ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2013 года N 1099
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКОГО КЛАСТЕРА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2018 ГОДЫ"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2015 года на основании постановления Правительства Вологодской области от 27.10.2014 N 961.
____________________________________________________________________
(в ред. постановлений Правительства Вологодской области от 13.05.2014 N 359, от 30.06.2014 N 551, от 14.07.2014 N 595, от 01.09.2014 N 760, от 01.12.2014 N 1086, от 29.12.2014 N 1190)
Правительство области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу "Развитие туристского кластера Вологодской области на 2014 - 2018 годы".
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства области от 13 сентября 2012 года N 1080 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Вологодской области на 2013 - 2018 годы";
постановление Правительства области от 31 октября 2012 года N 1303 "О внесении изменений в постановление Правительства области от 13 сентября 2012 года N 1080";
постановление Правительства области от 1 апреля 2013 года N 335 "О внесении изменений в постановление Правительства области от 13 сентября 2012 года N 1080";
постановление Правительства области от 26 сентября 2011 года N 1217 "О долгосрочной целевой программе "Сохранение и развитие народных художественных промыслов Вологодской области на 2012 - 2014 годы";
постановление Правительства области от 29 ноября 2011 года N 1499 "О внесении изменений в постановление Правительства области от 26 сентября 2011 года N 1217";
постановление Правительства области от 30 июля 2012 года N 926 "О внесении изменений в постановление Правительства области от 26 сентября 2011 года N 1217";
постановление Правительства области от 22 октября 2012 года N 1217 "О внесении изменений в постановление Правительства области от 26 сентября 2011 года N 1217";
постановление Правительства области от 31 октября 2012 года N 1302 "О внесении изменений в постановление Правительства области от 26 сентября 2011 года N 1217";
постановление Правительства области от 28 января 2013 года N 99 "О внесении изменений в постановление Правительства области от 26 сентября 2011 года N 1217";
постановление Правительства области от 5 августа 2013 года N 786 "О внесении изменений в постановление Правительства области от 26 сентября 2011 года N 1217".
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия, за исключением пункта 2, вступающего в силу с 1 января 2014 года.
Губернатор области
О.А.КУВШИННИКОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКОГО КЛАСТЕРА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2018 ГОДЫ"
(ДАЛЕЕ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА)
(в ред. постановлений Правительства Вологодской области
от 13.05.2014 N 359, от 30.06.2014 N 551,
от 14.07.2014 N 595, от 01.09.2014 N 760,
от 01.12.2014 N 1086, от 29.12.2014 N 1190)
Наименование государственной программы | "Развитие туристского кластера Вологодской области на 2014 - 2018 годы" |
Ответственный исполнитель государственной программы | Департамент культуры, туризма и охраны объектов культурного наследия области |
(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 30.06.2014 N 551) | |
Соисполнители государственной программы | Департамент образования области; Департамент социальной защиты населения области; Департамент труда и занятости населения области; Департамент физической культуры и спорта области |
(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 30.06.2014 N 551) | |
Подпрограммы государственной программы | подпрограмма 1 "Развитие внутреннего и въездного туризма в Вологодской области"; подпрограмма 2 "Сохранение и развитие народных художественных промыслов Вологодской области"; подпрограмма 3 "Обеспечение реализации государственной программы" |
Цели государственной программы | обеспечение динамичного развития сферы туризма Вологодской области; обеспечение реализации государственной политики по поддержке народных художественных промыслов Вологодской области |
Задачи государственной программы | создание благоприятных условий для развития туризма на территории Вологодской области; создание условий для сохранения и устойчивого развития сферы народных художественных промыслов |
Целевые индикаторы и показатели государственной программы | темп роста численности лиц, размещенных в коллективных средствах размещения; сумма налоговых поступлений, зачисляемых в консолидированный бюджет области, от организаций сферы туризма и сопутствующих отраслей; количество действующих на территории области организаций народных художественных промыслов; объем реализации продукции народных художественных промыслов |
Сроки реализации государственной программы | 2014 - 2018 годы |
Объемы бюджетных ассигнований государственной программы | общий объем финансирования мероприятий государственной программы - 445639.17 тыс. руб., в том числе по годам реализации: 2014 год - 217247.17 тыс. руб.; 2015 год - 7680.4 тыс. руб.; 2016 год - 6058.0 тыс. руб.; 2017 год - 105301.8 тыс. руб.; 2018 год - 109351.8 тыс. руб.; из них: за счет средств областного бюджета (собственные доходы) - 269904.5 тыс. руб., в том числе по годам реализации: 2014 год - 41512.5 тыс. руб.; 2015 год - 7680.4 тыс. руб.; 2016 год - 6058.0 тыс. руб.; 2017 год - 105301.8 тыс. руб.; 2018 год - 109351.8 тыс. руб.; за счет средств федерального бюджета (субсидии, иные межбюджетные трансферты) - 175734.67 тыс. руб. |
(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 29.12.2014 N 1190) | |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы | за период 2014 - 2018 годов планируется достижение следующих результатов: - увеличение численности лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, по отношению к 2012 году на 71.8%; - увеличение суммы налоговых поступлений, зачисляемых в консолидированный бюджет области, от организаций сферы туризма и сопутствующих отраслей в 2 раза, со 199.7 млн. рублей в 2012 году до 400.0 млн. рублей в 2018 году; - сохранение 7 организаций народных художественных промыслов, действующих на территории области; - увеличение объема реализации продукции организаций народных художественных промыслов на 4.3%, с 345 млн. рублей в 2012 году до 360 млн. рублей в 2018 году. |
Основу для развития туризма в области составляет разнообразие природы региона с его уникальным северным ландшафтом, лесами, озерами и реками, а также значительный историко-культурный потенциал и богатые культурные традиции. В регионе развивается весь комплекс индустрии гостеприимства: транспорт, отдых, лечение, экскурсии, культурно-познавательный досуг, образование, что в конечном итоге работает на устойчивость доходов от туризма.
Конкурентными преимуществами области в развитии туризма являются:
- уникальное по богатству и разнообразию историко-культурное и природное наследие;
- территория бытования народных художественных промыслов - "Северная чернь", "Шемогодская резьба по бересте", "Вологодское кружево", "Домшинская береста";
- самобытная деревенская культура и народные традиции;
- экологически чистые продукты питания, "Вологодское масло";
- формирование новых туристских брендов;
- известные люди прошлого и настоящего.
Туризм играет важную роль в решении социальных проблем, обеспечивая создание новых рабочих мест, рост занятости и повышение благосостояния населения страны. В настоящее время туризм является одним из важных направлений, влияющим на рост экономики, в том числе на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги туристских компаний, коллективные средства размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной и иной продукции, питание, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли, тем самым выступая катализатором социально-экономического развития региона.
В 2012 году число участников путешествий по области составило 1.94 млн. посетителей и увеличилось по сравнению с 2011 годом на 7.7%. Наиболее посещаемыми территориями области являются города Вологда и Череповец, Кирилловский и Великоустюгский районы, на которые приходится более 70% туристов.
Доля туризма в структуре ВРП области с учетом мультипликативного эффекта оценивается в 4.2%. В 2012 году в консолидированный бюджет Вологодской области от организаций сферы туризма и сопутствующих отраслей поступило 192.3 млн. рублей. Средняя численность работников, занятых в сфере туризма и сопутствующих отраслях, составляет 18.0 тыс. человек.
В области зарегистрировано 220 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих туристскую деятельность. На территории области оказывают услуги по размещению туристов 135 коллективных средств размещения и 100 гостевых сельских домов.
По данным муниципальных образований области в 2012 году:
- создано 286 новых рабочих мест в сфере туризма и сопутствующих отраслях;
- введены в эксплуатацию 42 объекта сферы туризма и сопутствующих отраслей, в том числе 16 гостиниц (в том числе гостиниц квартирного типа), 19 кафе и ресторанов, 7 объектов придорожного сервиса.
В городах Вологде и Череповце и 22 районах области развиваются туристские бренды. На территории муниципальных образований области разработаны и реализуются более 150 туристских маршрутов и программ.
Особую популярность и привлекательность создают в области интерактивные программы, такие как посещение:
- Вотчины Деда Мороза в Великом Устюге,
- Княжеской гридницы в Белозерске,
- царства Золотой рыбки в с. Липин Бор Вашкинского района,
- архитектурно-этнографического музея "Семенково" в д. Семенково Вологодского района.
Основными проблемами в сфере туризма области являются:
умеренно-континентальный климат (короткое лето и продолжительная зима), высокая сезонность. Решение данной проблемы видится в инновационном подходе, который заключается в маятниковой организации туристской инфраструктуры. При таком подходе развиваются зимние проекты (например, Великий Устюг - родина Деда Мороза), весенние проекты (например, приключенческий туризм, сплавы по рекам), летние (например, дестинация Белоозеро) и всесезонные (например, Вологодская слобода);
недостаточный уровень профессиональной подготовки кадров в сфере туризма. Данная проблема решается через проведение комплекса мероприятий, направленных на повышение качества услуг и обучение персонала, а также знакомство с передовым опытом через участие в выставках, форумах, семинарах и других мероприятиях за пределами региона;
недостаточное развитие объектов индустрии развлечений;
несоответствие цены и качества услуг. Решение указанной проблемы видится в развитии конкуренции, а также в повышении квалификации персонала;
недостаточное информационное обеспечение продвижения областного туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках. Необходимо планирование информационного продвижения с использованием всех доступных технологий: телевидение, интернет, баннеры, специализированные издания.
Преодоление указанных проблем невозможно только за счет использования действующих рыночных механизмов без активного координирующего участия со стороны государства. В ближайшей перспективе недостаточность государственной поддержки в сфере туризма в Вологодской области может привести:
к снижению конкурентоспособности региона на рынке туристских услуг (в первую очередь за счет появления новых объектов туристской инфраструктуры в других регионах и снижения качества предоставляемых туристских услуг);
к снижению внутренних и въездных туристских потоков и, как следствие, сокращению налоговых поступлений в бюджет области;
к снижению уровня занятости населения в сфере туризма и смежных отраслях, а также уменьшению доходов населения.
Перспективными направлениями развития сферы туризма являются:
- историко-культурный и событийный туризм с центрами в городах Вологде, Великом Устюге и Кириллове;
- круизный (водный) туризм с центрами в городах Белозерске, Кириллове и Череповце;
- промышленный туризм с центром в городе Череповце;
- активный туризм в Вологодском, Вытегорском, Тотемском и Череповецком районах;
- сельский туризм во всех районах области.
Особенно необходимо отметить тесную связь туристского бизнеса и народных художественных промыслов. В совокупности две эти отрасли усиливают друг друга (чем интереснее, самобытнее регион, тем большее количество туристов он привлекает), а также увеличение турпотока напрямую влияет на рост объемов продаж уникальной сувенирной продукции.
С учетом изложенного можно сделать вывод об актуальной и обоснованной необходимости активизации роли органов исполнительной государственной власти области в решении первоочередных задач по развитию туристско-рекреационного комплекса в Вологодской области, созданию конкурентоспособного рынка туристских услуг и повышению уровня и качества жизни российских граждан.
Приоритеты государственной политики в сфере туризма определены:
- Федеральным законом Российской Федерации от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации";