Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 сентября 2013 года N 372-п

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ НА 2014-2020 ГОДЫ"

[Документ признан утратившим силу
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 года N 427-п]

В соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 июля 2013 года N 247-п "О государственных программах и ведомственных целевых программах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", руководствуясь распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 июня 2013 года N 321-рп "О перечне государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие культуры и туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014-2020 годы" (далее - государственная программа).

2. Определить ответственным исполнителем государственной программы Департамент культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

3. Рекомендовать муниципальным образованиям Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:

3.1. Принять участие в реализации мероприятий государственной программы.

3.2. Разработать и принять муниципальные программы, направленные на развитие культуры, архивного дела и туризма, и предусмотреть в местных бюджетах средства на их реализацию.

4. Признать утратившими силу постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:

от 29 октября 2009 года N 288-п "О государственной поддержке проектов в области культуры и искусства";

от 29 октября 2010 года N 270-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Культура Югры" на 2011- 2013 годы и на период до 2015 года";

от 29 января 2011 года N 26-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 октября 2009 года N 288-п "О государственной поддержке проектов в области культуры и искусства";

от 13 мая 2011 года N 163-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 октября 2010 года N 270-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Культура Югры" на 2011- 2013 годы и на период до 2015 года";

от 3 ноября 2011 года N 413-п "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 октября 2010 года N 270-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Культура Югры" на 2011- 2013 годы и на период до 2015 года";

от 14 января 2012 года N 9-п "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 октября 2010 года N 270-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Культура Югры" на 2011- 2013 годы и на период до 2015 года";

от 24 мая 2012 года N 182-п "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 октября 2010 года N 270-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Культура Югры" на 2011- 2013 годы и на период до 2015 года";

от 27 июля 2012 года N 270-п "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 октября 2010 года N 270-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Культура Югры" на 2011- 2013 годы и на период до 2015 года";

от 22 сентября 2012 года N 341-п "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 октября 2010 года N 270-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Культура Югры" на 2011-2013 годы и на период до 2015 года";

от 20 октября 2012 года N 397-п "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 октября 2010 года N 270-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Культура Югры" на 2011-2013 годы и на период до 2015 года";

от 15 февраля 2013 года N 48-п "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 октября 2010 года N 270-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Культура Югры" на 2011-2013 годы и на период до 2015 года";

от 5 апреля 2013 года N 116-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 октября 2009 года N 288-п "О государственной поддержке проектов в области культуры и искусства";

от 24 мая 2013 года N 188-п "О Порядке расходования субвенций, предоставляемых из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры бюджетам муниципальных районов и городских округов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для осуществления переданных органам местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельных государственных полномочий в сфере архивного дела";

от 24 мая 2013 года N 195-п "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 октября 2010 года N 270-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Культура Югры" на 2011- 2013 годы и на период до 2015 года".

5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 года.

    

 Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Н.В.Комарова

Приложение
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 18 сентября 2013 года N 372-п

Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие культуры и туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014-2020 годы"

(далее - государственная программа)

Паспорт государственной программы

Наименование государственной программы

Развитие культуры и туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014-2020 годы

Дата утверждения
 государственной программы (наименование
 и номер соответствующего нормативного акта)

постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от _____________ N _________ "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Развитие культуры и туризма в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014 – 2020 годы"

Ответственный исполнитель государственной программы

Департамент культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также – Департамент культуры, Депкультуры Югры)

Соисполнители государственной программы

Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также – Депприродресурс и несырьевого сектора экономики Югры);

 Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также – Депстрой Югры);

 Департамент управления делами Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - Департамент управделами Югры);

 Служба по делам архивов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также – Архивная служба Югры)

Цели
 государственной программы

1. Сохранение и популяризация культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономный округ), привлечение внимания общества к его изучению, повышение качества культурных услуг, предоставляемых в области библиотечного, музейного и архивного дела.
 2. Обеспечение прав граждан на участие в культурной жизни, реализация творческого потенциала жителей автономного округа.
 3. Создание условий для устойчивого развития внутреннего и въездного туризма, расширения спектра туристских услуг для жителей автономного округа, российских и иностранных граждан.
 4. Повышение эффективности государственного управления в культуре и архивном деле

Задачи государственной программы

1. Создание условий для модернизационного развития общедоступных библиотек.
 2. Развитие музейного дела и удовлетворение потребности населения в предоставлении доступа к культурным ценностям.
 3. Сохранение и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории автономного округа.
 4. Создание условий для сохранения документального наследия и расширения доступа пользователей к архивным документам.
 5. Укрепление материально-технической базы учреждений культуры.
 6. Внедрение соревновательных методов и механизмов выявления, сопровождения и развития талантливых детей и молодежи.
 7. Создание условий для развития профессионального искусства.
 8. Создание благоприятных условий для художественно-творческой деятельности и развитию народных художественных промыслов и ремесел.
 9. Стимулирование культурного разнообразия, создание условий для диалога и взаимодействия культур.
 10. Создание действенной адресной системы поддержки деятелей культуры и искусства.
 11. Формирование эффективного механизма управления в сфере туризма.
 12. Информационное, инновационное и методическое обеспечение туристской отрасли.
 13. Продвижение туристских возможностей автономного округа на российском и международном рынках.
 14. Осуществление функций исполнительных органов государственной власти автономного округа по реализации единой государственной политики в культуре и архивном деле.
 15. Усиление социальной направленности культурной политики

Подпрограммы

Подпрограмма I "Обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям и информации";

 Подпрограмма II "Укрепление единого культурного пространства";

 Подпрограмма III "Развитие внутреннего и въездного туризма";

 Подпрограмма IV " Совершенствование системы управления в культуре и архивном деле "

Целевые показатели
 Государственной программы
 (показатели непосредственных
 результатов)

1. Увеличение количества библиотечных книг на 1 000 жителей с 2 985 до 3 000 экземпляров.
 2. Увеличение доли библиотечных фондов общедоступных библиотек, отраженных в электронных ка талогах, с 59% до 100%.
 3. Увеличение доли отреставрированных музейных предметов в общем количестве музейных предметов, нуждающихся в реставрации, с 14,2% до 17%.
 4. Увеличение доли музейных предметов и музейных ко ллекций, отраженных в электронных каталогах в общем объеме музейных фондов и музейных коллекций, с 70  % до 100  %.
 5. Увеличение количества выставочных проектов, организованных на базе государственных и муниципальных музеев автономного округа, с 410 до 800.
 6. Увеличение числа посещений сайта Государственной библиотеки Югры удаленными пользователями в сети Интернет, со 140 тысяч человек до 280 тысяч человек.
 7. Увеличение объема баз данных Государственной библиотеки Югры собственной генерации, в том числе электронных каталогов с 557 тысяч записей до 760 тысяч записей.
 8. Увеличение числа посещений государственных музеев автономного округа на 1 000 жителей с 574,5 тысяч человек до 577 тысяч человек.
 9. Увеличение доли музейных предметов, внесённых в электронный каталог, от общего музейного фонда государственных музеев автономного округа с 80% до 100%.
 10. Увеличение доли оцифрованных музейных предметов, представленных в сети Интернет, от общего числа музейных предметов  основного фонда государственных музеев автономного округа с 19,5% до 33%.
 11. Увеличение соотношения средней заработной платы  работников учреждений культуры к средней заработной плате по автономному округу с 60% до 100%.
 12. Увеличение количества архивных дел окружной формы собственности, хранящихся в архивах автономного округа, с 99 221 до 116 721 единицы хранения.
 13. Увеличение доли архивных дел, прошедших реставрацию и улучшение физического состояния архивных дел, от общего объема архивных дел, нуждающихся в реставрации и улучшении физического состояния, с 40% до 100%.
 14. Увеличение доли оцифрованных архивных дел, включенных в информационную систему "Электронный архив Югры", от общего объема архивных дел окружной собственности, с 10% до 20%.
 15. Увеличение количества обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования за счет средств бюджета автономного округа, с 574 до 600 человек.
 16. Увеличение доли детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, от общего числа детей с целью увеличения числа выявленных юных талантов и их поддержки с 23  % до 31  % детей.
 17. Увеличение доли населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых государственными (муниципальными) организациями культуры, с 71,9% до 72,2% населения.
 18. Увеличение количества выдающихся деятелей культуры и искусства, молодых талантливых авторов, удостоенных мер государственной поддержки (гранты, премии, стипендии), с 50% до
 150% от общего числа лиц, удостоенных мер государственной поддержки.
 19. Увеличение числа обучающихся в государственных образовательных организация в сфере культуры, с 1512 человек до 1567 человек.
 20. Увеличение количества театрально-концертных мероприятий, организованных государственными театрами и концертными организациями, с 713 до 979 спектаклей, концертов.
 21. Увеличение количества зрителей театрально-концертных мероприятий, проводимых государственными театрами и концертными организациями, с 154,3 тысяч человек до 230,8 тысяч человек.
 22. Увеличение количества кинозрителей, посетивших публичные киномероприятия, организованные государственными кинопрокатными организациями, с 226,7 тысяч человек до 362,2 тысяч человек.
 23. Увеличение количества посетителей культурно-досуговых мероприятий, организованных государственными культурно-досуговыми учреждениями, с 16,3 тысяч человек до 25,9 тысяч человек.
 24. Увеличение количества проектов в сфере внутреннего и въездного туризма, реализуемых с помощью грантов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, с 2 до 16 проектов;

 25. Увеличение количества независимых (частных) организаций и учреждений культуры, включенных в Реестр учреждений и организаций культуры автономного округа, со 100 до 116 организаций и учреждений

Сроки реализации государственной программы

2014-2020 годы

Финансовое обеспечение
 государственной программы

общий объем финансирования государственной программы на  2014-2020 годы составляет 18 717 711,0 тыс. рублей, в том числе:
 на 2014 год - 2 611 264,2 тыс. рублей;

 на 2015 год - 2 638 759,0 тыс. рублей;

 на 2016 год - 2 693 641,9 тыс. рублей;

 на 2017 год - 2 697 686,5 тыс. рублей;

 на 2018 год - 2 694 786,5 тыс. рублей;

 на 2019 год - 2 690 886,5 тыс. рублей;

 на 2020 год - 2 690 686,5 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации
 государственной программы
 (показатели конечных результатов)

1. Увеличение посещаемости музейных учреждений автономного округа (посещения на 1 жителя в год), с 0,43 до 0,58 посещений.
 2. Увеличение доли объектов культурного наследия, вовлеченных в региональное социокультурное пространство, от общей доли объектов культурного наследия, расположенных на территории автономного округа, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, с 20% до 31%.
 3. Увеличение количества пользователей архивной информацией с 22 040 до 29 430 пользователей.
 4. Увеличение количества кинозрителей с 1 681,9 тыс. человек до 1 800 тыс. человек.
 5. Увеличение количества современных городских кинозалов на 100,0 тысяч человек городского населения, с 3,8 до 4,6 единиц.
 6. Увеличение объема платных туристских услуг, оказанных населению, с 819,1 млн. рублей до 1367,2 млн. рублей.
 7. Увеличение объема платных услуг, оказанных гостиницами и аналогичными средствами размещения, с 1922,1 млн. рублей до 3208,2 млн. рублей.
 8. Увеличение среднегодовой численности работников организаций сферы туризма с 26,0 тыс. человек до 29,5 тыс. человек.
 9. Увеличение численности туристов, размещенных в коллективных средствах размещения (далее - КСР), с 448,4 тыс. человек до 515,0 тыс. человек.
 10. Повышение уровня удовлетворенности жителей качеством услуг, предоставляемых учреждениями культуры автономного округа, с 75,7% до 93%.
 11. Повышение уровня удовлетворенности жителей качеством услуг, предоставляемых архивами автономного округа, с 87,3% до 96%

Раздел 1. Характеристика текущего состояния реализации государственной политики в культуре, архивном деле и туризме автономного округа


Реализация государственной программы осуществляется в значимых сферах социально-экономического развития автономного округа: культура, архивное дело и туризм.

1.1. Культура и архивное дело.

Автономный округ обладает культурным потенциалом, способным оказать особое влияние на развитие библиотечного, музейного и архивного дел, сохранения и использования объектов культурного наследия, художественного образования, кинематографии, профессионального искусства, художественно-творческой деятельности и народных художественных промыслов и ремесел.

Максимальная доступность к культурным ценностям и информации, развитие единого культурного пространства в автономном округе являются основными показателями повышения качества жизни населения автономного округа.

По состоянию на 1 января 2013 года среднесписочная численность работников учреждений культуры составляет 10 277 человек, из них 7 506 человек - работники учреждений культуры, 2 771 человек – работники образовательных учреждений сферы культуры.

Прирост среднемесячной начисленной заработной платы по отрасли культуры за 2012 год по отношению к аналогичному периоду прошлого года составил 18,4%, в том числе 21,4 % - у работников учреждений культуры, 19,9% – у работников образовательных учреждений.

Соотношение средней заработной платы работников отрасли культуры к средней заработной плате работников по автономному округу в 2012 году составило 59,4%, в том числе 54,6% - у работников учреждений культуры, 77,3% – у работников образовательных учреждений.

Объём платных услуг, оказываемых учреждениями культуры за 2012 год, по отношению к прошлому отчетному периоду увеличился на 44,9%. Всего в 2012 году получено от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности 668 467,4 тысяч рублей (2011 год - 461 322,5 тыс. руб.). Из них по типам учреждений: клубные – увеличение на 23,3%, с 241 457,8 тысяч рублей в 2011 г. до 297 731,5 тысяч рублей в 2012 г.; музейные – увеличение на 51%, с 11 394 тысяч рублей в 2011 г. до 17 210,3 тысяч рублей в 2012 г.; библиотечные – увеличение на 9,1, % с 6 273,5 тысяч рублей в 2011 г. до 6 846 тысяч рублей в 2012 г; образовательные - увеличение на 23,2%, с 83 332,4 тысяч рублей в 2011 г. до 102 707,1 тысяч рублей в 2012 г.

В целях обеспечения стимулирования повышения качества услуг, предоставляемых учреждениями культуры, усиления зависимости качества услуг от оплаты труда и введения новых механизмов оплаты труда работников культуры в течение 2010 - 2011 годов проведен переход на отраслевую систему оплаты труда, формирование государственных (муниципальных) заданий на оказание услуг.

1.1.1. Обеспечение доступа к культурным ценностям и информации.

Общедоступные библиотеки являются востребованным социальным институтом, услугами которых пользуются 27% жителей автономного округа (или 422,3 тыс. читателей). Аналогичный показатель для Уральского федерального округа (далее также - УрФО) составляет 34,2%, для Российской Федерации (далее также – Россия) – 37 %. Низкий уровень значения показателя в автономном округе относительно уровня в УрФО и России объясняется недостаточным уровнем обеспеченности библиотечной сетью. Количество общедоступных библиотек на 10,0 тыс. человек населения в автономном округе составляет 1,6 единиц (УрФО – 2,7, Россия – 3), доля общедоступных библиотек автономного округа, здания которых находятся в неудовлетворительном состоянии, составляет 14,7 %, в УрФО – 9,8%, в России – 7,6%.

Начиная с 2011 года в автономном округе системно решаются вопросы модернизации материально-технической базы библиотек. В автономном округе функционирует 8 сельских модельных библиотек и 13 модернизированных детских библиотек, внестационарное обслуживание жителей сельских поселений Кондинского и Нижневартовского районов осуществляют 2 библиобуса.

Основная задача библиотек - предоставление равного доступа к информационным ресурсам. Решению задачи способствует развитие информатизации общедоступных библиотек. Показатели информатизации библиотечной отрасли автономного округа значительно опережают аналогичные характеристики в библиотеках УрФО и России. Доля общедоступных библиотек, оснащенных персональными компьютерами, составляет 98,5%, для сравнения: уровень России – 47%, УрФО – 50%. На 1 библиотеку в автономном округе приходится в среднем 10 единиц компьютерной техники (Россия – 1,8 единиц, УрФО – 2,4 единицы). Доля общедоступных библиотек, имеющих доступ к сети Интернет - 92% (в России - 27,5 %, в УрФО – 28%). Объем электронных библиотечных каталогов к общему объему фондов составляет 59%. На базе общедоступных библиотек создано 167 центров и пунктов общественного доступа.

Отличительными особенностями библиотечной отрасли автономного округа являются инновационный характер их развития, высокий уровень информатизации, внедрение в практику работы международных стандартов в области менеджмента качества и результатов научно-исследовательской деятельности.

Музеи автономного округа в общественной жизни автономного округа занимают особое место, являясь одним из самых доступных и демократичных видов учреждений культуры, совмещая в себе многообразные функции: научного и просветительского центра, образовательного учреждения, центра организации досуга и места проведения различного рода общественных мероприятий.

Значения показателей, характеризующих обеспеченность и состояние материально-технической базы музеев в автономном округе, значительно выше в сравнении со средними показателями по УрФО и России. Количество музеев в автономном округе на 10 тыс. человек населения составляет 0,23 единицы, в УрФО - 0,18 единиц, в России – 0,17 единиц. Доля строений музеев, находящихся в неудовлетворительном состоянии, в автономном округе 25,4%, в УрФО – 37,5%, в России – 41,9%.

Текущий объём музейного фонда автономного округа составляет 590,0 тыс. единиц. Показатель экспонирования основного фонда составляет 12%. Низкий процент экспонирования связан с дефицитом экспозиционных и фондовых площадей. Для размещения музеев используется 71 строение, общей площадью 46 079,43 тыс. м2, из которых для экспонирования музейных фондов отведено немногим более 39% от площади всех помещений, площадь под хранение музейных фондов составляет 6% от площади все помещений.

Особенностью автономного округа является размещение части экспозиций музеев в этнографических строениях малых форм, расположенных под открытым небом, большая часть которых пришла в ветхое состояние и не приспособлена для экспонирования музейных предметов.

Музейная модернизация непосредственно связана с трансформацией и формированием новой роли музея в обществе и культуре. Музеи становятся центрами образования, коммуникации, культурной информации и творческих инноваций, они превращаются в гибкую структуру, способную приспосабливаться к постоянно меняющимся проблемам и потребностям.

Информационные технологии плотно интегрируются с экспозиционно-выставочной работой. Музеи испытывают потребность в сенсорных киосках, проекторах и других средствах предоставления информации о фондах в электронном виде в соответствии с мировыми тенденциями развития IT-технологий.

По итогам 2012 года модернизация IT-инфраструктуры (компьютерного парка) проведена в 77% музеев автономного округа, что позволило достичь высоких показателей в оснащении музеев автономного округа компьютерной техникой и подключения к сети Интернет. Доля музеев, оснащенных персональными компьютерами, составляет 100% (в УрФО - 90,2%, в России - 87,5%). Доля музеев, имеющих доступ к сети Интернет - 86,1% (в УрФО – 61,2%, в России – 59,7%). В 31% музеев функционируют центры общественного доступа к социально-значимой информации.

В результате осуществления комплексной программы по созданию сводного общедоступного накопительного ресурса музеев автономного округа создан банк данных из 82,3 тыс. цифровых изображений экспонатов, что составляет 14,2% от общего количества экспонатов основного фонда музеев автономного округа.

Ежегодно музеи автономного округа посещает 28,9% от численности населения автономного округа, средний показатель для УрФО составляет 29,4%, для России - 57,9%. При этом количество выставок, проведенных 1 музеем в автономном округе - 25,3 единиц, в УрФО 23 единицы, в России – 19 единиц.

Функционирует Центр непрерывного образования в области музееведения для сотрудников государственных и муниципальных музеев автономного округа, дающий возможность ежегодного повышения квалификации не менее 10% научных сотрудников музеев автономного округа.

Прогнозируемым видом деятельности музеев автономного округа можно назвать расширение спектра предлагаемых для туриндустрии музейных программ, усиление статуса и качества проведения традиционных праздников, реконструкцию в музейном пространстве традиционных и утраченных ремесел.

На текущий 2013 год на территории автономного округа находятся 5188 объектов культурного наследия, в том числе: 3 объекта федерального значения, 1084 объекта регионального значения, 1 объект местного (муниципального) значения, 4100 выявленных объектов культурного наследия. Состав объектов культурного наследия в зависимости от видовой принадлежности представлен следующим образом: памятники - 5 186, ансамбли – 1 и достопримечательные места – 1.

Спецификой недвижимого наследия автономного округа является значительное преобладание над памятниками архитектуры и монументального искусства археологических и этнокультурных объектов, представленных руинированными земляными и деревянными сооружениями. Археологические памятники составляют 94%, памятные места - 3%, исторические памятники - 2%, архитектурные - 1% от общего количества поставленных на учет объектов культурного наследия.

Большая часть объектов археологического наследия выявлена в результате обследования территорий, отводимых под хозяйственную деятельность, и находится в отдаленных и труднодоступных местах.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»