ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 ноября 2013 года N 958-П

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ "ОКАЗАНИЕ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ НА 2013 - 2018 ГОДЫ"

(в редакции постановлений Правительства ЯНАО от 14.04.2014 N 268-П, от 17.07.2015 N 662-П, от 31.08.2015 N 819-П, от 12.11.2015 N 1079-П, от 25.12.2015 N 1261-П, от 25.02.2016 N 138-П, от 17.06.2016 N 556-П, от 14.10.2016 N 949-П, от 07.04.2017 N 296-П, от 23.06.2017 N 624-П, от 27.08.2018 N 910-П)


В целях реализации на территории Ямало-Ненецкого автономного округа Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 14 сентября 2012 года N 1289), Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:

1. Утвердить прилагаемую комплексную программу "Оказание содействия добровольному переселению соотечественников в Ямало-Ненецкий автономный округ на 2013 - 2018 годы" (далее - Программа).

2. Определить территориями вселения в Ямало-Ненецком автономном округе следующие муниципальные образования: город Губкинский, город Лабытнанги, город Муравленко, город Новый Уренгой, город Ноябрьск, город Салехард, Красноселькупский район, Надымский район, Приуральский район, Пуровский район, Тазовский район, Шурышкарский район, Ямальский район.

3. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 мая 2012 года N 391-П "Об утверждении Программы Ямало-Ненецкого автономного округа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом";

постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 июня 2012 года N 485-П "О создании межведомственной комиссии и общественного консультативного совета по реализации программы Ямало-Ненецкого автономного округа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом".

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, директора департамента международных и внешнеэкономических связей Ямало-Ненецкого автономного округа.

(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 27.08.2018 N 910-П)

Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
Д.Н.КОБЫЛКИН


Утверждена
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 12 ноября 2013 года N 958-П

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА "ОКАЗАНИЕ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ НА 2013 - 2018 ГОДЫ"

 (в редакции постановлений Правительства ЯНАО от 14.04.2014 N 268-П, от 17.07.2015 N 662-П, от 31.08.2015 N 819-П, от 12.11.2015 N 1079-П, от 25.12.2015 N 1261-П, от 25.02.2016 N 138-П, от 17.06.2016 N 556-П, от 14.10.2016 N 949-П, от 07.04.2017 N 296-П, от 23.06.2017 N 624-П, от 27.08.2018 N 910-П)

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

(в редакции постановления Правительства ЯНАО от 17.06.2016 N 556-П)

Наименование Программы

комплексная программа "Оказание содействия добровольному переселению соотечественников в Ямало-Ненецкий автономный округ на 2013 - 2018 годы"

Основание для разработки

Указ Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом";
Указ Президента Российской Федерации от 14 сентября 2012 года N 1289 "О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом";
Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Президентом Российской Федерации от 13 июня 2012 года;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 2570-р

Дата согласования проекта Программы Правительством Российской Федерации <*>

24 июля 2013 года

Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, ответственный за реализацию Программы <*>

департамент международных и внешнеэкономических связей Ямало-Ненецкого автономного округа

Государственный заказчик

департамент международных и внешнеэкономических связей Ямало-Ненецкого автономного округа

Основные разработчики Программы

департамент международных и внешнеэкономических связей Ямало-Ненецкого автономного округа

исполнительные органы государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа

администрации муниципальных районов и городских округов в Ямало-Ненецком автономном округе

Цель Программы

обеспечение социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа путем стимулирования и организации процесса добровольного переселения соотечественников на постоянное место жительства в Ямало-Ненецкий автономный округ

Задачи Программы

1. Создание правовых, организационных и информационных условий, способствующих добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Ямало-Ненецкий автономный округ.
2. Сокращение дефицита трудовых ресурсов путем привлечения высококвалифицированных и квалифицированных специалистов из числа участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Государственная программа), в сферы экономики Ямало-Ненецкого автономного округа.
3. Социально-экономическое развитие городских и сельских территорий Ямало-Ненецкого автономного округа за счет использования потенциала участников Государственной программы и членов их семей.
4. Формирование специальных условий ипотечного кредитования участников Государственной программы

Исполнители основных мероприятий Программы

департамент международных и внешнеэкономических связей Ямало-Ненецкого автономного округа при участии администраций муниципальных районов и городских округов в Ямало-Ненецком автономном округе

департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа

Этапы и сроки реализации Программы

2013 - 2018 годы (этапы не выделяются)

Объемы и источники финансирования Программы

Программа финансируется за счет средств окружного и федерального бюджетов.
Объемы финансирования составляют 42679,0 тыс. рублей, в том числе:
- за счет средств ведомственной целевой программы "Оказание содействия добровольному переселению соотечественников в Ямало-Ненецкий автономный округ на 2013 - 2015 годы", в том числе:
2013 год - 3165,0 тыс. рублей;
- за счет средств подпрограммы "Оказание содействия добровольному переселению соотечественников в Ямало-Ненецкий автономный округ на 2014 - 2018 годы" государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Развитие международной, внешнеэкономической и межрегиональной деятельности", в том числе:
2014 год - 2564,0 тыс. рублей;
2015 год - 3283,0 тыс. рублей;
2016 год - 2216,0 тыс. рублей;
2017 год - 8939,0 тыс. рублей;
2018 год - 8754,0 тыс. рублей;
- за счет средств подпрограммы 1 "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014 - 2020 годы", в том числе:
2016 год - 6253,0 тыс. рублей;
2017 год - 7505,0 тыс. рублей.
На реализацию мероприятий Программы возможно привлечение средств из федерального бюджета в виде субсидий окружному бюджету на оказание дополнительных гарантий и мер социальной поддержки переселившимся соотечественникам в соответствии с соглашениями, заключаемыми между уполномоченным органом государственной власти и Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа

(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 23.06.2017 N 624-П)

Основные показатели эффективности Программы

1. Доля соотечественников, получивших положительное решение на въезд в Ямало-Ненецкий автономный округ при согласовании анкет.
2. Численность участников Государственной программы и членов их семей, переселившихся в Ямало-Ненецкий автономный округ.
3. Доля участников Государственной программы и трудоспособных членов семьи, занятых трудовой, предпринимательской, образовательной и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельностью.
4. Доля расходов окружного бюджета на реализацию предусмотренных Программой мероприятий, связанных с предоставлением мер дополнительной поддержки участникам Государственной программы и членам их семей, в том числе оказанием помощи в жилищном обустройстве, в общем размере расходов окружного бюджета на реализацию предусмотренных Программой мероприятий.
5. Количество проведенных презентаций Программы за пределами Ямало-Ненецкого автономного округа.
6. Количество проведенных видеоконференций в режиме видеоконференцсвязи с потенциальными участниками Государственной программы.
7. Количество семей граждан - участников Государственной программы, получивших социальные выплаты на приобретение (строительство) жилья.
8. Общая площадь жилья, приобретенного (построенного) гражданами - участниками Государственной программы с помощью социальных выплат

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

реализация мероприятий Программы за весь период позволит:
1) оказать содействие переселению на территорию Ямало-Ненецкого автономного округа 990 соотечественникам, в том числе 390 участникам Государственной программы и 600 членам их семей, в том числе по годам:
2013 год - 60 участникам Государственной программы и 90 членам их семей;
2014 год - 90 участникам Государственной программы и 138 членам их семей;
2015 год - 60 участникам Государственной программы и 93 членам их семей;
2016 год - 60 участникам Государственной программы и 93 членам их семей;
2017 год - 60 участникам Государственной программы и 93 членам их семей;
2018 год - 60 участникам Государственной программы и 93 членам их семей;
2) обеспечить возможность обустройства и адаптации прибывших участников Государственной программы и членов их семей на территории Ямало-Ненецкого автономного округа;
3) использовать потенциал участников Государственной программы и членов их семей в интересах социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа;
4) способствовать улучшению демографической ситуации в Ямало-Ненецком автономном округе;
5) увеличить долю расходов окружного бюджета на реализацию предусмотренных Программой мероприятий, связанных с предоставлением мер дополнительной поддержки участникам Государственной программы и членам их семей, в общем размере расходов окружного бюджета на реализацию предусмотренных Программой мероприятий до 90%

     ________________

<*> В соответствии с требованиями типовой программы субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 2570-р.

I. Общая характеристика сферы реализации Программы


Ямало-Ненецкий автономный округ (далее - автономный округ) занимает 769,3 тыс. км2 и по площади относится к числу крупнейших субъектов Российской Федерации.

Его территория расположена в экстремальной природно-климатической зоне Крайнего Севера и Полярного круга, что непосредственным образом осложняет жизнедеятельность людей, оказывает влияние на развитие производственной и социальной инфраструктуры.

Существующее социально-экономическое положение автономного округа достаточно стабильно. Основной целью Стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2020 года является обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения на основе формирования и развития конкурентной экономики при соблюдении соответствующих экологических требований.

Экономика автономного округа представлена следующими основными видами экономической деятельности: промышленность, строительство, торговля, транспорт и связь, сельское и лесное хозяйство.

Наибольший удельный вес приходится на промышленное производство (62,7%), представленное добычей полезных ископаемых, обрабатывающим производством, а также производством электроэнергии, газа и воды.

Строительство занимает 7,6% от всего оборота организаций, торговля - 20,3%, транспорт и связь - 6,5%. Около 3,0% приходится на сельское и лесное хозяйство и прочие виды экономической деятельности.

Уникальные месторождения углеводородов исторически закрепили за автономным округом роль крупнейшего поставщика углеводородного сырья не только на внутренний рынок, но и на рынки Восточной и Западной Европы. Ежегодно здесь добывается более 80% российского газа или пятая часть его мирового производства. Ямальская доля извлечения нефти и газового конденсата составляет около 8,0% общероссийской.

Залогом динамичного развития экономики автономного округа служит рост инвестиционной активности. За 9 месяцев 2012 года предприятиями и организациями всех форм собственности инвестировано в реальный сектор экономики автономного округа 393,7 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах выше уровня января - сентября 2011 года на 52,5%.

В соответствии с утвержденными стратегическими документами в автономном округе до 2020 года намечена реализация следующих инвестиционных проектов:

- программа комплексного освоения месторождений углеводородного сырья автономного округа и севера Красноярского края, которая предусматривает освоение 18 месторождений по добыче газа и нефти;

- строительство морского порта и завода по производству сжиженного газа в пос. Сабетта Ямальского района;

- создание газохимического кластера на базе Новоуренгойского газохимического комплекса;

- развитие и совершенствование транспортной инфраструктуры автономного округа путем расширения авто- и железнодорожной сети, реконструкции аэропортов гражданской авиации в 8 населенных пунктах автономного округа;

- развитие энергетических мощностей благодаря строительству Новоуренгойской ГРЭС, Тарко-Салинской теплоэлектростанции, газотурбинных электростанций в гг. Салехард, Надым, строительство ветроэлектростанций в 11 сельских населенных пунктах.

В последнее время в автономном округе активно реализуется комплекс мер, направленных на эффективное развитие агропромышленного сектора экономики.

За январь - сентябрь 2012 года объем валового производства продукции сельского хозяйства составил 773,3 млн. рублей, что выше соответствующего периода 2011 года на 10,1%. Рост объема валовой продукции сельского хозяйства произошел за счет увеличения объемов производства основных видов продукции животноводства.

Основной традиционной отраслью агропромышленного комплекса автономного округа остается оленеводство. По состоянию на 01 января 2012 года численность поголовья северного домашнего оленя в автономном округе достигла 683,3 тыс. голов, из них в сельскохозяйственных организациях - 317,2 тыс. голов, в хозяйствах населения - 366,1 тыс. голов. При этом оленеводство относится не только к высокоперспективной сельскохозяйственной отрасли региона, но и является этнообразующей, обеспечивающей сохранность традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера.

Аналогичное значение имеет в автономном округе и рыбодобыча. За январь - сентябрь 2012 года оборот организаций рыбодобычи автономного округа составил 200,3 млн. рублей, что в фактически действующих ценах на 0,7% меньше по сравнению с соответствующим периодом 2011 года. Вылов рыбы по автономному округу составил 5,8 тыс. тонн, снизившись относительно января - сентября 2011 года на 15,0%, в связи с уменьшением запасов всех видов рыб в Обь-Иртышском бассейне.

Дальнейшее развитие оленеводства связано с совершенствованием цикла безотходного производства, а рыбной промышленности - с увеличением объемов вылова и переработки водных биоресурсов.

Основными проектами развития агропромышленного производства в автономном округе являются:

- производство по переработке продукции сельского хозяйства (глубокая переработка оленей, рыбы, дикоросов);

- создание производства фармацевтической, медицинской и косметологической продукции;

- строительство бройлерных птицефабрик, ферм акселерационного кролиководства;

- создание тепличных хозяйств для выращивания овощей на закрытом грунте;

- искусственное разведение сиговых пород рыб.

В январе - сентябре 2012 года объем строительных работ составил 106,6 млрд. рублей, что составляет 2,9% объема строительных работ в целом по Российской Федерации. В последние годы в автономном округе ежегодно вводится в эксплуатацию 0,4 м2 общей площади жилья на одного человека. Это соответствует средним показателям по Российской Федерации.

В январе - сентябре 2012 года в автономном округе введено в эксплуатацию 63,4 тыс. м2 жилья, что на 53,8% больше, чем в январе - сентябре 2011 года.

Доля индивидуального жилищного строительства в общем объеме введенного жилья составила 22,0%.

Наиболее острой для жителей автономного округа остается проблема ветхого и аварийного жилья, удельный вес которого занимает 8,6% (866,6 тыс. м2) общей площади жилого фонда автономного округа.

Несмотря на то, что в регионе существует дефицит земельных участков, обеспеченных инженерной и транспортной инфраструктурой, отдельная категория граждан ориентирована на строительство жилья собственными силами. Эти инициативы имеют активную поддержку в рамках программ развития жилищного строительства. Особое внимание уделяется поддержке индивидуальных застройщиков сельских территорий, где нередко население имеет низкие доходы и проживает в ветхом и неблагоустроенном жилищном фонде.

В январе - сентябре 2012 года оборот розничной торговли увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2011 года на 6,5%. В структуре платных услуг преобладают услуги, оказанные крупными и средними организациями (81,0%), остальные оказываются субъектами малого предпринимательства. Наибольший удельный вес занимают транспортные услуги (33,3%), услуги связи (23,1%) и коммунальные услуги (20,2%).

Развитие предпринимательской деятельности в автономном округе определено приоритетным направлением социально-экономического развития наряду с такими направлениями, как улучшение условий жизни населения и развитие инфраструктуры региона.

Традиционно сложившиеся экономико-географические особенности автономного округа, выражающиеся в высокой концентрации крупных добывающих предприятий, суровых климатических условиях, особенностях населенных пунктов, первоначально планировавшихся как временные поселения, социально-демографических особенностях (невысокая численность и низкая концентрация населения, ранний пенсионный возраст), особенностях трудовых и миграционных процессов (в частности, трудовая миграция, выезд за пределы региона лиц пенсионного возраста), отдаленности от экономических центров Российской Федерации, недостаточно развитой транспортной инфраструктуре (в том числе сезонности транспортных путей внутри автономного округа до большинства населенных пунктов), экономической неразвитости сельскохозяйственных районов и моноотраслевой направленности городов, формируют непростые условия для развития малого бизнеса. Кроме того, перечисленные выше особенности сформировали особую модель потребительского поведения населения.

С целью диверсификации экономики, развития малого и среднего предпринимательства, создания новых рабочих мест в автономном округе осуществляются различные формы и виды поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства по приоритетным направлениям, наиболее востребованным в соответствии с особенностями социально-экономического развития муниципальных образований в автономном округе.

В автономном округе отмечается достаточно высокий, по сравнению с другими регионами, средний уровень заработной платы. Однако при детальном изучении вопроса выявляется высокая отраслевая и территориальная дифференциация.

Наиболее высокий уровень заработной платы отмечается в районах нефтегазодобычи, наиболее низкий - в сельских районах автономного округа.

В январе - сентябре 2012 года среднемесячные денежные доходы на одного жителя автономного округа составили 37397 рублей, что выше уровня 2011 года на 0,6%.

В январе - сентябре 2012 года начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника увеличилась на 11,3% относительно соответствующего периода 2011 года и достигла 63271 рубль, что в реальном исчислении на 8,9% выше соответствующего уровня 2011 года.

Величина прожиточного минимума на душу населения в январе - сентябре 2012 года в целом по автономному округу составила 10653 рубля. По сравнению с январем - сентябрем 2011 года произошло увеличение на 1,0%, что связано с увеличением стоимости продовольственных и непродовольственных товаров, услуг и расходов по обязательным платежам.

Большую часть расходов в структуре прожиточного минимума на душу населения составляют расходы на продовольственные товары - 40,4% и услуги - 35,2%. На непродовольственные товары приходится 16,1%, на обязательные платежи и сборы - 8,3% прожиточного минимума.

Одним из результатов экономической и социальной политики, реализуемой в автономном округе, можно считать рост численности населения за счет естественного прироста.

На 01 октября 2012 года численность населения автономного округа составила 539,8 тыс. человек, что выше уровня соответствующего периода 2011 года на 1,4%. Замедление темпов прироста населения (0,3 - 0,5%) в 2008 - 2010 годах сменилось трендом к увеличению прироста населения до 1,3 - 2,0% в 2011 - 2012 годах.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»