ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 сентября 2013 года N 372-п
[Документ признан утратившим силу
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 года N 427-п]
В соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 июля 2013 года N 247-п "О государственных программах и ведомственных целевых программах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", руководствуясь распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 июня 2013 года N 321-рп "О перечне государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие культуры и туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014-2020 годы" (далее - государственная программа).
2. Определить ответственным исполнителем государственной программы Департамент культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
3. Рекомендовать муниципальным образованиям Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:
3.1. Принять участие в реализации мероприятий государственной программы.
3.2. Разработать и принять муниципальные программы, направленные на развитие культуры, архивного дела и туризма, и предусмотреть в местных бюджетах средства на их реализацию.
4. Признать утратившими силу постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:
5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 года.
Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Н.В.Комарова
Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие культуры и туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014-2020 годы"
(далее - государственная программа)
Наименование государственной программы | Развитие культуры и туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014-2020 годы |
Дата утверждения | постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от _____________ N _________ "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Развитие культуры и туризма в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014 – 2020 годы" |
Ответственный исполнитель государственной программы | Департамент культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также – Департамент культуры, Депкультуры Югры) |
Соисполнители государственной программы | Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также – Депприродресурс и несырьевого сектора экономики Югры); |
Цели | 1. Сохранение и популяризация культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономный округ), привлечение внимания общества к его изучению, повышение качества культурных услуг, предоставляемых в области библиотечного, музейного и архивного дела. |
Задачи государственной программы | 1. Создание условий для модернизационного развития общедоступных библиотек. |
Подпрограммы | Подпрограмма I "Обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям и информации"; |
Целевые показатели | 1. Увеличение количества библиотечных книг на 1 000 жителей с 2 985 до 3 000 экземпляров. |
Сроки реализации государственной программы | 2014-2020 годы |
Финансовое обеспечение | общий объем финансирования государственной программы на 2014-2020 годы составляет 18 717 711,0 тыс. рублей, в том числе: |
Ожидаемые результаты реализации | 1. Увеличение посещаемости музейных учреждений автономного округа (посещения на 1 жителя в год), с 0,43 до 0,58 посещений. |
Реализация государственной программы осуществляется в значимых сферах социально-экономического развития автономного округа: культура, архивное дело и туризм.
1.1. Культура и архивное дело.
Автономный округ обладает культурным потенциалом, способным оказать особое влияние на развитие библиотечного, музейного и архивного дел, сохранения и использования объектов культурного наследия, художественного образования, кинематографии, профессионального искусства, художественно-творческой деятельности и народных художественных промыслов и ремесел.
Максимальная доступность к культурным ценностям и информации, развитие единого культурного пространства в автономном округе являются основными показателями повышения качества жизни населения автономного округа.
По состоянию на 1 января 2013 года среднесписочная численность работников учреждений культуры составляет 10 277 человек, из них 7 506 человек - работники учреждений культуры, 2 771 человек – работники образовательных учреждений сферы культуры.
Прирост среднемесячной начисленной заработной платы по отрасли культуры за 2012 год по отношению к аналогичному периоду прошлого года составил 18,4%, в том числе 21,4 % - у работников учреждений культуры, 19,9% – у работников образовательных учреждений.
Соотношение средней заработной платы работников отрасли культуры к средней заработной плате работников по автономному округу в 2012 году составило 59,4%, в том числе 54,6% - у работников учреждений культуры, 77,3% – у работников образовательных учреждений.
Объём платных услуг, оказываемых учреждениями культуры за 2012 год, по отношению к прошлому отчетному периоду увеличился на 44,9%. Всего в 2012 году получено от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности 668 467,4 тысяч рублей (2011 год - 461 322,5 тыс. руб.). Из них по типам учреждений: клубные – увеличение на 23,3%, с 241 457,8 тысяч рублей в 2011 г. до 297 731,5 тысяч рублей в 2012 г.; музейные – увеличение на 51%, с 11 394 тысяч рублей в 2011 г. до 17 210,3 тысяч рублей в 2012 г.; библиотечные – увеличение на 9,1, % с 6 273,5 тысяч рублей в 2011 г. до 6 846 тысяч рублей в 2012 г; образовательные - увеличение на 23,2%, с 83 332,4 тысяч рублей в 2011 г. до 102 707,1 тысяч рублей в 2012 г.
В целях обеспечения стимулирования повышения качества услуг, предоставляемых учреждениями культуры, усиления зависимости качества услуг от оплаты труда и введения новых механизмов оплаты труда работников культуры в течение 2010 - 2011 годов проведен переход на отраслевую систему оплаты труда, формирование государственных (муниципальных) заданий на оказание услуг.
1.1.1. Обеспечение доступа к культурным ценностям и информации.
Общедоступные библиотеки являются востребованным социальным институтом, услугами которых пользуются 27% жителей автономного округа (или 422,3 тыс. читателей). Аналогичный показатель для Уральского федерального округа (далее также - УрФО) составляет 34,2%, для Российской Федерации (далее также – Россия) – 37 %. Низкий уровень значения показателя в автономном округе относительно уровня в УрФО и России объясняется недостаточным уровнем обеспеченности библиотечной сетью. Количество общедоступных библиотек на 10,0 тыс. человек населения в автономном округе составляет 1,6 единиц (УрФО – 2,7, Россия – 3), доля общедоступных библиотек автономного округа, здания которых находятся в неудовлетворительном состоянии, составляет 14,7 %, в УрФО – 9,8%, в России – 7,6%.
Начиная с 2011 года в автономном округе системно решаются вопросы модернизации материально-технической базы библиотек. В автономном округе функционирует 8 сельских модельных библиотек и 13 модернизированных детских библиотек, внестационарное обслуживание жителей сельских поселений Кондинского и Нижневартовского районов осуществляют 2 библиобуса.
Основная задача библиотек - предоставление равного доступа к информационным ресурсам. Решению задачи способствует развитие информатизации общедоступных библиотек. Показатели информатизации библиотечной отрасли автономного округа значительно опережают аналогичные характеристики в библиотеках УрФО и России. Доля общедоступных библиотек, оснащенных персональными компьютерами, составляет 98,5%, для сравнения: уровень России – 47%, УрФО – 50%. На 1 библиотеку в автономном округе приходится в среднем 10 единиц компьютерной техники (Россия – 1,8 единиц, УрФО – 2,4 единицы). Доля общедоступных библиотек, имеющих доступ к сети Интернет - 92% (в России - 27,5 %, в УрФО – 28%). Объем электронных библиотечных каталогов к общему объему фондов составляет 59%. На базе общедоступных библиотек создано 167 центров и пунктов общественного доступа.
Отличительными особенностями библиотечной отрасли автономного округа являются инновационный характер их развития, высокий уровень информатизации, внедрение в практику работы международных стандартов в области менеджмента качества и результатов научно-исследовательской деятельности.
Музеи автономного округа в общественной жизни автономного округа занимают особое место, являясь одним из самых доступных и демократичных видов учреждений культуры, совмещая в себе многообразные функции: научного и просветительского центра, образовательного учреждения, центра организации досуга и места проведения различного рода общественных мероприятий.
Значения показателей, характеризующих обеспеченность и состояние материально-технической базы музеев в автономном округе, значительно выше в сравнении со средними показателями по УрФО и России. Количество музеев в автономном округе на 10 тыс. человек населения составляет 0,23 единицы, в УрФО - 0,18 единиц, в России – 0,17 единиц. Доля строений музеев, находящихся в неудовлетворительном состоянии, в автономном округе 25,4%, в УрФО – 37,5%, в России – 41,9%.
Текущий объём музейного фонда автономного округа составляет 590,0 тыс. единиц. Показатель экспонирования основного фонда составляет 12%. Низкий процент экспонирования связан с дефицитом экспозиционных и фондовых площадей. Для размещения музеев используется 71 строение, общей площадью 46 079,43 тыс. м2, из которых для экспонирования музейных фондов отведено немногим более 39% от площади всех помещений, площадь под хранение музейных фондов составляет 6% от площади все помещений.
Особенностью автономного округа является размещение части экспозиций музеев в этнографических строениях малых форм, расположенных под открытым небом, большая часть которых пришла в ветхое состояние и не приспособлена для экспонирования музейных предметов.
Музейная модернизация непосредственно связана с трансформацией и формированием новой роли музея в обществе и культуре. Музеи становятся центрами образования, коммуникации, культурной информации и творческих инноваций, они превращаются в гибкую структуру, способную приспосабливаться к постоянно меняющимся проблемам и потребностям.
Информационные технологии плотно интегрируются с экспозиционно-выставочной работой. Музеи испытывают потребность в сенсорных киосках, проекторах и других средствах предоставления информации о фондах в электронном виде в соответствии с мировыми тенденциями развития IT-технологий.
По итогам 2012 года модернизация IT-инфраструктуры (компьютерного парка) проведена в 77% музеев автономного округа, что позволило достичь высоких показателей в оснащении музеев автономного округа компьютерной техникой и подключения к сети Интернет. Доля музеев, оснащенных персональными компьютерами, составляет 100% (в УрФО - 90,2%, в России - 87,5%). Доля музеев, имеющих доступ к сети Интернет - 86,1% (в УрФО – 61,2%, в России – 59,7%). В 31% музеев функционируют центры общественного доступа к социально-значимой информации.
В результате осуществления комплексной программы по созданию сводного общедоступного накопительного ресурса музеев автономного округа создан банк данных из 82,3 тыс. цифровых изображений экспонатов, что составляет 14,2% от общего количества экспонатов основного фонда музеев автономного округа.
Ежегодно музеи автономного округа посещает 28,9% от численности населения автономного округа, средний показатель для УрФО составляет 29,4%, для России - 57,9%. При этом количество выставок, проведенных 1 музеем в автономном округе - 25,3 единиц, в УрФО 23 единицы, в России – 19 единиц.
Функционирует Центр непрерывного образования в области музееведения для сотрудников государственных и муниципальных музеев автономного округа, дающий возможность ежегодного повышения квалификации не менее 10% научных сотрудников музеев автономного округа.
Прогнозируемым видом деятельности музеев автономного округа можно назвать расширение спектра предлагаемых для туриндустрии музейных программ, усиление статуса и качества проведения традиционных праздников, реконструкцию в музейном пространстве традиционных и утраченных ремесел.
На текущий 2013 год на территории автономного округа находятся 5188 объектов культурного наследия, в том числе: 3 объекта федерального значения, 1084 объекта регионального значения, 1 объект местного (муниципального) значения, 4100 выявленных объектов культурного наследия. Состав объектов культурного наследия в зависимости от видовой принадлежности представлен следующим образом: памятники - 5 186, ансамбли – 1 и достопримечательные места – 1.
Спецификой недвижимого наследия автономного округа является значительное преобладание над памятниками архитектуры и монументального искусства археологических и этнокультурных объектов, представленных руинированными земляными и деревянными сооружениями. Археологические памятники составляют 94%, памятные места - 3%, исторические памятники - 2%, архитектурные - 1% от общего количества поставленных на учет объектов культурного наследия.
Большая часть объектов археологического наследия выявлена в результате обследования территорий, отводимых под хозяйственную деятельность, и находится в отдаленных и труднодоступных местах.