│:::::│::::::│::::│:::::│::::::│:::::│:::::│:::::│:::::│:::::│::::::│
├═══════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼═════┼══════┼══════┼══════┼═════┼══════┼════┼═════┼══════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼══════┤
│Инновационное  │::::::│::::::│::::::│::::::│::::::│:::::│::::::│::::::│::::::│:::::│::::::│::::│:::::│::::::│:::::│:::::│:::::│:::::│:::::│::::::│
│развитие       │::::::│::::::│::::::│::::::│::::::│:::::│::::::│::::::│::::::│:::::│::::::│::::│:::::│::::::│:::::│:::::│:::::│:::::│:::::│::::::│
├═══════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼═════┼══════┼══════┼══════┼═════┼══════┼════┼═════┼══════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼══════┤
│Финансовые     │//////│//////│//////│//////│//////│/////│//////│//////│//////│/////│//////│////│/////│//////│/////│/////│/////│/////│/////│//////│
│институты      │//////│//////│//////│//////│//////│/////│//////│//////│//////│/////│//////│////│/////│//////│/////│/////│/////│/////│/////│//////│
├═══════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼═════┼══════┼══════┼══════┼═════┼══════┼════┼═════┼══════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼══════┤
│Участие        │//////│//////│//////│//////│//////│/////│//////│//////│//////│/////│//////│////│/////│//////│/////│/////│/////│/////│/////│//////│
│государства в  │//////│//////│//////│//////│//////│/////│//////│//////│//////│/////│//////│////│/////│//////│/////│/////│/////│/////│/////│//////│
│экономике      │//////│//////│//////│//////│//////│/////│//////│//////│//////│/////│//////│////│/////│//////│/////│/////│/////│/////│/////│//////│
├═══════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼═════┼══════┼══════┼══════┼═════┼══════┼════┼═════┼══════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼══════┤
│Ценовая и      │::::::│::::::│::::::│::::::│::::::│:::::│::::::│::::::│::::::│:::::│::::::│::::│:::::│::::::│:::::│:::::│:::::│:::::│:::::│::::::│
│тарифная       │::::::│::::::│::::::│::::::│::::::│:::::│::::::│::::::│::::::│:::::│::::::│::::│:::::│::::::│:::::│:::::│:::::│:::::│:::::│::::::│
│политика       │      │      │      │      │      │     │      │      │      │     │      │    │     │      │     │     │     │     │     │      │
├═══════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼═════┼══════┼══════┼══════┼═════┼══════┼════┼═════┼══════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼══════┤
│Уровень жизни -│::::::│::::::│::::::│::::::│::::::│:::::│::::::│::::::│::::::│:::::│::::::│::::│:::::│::::::│:::::│:::::│:::::│:::::│:::::│::::::│
│экономические и│::::::│::::::│::::::│::::::│::::::│:::::│::::::│::::::│::::::│:::::│::::::│::::│:::::│::::::│:::::│:::::│:::::│:::::│:::::│::::::│
│экологические  │::::::│::::::│::::::│::::::│::::::│:::::│::::::│::::::│::::::│:::::│::::::│::::│:::::│::::::│:::::│:::::│:::::│:::::│:::::│::::::│
│факторы        │::::::│::::::│::::::│::::::│::::::│:::::│::::::│::::::│::::::│:::::│::::::│::::│:::::│::::::│:::::│:::::│:::::│:::::│:::::│::::::│
└═══════════════┴══════┴══════┴══════┴══════┴══════┴═════┴══════┴══════┴══════┴═════┴══════┴════┴═════┴══════┴═════┴═════┴═════┴═════┴═════┴══════…

 ┌═══‰                                ┌═══‰
 │:::│ Больший по актуальности фактор │ххх│ Средний по актуальности фактор
 └═══…                                └═══…
 ┌═══‰
 │///│ Меньший по актуальности фактор
 └═══…

Рис. 1. Институциональная матрица


Столбцы матрицы отражают секторы экономики и виды деятельности. Строки матрицы определяют институциональные факторы, анализ которых приведен в соответствующих разделах Программы. Элементы матрицы характеризуют наличие существенных проблем институционального характера в тех или иных секторах экономики и видах деятельности. При этом интенсивность цвета означает степень актуальности влияния фактора.

Перечисленные институциональные факторы выбраны по принципу идентификации зон максимального риска и угроз появления институциональных ловушек при принятии управленческих решений, которые, как правило, после снижения внимания к ним возвращаются в прежнее состояние, а иногда и обостряют проблемы в этих секторах. Причем каждая из ловушек может иметь мультиплицирующий характер и обуславливать появление новых рисков и угроз в проблемно связанных секторах.

Как видно из рисунка 1, в качестве институциональных факторов определены:

имущественные отношения;

размещение производительных сил;

человеческий капитал и рынок труда;

инновационное развитие;

деятельность монопольных организаций;

урбанизация и рурализация;

теневая экономика;

средний класс;

финансовые институты;

участие государства в экономике;

ценовая и тарифная политика;

уровень жизни - экономические и экологические факторы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»