(с изменениями на 26 ноября 2013 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.14 на основании постановления Администрации области
от 27.03.2014 N 109
_____________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Текст документа с изменениями, внесенными:
постановлением Администрации области от 14.06.2012 N 292;
постановлением Администрации области от 06.11.2012 N 573;
постановлением Администрации области от 07.03.2013 N 99;
постановлением Администрации области от 26.07.2013 N 332;
постановлением Администрации области от 24.09.2013 N 440;
постановлением Администрации области от 26.11.2013 N 552 - распространяется на правоотношения, возникшие с 01 ноября 2013 г.
__________________________________________________________________
На основании статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Администрации области от 27 июня 2008 г. N 174 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации областных долгосрочных целевых программ" Администрация области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную долгосрочную целевую программу "Развитие автомобильных дорог в Псковской области на период 2011-2015 годы".
2. Государственному финансовому управлению Псковской области предусмотреть объемы финансирования областной долгосрочной целевой программы "Развитие автомобильных дорог в Псковской области на период 2011-2015 годы" и обеспечить внесение соответствующих изменений в Закон области от 24 декабря 2010 г. N 1035-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".
3. Объемы финансирования областной долгосрочной целевой программы "Развитие автомобильных дорог в Псковской области на период 2011-2015 годы" на 2012-2015 годы определять при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области Кузнецова А.В. (пункт в редакции постановления Администрации области от 14.06.2012 N 292).
Губернатор области А.А. Турчак
ОБЛАСТНАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Развитие автомобильных дорог в Псковской области на период 2011-2015 годы"
Паспорт | |
Наименование программы | "Развитие автомобильных дорог в Псковской области на период 2011-2015 годы" (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы | |
Разработчики Программы | Государственный комитет Псковской области по дорожному хозяйству |
Исполнитель-координатор Программы | Государственный комитет Псковской области по дорожному хозяйству |
Исполнители Программы | Государственный комитет Псковской области по дорожному хозяйству, Государственный комитет Псковской области по туризму, инвестициям и пространственному развитию, органы местного самоуправления муниципальных образований области |
Цели и задачи Программы | Цели Программы: |
Основные целевые индикаторы | Доля автомобильных дорог общего пользования регионального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям (в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального значения); населенных пунктов области (в сравнении с предшествующим годом); прирост количества отремонтированных проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов области (в сравнении с предшествующим годом) |
(В разделе слова "в границах поселений и городских округов области" заменены словами "в границах населенных пунктов поселений и городских округов области"; слова "города Пскова" заменены словами "населенных пунктов области" постановлением Администрации области от 14.06.2012 N 292) | |
Сроки реализации Программы | 2011-2015 годы |
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 14 925 514 тыс. рублей, из них: |
(Раздел в редакции постановления Администрации области от 26.11.2013 N 552) | |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Увеличение доли автомобильных дорог общего пользования регионального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, к 2016 году до 27,5% (в редакции постановления Администрации области от 24.09.2013 N 440); |
(Раздел в редакции постановления Администрации области от 14.06.2012 N 292) |
В настоящее время одной из причин, сдерживающих социально-экономическое развитие области, является неудовлетворительное состояние и недостаточный технический уровень развития существующей сети автомобильных дорог общего пользования регионального и местного значения.
Важнейшими задачами развития экономики области, определенными в Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года, утвержденной распоряжением Администрации области от 16 июля 2010 г. N 193-р, являются развитие транспортно-логистического, а также туристического комплексов.
Модернизация указанных секторов экономики невозможна без решения проблем развития автомобильных дорог области.
В условиях активного развития межрегионального сотрудничества и повышения роли Псковской области в международной системе разделения труда для обеспечения устойчивого экономического роста и улучшения качества жизни населения необходимо совершенствование технического уровня автомобильных дорог общего пользования, формирование новых и развитие традиционных автодорожных коридоров, обеспечивающих гарантированные международные, межрегиональные и внутриобластные транспортные связи.
Проблема обеспечения сохранности и модернизации сети автомобильных дорог в области носит масштабный и комплексный характер, что требует комплексного планового подхода к ее решению с привлечением сил и средств федерального, областного и местного уровней.
Комплекс мероприятий областной долгосрочной целевой программы "Развитие автомобильных дорог в Псковской области на период 2011-2015 годы", направленных на обеспечения сохранности и модернизации автомобильных дорог общего пользования регионального значения, будет способствовать развитию автодорожных подходов к многосторонним автомобильным пунктам пропуска (МАПП), а также автодорожных "туристических" маршрутов.
В настоящее время транспортно-эксплуатационное состояние сети автомобильных дорог общего пользования регионального значения не может считаться удовлетворительным, поскольку более 70 % из 8071,3 км автомобильных дорог не соответствуют требованиям нормативных документов и современным экономическим потребностям области. Прочность дорожных одежд, ровность и сцепные свойства дорожных покрытий, геометрические параметры автомобильных дорог - основные характеристики, требующие приведения в соответствие с нормами в условиях возрастающей интенсивности движения и увеличения количества автотранспортных средств.
Значительная часть автомобильных дорог общего пользования регионального значения имеют высокую степень износа. В течение длительного периода темпы износа автомобильных дорог области были выше темпов восстановления и развития, что было обусловлено высоким ростом парка автотранспортных средств, интенсивности движения на опорной сети автомобильных дорог общего пользования, а также увеличением в составе автотранспортных потоков доли большегрузных автомобилей.
На автомобильных дорогах с асфальтобетонными типами покрытий износ покрытий составляет 80 %. Выполнение работ по ямочному ремонту кардинально ситуацию не меняет. Большинство автомобильных дорог Псковской области, запроектированных и построенных 30 - 20 лет назад под расчетную нагрузку в 6 тонн, сегодня по несущей способности не в полной мере обеспечивают проезд современного тяжеловесного транспорта, что приводит к их ускоренному разрушению.
Данная ситуация сложилась, прежде всего, из-за недостаточного финансирования и, как следствие, несоблюдения межремонтных сроков на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения.
Также острая ситуация складывается и с техническим состоянием мостовых сооружений. В настоящее время оценку "хорошо" имеют 7% мостов, "удовлетворительно" - 53%, "неудовлетворительно" - 40%.
Капитального ремонта требуют 226 мостов общей протяженностью 6609 п.м, находящихся в неудовлетворительном состоянии. В среднем фактическая долговечность мостов, построенных до 1980 года, при существующем уровне содержания и ремонта составляет 30 - 40 лет. Большая часть указанных мостов подлежит капитальному ремонту и реконструкции.
Неудовлетворительное состояние дорожной сети непосредственно сопряжено с колоссальными экономическими издержками и отрицательными социальными последствиями.
До сих пор относительно высокой остается доля дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения, совершению которых сопутствовало наличие неудовлетворительных дорожных условий (16 - 18%).
Отсутствие автомобильных дорог с твердым покрытием является одной из главных причин слабого развития агропромышленного комплекса, низкого жизненного уровня на селе.
На сегодняшний день 3639 сельских населенных пунктов не имеют круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования по автомобильным дорогам с твердым покрытием. Неразвитость сети автомобильных дорог в сельской местности усугубляет проблемы в социальной сфере из-за несвоевременного оказания срочной и профилактической медицинской помощи, дополнительных потерь времени, связанных с перевозкой и ограничениями на поездки.
Развитие автодорожной сети на территории Псковской области не соответствует темпам автомобилизации области. В этой связи на отдельных участках автомобильных дорог общего пользования регионального значения все более резко проявляется дефицит пропускной способности. На сегодняшний день общая протяженность участков, эксплуатируемых в режиме перегрузки, составляет более 130 км.
Ряд участков автомобильных дорог, составляющих основные направления опорной автодорожной сети области, требует реконструкции, в особенности на подъездах к МАПП, расположенных на границе области.
Ежегодная потребность финансовых средств на содержание, ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального значения согласно нормативам денежных затрат, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2007 г. N 539 "О нормативах денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения и правилах их расчета", составляет более 23 млрд. рублей в ценах 2011 года.
На сегодняшний день ежегодная нормативная потребность финансовых средств на содержание автомобильных дорог общего пользования регионального значения обеспечивается на 12%, на ремонт и капитальный ремонт - на 2%.
Другой проблемный вопрос - состояние улично-дорожной сети и дворовых территорий в населенных пунктах области. Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах поселений и городских округов области, составляет 1329,3 км, из них всего 750,9 км имеют асфальтобетонное покрытие (56,5%). Общая площадь поверхности асфальтобетонного покрытия указанных автодорог составляет 5 773 тыс. кв. м. Регулярное автобусное сообщение осуществляется на четверти улично-дорожной сети - на 320,7 км (24,1% общей протяженности сети).
Отсутствие системного подхода к решению задач, стоящих перед органами местного самоуправления в сфере дорожного хозяйства, а также недостаточность объемов финансирования привели к хроническому недоремонту улично-дорожной сети.
На протяжении последних лет Администрация области оказывает содействие муниципальным образованиям области в развитии улично-дорожной сети населенных пунктов области. Так, в 2009 году на приведение в нормативное состояние улиц из областного бюджета (без учета финансовой помощи из федерального бюджета) было выделено 213 млн. рублей. В 2010 году на эти цели из областного бюджета было направлено 242 млн. рублей.
Вместе с тем необходимо отметить, что финансирование указанных работ зачастую производилось исходя из конъюнктурной необходимости (на ремонт отдельных участков магистральных улиц, находящихся в неудовлетворительном техническом состоянии) без применения методов среднесрочного планирования и необходимости разработки проектной документации.
Согласно положениям Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. N 1734-р, развитие сети автомобильных дорог должно соответствовать темпам социально-экономического развития России и обеспечивать потребность в перевозках в соответствии с ростом парка автотранспортных средств. В создавшейся ситуации необходимо принять неотложные меры по качественному изменению состояния автомобильных дорог общего пользования регионального и местного значения, чтобы обеспечить их ускоренное развитие в соответствии с потребностями экономики и населения области.
Современные социально-экономические условия требуют уточнения приоритетов в развитии дорожного хозяйства, увязки существующих федеральных, областных и местных целевых программ. В целях наиболее эффективной реализации на территории области федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05 декабря 2010 г. N 848, необходима разработка областной долгосрочной целевой программы "Развитие автомобильных дорог в Псковской области на период 2011-2015 годы".
Организация содержания, ремонта и капитального ремонта, а также строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования без целенаправленного объединения мероприятий по дорожной деятельности в перспективную программу развития влечет за собой следующие негативные факторы:
отсутствие единой согласованной региональной политики развития дорожного хозяйства;
отсутствие установленных приоритетов и объединенных целевых показателей по развитию отрасли.
Развитие дорожной отрасли области может осуществляться двумя вариантами, качественно отличающимися друг от друга:
1. инерционный вариант - вариант, при котором объемы дорожных работ на расчетный период действия Программы (2011-2015 годы) определены исходя из плановых объемов финансирования, рассчитанных от достигнутого в 2010 г. уровня;
2. инновационный вариант - при котором объемы дорожных работ на расчетный период действия Программы (2011-2015 годы) определены исходя из плановых объемов финансирования в условиях формирования дорожного фонда Псковской области за счет акцизов на нефтепродукты, транспортного налога, поступлений от использования автомобильных дорог на платной основе и прочих поступлений.
Инновационный вариант предполагает постепенное увеличение объемов финансирования дорожного хозяйства области.
За основу при разработке Программы предлагается взять инновационный вариант.
Основными рисками, возникающими при использовании программно-целевого метода, являются риски, связанные с изменением законодательства Российской Федерации и принципов регулирования межбюджетных отношений в части финансирования Программы, а также макроэкономические риски.
В случае необходимости планируется ежегодно производить корректировку мероприятий Программы с перераспределением объемов финансирования в зависимости от динамики и темпов достижения поставленных задач и изменения макроэкономической ситуации.
Целями Программы являются:
создание условий для безопасного и бесперебойного движения автомобильного транспорта путем обеспечения сохранности автодорог и улучшения их транспортно-эксплуатационного состояния;
повышение доступности услуг транспортного комплекса для реализации транзитного и туристического потенциала области;
повышение качества транспортного обслуживания населения городских округов и поселений области посредством улучшения транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети.
Достижение указанных целей обеспечивается за счет решения следующих задач:
обеспечение сохранности автомобильных дорог общего пользования регионального значения и искусственных сооружений на них и приведение их в нормативное состояние;