Действующий

Об утверждении Государственной программы Псковской области "Развитие транспортной системы на 2014-2020 годы" (с изменениями на 30 декабря 2016 года)

I. Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития области, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации Государственной программы      

1. Общая характеристика состояния и основные проблемы развития транспортной системы


Государственная программа Псковской области "Развитие транспортной системы на 2014-2020 годы" (далее - Государственная программа) подготовлена с учетом роли и места транспорта в решении приоритетных задач социально-экономического развития Псковской области на период до 2020 года.

Транспорт как инфраструктурная отрасль обеспечивает базовые условия жизнедеятельности и развития государства и общества. Состояние и развитие транспортной системы имеют первостепенное значение и являются необходимыми условиями реализации инновационной модели экономического роста и улучшения качества жизни населения Псковской области.

Реализация Государственной политики, направленной на удовлетворение спроса населения и потребностей государства в услугах в сфере функционирования и развития транспорта области, осуществляется Государственным комитетом Псковской области по транспорту, который является органом исполнительной власти области, осуществляющим государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера в сфере транспорта на территории области (абзац в редакции, введенной в действие с 25.09.15 постановлением Администрации области от 21.09.2015 N 418).

Модернизация производственно-технической платформы транспортной системы при благоприятных условиях, включая развитие скоростных магистралей, региональной и местной авиации, позволит обеспечить качественно иной уровень мобильности населения.

По-прежнему основной отличительной особенностью отрасли обслуживания населения автомобильным транспортом общего пользования в Псковской области в сравнении с иными субъектами Российской Федерации является значительная доля пассажирских перевозок, находящихся в государственном секторе, а также сохранение в государственном ведении единой развитой сети автотранспортной инфраструктуры.

В области реализовывалась областная долгосрочная целевая программа "Внедрение спутниковых навигационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС и развитие транспортного комплекса Псковской области на 2011-2013 годы", утвержденная постановлением Администрации области от 18 октября 2011 г. N 410 (далее - ОДЦП).

В рамках ОДЦП осуществлялась модернизация производственно-технической базы за счет финансовых средств государственных автотранспортных предприятий-перевозчиков. Однако в настоящее время темпы обновления подвижного состава ниже запланированных значений.

В связи с большим количеством автобусов, чей ресурс эксплуатации превышает 10 и более лет, и невозможностью автотранспортных предприятий обновлять подвижной состав в необходимых объемах за счет собственных средств, возрастает доля подвижного состава с полностью начисленной амортизацией.

В части развития пассажирских перевозок авиационным транспортом можно выделить следующие ключевые направления - развитие региональной и местной авиации.

Регулярное авиационное сообщение в Псковской области существовало до 1994 года. До начала 2011 года воздушные перевозки пассажиров осуществлялись крайне нерегулярно. В результате реализации областной долгосрочной целевой программы "Развитие авиационных услуг Псковской области на 2011-2013 годы", утвержденной постановлением Администрации области от 01 марта 2011 г. N 65, восстановлено регулярное пассажирское авиационное сообщение.

Доступность транспортных услуг для населения обеспечивается решением задач по формированию в стране единой дорожной сети круглогодичной доступности для населения.

Государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера в сфере дорожного хозяйства, использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения области и осуществления дорожной деятельности в отношении автодорог на территории области осуществляет Государственный комитет Псковской области по транспорту (абзац в редакции, введенной в действие с 25.09.15 постановлением Администрации области от 21.09.2015 N 418).

В настоящее время одной из причин, сдерживающих социально-экономическое развитие области, является неудовлетворительное состояние и недостаточный технический уровень развития существующей сети автомобильных дорог общего пользования регионального и местного значения.

Важнейшими задачами развития экономики области, определенными в Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года, утвержденной распоряжением Администрации области от 16 июля 2010 г. N 193-р, являются развитие транспортно-логистического, а также туристического комплексов.

Модернизация указанных секторов экономики невозможна без решения проблем развития автомобильных дорог области.

В условиях активного развития межрегионального сотрудничества и повышения роли Псковской области в международной системе разделения труда для обеспечения устойчивого экономического роста и улучшения качества жизни населения необходимо совершенствование технического уровня автомобильных дорог общего пользования, формирование новых и развитие традиционных автодорожных коридоров, обеспечивающих гарантированные международные, межрегиональные и внутриобластные транспортные связи.

Проблема обеспечения сохранности и модернизации сети автомобильных дорог в области носит масштабный и комплексный характер, что требует комплексного планового подхода к ее решению с привлечением сил и средств федерального, областного и местного уровней. Областная долгосрочная целевая программа "Развитие автомобильных дорог в области на период 2011-2015 годы", утвержденная постановлением Администрации Псковской области от 11 октября 2011 г. N 397, заложила основу качественного изменения состояния автомобильных дорог общего пользования регионального и местного значения, направленного на обеспечение их развития в соответствии с потребностями экономики и населения области.

По итогам 2012 года были освоены субсидии из федерального бюджета на сумму в 29 544 тыс. рублей или 98,6 % от запланированного указанного программой объема финансирования из федерального бюджета.

Кроме того, в реализации мероприятий указанной программы участвовали муниципальные образования области. Софинансирование из местных бюджетов мероприятий указанной программы в 2012 году составило 20776 тыс. рублей или 82,4 % от запланированного объема.

Основными проблемами развития транспортной системы области на сегодняшний момент являются следующие:

резкими темпами идет "старение" подвижного состава автотранспортных предприятий области, что усложняет повышение уровня предоставляемых транспортных услуг и обеспечение потребности населения в перевозках пассажиров на социально значимых маршрутах;

неудовлетворительное состояние парка воздушных судов, что негативно влияет на экономическую эффективность перевозок и безопасность полетов;

неудовлетворительное состояние дорожной сети непосредственно сопряжено с колоссальными экономическими издержками и отрицательными социальными последствиями.

2. Основные показатели Государственной программы


Показатели (индикаторы) реализации Государственной программы оцениваются на двух уровнях:

общие - в целом для Государственной программы;

частные - по каждой из подпрограмм Государственной программы.