(с изменениями на 20 декабря 2023 года)
(в ред. Постановлений Правительства Республики Мордовия от 21.04.2014 N 151, от 09.09.2014 N 415, от 02.02.2015 N 55, от 22.06.2015 N 377, от 21.12.2015 N 709, от 15.02.2016 N 73, от 22.08.2016 N 433, от 13.02.2017 N 108, от 03.07.2017 N 389, от 19.02.2018 N 72, от 25.02.2019 N 88, от 02.03.2020 N 144, от 29.07.2020 N 428, от 18.01.2021 N 10, от 07.06.2021 N 262, от 31.01.2022 N 104, от 18.07.2022 N 512, от 02.02.2023 N 63, от 20.12.2023 N 718)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании Постановления Правительства Республики Мордовия от 27.12.2023 N 771.
____________________________________________________________________
В целях обеспечения качественного управления государственными финансами в Республике Мордовия Правительство Республики Мордовия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу повышения эффективности управления государственными финансами в Республике Мордовия (далее - Государственная программа).
(в ред. Постановлений Правительства Республики Мордовия от 22.08.2016 N 433, от 25.02.2019 N 88)
2. Руководителям исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия принять меры по обеспечению реализации мероприятий Государственной программы.
3. Утратил силу. - Постановление Правительства Республики Мордовия от 29.07.2020 N 428.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства
Республики Мордовия
В.СУШКОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ
(в ред. Постановлений Правительства Республики Мордовия от 21.04.2014 N 151, от 09.09.2014 N 415, от 02.02.2015 N 55, от 22.06.2015 N 377, от 21.12.2015 N 709, от 15.02.2016 N 73, от 22.08.2016 N 433, от 13.02.2017 N 108, от 03.07.2017 N 389, от 19.02.2018 N 72, от 25.02.2019 N 88, от 02.03.2020 N 144, от 29.07.2020 N 428, от 18.01.2021 N 10, от 07.06.2021 N 262, от 31.01.2022 N 104, от 18.07.2022 N 512, от 02.02.2023 N 63, от 20.12.2023 N 718)
(в ред. Постановления Правительства Республики Мордовия от 25.02.2019 N 88)
(в ред. Постановления Правительства Республики Мордовия от 13.02.2017 N 108)
Ответственный исполнитель Программы | Министерство финансов Республики Мордовия |
Соисполнитель Программы | Министерство земельных и имущественных отношений Республики Мордовия |
(в ред. Постановления Правительства Республики Мордовия от 02.02.2023 N 63) | |
Участники Программы | Государственное казенное учреждение Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок"; Государственное казенное учреждение Республики Мордовия "Фонд имущества"; Государственное бюджетное учреждение Республики Мордовия "Центр кадастровой оценки" |
(в ред. Постановления Правительства Республики Мордовия от 20.12.2023 N 718) | |
Подпрограммы Программы | подпрограмма "Эффективное использование бюджетного потенциала"; подпрограмма "Управление государственным долгом Республики Мордовия"; подпрограмма "Повышение эффективности межбюджетных отношений"; подпрограмма "Управление государственным имуществом Республики Мордовия" |
(в ред. Постановления Правительства Республики Мордовия от 25.02.2019 N 88) | |
Цель Программы | обеспечение долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости бюджетной системы Республики Мордовия, повышение эффективности и качества управления государственными финансами и имуществом |
(в ред. Постановления Правительства Республики Мордовия от 25.02.2019 N 88) | |
Задачи Программы | обеспечение роста бюджетного потенциала Республики Мордовия и эффективности его использования, экономической самостоятельности и устойчивости системы государственных финансов в Республике Мордовия; оптимизация системы управления и осуществление эффективного управления государственным долгом Республики Мордовия; создание условий для эффективного выполнения полномочий органов местного самоуправления и повышения качества управления финансами муниципальных образований в Республике Мордовия; повышение эффективности управления и распоряжения государственным имуществом Республики Мордовия |
(в ред. Постановления Правительства Республики Мордовия от 25.02.2019 N 88) | |
Целевые индикаторы и показатели Программы | 1. Доля расходов республиканского бюджета Республики Мордовия, формируемых в рамках государственных программ, в общем объеме расходов республиканского бюджета Республики Мордовия. 2. Отклонение исполнения республиканского бюджета Республики Мордовия по расходам к утвержденному уровню. 3. Отклонение исполнения республиканского бюджета Республики Мордовия по налоговым и неналоговым доходам к утвержденному уровню. 4. Соблюдение порядка и сроков составления и утверждения проекта республиканского бюджета Республики Мордовия на очередной финансовый год и на плановый период. 5. Соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований о составе отчетности об исполнении консолидированного и республиканского бюджетов Республики Мордовия. 6. Отношение объема проверенных средств к фактически произведенным расходам республиканского бюджета Республики Мордовия в отчетном году. 7. Доля главных администраторов средств республиканского бюджета Республики Мордовия, имеющих отклонение оценки качества финансового менеджмента от максимальной не более 20 процентов. 8. Уровень удовлетворенности населения качеством предоставления государственных и муниципальных услуг. 9. Использование государственными (муниципальными) учреждениями Республики Мордовия нормативно-подушевого финансирования услуг. 10. Проведение ежегодной оценки эффективности налоговых расходов и ставок налогов. 11. Сокращение недополученных доходов по региональным налогам в результате установления налоговых льгот законодательными органами государственной власти Республики Мордовия. 12. Темп роста налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета Республики Мордовия (по отношению к предыдущему году) не менее 3,1 процента в сопоставимых условиях. 13. Собираемость налогов и сборов. 14. Объем просроченной кредиторской задолженности по выплате заработной платы и пособий по социальной помощи населению за счет средств консолидированного бюджета Республики Мордовия. 15. Уровень просроченной кредиторской задолженности консолидированного бюджета Республики Мордовия. 16. Доля основных этапов бюджетного процесса, формируемых в автоматизированной информационной системе, предназначенной для автоматизации процесса формирования республиканского бюджета Республики Мордовия. 17. Доля главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, главных администраторов доходов (органов государственной власти Республики Мордовия) и источников финансирования дефицита республиканского бюджета Республики Мордовия, подключенных к автоматизированной информационной системе управления общественными финансами Республики Мордовия. 18. Доля основных этапов планирования и осуществления закупок для обеспечения государственных нужд Республики Мордовия, формируемых в автоматизированной региональной информационной системе в сфере закупок Республики Мордовия. 19. Доля государственных заказчиков, осуществляющих закупки через уполномоченное государственное учреждение Республики Мордовия в случаях, предусмотренных планом-графиком закупок. 20. Соблюдение предельного уровня дефицита республиканского бюджета Республики Мордовия, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации. 21. Отношение объема государственного долга Республики Мордовия к доходам республиканского бюджета Республики Мордовия без учета объема безвозмездных поступлений. 22. Кредитный рейтинг Республики Мордовия. 23. Соответствие показателя "Доля расходов на обслуживание государственного долга Республики Мордовия в общем объеме расходов республиканского бюджета Республики Мордовия" требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации. 24. Просроченная задолженность по государственным долговым обязательствам Республики Мордовия. 25. Доля муниципальных образований в Республике Мордовия, имеющих уровень расчетной бюджетной обеспеченности до ее выравнивания, равный и/или превышающий критерий выравнивания. 26. Доля дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в объеме межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Республики Мордовия бюджетам муниципальных образований в Республике Мордовия. 27. Отношение фактического объема предоставленной дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности к утвержденным бюджетным ассигнованиям в размере 100 процентов. 28. Перечисление субвенций на осуществление государственных полномочий бюджетам муниципальных образований в Республике Мордовия в полном объеме. 29. Перечисление бюджетам муниципальных районов субсидий, выплачиваемых в зависимости от выполнения социально-экономических показателей. 30. Доля просроченной кредиторской задолженности по оплате труда в расходах бюджетов муниципальных образований в Республике Мордовия. 31. Достижение муниципальным районом (городским округом), которому в отчетном финансовом году предоставлена субсидия из республиканского бюджета Республики Мордовия на реализацию муниципальной программы повышения эффективности бюджетных расходов, значений показателей муниципальной программы повышения эффективности бюджетных расходов. 32. Темп роста налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов муниципальных образований в Республике Мордовия (по отношению к предыдущему году) не менее 3,1 процента в сопоставимых условиях. 33. Средняя оценка качества управления финансами муниципальных районов (городского округа). 34. Актуализация сведений, содержащихся в реестре государственного имущества Республики Мордовия. 35. Доля объектов недвижимости, на которые зарегистрировано право собственности Республики Мордовия (хозяйственного ведения, оперативного управления), в общем количестве подлежащих государственной регистрации объектов недвижимости, учтенных в реестре государственного имущества Республики Мордовия. 36. Доля земельных участков, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости, с границами, соответствующими требованиям законодательства Российской Федерации, в общем количестве земельных участков, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости (расположенных на территории Республики Мордовия). 37. Уровень приватизации государственных унитарных предприятий Республики Мордовия. 38. Уровень приватизации государственных пакетов акций (долей) в уставном капитале хозяйственных обществ. 39. Выполнение прогноза поступления доходов от использования государственного имущества Республики Мордовия |
(в ред. Постановления Правительства Республики Мордовия от 07.06.2021 N 262) | |
Этапы и сроки реализации Программы | 2014 - 2025 годы. Выделение этапов не предусмотрено |
(в ред. Постановления Правительства Республики Мордовия от 18.07.2022 N 512) | |
Объемы финансового обеспечения Программы | объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы составляет 43397108,5 тыс. рублей, в том числе: на 2014 год - 2998239,4 тыс. рублей; на 2015 год - 3081684,5 тыс. рублей; на 2016 год - 4308893,0 тыс. рублей; на 2017 год - 4505060,2 тыс. рублей; на 2018 год - 4688237,0 тыс. рублей; на 2019 год - 4639777,3 тыс. рублей; на 2020 год - 3845408,3 тыс. рублей; на 2021 год - 3578234,1 тыс. рублей; на 2022 год - 3209646,0 тыс. рублей; на 2023 год - 2969254,4 тыс. рублей; на 2024 год - 2754062,8 тыс. рублей; на 2025 год - 2818611,5 тыс. рублей. Из них: средства федерального бюджета составляют 508320,9 тыс. рублей, в том числе: на 2014 год - 20956,9 тыс. рублей; на 2015 год - 22119,8 тыс. рублей; на 2016 год - 22236,6 тыс. рублей; на 2017 год - 24602,9 тыс. рублей; на 2018 год - 29025,3 тыс. рублей; на 2019 год - 38940,9 тыс. рублей; на 2020 год - 31406,6 тыс. рублей; на 2021 год - 26471,0 тыс. рублей; на 2022 год - 81435,1 тыс. рублей; на 2023 год - 49407,0 тыс. рублей; на 2024 год - 57423,2 тыс. рублей; на 2025 год - 104295,6 тыс. рублей; средства республиканского бюджета Республики Мордовия составляют 42888787,6 тыс. рублей, в том числе: на 2014 год - 2977282,5 тыс. рублей; на 2015 год - 3059564,7 тыс. рублей; на 2016 год - 4286656,4 тыс. рублей; на 2017 год - 4480457,3 тыс. рублей; на 2018 год - 4659211,7 тыс. рублей; на 2019 год - 4600836,4 тыс. рублей; на 2020 год - 3814001,7 тыс. рублей; на 2021 год - 3551763,1 тыс. рублей; на 2022 год - 3128210,9 тыс. рублей; на 2023 год - 2919847,4 тыс. рублей; на 2024 год - 2696639,6 тыс. рублей; на 2025 год - 2714315,9 тыс. рублей. На реализацию: подпрограммы "Эффективное использование бюджетного потенциала" предусмотрено 1648023,7 тыс. рублей; подпрограммы "Управление государственным долгом Республики Мордовия" предусмотрено 16644014,1 тыс. рублей; подпрограммы "Повышение эффективности межбюджетных отношений" предусмотрено 24482296,1 тыс. рублей; подпрограммы "Управление государственным имуществом Республики Мордовия" предусмотрено 622774,6 тыс. рублей |
(в ред. Постановления Правительства Республики Мордовия от 20.12.2023 N 718) | |
Ожидаемые результаты реализации Программы | обеспечение сбалансированности консолидированного бюджета Республики Мордовия в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации; увеличение объема налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Мордовия; снижение просроченной кредиторской задолженности республиканского бюджета Республики Мордовия; определение финансовых условий на долгосрочную перспективу для решения задач социально-экономического развития Республики Мордовия; создание условий для повышения эффективности управления государственными финансами в Республике Мордовия при выполнении государственных (муниципальных) функций и обеспечении потребностей граждан и общества в государственных (муниципальных) услугах, повышения их доступности и качества; переход на формирование республиканского бюджета Республики Мордовия на принципах программно-целевого планирования, контроля и последующей оценки эффективности использования бюджетных средств; снижение долговой нагрузки на республиканский бюджет Республики Мордовия, своевременное исполнение долговых обязательств; сохранение объема государственного долга Республики Мордовия на уровне, не превышающем предельных значений, установленных бюджетным законодательством; сохранение объема расходов на обслуживание государственного долга Республики Мордовия на уровне, не превышающем предельных значений, установленных бюджетным законодательством; повышение бюджетной дисциплины органов местного самоуправления; увеличение объема собственных доходных поступлений в бюджеты муниципальных образований в Республике Мордовия; повышение эффективности и результативности межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам муниципальных образований в Республике Мордовия; повышение результативности управления и распоряжения государственным имуществом Республики Мордовия; оптимизация состава и структуры государственного имущества Республики Мордовия; обеспечение эффективного контроля, учета и мониторинга использования государственного имущества Республики Мордовия |
(в ред. Постановления Правительства Республики Мордовия от 25.02.2019 N 88) |
Современное состояние и развитие системы управления государственными финансами в Республике Мордовия характеризуется проведением ответственной и прозрачной бюджетной политики, концентрацией бюджетных инвестиций на реализацию приоритетных инвестиционных проектов и программ, направленностью бюджетных расходов на оптимизацию бюджетной сферы, ее эффективное функционирование и повышение качества оказываемых государственных услуг.
Настоящая Программа подготовлена в целях реализации единой бюджетной политики, необходимой для устойчивого развития экономики Республики Мордовия и функционирования бюджетной системы, на основании Перечня государственных программ Республики Мордовия, утвержденного распоряжением Правительства Республики Мордовия от 15 июля 2013 г. N 380-Р, в соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия 27 июня 2011 г. N 234 "О разработке и реализации государственных программ Республики Мордовия".
(в ред. Постановления Правительства Республики Мордовия от 02.03.2020 N 144)
Ответственным исполнителем Программы является Министерство финансов Республики Мордовия. Соисполнителем Программы является Министерство земельных и имущественных отношений Республики Мордовия. Участниками Программы являются Государственное казенное учреждение Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок", Государственное казенное учреждение Республики Мордовия "Фонд имущества" и Государственное бюджетное учреждение Республики Мордовия "Центр кадастровой оценки".
(в ред. Постановлений Правительства Республики Мордовия от 25.02.2019 N 88, от 02.03.2020 N 144, от 02.02.2023 N 63, от 20.12.2023 N 718)
Программа направлена на регулирование бюджетной, межбюджетной, долговой и имущественной сферы, основным потребителем услуг которой выступает Республика Мордовия в целом, при этом непосредственные потребители (физические и юридические лица) как таковые отсутствуют. Министерство финансов Республики Мордовия осуществляет функции главного распорядителя средств республиканского бюджета Республики Мордовия на реализацию возложенных на него функций, осуществляет методологическую помощь и контроль деятельности финансовых органов муниципальных образований.
(в ред. Постановления Правительства Республики Мордовия от 25.02.2019 N 88)
Устойчивая система государственных финансов играет одну из ключевых ролей в модернизации экономики республики, создании условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития и улучшения инвестиционного климата. Процесс реформирования системы управления государственными финансами Республики Мордовия осуществлялся в рамках проводимой в Российской Федерации бюджетной реформы. Были реализованы последовательные процессы реформирования бюджетного процесса в целях совершенствования системы управления региональными финансами, повышения эффективности бюджетных расходов и перехода к новым методам бюджетного планирования, ориентированного на конечный результат.
Была проведена работа по формированию нормативно-правовой и организационной базы регулирования бюджетных и межбюджетных отношений. Поэтапно внедрялись инструменты бюджетирования, ориентированного на результат.
В результате удалось не только существенно повысить эффективность и результативность работы исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия и органов местного самоуправления, но и создать условия для улучшения социально-экономической обстановки и инвестиционного климата в республике.
Вместе с тем развитие бюджетного законодательства и бюджетной системы Российской Федерации, а также тенденции в российской экономике в целом ставят задачи по дальнейшему совершенствованию и развитию бюджетного процесса и управления государственными финансами в Республике Мордовия.
В 2010 году сложились благоприятные условия возобновления роста экономики после преодоления кризисных явлений, наблюдавшихся на мировых финансовых рынках и на финансовых рынках Российской Федерации в предыдущие два года. В российской экономике продолжается восстановительный этап, 2011 год стал годом выхода на докризисный уровень. В 2011 году достигнут минимальный с 1992 года уровень инфляции - 6,1 процента.
В 2011 году прирост валового внутреннего продукта составил 4,3 процента. Данный результат немного выше среднего мирового значения (3,8 процента) и существенно выше среднего результата в сравнении с группой развитых стран (1,6 процента). В 2012 году рост ВВП составил 3,4 процента, замедлившись по сравнению с 2011 годом. Этот год характеризовался замедлением как инвестиционного, так и потребительского спроса, на фоне усиления негативных тенденций в мировой экономике и ослабления внешнего спроса. Негативно на экономическую динамику повлияли неблагоприятные погодные условия, которые привели к потере части урожая и росту цен на продовольствие. Динамика большинства экономических показателей начала замедляться со второй половины 2012 года, что было связано также с негативным эффектом высокой базы второго полугодия 2011 года, обусловленной необычайно высоким урожаем ряда сельскохозяйственных культур и резким усилением инвестиционного спроса.
(в ред. Постановления Правительства Республики Мордовия от 21.04.2014 N 151)
В Республике Мордовия в 2012 году рост валового регионального продукта составил 101,3 процента (по оценке, в сопоставимых ценах к уровню 2011 года), индекс промышленного производства - 101,2 процента, рост объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования - 101,4 процента.
При улучшении общей макроэкономической ситуации продолжились укрепление бюджетной системы Республики Мордовия, повышение ее устойчивости и сбалансированности. Республиканский бюджет Республики Мордовия за 2012 год исполнен по доходам в сумме 36351,3 млн. рублей, или на 87,8 процента к годовым плановым назначениям, по расходам - в сумме 39205,6 млн. рублей, или на 83,9 процента, дефицит бюджета составил 2854,3 млн. рублей.
Собственные доходы республиканского бюджета Республики Мордовия исполнены в сумме 34345,2 млн. рублей, что составляет 87,2 процента к годовым назначениям.
(в ред. Постановления Правительства Республики Мордовия от 21.04.2014 N 151)
В таблице 1 представлены сведения о поступлении доходов в республиканский бюджет Республики Мордовия в 2012 году в сравнении с 2011 годом.
Сведения о поступлении доходов в республиканский бюджет Республики Мордовия в 2011 - 2012 годах
Наименование показателя | 2011 год, млн. рублей | 2012 год, млн. рублей | Темп роста (снижения), процентов |
Налоговые доходы | 11122,2 | 12618,9 | 113,5 |
Неналоговые доходы | 188,1 | 878,2 | 466,9 |
Налоговые и неналоговые доходы - всего | 11310,3 | 13497,1 | 119,3 |
(в ред. Постановления Правительства Республики Мордовия от 21.04.2014 N 151) | |||
Безвозмездные поступления | 18225,1 | 22854,2 | 125,4 |
Итого доходов | 29535,4 | 36351,3 | 123,1 |