Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 сентября 2012 года N 1080

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013-2018 ГОДЫ"    

Утратило силу с 01.01.2014 в ред. постановления Правительства области от 28.10.2013 N 1099.
Изменения и дополнения:
{Постановление Правительства области от 31.10.2012 N 1303;
Постановление правительства области от 01.04.2013 N 335;
Постановление правительства области от 12.08.2013 N 824;
Постановление Правительства области от 11.11.2013 N 1159;
Постановление Правительства области от 23.12.2013 N 1345}

Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Развитие внутреннего и въездного туризма в Вологодской области на 2013-2018 годы" (далее - Программа).

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства области от 4 октября 2010 года N 1131 "О долгосрочной целевой программе "Великий Устюг - родина Деда Мороза" на 2011 - 2014 годы";

постановление Правительства области от 24 января 2011 года N 46 "О внесении изменений в постановление Правительства области от 4 октября 2010 года N 1131";

постановление Правительства области от 6 мая 2011 года N 479 "О внесении изменений в постановление Правительства области от 4 октября 2010 года N 1131";

постановление Правительства области от 1 августа 2011 года N 937 "О внесении изменений в постановление Правительства области от 4 октября 2010 года N 1131";

постановление Правительства области от 21 сентября 2011 года N 1154 "О внесении изменений в постановление Правительства области от 4 октября 2010 года N 1131";

постановление Правительства области от 21 ноября 2011 года N 1449 "О внесении изменений в постановление Правительства области от 4 октября 2010 года N 1131";

постановление Правительства области от 11 марта 2012 года N 176 "О внесении изменений в постановление Правительства области от 4 октября 2010 года N 1131";

постановление Правительства области от 30 июля 2012 года N 924 "О внесении изменений в постановление Правительства области от 4 октября 2010 года N 1131".

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2013 года.

     Губернатор области
     О.А. Кувшинников

Утверждена
постановлением Правительства области
от 13.09.2012 N 1080

Долгосрочная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Вологодской области" на 2013-2018 годы"

(в ред. Постановления правительства области от 12.08.2013 N 824)

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование Программы

долгосрочная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Вологодской области" на 2013-2018 годы

Основания для разработки Программы

Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (с последующими изменениями);

 постановление Правительства области от  11 августа 2008 года N 1547 "Стратегия развития сферы туризма Вологодской области до 2020 года"
 постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 года N 644 "О федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)";

 подпункт "а" пункта 5 перечня поручений Президента Российской Федерации от 24 марта 2012 года N Пр-767 (по итогам совещания по вопросам развития туристического кластера на Северном Кавказе, которое состоялось 11 марта 2012 года)

Основные цели и задачи Программы

цель: повышение конкурентоспособности туристского рынка на территории Вологодской области, удовлетворяющего потребности граждан в качественных туристских услугах и увеличение числа посетителей Вологодской области к 2018 году до 2,8 млн. человек;

задачи:
 развитие туристских кластеров Вологодской области;

 повышение качества туристских услуг;

 продвижение туристского продукта Вологодской области на рынке;

 повышение туристской привлекательности Вологодской области за счет развития бренда "Великий Устюг - родина Деда Мороза"

Сроки реализации Программы

2013-201 8 годы

Ответственный исполнитель Программы

Департамент международных, межрегиональных связей и тури зма области (далее также - ДММСИТ)

Соисполнители Программы
 (в ред. постановления Правительства области от 11.11.2013 N 1159 )

Департамент образования области (далее также - ДО),
 Департамент социальной защиты населения области (далее также - ДСЗН),
 Департамент культуры и охраны объектов культурного наследия области (далее также - ДКИООКН)
 Департамент экономики области (далее также - ДЭ)
 Департамент по физической культуре и спорту области (далее также - ДФКС)

Объемы и источники финансирования Программы
 (в ред. постановления Правительства области от 11.11.2013 N 1159 )
 (в ред. постановления Правительства области от 23.12.2013 N 1345 )

за счет средств областного бюджета - 182 983,8 тыс. рублей, из них:
 в 2013 году - 7 483,8 тыс. рублей;

 в 2014 году - 2 000,0 тыс. рублей;

 в 2015 году - 2 000,0 тыс. рублей;

 в 2016 году - 56 400,0 тыс. рублей;

 в 2017 году - 57 500,0 тыс. рублей;

 в 2018 году - 57 600,0 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

в 2018 году по сравнению с 2011 годом ожидаются следующие результаты реализации Программы:
 развитие Вологодской области путем увеличения объема инвестиций в 1,3 раза (с 710 млн. рублей до 920 млн. рублей);

 создание условий для развития малого и среднего бизнеса за счет роста числа коллективных средств размещения в 1,2 раза (со 132 до 163 средств размещения);

 повышение уровня занятости населения области за счет увеличения новых рабочих мест в сфере туризма и гостеприимства в 1,6 раза (со 150 до 240 новых рабочих мест);

 повышение значимости индустрии туризма и гостеприимства через увеличение доли сферы туризма в валовом региональном продукте в 1,2 раза (с 4 до 5%);

 увеличение доходов бюджетов путем  увеличения объема туристских и гостиничных услуг в 2 раза (с 1,83 до 3,66 млрд. рублей);

 повышение уровня конкуренции и качества оказания услуг за счет роста числа туристских организаций в 1,3 раза (с 220 до 290 организаций);

 повышение профессионализма работников сферы туризма и гостерпиимства за счет повышения количества обучающихся в учебных заведениях по указанному профилю, увеличения числа слушателей специализированных курсов в 1,4 раза (с 670 до 950 человек ежегодно);

 удовлетворение потребностей различных категорий граждан в полноценном отдыхе за счет увеличения туристского потока в 1,6 раза (с 1,8 до 2,8 млн. посетителей);

 повышение туристской привлекательности Вологодской области за счет увеличения турпотока на Вотчину Деда Мороза в 1,7 раза (со 151 до 260 тыс. человек)

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа, и прогноз развития ситуации с учетом реализации Программы


Основу для развития туризма в области составляет разнообразие природы региона с его уникальным северным ландшафтом, лесами, озерами, и реками, а также значительный историко-культурный потенциал и богатые культурные традиции. В регионе развивается весь комплекс индустрии гостеприимства: транспорт, отдых, лечение, экскурсии, культурно-познавательный досуг, образование, что в конечном итоге работает на устойчивость доходов от туризма.

Конкурентными преимуществами в развитии туризма в области являются:

уникальное по богатству и разнообразию историко-культурное и природное наследие;

территория бытования народных художественных промыслов - "Северная чернь", "Шемогодская резьба по бересте", "Вологодское кружево", "Великоустюгские узоры";

самобытная деревенская культура и народные традиции;

бренд "Вологодское масло", экологически чистые продукты питания;

формирование новых туристских брендов;

известные люди прошлого и настоящего.

Развитие сферы туризма является одним из перспективных направлений Стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства области от 28 июня 2010 года N 739.

В 2011 году число участников путешествий по области составило 1,8 млн. посетителей. Наиболее посещаемыми территориями области являются города Вологда и Череповец, Кирилловский и Великоустюгский районы, на которые приходится более 60% туристов.

Доля туризма в структуре ВВП области с учетом мультипликативного эффекта оценивается в 4%. В 2010 году в бюджет Вологодской области от организаций сферы туризма и сопутствующих отраслей поступило 173,0 млн. рублей. Средняя численность работников, занятых в сфере туризма и сопутствующих отраслях, составляет 17,3 тыс. человек.

В 2 городах и 22 районах области развиваются туристские бренды. На территории муниципальных образований области разработаны и реализуется более 150 туристских маршрутов и программ.

В последние годы за счет средств инвесторов в районах области введены более 30 объектов туристской инфраструктуры.

Туризм играет важную роль в решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости и повышение благосостояния населения страны. В настоящее время туризм является одним из важных направлений, влияющих на рост экономики, в том числе на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги туристских компаний, коллективные средства размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной и иной продукции, питание, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли, тем самым выступая катализатором социально-экономического развития региона.

Основными причинами возникновения проблем в сфере туризма области являются:

умеренно-континентальный климат (короткое лето и продолжительная зима), высокая сезонность. Решение данной проблемы видится в инновационном подходе, который заключается в маятниковой организации туристской инфраструктуры. При таком подходе развиваются зимние проекты (например, Великий Устюг - родина Деда Мороза), летние (например, дестинация Белоозеро) и всесезонные (например, Вологодская слобода). Кроме этого, целесообразно выделить и развивать приоритетные виды туризма, такие, как сельский туризм (лето), приключенческий, активный, паломнический, социальный туризм (всесезонные виды туризма);

недостаточный уровень профессиональной подготовки кадров в сфере туризма. Данная проблема решается через проведение комплекса мероприятий, направленных на повышение качества услуг и обучение персонала, а также знакомство с передовым опытом через участие в выставках, форумах, семинарах и других мероприятиях за пределами региона;

низкое качество сервиса туристской инфраструктуры. Развитие туристской инфраструктуры - ключевое направление развития сферы туризма в целом. Решение указанной проблемы видится в развитии конкуренции, а также в повышении квалификации персонала;

недостаточное развитие объектов индустрии туризма, гостеприимства и развлечений; Для решения указанной проблемы необходимо развитие механизмов государственно-частного партнерства, при котором создание комплекса обеспечивающей инфраструктуры (системы электроснабжения, связи, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения, водоотведения, транспортной инфраструктуры) производится за счет бюджетных средств, а строительство объектов производится за счет средств инвесторов;

недостаточное рекламно-информационное обеспечение продвижения областного туристского продукта на внутреннем (внутри области) и внешнем (за пределами области) рынках туристских услуг. Необходимо планирование информационного продвижения с использованием всех доступных технологий: баннеры, специализированные издания, телевидение и интернет.

Преодоление указанных ограничений невозможно только за счет использования действующих рыночных механизмов без активного координирующего участия со стороны государства. В ближайшей перспективе недостаточность государственной поддержки в сфере туризма в Вологодской области может привести к снижению:

конкурентоспособности региона на рынке туристских услуг (в первую очередь за счет появления новых объектов туристской инфраструктуры в других регионах и снижения качества предоставляемых туристских услуг);

внутренних и въездных туристских потоков и, как следствие, сокращению налоговых и иных поступлений в бюджет области;

уровня занятости населения в сфере туризма и смежных отраслях, а также уменьшению доходов населения.

С учетом изложенного можно сделать вывод об актуальной и обоснованной необходимости активизации роли органов власти области в решении первоочередных задач по развитию туристско-рекреационного комплекса в Российской Федерации, созданию конкурентоспособного рынка туристских услуг и повышению уровня и качества жизни российских граждан.

Наиболее эффективным и действенным способом решения выявленных проблем и сформулированных задач в сфере туризма является применение программно-целевого метода и механизмов государственно-частного партнерства. Поддержка за счет средств областного бюджета позволит привлечь средства федерального и местного бюджетов, что, в свою очередь, создаст условия для привлечения средств внебюджетных источников. Таким образом, областное финансирование станет катализатором комплексного изменения территории.

Применение программно-целевого метода позволит обеспечить при решении указанных проблем комплексность и системность на основе:

определения целей, задач и мероприятий;

концентрации ресурсов на реализации мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам в сфере внутреннего и въездного туризма;

повышения эффективности государственного управления в сфере внутреннего и въездного туризма.

При применении программно-целевого метода будут осуществляться:

координация действий субъектов управления в области развития сферы внутреннего и въездного туризма;

реализация комплекса мероприятий направленных на развитие инфраструктуры, улучшение качества обслуживании, информационное продвижение и развитие туристских брендов.

Осуществление этих мероприятий позволит достичь положительного эффекта за счет реализации целевого системного воздействия государства на объекты управления с целью увеличения турпотока в область.

II. Основная цель и задачи Программы, сроки ее реализации


Основная цель Программы - повышение конкурентоспособности туристского рынка на территории Вологодской области, удовлетворяющего потребности граждан в качественных туристских услугах и увеличение числа посетителей Вологодской области к 2018 году до 2,8 млн. человек.

Специфичность основной цели обусловлена четким ограничением (рынок туристских услуг), развитие которого находится в компетенции основного исполнителя Программы - Департамента международных, межрегиональных связей и туризма области.

Измеримость цели выражается через показатели прироста количества посетителей области.

Основные задачи Программы:

развитие туристских кластеров Вологодской области;

повышение качества туристских услуг;

продвижение туристского продукта Вологодской области на рынке;

Качественное продвижение туристского продукта на рынок возможно только с использованием целевого подхода в отношении различных аудиторий. Программой выделены следующие основные аудитории: пенсионеры и инвалиды, дети и школьники, активная молодежь. Работа с указанными категориями входит в компетенцию деятельности Департамента социальной защиты населения области, Департамента образования области, Департамента по физической культуре и спорту области.

(в ред. постановления Правительства области от 11.11.2013 N 1159)

Развитие событийного туризма невозможно без привлечения ресурсов Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия области, так как данный орган исполнительной государственной власти области является одним из основных организаторов наиболее крупных мероприятий, проходящих в области;

повышение туристской привлекательности Вологодской области за счет развития бренда "Великий Устюг - родина Деда Мороза".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»