ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 января 2011 года N 16-П

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА НА 2011 - 2015 ГОДЫ"

(в редакции постановлений Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.10.2012 N 859-П, от 14.10.2013 N 854-П, от 13.10.2014 N 804-П, от 24.04.2015 N 368-П, от 18.03.2016 N 234-П)

В целях реализации на территории Ямало-Ненецкого автономного округа государственной политики в области образования Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:

1. Утвердить прилагаемую комплексную программу "Развитие системы профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2015 годы" (далее - Программа).

2. Руководителям исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, ответственных за выполнение мероприятий Программы, представлять в департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа информацию о ходе выполнения программных мероприятий ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Бучкову Т.В.

Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
Д.Н.КОБЫЛКИН

     




Утверждена
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 27 января 2011 года N 16-П



 КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА НА 2011 - 2015 ГОДЫ"

(в редакции постановлений Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.10.2012 N 859-П, от 14.10.2013 N 854-П, от 13.10.2014 N 804-П, от 24.04.2015 N 368-П, от 18.03.2016 N 234-П)  


Паспорт Программы

Наименование Программы

комплексная программа "Развитие системы профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2015 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки

перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 31 августа 2010 года (Пр-2663 от 09.09.2010), протокольных решений Совета ректоров при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе от 23.11.2010 N 2 и поручение Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.09.2010

Государственный заказчик

департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа

Ответственные исполнители программных мероприятий

департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа;
департамент занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа;
департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа;
департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа;
государственные профессиональные образовательные организации, подведомственные департаменту образования Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - профессиональные образовательные организации);
организации, осуществляющие деятельность на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в рамках заключенных соглашений с Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа (ОАО "Газпром", ОАО "Роснефть", ОАО "НОВАТЭК" и другие)

(в ред. постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.10.2013 N 854-П)

Цели и задачи Программы

цель Программы:
формирование сквозных компетенций конкурентоспособности молодых людей для кадрового обеспечения инновационной экономики Ямало-Ненецкого автономного округа, удовлетворение потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном профессиональном образовании.
Задачи Программы:
1. Разработка и реализация инновационной модели организации профессионального образования, основанной на ключевой роли работодателей.
2. Формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности рынка труда Ямало-Ненецкого автономного округа.
3. Обеспечение квалифицированными кадрами инвестиционных проектов, реализуемых на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
4. Создание системы нормативно-правового сопровождения и финансово-экономических механизмов реализации новой модели организации профессионального образования

(в ред. постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.10.2013 N 854-П)

Сроки и этапы реализации

Программа будет реализована в 2011 - 2015 годы в три этапа.
На первом этапе (2011 - 2012 годы) будут реализованы мероприятия, направленные на создание новых моделей и технологий развития профессионального образования по различным направлениям, апробацию и экспериментальное внедрение результатов.
На втором этапе (2013 - 2014 годы) предполагается провести мероприятия по доработке (с учетом результатов первого этапа) модели организации профессионального образования, основанной на ключевой роли работодателей, по различным направлениям, апробацию новых управленческих механизмов.
На третьем этапе (2015 год) предусмотрена реализация мероприятий, направленных на практическое внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах Программы.

Основные направления реализации

основные направления, сформированные в программы:
1. Разработка новой модели профессионального образования, основанной на ключевой роли работодателей.
2. Внедрение новых подходов в организации образовательного процесса с участием работодателей.
3. Обеспечение компетентностного подхода на основе введения федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования с участием работодателей.
4. Совершенствование модели развития и оценки качества профессионального мастерства педагогических и руководящих кадров с привлечением работодателей.
5. Стимулирование участия профессиональных образовательных организаций в независимой оценке качества реализуемых образовательных программ среднего профессионального образования.
6. Переход профессиональных образовательных организаций в новые организационно-правовые формы.

7. Адаптация структуры и сети профессиональных образовательных организаций к рынку труда на основе создания научно-образовательных комплексов.
8. Строительство и капитальный ремонт объектов инфраструктуры профессиональных образовательных организаций.
9. Разработка и реализация механизма среднесрочного и долгосрочного планирования прогноза потребности в подготовке кадров.
10. Переход на нормативное финансирование в сфере среднего профессионального образования.
11. Апробация механизма формирования регионального заказа на подготовку квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена в профессиональных образовательных организациях на основании прогнозов потребности в кадрах и социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа.
12. Создание условий для открытия новых профессий и специальностей среднего профессионального образования с учетом реализации инвестиционных проектов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа

(в ред. постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.10.2013 N 854-П)

Объемы и источники финансирования

общий объем финансирования Программы - 2548699,7 тыс. рублей, в том числе по годам:
2011 год - 442839 тыс. рублей;
2012 год - 891483 тыс. рублей;
2013 год - 397907 тыс. рублей;
2014 год - 684985,2 тыс. рублей;
2015 год - 131485,5 тыс. рублей.
В том числе по источникам финансирования:
бюджет Ямало-Ненецкого автономного округа - всего - 2548699,7 тыс. рублей,
в том числе по годам:
2011 год - 442839 тыс. рублей;
2012 год - 891483 тыс. рублей;
2013 год - 397907 тыс. рублей;
2014 год - 684985,2 тыс. рублей;
2015 год - 131485,5 тыс. рублей.
Объем капитальных вложений по Программе составит 2206986 тыс. рублей,
в том числе по годам:
2011 год - 382787 тыс. рублей;
2012 год - 820261 тыс. рублей;
2013 год - 289270 тыс. рублей;
2014 год - 641295 тыс. рублей;
2015 год - 73373 тыс. рублей

(в ред. постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.03.2016 N 234-П)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

1. Доля обучающихся профессиональных образовательных организаций, трудоустроившихся на предприятии в процессе обучения в профессиональной образовательной организации, в их общем количестве достигнет 4%.
2. Доля выпускников профессиональных образовательных организаций, прошедших стажировку на предприятиях, в их общем количестве достигнет 16%.
3. Доля обучающихся профессиональных образовательных организаций из числа коренных малочисленных народов Севера, получающих профессиональное образование, в их общем количестве достигнет 18%.
4. Доля профессиональных образовательных организаций, работающих на основе договорных отношений с работодателями и осуществляющих целевую подготовку кадров, в их общем количестве достигнет 85,7%.
5. Доля выпускников профессиональных образовательных организаций, трудоустроенных на предприятиях или открывших собственное дело в первый год после выпуска, от общей численности выпускников профессиональных образовательных организаций Ямало-Ненецкого автономного округа достигнет 57,5%.
6. Доля образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования, в их общем количестве достигнет 100%.

7. Количество образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых в условиях кредитно-модульной системы организации обучения, в их общем количестве достигнет 4.
8. Доля профессиональных образовательных организаций, внедряющих дистанционные программы обучения, в их общем количестве достигнет 29%.
9. Доля профессиональных образовательных организаций, обеспеченных библиотечно-информационными ресурсами в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования в их общем количестве достигнет 100%.
10. Доля профессиональных образовательных организаций, имеющих свои обновляемые сайты в сети Интернет и публикующих на них отчеты по результатам своей деятельности, в их общем количестве составит 100%.
11. Доля представителей реального сектора экономики в составе педагогических работников в профессиональных образовательных организациях в их общем количестве достигнет 22%.
12. Доля педагогических работников, имеющих квалификационную категорию (первую, высшую), в их общем количестве среди преподавателей достигнет 43%, мастеров производственного обучения - 16%.

13. Доля педагогических работников, прошедших повышение квалификации по федеральным государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования, в том числе в новых формах, в их общем количестве составит 100%.
14. Доля педагогических работников, прошедших переподготовку (стажировку) в организациях, в том числе за рубежом, в их общем количестве достигнет 20%.
15. Отношение средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций к средней заработной плате в Ямало-Ненецком автономном округе (Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597) составит 86%.
16. Доля лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, прошедшим независимую оценку качества, в их общем количестве составит 13%.
17. Доля профессиональных образовательных организаций, перешедших в новые организационно-правовые формы управления, в их общем количестве составит 100%.

18. Доля профессиональных образовательных организаций, имеющих в своей структуре ресурсные центры профессионального образования, службы содействия трудоустройству выпускников, учебные центры профессиональных квалификаций, в их общем количестве 33%, 55%, 33% соответственно.
19. Количество многофункциональных центров прикладных квалификаций, осуществляющих обучение на базе среднего общего образования, в том числе путем преобразования существующих профессиональных образовательных организаций в такие центры (Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 599), достигнет 6.
20. Доля многопрофильных и многоуровневых профессиональных образовательных организаций в их общем количестве достигнет 83,3%.
21. Доля профессиональных образовательных организаций, обновивших свою инфраструктуру, в их общем количестве достигнет 100%.
22. Доля профессиональных образовательных организаций, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 599), достигнет 17%.
23. Удельный вес профессиональных образовательных организаций, расположенных в отдельных зданиях капитального исполнения, - 77,8%.
24. Доля профессиональных образовательных организаций, перешедших на нормативное финансирование, в их общем количестве достигнет 100%.
25. Удельный вес государственных профессиональных образовательных организаций, получающих бюджетные средства на основе государственных заданий с учетом показателей качества, в общем числе государственных профессиональных образовательных организаций достигнет 100%.
26. Доля профессиональных образовательных организаций, использующих материально-техническую базу предприятий для организации учебной и производственной практик, в их общем количестве достигнет 100%.

27. Доля выпускников общеобразовательных организаций, поступивших на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, в их общем количестве достигнет 19,6%.
28. Доля обучающихся и студентов, получивших образовательную субсидию, от общего числа обратившихся за субсидией достигнет 99%.
29. Доля лиц, принятых на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по приоритетным для экономики Ямала направлениям (добыча и переработка полезных ископаемых, электроэнергетика, транспорт и строительство дорог, строительство, сельское хозяйство, здравоохранение, образование, культура, средства массовой информации), в их общем количестве достигнет 76%.
30. Доля обучающихся, получающих среднее профессиональное образование по приоритетным для экономики Ямала направлениям (добыча полезных ископаемых, электроэнергетика, строительство, транспорт, образование, медицина), в их общем количестве достигнет 60%.
31. Доля выпускников общеобразовательных организаций, получивших целевую образовательную субсидию для получения высшего образования по приоритетным для экономики Ямала направлениям (добыча и переработка полезных ископаемых, электроэнергетика, транспорт и строительство дорог, строительство, сельское хозяйство, здравоохранение, образование, культура, средства массовой информации), в их общем количестве достигнет 1,5%.
32. Доля открытых новых профессий и специальностей профессионального образования и профессий дополнительного профессионального образования в общем количестве профессий и специальностей достигнет 4,2%.

(в ред. постановлений Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 13.10.2014 N 804-П, от 18.03.2016 N 234-П)


      I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

(в редакции постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.10.2013 N 854-П)


Система профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) требует серьезных структурных и содержательных изменений в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 31 августа 2010 года (Пр-2663 от 09.09.2010), направлениями образовательной политики России, закрепленными в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания автономного округа от 14.12.2011 N 839 (далее - Стратегия СЭР автономного округа до 2020 года).

Стратегией СЭР автономного округа до 2020 года определены основные направления социально-экономического развития автономного округа до 2020 года: повышение уровня благосостояния и качества жизни населения автономного округа и развитие автономного округа как сырьевого региона федерального и мирового значения, обеспечивающего устойчивое развитие национальной экономики.

Достижение этих целей возможно только на основе эффективного развития конкурентоспособных отраслей региональной экономики и прежде всего газовой и нефтяной промышленности, малого и среднего предпринимательства, а также традиционных северных промыслов.

Автономный округ является сырьевым регионом федерального и мирового значения и его миссия заключается в обеспечении поддержки национальной экономики и энергетической безопасности России.

Базовая отрасль автономного округа - топливная промышленность, на которую приходится около 95% общего объема промышленного производства.

В ближайшие 10 - 20 лет автономный округ сохранит роль ресурсной базы по добыче газа и нефти, минеральных ресурсов и других ресурсов для страны.

Преимуществами автономного округа являются уникальные запасы нефти и газа, богатые биологические ресурсы по разведению оленей, вылову рыб ценной породы, высокий инвестиционный потенциал, финансовые возможности для проведения активной жизненной политики в социальной и жилищной сферах. Совокупность преимуществ, сложившихся в регионе, является основой стабильности социально-экономической ситуации в автономном округе.

Перспективы экономического развития автономного округа во многом определяются характером инвестиционного процесса.

В число первоочередных объектов в инвестиционную программу автономного округа включены 35 объектов в сферах электроэнергетики, строительства, транспорта, добычи и переработки полезных ископаемых, для реализации которых потребуются трудовые ресурсы. Дополнительная потребность в трудовых ресурсах будет расти с 70 тыс. чел. в 2010 году до 212 тыс. чел. в 2020 году.

Таким образом, контекстами для модернизации региональной системы профессионального образования автономного округа являются:

ситуация и стратегия развития нефтегазодобывающего сектора в связи с разработкой ресурсной базы углеводородов полуострова Ямал, региона, имеющего стратегическое значение по газо- и нефтедобыче России;

реализация инвестиционных проектов, предполагающих создание уникального индустриально-инфраструктурного комплекса, обеспечивающего развитие, модернизацию и использование имеющегося потенциала промышленности автономного округа на базе освоения природно-сырьевых ресурсов Приполярного и Полярного Урала и строительства ключевых элементов опорной транспортной и энергетической инфраструктуры;

национально-этническая специфика автономного округа как традиционного места проживания коренных малочисленных народов Севера, предлагающая подготовку кадров для реализации инвестиционных проектов из числа лиц коренных малочисленных народов Севера;

особенности инфраструктуры, имеющей низкую транспортную освоенность территории автономного округа, сдерживающей освоение ресурсов полуострова Ямал, Приполярного и Полярного Урала;

острая потребность в трудовых ресурсах.

На рынке труда автономного округа наблюдается следующая картина: не хватает квалифицированных рабочих, при этом существует переизбыток специалистов с высшим образованием гуманитарных специальностей и дефицит квалифицированных специалистов технических направлений. Так, пропорция подготовки кадров в автономном округе по уровням образования составляет 7:2:1 (ВПО:СПО:НПО), которая не коррелирует с мировой практикой (соотношение 2:3:5 - ВПО:СПО:НПО), обеспечивающей сбалансированное развитие экономики.

Особенностью рынка труда автономного округа является наличие большой численности работающих вахтовым методом и проживающих за пределами автономного округа: около 17% занятых в экономике. Это ставит систему профессионального образования в ситуацию острой конкуренции перед работодателями.

Уровень безработицы составляет 1,28% и не оказывает существенного влияния на рынок труда региона.

При существующем объеме вакансий 79% вакансий составляют рабочие профессии и 11% - работники неквалифицированного труда (подсобные и дорожные рабочие, грузчики, рабочие по комплексному обслуживанию зданий, уборщики, кухонные рабочие, кладовщики, вахтеры, сторожа и т.д.).

По ряду профессий автономный округ испытывает острую нехватку рабочих: водитель, каменщик, плотник, электрогазосварщик, штукатур, маляр, бетонщик, помощник бурильщика, монтажник, продавец, изолировщик, облицовщик-плиточник, машинист бульдозера, повар, стропальщик, слесарь по ремонту автомобилей. По большинству из этих профессий в автономном округе сложилась эффективная система подготовки кадров.

За счет внедрения наукоемких технологий в нефтегазовых компаниях происходит системное сокращение персонала, что приводит к перераспределению доли потребления кадров из числа выпускников профессиональных образовательных организаций в пользу инфраструктурных предприятий, предприятий малого и среднего бизнеса. Так, в пропорции доля выпускников профессиональных образовательных организаций, поступающих на работу, составляет: 28% - на градообразующие предприятия, 47% - на предприятия малого и среднего бизнеса, 25% не всегда могут сразу найти работу по полученной профессии и специальности.

В рамках реиндустриализации экономики автономного округа новым и перспективным направлением становится туризм.

Количество рабочих мест к 2030 году может достигнуть полумиллиона. При этом за счет населения автономного округа будет обеспечена занятость не более 250 тыс. человек. Другую половину рабочих мест предполагается заполнить вахтовиками-специалистами, проживающими за пределами автономного округа.

Таким образом, в подготовке кадров будущего необходимо учитывать изменения, происходящие в экономике региона.

В автономном округе разным возрастным группам созданы условия для высокого жизненного старта: функционируют школы ступеней, доступное предпрофильное (97%) и профильное обучение (61%), имеется возможность свободного выбора в получении профессионального образования в образовательных организациях высшего образования за пределами региона и в профессиональных образовательных организациях на территории автономного округа. Это результат реализации программы развития образования автономного округа в 2000 - 2010 годах, направленной на обеспечение доступного и качественного образования всех уровней. В этот период завершен первый этап реструктуризации сети профессиональных образовательных организаций, в результате которого созданы учреждения нового типа - колледжи.

В автономном округе образовательную деятельность ведут 9 профессиональных образовательных организаций, из них 8 государственных профессиональных образовательных организаций и 1 негосударственная профессиональная образовательная организация. Подготовка кадров осуществляется по 25 профессиям и 43 специальностям среднего профессионального образования.

В автономном округе нет высшего учебного заведения, функционируют 23 филиала образовательных организаций высшего образования. В них обучается большинство взрослого работающего населения региона, получая первое или второе высшее образование, профессиональную переподготовку и часть выпускников школ на 1 - 2 курсах, что выгодно и удобно родителям.

Однако рынок труда автономного округа не испытывает дефицита в специалистах с высшим образованием по специальностям юриспруденция, государственное и муниципальное управление, психология, менеджмент организаций, которые являются приоритетными при выборе молодежи. Сеть филиалов организаций высшего образования на территории автономного округа требует оптимизации с целью изменения направлений подготовки в соответствии со Стратегией СЭР до 2020 года.

Филиалы организаций высшего образования не ведут научную деятельность в автономном округе, поэтому становится необходимым развитие научных центров на базе государственных профессиональных образовательных организаций автономного округа. Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий, Ямальский многопрофильный колледж и Муравленковский многопрофильный колледж имеют необходимые научные ресурсы и являются экспериментальными площадками федерального и регионального уровней.

Профессиональные образовательные организации взаимодействуют с работодателями. Однако совместная деятельность не является системной. Можно привести лишь несколько примеров эффективного взаимодействия профессиональных образовательных организаций и предприятий:

дочернее предприятие ОАО "Газпром" ООО "Газпром добыча Надым" предоставляет на безвозмездной основе мастерские для организации учебной практики обучающихся Надымского профессионального училища;

работодатели принимают участие в проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников профессиональных образовательных организаций, в организации и проведении ежегодных олимпиад профессионального мастерства обучающихся по рабочим профессиям, педагогических работников системы профессионального образования;

выпускники профессиональных образовательных организаций проходят стажировку на предприятиях в целях приобретения опыта работы, включая наставничество.

Работодатели участвуют в организации учебной практики (производственного обучения) и производственной практики обучающихся профессиональных образовательных организаций, но они не заинтересованы в закреплении за обучающимися рабочих мест и их последующем трудоустройстве ввиду того, что качество подготовки не соответствует их требованиям. Следовательно, необходимо развивать систему независимой оценки качества, включая оценку и сертификацию квалификаций.

Примером корпоративной подготовки кадров является деятельность Новоуренгойского техникума газовой промышленности (ОАО "Газпром"), опыт которого следует использовать при формировании новой модели профессионального образования.

Несмотря на попытки привлечения работодателей к формированию регионального заказа на подготовку квалифицированных кадров, он по-прежнему формируется в самой системе образования, исходя из имеющихся ресурсов. Это прямо противоречит целям и задачам рыночной экономики.

Новая система оплаты труда работников профессиональных образовательных организаций требует доработки с целью повышения роли стимулирующих функций оплаты труда в оценке качества и результативности работы педагогических работников.

Инфраструктура профессиональных образовательных организаций обновляется недостаточно. Так за пять лет построено только 3 новых объекта инфраструктуры профессионального образования: учебный комплекс на 1200 мест, включая общежития и спортивный зал (Ямальский многопрофильный колледж), учебно-лабораторный комплекс и общежитие (Тарко-Салинское профессиональное училище), проведен капитальный ремонт учебного корпуса Ноябрьского колледжа профессиональных и информационных технологий. Остается незавершенным строительство учебного комплекса в г. Новом Уренгое.

В автономном округе имеется положительный опыт стимулирования получения гражданами, закончившими общеобразовательные организации автономного округа, высшего образования в ведущих образовательных организациях высшего образования страны. Однако эффективность использования целевой образовательной субсидий невысока, так как возвращаются и устраиваются на территории автономного округа лишь 30% выпускников вузов. Механизм выдачи целевой образовательной субсидии требует изменения с учетом Стратегии СЭР автономного округа до 2020 года и требований работодателей.

Таким образом, по итогам анализа предыдущего периода развития системы профессионального образования автономного округа можно констатировать, что:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»