ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 октября 2013 года N 854-П

О внесении изменений в комплексную программу "Развитие системы профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2015 годы"

В целях приведения нормативных правовых актов Ямало-Ненецкого автономного округа в соответствие с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", согласно Закону Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 ноября 2012 года N 112-ЗАО "Об окружном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", постановлению Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 декабря 2010 года N 526-П "Об утверждении окружной долгосрочной целевой программы "Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2015 годы", постановлению Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 декабря 2010 года N 478-П "Об утверждении окружной долгосрочной целевой программы "Содействие занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2013 годы", постановлению Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 ноября 2012 года N 976-П "Об утверждении целевой программы ведомства "Развитие системы прогнозирования и стратегического планирования социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа на 2013 - 2015 годы" Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в комплексную программу "Развитие системы профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2015 годы", утверждённую постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 января 2011 года N 16-П.

2. Настоящее постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 01 сентября 2013 года.

Губернатор Ямало-Ненецкого

автономного округа Д.Н. Кобылкин

14 октября 2013 г. N 854-П

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа

ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в комплексную программу "Развитие системы профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2015 годы"

1. В паспорте Программы:

1.1. позицию, касающуюся ответственных исполнителей программных мероприятий, изложить в следующей редакции:


"

Ответственные исполнители программных мероприятий

департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа;

 департамент занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа;

 департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа;

 департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа;

 государственные профессиональные образовательные организации, подведомственные департаменту образования Ямало-Ненецкого автономного округа
 (далее - профессиональные образовательные организации);

 организации, осуществляющие деятельность на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в рамках заключённых соглашений с Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа (ОАО "Газпром", ОАО "Роснефть", ОАО "НОВАТЭК" и другие)


";

1.2. позицию, касающуюся целей и задач Программы, изложить в следующей редакции:


"

Цели и задачи Программы

цель Программы:
 формирование сквозных компетенций конкурентоспособности молодых людей для кадрового обеспечения инновационной экономики Ямало-Ненецкого автономного округа, удовлетворение потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном профессиональном образовании.
 Задачи Программы:
 1. Разработка и реализация инновационной  модели организации профессионального образования, основанной на ключевой роли работодателей.
 2. Формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности рынка труда Ямало-Ненецкого автономного округа.
 3. Обеспечение квалифицированными кадрами инвестиционных проектов, реализуемых на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
 4. Создание системы нормативно-правового сопровождения и финансово-экономических механизмов реализации новой модели организации профессионального образования


";

1.3. позицию, касающуюся основных направлений реализации, изложить в следующей редакции:


"

Основные направления реализации

основные направления, сформированные в программы:
 1. Разработка новой модели профессионального образования, основанной на ключевой роли работодателей.
 2. Внедрение новых подходов в организации образовательного процесса с участием работодателей.
 3. Обеспечение компетентностного подхода на основе введения федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования с участием работодателей.
 4. Совершенствование модели развития и оценки качества профессионального мастерства пед агогических и руководящих кадров с привлечением работодателей.
 5. Стимулирование участия профессиональных образовательных организаций в независимой оценке качества реализуемых образовательных программ среднего профессионального образования.
 6. Переход профессиональных образовательных организаций в новые организационно-правовые формы.
 7. Адаптация структуры и сети профессиональных образовательных организаций к рынку труда на основе создания научно-образовательных комплексов.
 8. Строительство и капитальный ремонт объектов инфраструктуры профессиональных образовательных организаций.
 9. Разработка и реализация механизма среднесрочного и долгосрочного планирования прогноза потребности в подготовке кадров.
 10. Переход на нормативное финансирование в сфере среднего профессионального образования.
 11. Апробация механизма формирования регионального заказа на подготовку квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена в профессиональных образовательных организациях на основании прогнозов потребности в кадрах и социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа.
 12. Создание условий для открытия новых профессий и специальностей среднего профессионального образования с учётом реализации инвестиционных проектов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа


";

1.4. позицию, касающуюся объемов и источников финансирования, изложить в следующей редакции:


"

Объёмы и источники финансирования

общий объем финансирования Программы
 3 034 972 тыс. рублей,
 в том числе по годам:
 2011 год  -  442 839 тыс. рублей;

 2012 год  -  891 483 тыс. рублей;

 2013 год  -  397 907 тыс. рублей;

 2014 год  -  418 351 тыс. рублей;

 2015 год  -  884 392 тыс. рублей.
 В том числе по источникам финансирования:
 бюджет Ямало-Ненецкого автономного округа -
 всего 3 034 972 тыс. рублей,
 в том числе по годам:
 2011 год  -  442 839 тыс. рублей;

 2012 год  -  891 483 тыс. рублей;

 2013 год  -  397 907 тыс. рублей;

 2014 год  -  418 351 тыс. рублей;

 2015 год  -  884 392 тыс. рублей.
 Объем капитальных вложений по Программе составит
 2 627 327 тыс. рублей, в том числе по годам:
 2011 год  -  382 787 тыс. рублей;

 2012 год  -  820 261 тыс. рублей;

 2013 год  -  289 270 тыс. рублей;

 2014 год  -  335 009 тыс. рублей;

 2015 год  -  800 000 тыс. рублей


";

1.5. позицию, касающуюся ожидаемых конечных результатов реализации Программы, изложить в следующей редакции:


"

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

1. Доля обучающихся профессиональных образовательных организаций, трудоустроившихся на предприятии в процессе обучения в профессиональной образовательной организации, в их общем количестве достигнет 8%.
 2. Доля выпускников профессиональных образовательных организаций, прошедших стажировку на предприятиях, в их общем количестве достигнет 17%.
 3. Доля обучающихся профессиональных образовательных организаций из числа коренных малочисленных народов Севера, получающих  профессиональное образование,  в  общем количестве обучающихся достигнет 19%.
 4. Доля профессиональных образовательных организаций, работающих на основе договорных отношений с работодателями и осуществляющих целевую подготовку кадров, в их общем количестве достигнет 100%.
 5. Доля образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования, к общему их количеству достигнет 100%.
 6. Количество образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых в условиях кредитно-модульной системы организации обучения, достигнет 10 за 5 лет.
 7. Доля профессиональных образовательных организаций, внедряющих дистанционные программы обучения, в их общем количестве достигнет 100%.
 8. Доля профессиональных образовательных организаций, обеспеченных библиотечно-информационными ресурсами в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования, в их общем количестве достигнет 100%.
 9. Доля профессиональных образовательных организаций, имеющих свои обновляемые сайты в сети Интернет и публикующих на них отчёты по результатам своей деятельности, в их общем количестве достигнет 100%.
 10. Доля представителей реального сектора экономики в составе педагогических работников в профессиональных образовательных организациях достигнет 28%.
 11. Доля педагогических работников, имеющих квалификационной категории (первая, высшая), в их общей численности среди преподавателей достигнет
 45%, среди мастеров производственного обучения -
 18%.
 12. Доля педагогических работников, прошедших повышение по федеральным государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования, в их общей численности достигнет 100%.
 13. Доля педагогических работников, прошедших повышение, переподготовку (стажировку) в организациях, в том числе за рубежом, в их общей численности достигнет 30%.
 14. Доля лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, прошедшим независимую оценку качества, достигнет 20%.
 15. Доля профессиональных образовательных организаций, перешедших в новые организационно-правовые формы, в их общем количестве достигнет 100%.
 16. Доля профессиональных образовательных организаций, имеющих в своей структуре ресурсные центры, службы содействия трудоустройству, центры квалификаций, составит 55, 100 и 55% соответственно.
 17. Доля многопрофильных и многоуровневых профессиональных образовательных организаций в их общем количестве достигнет 100%.
 18. Доля профессиональных образовательных организаций, обновивших свою инфраструктуру, в их общем количестве достигнет 100%.
 19. Доля профессиональных образовательных организаций, перешедших на нормативное финансирование, в их общем количестве достигнет 100%.
 20. Доля профессиональных образовательных организаций, использующих материально-техническую базу предприятий для организации учебной  практики (производственного обучения) и производственной практики, в их общем количестве достигнет 100%.
 21. Доля выпускников общеобразовательных организаций, поступивших на обучение на образовательные программы среднего профессионального образования, достигнет в среднем 20%.
 22. Доля лиц, принятых на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по приоритетным для экономики Ямало-Ненецкого автономного округа направлениям (добыча и переработка полезных ископаемых, электроэнергетика, транспорт и строительство дорог, строительство, сельское хозяйство, здравоохранение, образование, культура, средства массовой информации), достигнет 80%.
 23. Доля выпускников, получивших среднее профессиональное образование по приоритетным для экономики Ямало-Ненецкого автономного округа направлениям (добыча и переработка полезных ископаемых, электроэнергетика, транспорт и строительство дорог, строительство, сельское хозяйство, здравоохранение, образование, культура, средства массовой информации), достигнет 60%.
 24. Доля выпускников общеобразовательных организаций, получивших целевую образовательную субсидию для получения высшего образования по приоритетным для экономики Ямало-Ненецкого автономного округа направлениям (добыча и переработка полезных ископаемых, электроэнергетика, транспорт и строительство дорог, строительство, сельское хозяйство, здравоохранение, образование, культура, средства массовой информации),
 в их общем количестве достигнет 3%.
 25. Доля открытых новых профессий и специальностей среднего профессионального образования в  их общем ко личестве достигнет  8%


".

2. Раздел I Программы изложить в следующей редакции:

"I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Система профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) требует серьёзных структурных и содержательных изменений в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 31 августа 2010 года (Пр-2663 от 09.09.2010), направлениями образовательной политики России, закреплёнными в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2020 года, утверждённой постановлением Законодательного Собрания автономного округа от 14.12.2011 N 839 (далее – Стратегия СЭР автономного округа до 2020 года).

Стратегией СЭР автономного округа до 2020 года определены основные направления социально-экономического развития автономного округа до 2020 года: повышение уровня благосостояния и качества жизни населения автономного округа и развитие автономного округа как сырьевого региона федерального и мирового значения, обеспечивающего устойчивое развитие национальной экономики.

Достижение этих целей возможно только на основе эффективного развития конкурентоспособных отраслей региональной экономики и прежде всего газовой и нефтяной промышленности, малого и среднего предпринимательства, а также традиционных северных промыслов.

Автономный округ является сырьевым регионом федерального и мирового значения и его миссия заключается в обеспечении поддержки национальной экономики и энергетической безопасности России.

Базовая отрасль автономного округа - топливная промышленность, на которую приходится около 95% общего объёма промышленного производства.

В ближайшие 10 - 20 лет автономный округ сохранит роль ресурсной базы по добыче газа и нефти, минеральных ресурсов и других ресурсов для страны.

Преимуществами автономного округа являются уникальные запасы нефти и газа, богатые биологические ресурсы по разведению оленей, вылову рыб ценной породы, высокий инвестиционный потенциал, финансовые возможности для проведения активной жизненной политики в социальной и жилищной сферах. Совокупность преимуществ, сложившихся в регионе, является основой стабильности социально-экономической ситуации в автономном округе.

Перспективы экономического развития автономного округа во многом определяются характером инвестиционного процесса.

В число первоочередных объектов в инвестиционную программу автономного округа включены 35 объектов в сферах электроэнергетики, строительства, транспорта, добычи и переработки полезных ископаемых, для реализации которых потребуются трудовые ресурсы. Дополнительная потребность в трудовых ресурсах будет расти с 70 тыс. чел. в 2010 году до 212 тыс. чел. в 2020 году.

Таким образом, контекстами для модернизации региональной системы профессионального образования автономного округа являются:

ситуация и стратегия развития нефтегазодобывающего сектора в связи с разработкой ресурсной базы углеводородов полуострова Ямал, региона, имеющего стратегическое значение по газо- и нефтедобыче России;

реализация инвестиционных проектов, предполагающих создание уникального индустриально-инфраструктурного комплекса, обеспечивающего развитие, модернизацию и использование имеющегося потенциала промышленности автономного округа на базе освоения природно-сырьевых ресурсов Приполярного и Полярного Урала и строительства ключевых элементов опорной транспортной и энергетической инфраструктуры;

национально-этническая специфика автономного округа как традиционного места проживания коренных малочисленных народов Севера, предлагающая подготовку кадров для реализации инвестиционных проектов из числа лиц коренных малочисленных народов Севера;

особенности инфраструктуры, имеющей низкую транспортную освоенность территории автономного округа, сдерживающей освоение ресурсов полуострова Ямал, Приполярного и Полярного Урала;

острая потребность в трудовых ресурсах.

На рынке труда автономного округа наблюдается следующая картина: не хватает квалифицированных рабочих, при этом существует переизбыток специалистов с высшим образованием гуманитарных специальностей и дефицит квалифицированных специалистов технических направлений. Так, пропорция подготовки кадров в автономном округе по уровням образования составляет 7:2:1 (ВПО:СПО:НПО), которая не коррелирует с мировой практикой (соотношение 2:3:5 - ВПО:СПО:НПО), обеспечивающей сбалансированное развитие экономики.

Особенностью рынка труда автономного округа является наличие большой численности работающих вахтовым методом и проживающих за пределами автономного округа: около 17% занятых в экономике. Это ставит систему профессионального образования в ситуацию острой конкуренции перед работодателями.

Уровень безработицы составляет 1,28% и не оказывает существенного влияния на рынок труда региона.

При существующем объёме вакансий 79% вакансий составляют рабочие профессии и 11% - работники неквалифицированного труда (подсобные и дорожные рабочие, грузчики, рабочие по комплексному обслуживанию зданий, уборщики, кухонные рабочие, кладовщики, вахтёры, сторожа и т.д.).

По ряду профессий автономный округ испытывает острую нехватку рабочих: водитель, каменщик, плотник, электрогазосварщик, штукатур, маляр, бетонщик, помощник бурильщика, монтажник, продавец, изолировщик, облицовщик-плиточник, машинист бульдозера, повар, стропальщик, слесарь по ремонту автомобилей. По большинству из этих профессий в автономном округе сложилась эффективная система подготовки кадров.

За счёт внедрения наукоёмких технологий в нефтегазовых компаниях происходит системное сокращение персонала, что приводит к перераспределению доли потребления кадров из числа выпускников профессиональных образовательных организаций в пользу инфраструктурных предприятий, предприятий малого и среднего бизнеса. Так, в пропорции доля выпускников профессиональных образовательных организаций, поступающих на работу, составляет: 28% - на градообразующие предприятия, 47% – на предприятия малого и среднего бизнеса, 25% не всегда могут сразу найти работу по полученной профессии и специальности.

В рамках реиндустриализации экономики автономного округа новым и перспективным направлением становится туризм.

Количество рабочих мест к 2030 году может достигнуть полумиллиона. При этом за счёт населения автономного округа будет обеспечена занятость не более 250 тыс. человек. Другую половину рабочих мест предполагается заполнить вахтовиками-специалистами, проживающими за пределами автономного округа.

Таким образом, в подготовке кадров будущего необходимо учитывать изменения, происходящие в экономике региона.

В автономном округе разным возрастным группам созданы условия для высокого жизненного старта: функционируют школы ступеней, доступное предпрофильное (97%) и профильное обучение (61%), имеется возможность свободного выбора в получении профессионального образования в образовательных организациях высшего образования за пределами региона и в профессиональных образовательных организациях на территории автономного округа. Это результат реализации программы развития образования автономного округа в 2000 - 2010 годах, направленной на обеспечение доступного и качественного образования всех уровней. В этот период завершён первый этап реструктуризации сети профессиональных образовательных организаций, в результате которого созданы учреждения нового типа - колледжи.

В автономном округе образовательную деятельность ведут 9 профессиональных образовательных организаций, из них 8 государственных профессиональных образовательных организаций и 1 негосударственная профессиональная образовательная организация. Подготовка кадров осуществляется по 25 профессиям и 43 специальностям среднего профессионального образования.

В автономном округе нет высшего учебного заведения, функционируют 23 филиала образовательных организаций высшего образования. В них обучается большинство взрослого работающего населения региона, получая первое или второе высшее образование, профессиональную переподготовку и часть выпускников школ на 1 - 2 курсах, что выгодно и удобно родителям.

Однако рынок труда автономного округа не испытывает дефицита в специалистах с высшим образованием по специальностям юриспруденция, государственное и муниципальное управление, психология, менеджмент организаций, которые являются приоритетными при выборе молодёжи. Сеть филиалов организаций высшего образования на территории автономного округа требует оптимизации с целью изменения направлений подготовки в соответствии со Стратегией СЭР до 2020 года.

Филиалы организаций высшего образования не ведут научную деятельность в автономном округе, поэтому становится необходимым развитие научных центров на базе государственных профессиональных образовательных организаций автономного округа. Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий, Ямальский многопрофильный колледж и Муравленковский многопрофильный колледж имеют необходимые научные ресурсы и являются экспериментальными площадками федерального и регионального уровней.

Профессиональные образовательные организации взаимодействуют с работодателями. Однако совместная деятельность не является системной. Можно привести лишь несколько примеров эффективного взаимодействия профессиональных образовательных организаций и предприятий:

дочернее предприятие ОАО "Газпром" ООО "Газпром добыча Надым" предоставляет на безвозмездной основе мастерские для организации учебной практики обучающихся Надымского профессионального училища;

работодатели принимают участие в проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников профессиональных образовательных организаций, в организации и проведении ежегодных олимпиад профессионального мастерства обучающихся по рабочим профессиям, педагогических работников системы профессионального образования;

выпускники профессиональных образовательных организаций проходят стажировку на предприятиях в целях приобретения опыта работы, включая наставничество.

Работодатели участвуют в организации учебной практики (производственного обучения) и производственной практики обучающихся профессиональных образовательных организаций, но они не заинтересованы в закреплении за обучающимися рабочих мест и их последующем трудоустройстве в виду того, что качество подготовки не соответствует их требованиям. Следовательно, необходимо развивать систему независимой оценки качества, включая оценку и сертификацию квалификаций.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»