ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 января 2011 года N 16-П
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА НА 2011 - 2015 ГОДЫ"
(в редакции постановлений Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.10.2012 N 859-П, от 14.10.2013 N 854-П, от 13.10.2014 N 804-П, от 24.04.2015 N 368-П, от 18.03.2016 N 234-П)
В целях реализации на территории Ямало-Ненецкого автономного округа государственной политики в области образования Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемую комплексную программу "Развитие системы профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2015 годы" (далее - Программа).
2. Руководителям исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, ответственных за выполнение мероприятий Программы, представлять в департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа информацию о ходе выполнения программных мероприятий ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Бучкову Т.В.
Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
Д.Н.КОБЫЛКИН
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА НА 2011 - 2015 ГОДЫ"
(в редакции постановлений Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.10.2012 N 859-П, от 14.10.2013 N 854-П, от 13.10.2014 N 804-П, от 24.04.2015 N 368-П, от 18.03.2016 N 234-П)
Наименование Программы | комплексная программа "Развитие системы профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2015 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки | перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 31 августа 2010 года (Пр-2663 от 09.09.2010), протокольных решений Совета ректоров при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе от 23.11.2010 N 2 и поручение Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.09.2010 |
Государственный заказчик | департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа |
Ответственные исполнители программных мероприятий | департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа; |
(в ред. постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.10.2013 N 854-П) | |
Цели и задачи Программы | цель Программы: |
(в ред. постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.10.2013 N 854-П) | |
Сроки и этапы реализации | Программа будет реализована в 2011 - 2015 годы в три этапа. |
Основные направления реализации | основные направления, сформированные в программы: |
7. Адаптация структуры и сети профессиональных образовательных организаций к рынку труда на основе создания научно-образовательных комплексов. | |
(в ред. постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.10.2013 N 854-П) | |
Объемы и источники финансирования | общий объем финансирования Программы - 2548699,7 тыс. рублей, в том числе по годам: |
(в ред. постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.03.2016 N 234-П) | |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | 1. Доля обучающихся профессиональных образовательных организаций, трудоустроившихся на предприятии в процессе обучения в профессиональной образовательной организации, в их общем количестве достигнет 4%. |
7. Количество образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых в условиях кредитно-модульной системы организации обучения, в их общем количестве достигнет 4. | |
13. Доля педагогических работников, прошедших повышение квалификации по федеральным государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования, в том числе в новых формах, в их общем количестве составит 100%. | |
18. Доля профессиональных образовательных организаций, имеющих в своей структуре ресурсные центры профессионального образования, службы содействия трудоустройству выпускников, учебные центры профессиональных квалификаций, в их общем количестве 33%, 55%, 33% соответственно. | |
27. Доля выпускников общеобразовательных организаций, поступивших на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, в их общем количестве достигнет 19,6%. | |
(в ред. постановлений Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 13.10.2014 N 804-П, от 18.03.2016 N 234-П) |
(в редакции постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.10.2013 N 854-П)
Система профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) требует серьезных структурных и содержательных изменений в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 31 августа 2010 года (Пр-2663 от 09.09.2010), направлениями образовательной политики России, закрепленными в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания автономного округа от 14.12.2011 N 839 (далее - Стратегия СЭР автономного округа до 2020 года).
Стратегией СЭР автономного округа до 2020 года определены основные направления социально-экономического развития автономного округа до 2020 года: повышение уровня благосостояния и качества жизни населения автономного округа и развитие автономного округа как сырьевого региона федерального и мирового значения, обеспечивающего устойчивое развитие национальной экономики.
Достижение этих целей возможно только на основе эффективного развития конкурентоспособных отраслей региональной экономики и прежде всего газовой и нефтяной промышленности, малого и среднего предпринимательства, а также традиционных северных промыслов.
Автономный округ является сырьевым регионом федерального и мирового значения и его миссия заключается в обеспечении поддержки национальной экономики и энергетической безопасности России.
Базовая отрасль автономного округа - топливная промышленность, на которую приходится около 95% общего объема промышленного производства.
В ближайшие 10 - 20 лет автономный округ сохранит роль ресурсной базы по добыче газа и нефти, минеральных ресурсов и других ресурсов для страны.
Преимуществами автономного округа являются уникальные запасы нефти и газа, богатые биологические ресурсы по разведению оленей, вылову рыб ценной породы, высокий инвестиционный потенциал, финансовые возможности для проведения активной жизненной политики в социальной и жилищной сферах. Совокупность преимуществ, сложившихся в регионе, является основой стабильности социально-экономической ситуации в автономном округе.
Перспективы экономического развития автономного округа во многом определяются характером инвестиционного процесса.
В число первоочередных объектов в инвестиционную программу автономного округа включены 35 объектов в сферах электроэнергетики, строительства, транспорта, добычи и переработки полезных ископаемых, для реализации которых потребуются трудовые ресурсы. Дополнительная потребность в трудовых ресурсах будет расти с 70 тыс. чел. в 2010 году до 212 тыс. чел. в 2020 году.
Таким образом, контекстами для модернизации региональной системы профессионального образования автономного округа являются:
ситуация и стратегия развития нефтегазодобывающего сектора в связи с разработкой ресурсной базы углеводородов полуострова Ямал, региона, имеющего стратегическое значение по газо- и нефтедобыче России;
реализация инвестиционных проектов, предполагающих создание уникального индустриально-инфраструктурного комплекса, обеспечивающего развитие, модернизацию и использование имеющегося потенциала промышленности автономного округа на базе освоения природно-сырьевых ресурсов Приполярного и Полярного Урала и строительства ключевых элементов опорной транспортной и энергетической инфраструктуры;
национально-этническая специфика автономного округа как традиционного места проживания коренных малочисленных народов Севера, предлагающая подготовку кадров для реализации инвестиционных проектов из числа лиц коренных малочисленных народов Севера;
особенности инфраструктуры, имеющей низкую транспортную освоенность территории автономного округа, сдерживающей освоение ресурсов полуострова Ямал, Приполярного и Полярного Урала;
острая потребность в трудовых ресурсах.
На рынке труда автономного округа наблюдается следующая картина: не хватает квалифицированных рабочих, при этом существует переизбыток специалистов с высшим образованием гуманитарных специальностей и дефицит квалифицированных специалистов технических направлений. Так, пропорция подготовки кадров в автономном округе по уровням образования составляет 7:2:1 (ВПО:СПО:НПО), которая не коррелирует с мировой практикой (соотношение 2:3:5 - ВПО:СПО:НПО), обеспечивающей сбалансированное развитие экономики.
Особенностью рынка труда автономного округа является наличие большой численности работающих вахтовым методом и проживающих за пределами автономного округа: около 17% занятых в экономике. Это ставит систему профессионального образования в ситуацию острой конкуренции перед работодателями.
Уровень безработицы составляет 1,28% и не оказывает существенного влияния на рынок труда региона.
При существующем объеме вакансий 79% вакансий составляют рабочие профессии и 11% - работники неквалифицированного труда (подсобные и дорожные рабочие, грузчики, рабочие по комплексному обслуживанию зданий, уборщики, кухонные рабочие, кладовщики, вахтеры, сторожа и т.д.).
По ряду профессий автономный округ испытывает острую нехватку рабочих: водитель, каменщик, плотник, электрогазосварщик, штукатур, маляр, бетонщик, помощник бурильщика, монтажник, продавец, изолировщик, облицовщик-плиточник, машинист бульдозера, повар, стропальщик, слесарь по ремонту автомобилей. По большинству из этих профессий в автономном округе сложилась эффективная система подготовки кадров.
За счет внедрения наукоемких технологий в нефтегазовых компаниях происходит системное сокращение персонала, что приводит к перераспределению доли потребления кадров из числа выпускников профессиональных образовательных организаций в пользу инфраструктурных предприятий, предприятий малого и среднего бизнеса. Так, в пропорции доля выпускников профессиональных образовательных организаций, поступающих на работу, составляет: 28% - на градообразующие предприятия, 47% - на предприятия малого и среднего бизнеса, 25% не всегда могут сразу найти работу по полученной профессии и специальности.
В рамках реиндустриализации экономики автономного округа новым и перспективным направлением становится туризм.
Количество рабочих мест к 2030 году может достигнуть полумиллиона. При этом за счет населения автономного округа будет обеспечена занятость не более 250 тыс. человек. Другую половину рабочих мест предполагается заполнить вахтовиками-специалистами, проживающими за пределами автономного округа.
Таким образом, в подготовке кадров будущего необходимо учитывать изменения, происходящие в экономике региона.
В автономном округе разным возрастным группам созданы условия для высокого жизненного старта: функционируют школы ступеней, доступное предпрофильное (97%) и профильное обучение (61%), имеется возможность свободного выбора в получении профессионального образования в образовательных организациях высшего образования за пределами региона и в профессиональных образовательных организациях на территории автономного округа. Это результат реализации программы развития образования автономного округа в 2000 - 2010 годах, направленной на обеспечение доступного и качественного образования всех уровней. В этот период завершен первый этап реструктуризации сети профессиональных образовательных организаций, в результате которого созданы учреждения нового типа - колледжи.
В автономном округе образовательную деятельность ведут 9 профессиональных образовательных организаций, из них 8 государственных профессиональных образовательных организаций и 1 негосударственная профессиональная образовательная организация. Подготовка кадров осуществляется по 25 профессиям и 43 специальностям среднего профессионального образования.
В автономном округе нет высшего учебного заведения, функционируют 23 филиала образовательных организаций высшего образования. В них обучается большинство взрослого работающего населения региона, получая первое или второе высшее образование, профессиональную переподготовку и часть выпускников школ на 1 - 2 курсах, что выгодно и удобно родителям.
Однако рынок труда автономного округа не испытывает дефицита в специалистах с высшим образованием по специальностям юриспруденция, государственное и муниципальное управление, психология, менеджмент организаций, которые являются приоритетными при выборе молодежи. Сеть филиалов организаций высшего образования на территории автономного округа требует оптимизации с целью изменения направлений подготовки в соответствии со Стратегией СЭР до 2020 года.
Филиалы организаций высшего образования не ведут научную деятельность в автономном округе, поэтому становится необходимым развитие научных центров на базе государственных профессиональных образовательных организаций автономного округа. Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий, Ямальский многопрофильный колледж и Муравленковский многопрофильный колледж имеют необходимые научные ресурсы и являются экспериментальными площадками федерального и регионального уровней.
Профессиональные образовательные организации взаимодействуют с работодателями. Однако совместная деятельность не является системной. Можно привести лишь несколько примеров эффективного взаимодействия профессиональных образовательных организаций и предприятий:
дочернее предприятие ОАО "Газпром" ООО "Газпром добыча Надым" предоставляет на безвозмездной основе мастерские для организации учебной практики обучающихся Надымского профессионального училища;
работодатели принимают участие в проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников профессиональных образовательных организаций, в организации и проведении ежегодных олимпиад профессионального мастерства обучающихся по рабочим профессиям, педагогических работников системы профессионального образования;
выпускники профессиональных образовательных организаций проходят стажировку на предприятиях в целях приобретения опыта работы, включая наставничество.
Работодатели участвуют в организации учебной практики (производственного обучения) и производственной практики обучающихся профессиональных образовательных организаций, но они не заинтересованы в закреплении за обучающимися рабочих мест и их последующем трудоустройстве ввиду того, что качество подготовки не соответствует их требованиям. Следовательно, необходимо развивать систему независимой оценки качества, включая оценку и сертификацию квалификаций.
Примером корпоративной подготовки кадров является деятельность Новоуренгойского техникума газовой промышленности (ОАО "Газпром"), опыт которого следует использовать при формировании новой модели профессионального образования.
Несмотря на попытки привлечения работодателей к формированию регионального заказа на подготовку квалифицированных кадров, он по-прежнему формируется в самой системе образования, исходя из имеющихся ресурсов. Это прямо противоречит целям и задачам рыночной экономики.
Новая система оплаты труда работников профессиональных образовательных организаций требует доработки с целью повышения роли стимулирующих функций оплаты труда в оценке качества и результативности работы педагогических работников.
Инфраструктура профессиональных образовательных организаций обновляется недостаточно. Так за пять лет построено только 3 новых объекта инфраструктуры профессионального образования: учебный комплекс на 1200 мест, включая общежития и спортивный зал (Ямальский многопрофильный колледж), учебно-лабораторный комплекс и общежитие (Тарко-Салинское профессиональное училище), проведен капитальный ремонт учебного корпуса Ноябрьского колледжа профессиональных и информационных технологий. Остается незавершенным строительство учебного комплекса в г. Новом Уренгое.
В автономном округе имеется положительный опыт стимулирования получения гражданами, закончившими общеобразовательные организации автономного округа, высшего образования в ведущих образовательных организациях высшего образования страны. Однако эффективность использования целевой образовательной субсидий невысока, так как возвращаются и устраиваются на территории автономного округа лишь 30% выпускников вузов. Механизм выдачи целевой образовательной субсидии требует изменения с учетом Стратегии СЭР автономного округа до 2020 года и требований работодателей.
Таким образом, по итогам анализа предыдущего периода развития системы профессионального образования автономного округа можно констатировать, что: