Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 октября 2013 года N 1099


ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКОГО КЛАСТЕРА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2018 ГОДЫ"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2015 года на основании постановления Правительства Вологодской области от 27.10.2014 N 961.
____________________________________________________________________
(в ред. постановлений Правительства Вологодской области от 13.05.2014 N 359, от 30.06.2014 N 551, от 14.07.2014 N 595, от 01.09.2014 N 760, от 01.12.2014 N 1086, от 29.12.2014 N 1190)


Правительство области

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу "Развитие туристского кластера Вологодской области на 2014 - 2018 годы".

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства области от 13 сентября 2012 года N 1080 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Вологодской области на 2013 - 2018 годы";

постановление Правительства области от 31 октября 2012 года N 1303 "О внесении изменений в постановление Правительства области от 13 сентября 2012 года N 1080";

постановление Правительства области от 1 апреля 2013 года N 335 "О внесении изменений в постановление Правительства области от 13 сентября 2012 года N 1080";

постановление Правительства области от 12 августа 2013 года N 824 "О внесении изменений в постановление Правительства области от 13 сентября 2012 года N 1080";

постановление Правительства области от 26 сентября 2011 года N 1217 "О долгосрочной целевой программе "Сохранение и развитие народных художественных промыслов Вологодской области на 2012 - 2014 годы";

постановление Правительства области от 29 ноября 2011 года N 1499 "О внесении изменений в постановление Правительства области от 26 сентября 2011 года N 1217";

постановление Правительства области от 30 июля 2012 года N 926 "О внесении изменений в постановление Правительства области от 26 сентября 2011 года N 1217";

постановление Правительства области от 22 октября 2012 года N 1217 "О внесении изменений в постановление Правительства области от 26 сентября 2011 года N 1217";

постановление Правительства области от 31 октября 2012 года N 1302 "О внесении изменений в постановление Правительства области от 26 сентября 2011 года N 1217";

постановление Правительства области от 28 января 2013 года N 99 "О внесении изменений в постановление Правительства области от 26 сентября 2011 года N 1217";

постановление Правительства области от 5 августа 2013 года N 786 "О внесении изменений в постановление Правительства области от 26 сентября 2011 года N 1217".

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия, за исключением пункта 2, вступающего в силу с 1 января 2014 года.

Губернатор области
О.А.КУВШИННИКОВ



Утверждена
Постановлением
Правительства области
от 28 октября 2013 года N 1099


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКОГО КЛАСТЕРА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2018 ГОДЫ"

(ДАЛЕЕ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА)

(в ред. постановлений Правительства Вологодской области
от 13.05.2014 N 359, от 30.06.2014 N 551,
от 14.07.2014 N 595, от 01.09.2014 N 760,
от 01.12.2014 N 1086, от 29.12.2014 N 1190)

Паспорт государственной программы

Наименование государственной программы

"Развитие туристского кластера Вологодской области на 2014 - 2018 годы"

Ответственный исполнитель государственной программы

Департамент культуры, туризма и охраны объектов культурного наследия области

(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 30.06.2014 N 551)

Соисполнители государственной программы

Департамент образования области; Департамент социальной защиты населения области; Департамент труда и занятости населения области; Департамент физической культуры и спорта области

(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 30.06.2014 N 551)

Подпрограммы государственной программы

подпрограмма 1 "Развитие внутреннего и въездного туризма в Вологодской области"; подпрограмма 2 "Сохранение и развитие народных художественных промыслов Вологодской области"; подпрограмма 3 "Обеспечение реализации государственной программы"

Цели государственной программы

обеспечение динамичного развития сферы туризма Вологодской области; обеспечение реализации государственной политики по поддержке народных художественных промыслов Вологодской области

Задачи государственной программы

создание благоприятных условий для развития туризма на территории Вологодской области; создание условий для сохранения и устойчивого развития сферы народных художественных промыслов

Целевые индикаторы и показатели государственной программы

темп роста численности лиц, размещенных в коллективных средствах размещения; сумма налоговых поступлений, зачисляемых в консолидированный бюджет области, от организаций сферы туризма и сопутствующих отраслей; количество действующих на территории области организаций народных художественных промыслов; объем реализации продукции народных художественных промыслов

Сроки реализации государственной программы

2014 - 2018 годы

Объемы бюджетных ассигнований государственной программы

общий объем финансирования мероприятий государственной программы - 445639.17 тыс. руб., в том числе по годам реализации: 2014 год - 217247.17 тыс. руб.; 2015 год - 7680.4 тыс. руб.; 2016 год - 6058.0 тыс. руб.; 2017 год - 105301.8 тыс. руб.; 2018 год - 109351.8 тыс. руб.; из них: за счет средств областного бюджета (собственные доходы) - 269904.5 тыс. руб., в том числе по годам реализации: 2014 год - 41512.5 тыс. руб.; 2015 год - 7680.4 тыс. руб.; 2016 год - 6058.0 тыс. руб.; 2017 год - 105301.8 тыс. руб.; 2018 год - 109351.8 тыс. руб.; за счет средств федерального бюджета (субсидии, иные межбюджетные трансферты) - 175734.67 тыс. руб.

(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 29.12.2014 N 1190)

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

за период 2014 - 2018 годов планируется достижение следующих результатов: - увеличение численности лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, по отношению к 2012 году на 71.8%; - увеличение суммы налоговых поступлений, зачисляемых в консолидированный бюджет области, от организаций сферы туризма и сопутствующих отраслей в 2 раза, со 199.7 млн. рублей в 2012 году до 400.0 млн. рублей в 2018 году; - сохранение 7 организаций народных художественных промыслов, действующих на территории области; - увеличение объема реализации продукции организаций народных художественных промыслов на 4.3%, с 345 млн. рублей в 2012 году до 360 млн. рублей в 2018 году.

1. Общая характеристика сферы реализации государственной программы


Основу для развития туризма в области составляет разнообразие природы региона с его уникальным северным ландшафтом, лесами, озерами и реками, а также значительный историко-культурный потенциал и богатые культурные традиции. В регионе развивается весь комплекс индустрии гостеприимства: транспорт, отдых, лечение, экскурсии, культурно-познавательный досуг, образование, что в конечном итоге работает на устойчивость доходов от туризма.

Конкурентными преимуществами области в развитии туризма являются:

- уникальное по богатству и разнообразию историко-культурное и природное наследие;

- территория бытования народных художественных промыслов - "Северная чернь", "Шемогодская резьба по бересте", "Вологодское кружево", "Домшинская береста";

- самобытная деревенская культура и народные традиции;

- экологически чистые продукты питания, "Вологодское масло";

- формирование новых туристских брендов;

- известные люди прошлого и настоящего.

Туризм играет важную роль в решении социальных проблем, обеспечивая создание новых рабочих мест, рост занятости и повышение благосостояния населения страны. В настоящее время туризм является одним из важных направлений, влияющим на рост экономики, в том числе на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги туристских компаний, коллективные средства размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной и иной продукции, питание, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли, тем самым выступая катализатором социально-экономического развития региона.

В 2012 году число участников путешествий по области составило 1.94 млн. посетителей и увеличилось по сравнению с 2011 годом на 7.7%. Наиболее посещаемыми территориями области являются города Вологда и Череповец, Кирилловский и Великоустюгский районы, на которые приходится более 70% туристов.

Доля туризма в структуре ВРП области с учетом мультипликативного эффекта оценивается в 4.2%. В 2012 году в консолидированный бюджет Вологодской области от организаций сферы туризма и сопутствующих отраслей поступило 192.3 млн. рублей. Средняя численность работников, занятых в сфере туризма и сопутствующих отраслях, составляет 18.0 тыс. человек.

В области зарегистрировано 220 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих туристскую деятельность. На территории области оказывают услуги по размещению туристов 135 коллективных средств размещения и 100 гостевых сельских домов.

По данным муниципальных образований области в 2012 году:

- создано 286 новых рабочих мест в сфере туризма и сопутствующих отраслях;

- введены в эксплуатацию 42 объекта сферы туризма и сопутствующих отраслей, в том числе 16 гостиниц (в том числе гостиниц квартирного типа), 19 кафе и ресторанов, 7 объектов придорожного сервиса.

В городах Вологде и Череповце и 22 районах области развиваются туристские бренды. На территории муниципальных образований области разработаны и реализуются более 150 туристских маршрутов и программ.

Особую популярность и привлекательность создают в области интерактивные программы, такие как посещение:

- Вотчины Деда Мороза в Великом Устюге,

- Княжеской гридницы в Белозерске,

- царства Золотой рыбки в с. Липин Бор Вашкинского района,

- архитектурно-этнографического музея "Семенково" в д. Семенково Вологодского района.

Основными проблемами в сфере туризма области являются:

умеренно-континентальный климат (короткое лето и продолжительная зима), высокая сезонность. Решение данной проблемы видится в инновационном подходе, который заключается в маятниковой организации туристской инфраструктуры. При таком подходе развиваются зимние проекты (например, Великий Устюг - родина Деда Мороза), весенние проекты (например, приключенческий туризм, сплавы по рекам), летние (например, дестинация Белоозеро) и всесезонные (например, Вологодская слобода);

недостаточный уровень профессиональной подготовки кадров в сфере туризма. Данная проблема решается через проведение комплекса мероприятий, направленных на повышение качества услуг и обучение персонала, а также знакомство с передовым опытом через участие в выставках, форумах, семинарах и других мероприятиях за пределами региона;

недостаточное развитие объектов индустрии развлечений;

несоответствие цены и качества услуг. Решение указанной проблемы видится в развитии конкуренции, а также в повышении квалификации персонала;

недостаточное информационное обеспечение продвижения областного туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках. Необходимо планирование информационного продвижения с использованием всех доступных технологий: телевидение, интернет, баннеры, специализированные издания.

Преодоление указанных проблем невозможно только за счет использования действующих рыночных механизмов без активного координирующего участия со стороны государства. В ближайшей перспективе недостаточность государственной поддержки в сфере туризма в Вологодской области может привести:

к снижению конкурентоспособности региона на рынке туристских услуг (в первую очередь за счет появления новых объектов туристской инфраструктуры в других регионах и снижения качества предоставляемых туристских услуг);

к снижению внутренних и въездных туристских потоков и, как следствие, сокращению налоговых поступлений в бюджет области;

к снижению уровня занятости населения в сфере туризма и смежных отраслях, а также уменьшению доходов населения.

Перспективными направлениями развития сферы туризма являются:

- историко-культурный и событийный туризм с центрами в городах Вологде, Великом Устюге и Кириллове;

- круизный (водный) туризм с центрами в городах Белозерске, Кириллове и Череповце;

- промышленный туризм с центром в городе Череповце;

- активный туризм в Вологодском, Вытегорском, Тотемском и Череповецком районах;

- сельский туризм во всех районах области.

Особенно необходимо отметить тесную связь туристского бизнеса и народных художественных промыслов. В совокупности две эти отрасли усиливают друг друга (чем интереснее, самобытнее регион, тем большее количество туристов он привлекает), а также увеличение турпотока напрямую влияет на рост объемов продаж уникальной сувенирной продукции.

С учетом изложенного можно сделать вывод об актуальной и обоснованной необходимости активизации роли органов исполнительной государственной власти области в решении первоочередных задач по развитию туристско-рекреационного комплекса в Вологодской области, созданию конкурентоспособного рынка туристских услуг и повышению уровня и качества жизни российских граждан.

2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы, цели, задачи, сроки реализации государственной программы


Приоритеты государственной политики в сфере туризма определены:

- Федеральным законом Российской Федерации от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации";

- постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 года N 644 "О федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)";

- законом Вологодской области от 23 октября 2008 года N 1891-ОЗ "О туризме и туристской индустрии на территории Вологодской области";

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»