(с изменениями на 27 декабря 2018 года)
(в ред. Постановлений Правительства Иркутской области от 24.03.2014 N 150-пп, от 17.09.2014 N 467-пп, от 24.10.2014 N 521-пп, от 16.06.2015 N 300-пп, от 09.09.2015 N 450-пп, от 13.11.2015 N 574-пп, от 13.11.2015 N 576-пп, от 08.12.2015 N 618-пп, от 11.12.2015 N 645-пп, от 11.05.2016 N 266-пп, от 27.05.2016 N 314-пп, от 20.09.2016 N 591-пп, от 05.10.2016 N 651-пп, от 13.12.2016 N 785-пп, от 14.12.2016 N 793-пп, от 21.03.2017 N 173-пп, от 01.09.2017 N 576-пп, от 15.11.2017 N 741-пп, от 23.11.2017 N 767-пп, от 30.01.2018 N 43-пп, от 01.03.2018 N 166-пп, от 08.05.2018 N 349-пп, от 23.08.2018 N 621-пп, от 04.10.2018 N 712-пп, от 27.12.2018 N 967-пп)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2019 года на основании Постановления Правительства Иркутской области от 26.10.2018 N 767-пп.
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положением о порядке принятия решений о разработке государственных программ Иркутской области и их формирования и реализации, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 26 июля 2013 года N 282-пп, руководствуясь статьей 67 Устава Иркутской области, Правительство Иркутской области постановляет:
1. Утвердить государственную программу Иркутской области "Реализация государственной национальной политики в Иркутской области" на 2014 - 2020 годы (прилагается).
(в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 23.11.2017 N 767-пп)
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию и вступает в силу после внесения соответствующих изменений в Закон Иркутской области от 11 декабря 2013 года N 113-ОЗ "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".
Исполняющий обязанности
Губернатора Иркутской области
Н.В.СЛОБОДЧИКОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2014 - 2020 ГОДЫ
(в ред. Постановлений Правительства Иркутской области от 24.03.2014 N 150-пп, от 17.09.2014 N 467-пп, от 24.10.2014 N 521-пп, от 16.06.2015 N 300-пп, от 09.09.2015 N 450-пп, от 13.11.2015 N 574-пп, от 13.11.2015 N 576-пп, от 08.12.2015 N 618-пп, от 11.12.2015 N 645-пп, от 11.05.2016 N 266-пп, от 27.05.2016 N 314-пп, от 20.09.2016 N 591-пп, от 05.10.2016 N 651-пп, от 13.12.2016 N 785-пп, от 14.12.2016 N 793-пп, от 21.03.2017 N 173-пп, от 01.09.2017 N 576-пп, от 15.11.2017 N 741-пп, от 23.11.2017 N 767-пп, от 30.01.2018 N 43-пп, от 01.03.2018 N 166-пп, от 08.05.2018 N 349-пп, от 23.08.2018 N 621-пп, от 04.10.2018 N 712-пп, от 27.12.2018 N 967-пп)
Иркутск, 2013 год
(в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 23.11.2017 N 767-пп)
Наименование Государственной программы | Государственная программа Иркутской области "Реализация государственной национальной политики в Иркутской области" на 2014 - 2020 годы |
(в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 23.11.2017 N 767-пп) | |
Ответственный исполнитель Государственной программы | Аппарат Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области |
Соисполнители Государственной программы | 1. Аппарат Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области. 2. Министерство по молодежной политике Иркутской области. 3. Министерство экономического развития Иркутской области |
(в ред. Постановлений Правительства Иркутской области от 27.05.2016 N 314-пп, от 01.03.2018 N 166-пп) | |
Участники Государственной программы | 1. Утратил силу с 1 января 2017 года. - Постановление Правительства Иркутской области от 13.12.2016 N 785-пп. 2. Министерство спорта Иркутской области. 3. Министерство культуры и архивов Иркутской области. 4. Министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области. 5. Администрация Усть-Ордынского Бурятского округа. 6. Министерство труда и занятости Иркутской области. 7. Министерство образования Иркутской области. 8. Исключен с 1 января 2018 года. - Постановление Правительства Иркутской области от 23.11.2017 N 767-пп. 9. Министерство сельского хозяйства Иркутской области. 10. Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области |
(в ред. Постановлений Правительства Иркутской области от 27.05.2016 N 314-пп, от 13.12.2016 N 785-пп, от 23.11.2017 N 767-пп, от 01.03.2018 N 166-пп) | |
Цель Государственной программы | Укрепление общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Иркутской области |
(в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 23.11.2017 N 767-пп) | |
Задачи Государственной программы | 1. Гармонизация межэтнических отношений в Иркутской области, укрепление гражданской идентичности, уважения к историческому наследию и культурным ценностям народов России. 2. Обеспечение защиты прав и свобод граждан, внедрение в социальную практику установок толерантного сознания, совершенствование системы профилактических мер антиэкстремистской направленности, предупреждение ксенофобных проявлений. 3. Обеспечение поддержки коренных малочисленных народов, проживающих на территории Иркутской области, включая сохранение и защиту их исконной среды обитания и традиционного образа жизни |
(в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 01.03.2018 N 166-пп) | |
Сроки реализации Государственной программы | 2014 - 2020 годы |
Целевые показатели Государственной программы | 1) доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, в общем количестве населения Иркутской области; 2) уровень общероссийской гражданской идентичности |
(в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 23.11.2017 N 767-пп) | |
Подпрограммы Государственной программы | 1. Подпрограмма "Государственная региональная поддержка в сфере этноконфессиональных отношений" на 2014 - 2020 годы (приложение 1 к Государственной программе). 2. Подпрограмма "Комплексные меры профилактики экстремистских проявлений на территории Иркутской области" на 2014 - 2020 годы (приложение 2 к Государственной программе). 3. Подпрограмма "Коренные малочисленные народы, проживающие на территории Иркутской области" на 2018 - 2020 годы (приложение 2(1) к Государственной программе) |
(в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 01.03.2018 N 166-пп) | |
Прогнозная (справочная) оценка ресурсного обеспечения реализации Государственной программы | Общий объем финансирования по годам реализации составляет: 2014 год - 16 495,9 тыс. рублей; 2015 год - 58 734,5 тыс. рублей; 2016 год - 47 698,8 тыс. рублей; 2017 год - 95 371,7 тыс. рублей; 2018 год - 67 006,1 тыс. рублей; 2019 год - 28 327,7 тыс. рублей; 2020 год - 18 241,3 тыс. рублей. Объем финансирования за счет средств областного бюджета по годам реализации составляет: 2014 год - 12 774,0 тыс. рублей; 2015 год - 35 706,5 тыс. рублей; 2016 год - 44 666,5 тыс. рублей; 2017 год - 95 371,7 тыс. рублей; 2018 год - 65 733,7 тыс. рублей; 2019 год - 25 204,1 тыс. рублей; 2020 год - 16 916,8 тыс. рублей. Объем финансирования за счет средств федерального бюджета, включая 2 312,97 тыс. рублей - за счет остатков 2014 и 2015 годов, по годам реализации составляет: 2014 год - 3 721,9 тыс. рублей; 2015 год - 23 028,0 тыс. рублей; 2016 год - 3 032,3 тыс. рублей; 2017 год - 0,0 тыс. рублей; 2018 год - 1 272,4 тыс. рублей; 2019 год - 1 324,6 тыс. рублей; 2020 год - 1 324,5 тыс. рублей. Объем финансирования за счет средств местного бюджета по годам реализации составляет: 2018 год - 0,0 тыс. рублей; 2019 год - 1 799,0 тыс. рублей |
(в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 27.12.2018 N 967-пп) | |
Ожидаемые конечные результаты реализации Государственной программы | 1) увеличение доли граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, в общем количестве населения Иркутской области с 35,2% в 2012 году до 86% к 2020 году; 2) повышение уровня общероссийской гражданской идентичности до 75% к 2020 году |
(в ред. Постановлений Правительства Иркутской области от 24.03.2014 N 150-пп, от 24.10.2014 N 521-пп, от 23.11.2017 N 767-пп) |
Разработка Программы вызвана необходимостью выработки на региональном уровне системного комплексного подхода к решению задач формирования базовых ценностей российского общества как основы гражданского мира и согласия.
Основу для разработки и реализации государственной программы Иркутской области "Реализация государственной национальной политики в Иркутской области" на 2014 - 2020 годы составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 17 июня 1996 года N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии", Федеральный закон от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 602 "Об обеспечении межнационального согласия", Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года", постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 года N 1532 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики", Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", Федеральный закон от 22 октября 2013 года N 284-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений".
(в ред. Постановлений Правительства Иркутской области от 21.03.2017 N 173-пп, от 23.11.2017 N 767-пп)
Многообразие национального и религиозного состава населения Иркутской области, многовековой опыт межкультурного и межрелигиозного взаимодействия, традиции учета потенциала и интересов всех проживающих на ее территории народов, высокий уровень самосознания этнических общностей составляют интеграционный ресурс Иркутской области, определяют состояние и позитивный вектор дальнейшего развития межнациональных отношений в Приангарье.
На территории Иркутской области проживают представители более 130 национальностей. Есть места компактного проживания бурят, татар, чувашей, украинцев, белорусов, поляков, эвенков, тофов. Создано и действует более 100 национально-культурных объединений (80 - зарегистрированных), более 400 религиозных объединений (307 - зарегистрированных управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области). Религиозные объединения региона относятся к 22 конфессиям и деноминациям.
Правительством Иркутской области осуществляется регулярный мониторинг состояния межнациональных (межэтнических) отношений на территории Иркутской области, включающий взаимодействие с региональными управлениями федеральных органов власти (управление Федеральной миграционной службы по Иркутской области, управление Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области, управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Иркутской области, главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области), муниципальными образованиями, общественными национально-культурными объединениями.
Созданная система мониторинга позволяет сделать выводы о том, что в системе управления сферой государственной национальной политики не полностью решены вопросы межведомственной и межуровневой координации, раннего предупреждения проявлений этнофобии, радикализма и экстремизма.
Деструктивное влияние на состояние межнациональных отношений в Иркутской области оказывают также современные миграционные процессы. Мигранты с низким уровнем образования, знания русского языка, общероссийских социально-культурных ценностей и правил общественного поведения порождают мигрантофобию. В свою очередь, мигрантофобия приводит к обострению этнического экстремизма, негативным тенденциям в социально-культурной сфере, росту националистических настроений в обществе.
Демографическая и миграционная ситуация, сложившаяся в Иркутской области, как и по России в целом, по-прежнему остается достаточно сложной: наблюдается устойчивая тенденция ежегодного сокращения населения. В последние годы за счет отрицательного сальдо миграции из Иркутской области ежегодно выбывает 5 - 7 тысяч человек.
Из-за устойчивой тенденции убыли экономически активного населения одним из вариантов восполнения трудовых ресурсов является внешняя трудовая миграция. В результате привлечения иностранных работников обеспечивается устойчивая работа основных секторов экономики (добывающая и обрабатывающая промышленность, строительство, коммунальное хозяйство и др.). Увеличивающийся спрос на иностранную рабочую силу объективно связан с реализацией в регионе новых инвестиционных проектов - по добыче полезных ископаемых, развития промышленного комплекса и туризма. Анализ возрастного состава пребывающих на территории Иркутской области иностранных граждан свидетельствует о том, что основная их часть - это молодежь и люди трудоспособного возраста.
Вследствие реализации миграционной политики за последние 6 лет наблюдается увеличение числа иностранных граждан, пребывающих на территории Иркутской области на законных основаниях. В текущем году по-прежнему прослеживается тенденция к увеличению количества иностранных граждан, поставленных на миграционный учет первично. За 2012 год (с учетом продления) поставлено на миграционный учет 172608 иностранных граждан, что на 16,4% больше, чем в 2011 году (148356). За 3 месяца 2013 года - 27443 чел., что на 37,3% больше, чем за аналогичный период 2012 года.
Доля иностранных граждан, поставленных на миграционный учет, от численности населения Иркутской области в 2012 году составила 7,1%.
По числу иностранных граждан, вставших на миграционный учет, Иркутская область занимает третье место в Сибирском федеральном округе. Среди въезжающих иностранцев превалируют граждане стран - участниц СНГ, прежде всего, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии.
В соответствии с официальными данными Всероссийской переписи населения 2010 года по сравнению с данными 2002 года в Иркутской области на 204 чел. отмечается уменьшение численности коренных малочисленных народов (далее - КМН). В настоящее время эвенки и тофалары проживают в восьми районах Иркутской области, их численность составляет 1950 чел.: эвенков - 1272 чел., тофаларов - 678 чел. Большая территориальная протяженность Иркутской области, отдаленность населенных пунктов КМН со слаборазвитой инфраструктурой создают особые проблемы в жизни этих народов. Повышение уровня и качества жизни КМН, усиление их социальной роли позволит обеспечить гарантии прав КМН, включая поддержку их социально-экономического и культурного развития в целях реализации Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 года N 132-р).
Осуществление системных реформ, совершенствование федеративных отношений в стране не могли не оказать влияния на современное состояние бурятского этноса Прибайкалья. В Иркутской области бурятское население составляет вторую по численности после русских национальную группу - более восьмидесяти тысяч человек. Представители бурятской национальности, проживая на своей исконной территории, долгие десятилетия были лишены возможности реализации своих национальных интересов и стояли перед угрозой полной ассимиляции, потери этнической самобытности. Только демократизация российского общества позволила бурятам, проживающим вне автономий, актуализировать вопросы национальной самоидентификации, сохранения языкового и культурного многообразия, о чем свидетельствует активизация общественной деятельности в этой сфере. Очевидно, что без успешного развития бурятского этноса Прибайкалья, имеющего существенный удельный вес в социально-политической, экономической, демографической и иных сферах жизни региона, невозможно устойчивое развитие Иркутской области в целом.
Социологические исследования, проведенные в Иркутской области в 2009 - 2012 годах, показали, что вероятность возникновения в регионе конфликтов между коренными жителями разной национальности на национальной почве оценивается в 2009 году как "высокая" (3,8% респондентов) и "скорее высокая" (7% респондентов); в 2010 году - 7% и 13,3% соответственно; в 2011 году - 7,24% и 13,3% соответственно; в 2012 году - 7,3% и 12,9% соответственно.
Вероятность возникновения конфликтов на национальной почве между коренными жителями и мигрантами разной национальности оценивалась в 2009 году как "высокая" и "скорее высокая" - 8,4% и 18,7% респондентов соответственно; в 2010 году - 12,6% и 28,7%; в 2011 году - 12,7% и 28,8%; в 2012 году - 12,8% и 28,2% соответственно.
Таким образом, количество молодых людей, оценивающих вероятность возникновения конфликтов на национальной почве в нашем регионе как достаточно высокую, растет.
Эти процессы ставят новые задачи в сфере государственной национальной политики, обуславливают необходимость системной работы в этой области, совершенствования механизмов коммуникации с национально-культурными, общественными и религиозными объединениями, инициативными группами граждан.
Основные цели национальной политики Иркутской области состоят в обеспечении условий для полноправного социального, религиозного и этнокультурного развития граждан, упрочении многонациональных общностей на основе соблюдения прав, свобод человека и гражданина.