ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 декабря 2010 года N 478-П

Об утверждении окружной долгосрочной целевой программы "Содействие занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2013 годы"

Документ с изменениями внесенными:

-постановлением Правительства автономного округа от 25.07.2011 N 496-П

-постановлением Правительства автономного округа от 23.12.2011 N 978-П

-постановлением Правительства автономного округа от 26.06.2012 N 488-П

-постановлением Правительства автономного округа от 14.02.2013 N 81-П

-постановлением Правительства автономного округа от 19.09.2013 N 788-П

В целях реализации статьи 7.1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", на основании пункта 1 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:

1. Утвердить прилагаемую окружную долгосрочную целевую программу "Содействие занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2013 годы".

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Бучкову Т.В.

Губернатор Ямало-Ненецкого

автономного округа Д.Н. Кобылкин

от 20 декабря 2010 N 478-П

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
(с изм. от 25.07.2011 N 496-П)
(с изм. от 23.12.2011 N 978-П)
(с изм. от 26.06.2012 N 488-П)
(с изм. от 14.02.2013 N 81-П)
(с изм. от 19.09.2013 N 788-П)

Окружная долгосрочная целевая программа "Содействие занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2013 годы"

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

(в ред. от 19.09.2013 N 788-П)


Наименование программы

окружная долгосрочная целевая программа "Содействие занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2013 годы"

Основание для разработки

подпункт 4 пункта 1 статьи 7.1 Закона Российской Федерации
 от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";

 постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 декабря 2011 года N 1028-П "О департаменте занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа";

 распоряжение Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 ноября 2010 года N 286-РП "Об утверждении Концепции и разработке окружной долгосрочной целевой программы "Содействие занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2013 годы"

Государственный заказчик

департамент занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа

Разработчики Программы

департамент занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа

Цель

обеспечение защиты от безработицы и содействие в трудоустройстве гражданам, ищущим работу

Задачи

1) сдерживание темпов роста безработицы в пределах социально допустимого уровня и смягчение ее социальных последствий;

 2) трудоустройство граждан, ищущих работу;

 3) повышение конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда;

 4) повышение качества предоставления и доступности государственных услуг, создания комфортных условий для получателей государственных услуг;

 5) развитие малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан;

 6) содействие трудоустройству молодежи

Сроки реализации

2011 - 2013 годы

Основные направления реализации мероприятий

организация мероприятий по информированию населения и работодателей о положении на рынке труда;

 о рганизация и проведение конференций , семинаров-практикумов, коллегий, "круглых столов", фестивалей в целях реализации политики в области занятости населения в Ямало-Ненецком автономном округе;

 содействие и организация временной занятости граждан (за исключением молодежи);

 содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости;

 содействие занятости слабо защищенных категорий граждан;

 организация социальной адаптации, профессиональной ориентации и психологической поддержки;

 организация прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования, включая обучение в другой местности;

 укрепление материально-технической базы органов службы занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа;

 организация обучения и повышения квалификации сотрудников органов службы занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа;

 содействие самозанятости безработных граждан , включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан;

 трудоустройство молодежи

Объемы финансирования

общий объем финансирования Программы составит 176 912,5 тыс. рублей, из них:
 средства окружного бюджета 176 011,0 тыс. рублей;

 средства из внебюджетных источников 901,5 тыс. рублей.
 2011 год - 28 360,0 тыс. рублей;

 2012 год - 70 462,5 тыс. рублей*;

 2013 год - 78 090,0 тыс. рублей.
 *Примечание.
 Объем финансирования на 2012 год составляет 70 462,5 тыс. рублей, в том числе:
 средства окружного бюджета - 69 561,0 тыс. рублей;

 средства из внебюджетных источников - 901,5 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

реализация мероприятий позволит:
 - создать условия для эффективного регулирования ситуации на рынке труда Ямало-Ненецкого автономного округа с учетом экономических и социальных интересов работника и работодателя и потребностей социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа в целом;

 - повысить качество и конкурентоспособность рабочей силы на рынке труда;

 - сбалансировать спрос и предложение рабочей силы;

 - снизить социальную напряженность в обществе посредством эффективной целевой поддержки лиц, потерявших работу;

 - смягчить последствия долговременной безработицы;

 - повысить качество предоставляемых населению услуг в области занятости.
 В результате принимаемых мер уровень регистрируемой безработицы на конец 2013 года составит не более 0,8% от численности экономически активного населения Ямало-Ненецкого автономного округа

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

(раздел в ред. от 23.12.2011 N 978-П)

Реализация государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантированных Конституцией Российской Федерации прав граждан Российской Федерации на свободный труд и социальную защиту от безработицы, является важнейшей составляющей стабильности в обществе и поступательного социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ). Устойчивые темпы экономического развития невозможны без чётко определённых перспектив и прогнозирования развития рынка труда, формирования грамотных, хорошо обученных и мобильных трудовых ресурсов на основе научно-технического прогресса и развития информационных технологий.

Финансово-экономический кризис, начавшийся в 2008 году, обострил проблемы безработицы, создал напряжённость на рынке труда, усилил внимание к ситуации в сфере занятости общества и властных структур. Необходимость стабилизации положения на рынке труда с выходом на новый инновационный путь развития стала основным из ключевых моментов в Ежегодном послании Президента Российской Федерации, антикризисных программах Правительства Российской Федерации и автономного округа.

Решение задач, поставленных в сфере содействия занятости, на фоне общего увеличения обращений граждан и объёмов выполняемой органами службы занятости работы, потребовало значительного напряжения человеческих ресурсов этой службы, разработки и реализации комплекса новых, ранее не используемых мер на рынке труда.

В настоящий момент основными проблемами сферы содействия занятости населения являются:

1) отсутствие у большинства работодателей заинтересованности в приёме на работу безработных граждан, особо нуждающихся в трудоустройстве, что приводит к увеличению напряжённости на рынке труда и росту уровня безработицы;

2) низкая конкурентоспособность на региональном рынке труда безработных граждан, выпускников учебных заведений профессионального образования, женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, вызванная недостаточным уровнем образования (в составе безработных, состоящих на учете в органах службы занятости населения автономного округа, 50% имеют низкий уровень образования), отсутствием опыта работы;

3) несбалансированность спроса и предложения рабочей силы на региональном рынке труда в профессионально-квалификационном аспекте;

4) информационная поддержка политики занятости на территории автономного округа, проводимая органами службы занятости населения, не позволяет в полной мере информировать население и работодателей о положении на рынке труда, консультировать по вопросам законодательства о занятости;

5) информационная коммуникация центров занятости населения автономного округа в сельской местности не позволяет объективно освещать все изменения, происходящие на рынке труда, и оказывать оперативную консультационную помощь сельскому населению;

6) внедрение информационных технологий в механизм реализации государственных услуг (предоставление в электронном виде и с использованием каналов связи) в сфере занятости населения обусловило необходимость укрепления парка компьютерной техники, отвечающей требованиям современного программного обеспечения.

В настоящее время в автономном округе действует окружная целевая программа "Содействие занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа на 2008 - 2010 годы". Главным отличием предлагаемой к разработке Программы от аналогичной является то, что главными объектами в реализации её мероприятий станут те категории граждан, которые наиболее остро испытывают трудности в поиске работы. Так, например, особое внимание будет уделено временной занятости молодёжи в возрасте от 16 до 18 лет (вместо ранее установленного верхнего порога 25 лет).

В действующей программе большое внимание уделяется теоретико-организационным вопросам, тогда как в предлагаемой к разработке Программе основной акцент будет сделан на реализацию мероприятий, направленных на оказание практического содействия занятости населения.

С целью повышения качества рабочей силы для удовлетворения заявленной потребности работодателя предусмотрена профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан и женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Для уменьшения негативного влияния на рынок труда дисбаланса спроса и предложения планируется проведение ряда мероприятий, направленных на профессиональную ориентацию граждан.

Выпускники учебных заведений всех уровней профессионального образования путем прохождения стажировки получат необходимый опыт работы по полученной специальности для дальнейшего трудоустройства.

В связи с тем что предпочтительные шансы на трудоустройство имеют выпускники высшего профессионального образования (трудоустраивается каждый второй обратившийся в органы службы занятости населения автономного округа), предлагается мера государственной поддержки "Капитал молодого специалиста", которая позволит создать на территории автономного округа дополнительные условия для трудоустройства выпускников среднего и начального профессионального образования, а также повысит их конкурентоспособность на рынке труда.

В Программу включены мероприятия, направленные на адаптацию к современным условиям регионального рынка труда безработных граждан, ранее или длительно не работающих, испытывающих трудности в поиске работы.

Также предусмотрена возможность обеспечения занятости безработных граждан путем создания ими собственного дела.

Кроме того, в целях повышения качества предоставления и доступности государственных услуг, создания комфортных условий для получателей государственных услуг ряд мероприятий Программы будет направлен на решение проблемы укрепления материально-технической базы органов службы занятости населения автономного округа.

Учитывая социальную значимость проводимых мероприятий в сфере занятости населения, постановлением Администрации автономного округа от 25 июня 2009 года N 350-А утверждена окружная целевая программа "Содействие занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа на 2008 - 2010 годы". По данной программе был утверждён объём финансирования в размере 30,0 млн. рублей. При этом в 2009 году в связи оптимизацией расходов окружного бюджета объём средств на реализацию мероприятий был снижен до 14,4 млн. рублей (на 52%).

Основными направлениями реализации действующей программы стали:

- информирование населения и работодателей о положении на рынке труда;

- содействие и организация временной занятости граждан;

- организация профессионального обучения граждан.

Мероприятия, проводимые в рамках вышеназванной программы, способствовали стабилизации численности безработных граждан в пределах социально допустимого уровня, расширению форм и методов информирования населения и работодателей по вопросам занятости населения, увеличению объёмов организации общественных и временных рабочих мест для граждан с низкой конкурентоспособностью на рынке труда.

Выполнение программных мероприятий позволило за период с 2008 по 2009 годы достичь следующих количественных и качественных результатов в области содействия занятости населения автономного округа:

- трудоустройство 743 несовершеннолетних подростков, имеющее огромное значение в воспитании и формировании личностных качеств, профилактике безнадзорности, предупреждении наркомании, токсикомании, алкоголизма и других правонарушений среди несовершеннолетних;

- трудоустройство на общественные работы 158 человек;

- обеспечение работой 116 человек из числа безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобождённые из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; лица предпенсионного возраста; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов) и 11 безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников начального и среднего профессионального образования, устраивающихся на работу впервые.

Вместе с тем, несмотря на достигнутый в ранее реализуемой программе эффект, сложившаяся на рынке труда автономного округа проблемная ситуация, характеризующаяся ростом численности безработных, продолжает оставаться неразрешённой. Это вызвано прежде всего сокращением объёмов производства на промышленных предприятиях, несоответствием между спросом и предложением на рынке труда.

Комплексное решение указанной проблемы, создание условий для развития эффективного цивилизованного рынка труда, способного удовлетворить потребности всех его участников (соискателей, работодателей), возможно лишь в результате разработки и реализации системы мер, взаимоувязанных по целям, задачам, ресурсам и срокам исполнения, то есть при использовании программно-целевого метода.

II. Перечень программных мероприятий, показателей эффекта и показателей эффективности реализации Программы

(раздел в ред. от 19.09.2013 N 788-П)

Достижение показателей эффекта реализации Программы осуществляется за счет реализации мероприятий:

1. Организация мероприятий по информированию населения и работодателей о положении на рынке труда включает:

1.1. Информирование о положении на рынке труда автономного округа.

Главной целью осуществления информационной деятельности является обеспечение необходимого уровня информированности граждан и работодателей о ситуации на рынке труда для повышения эффективности поиска работы гражданами и подбора работников работодателями, содействие формированию у общественности объективного мнения о работе органов службы занятости по реализации гарантий государства в области содействия занятости населения.

Работа по информированию населения Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) по вопросам занятости осуществляется в соответствии с административными регламентами, определяющими сроки и последовательность действий работников службы занятости населения, а также содержит стандарты качества и комфортности предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения.

Мероприятие включает в себя:

- информирование населения о ситуации на рынке труда автономного округа через средства массовой информации (пресса, радио, телевидение), официальный сайт департамента занятости населения автономного округа, информационные залы и консультационные пункты центров занятости населения;

- изготовление и (или) аренда рекламных щитов, информационных стендов;

- тиражирование рекламно-информационных материалов по информированию населения и работодателей о положении на рынке труда, спросе на рабочую силу и ее предложении;

- организацию проведения таких активных форм взаимодействия с работодателями, как День работника кадровых служб, "круглый стол", встречи, совещания.

Справочно-методические и информационные материалы будут распространяться через центры занятости населения, а также непосредственно предоставляться безработным и работодателям, участникам ярмарок вакансий и других информационно-пропагандистских мероприятий, которые проводятся департаментом занятости населения автономного округа и центрами занятости населения.

Социальный эффект от реализации мероприятия:

- повышение качества и доступности для населения государственной услуги по информированию о положении на рынке труда;

- увеличение численности занятого населения;

- обеспечение сокращения периода заполнения вакансий, заявленных в учреждения службы занятости населения.

1.2. Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест позволяет расширить возможности граждан, нуждающихся в работе, в получении информационных, профориентационных и юридических услуг.

Мероприятие реализуется путем:

- подбора работодателей, имеющих свободные рабочие места и вакантные должности, для участия в ярмарках вакансий;

- подбора организаций, осуществляющих образовательную деятельность, желающих провести презентацию специальностей и профессий, по которым в них проводится обучение;

- подготовки, издания информационных и методических материалов по вопросам занятости, по организации и проведению ярмарок вакансий, в том числе специализированных, отраслевых;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»