Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 апреля 2017 года N 232-пп


О внесении изменения в постановление Правительства Оренбургской области от 30.08.2013 N 731-пп

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Оренбургской области от 24.12.2018 N 842-пп, вступающего в силу после официального опубликования, но не ранее 1 января 2019 года.
____________________________________________________________________


1. Внести в постановление Правительства Оренбургской области от 30.08.2013 N 731-пп "Об утверждении государственной программы Оренбургской области "Доступная среда" на 2014 - 2020 годы" (в редакции постановлений Правительства Оренбургской области от 25.01.2016 N 38-пп, от 29.04.2016 N 290-пп, от 18.10.2016 N 714-пп) следующее изменение:

приложение к постановлению изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Признать утратившими силу постановления Правительства Оренбургской области:

от 25.01.2016 N 38-пп "О внесении изменения в постановление Правительства Оренбургской области от 30.08.2013 N 731-пп";

от 29.04.2016 N 290-пп "О внесении изменений в постановление Правительства Оренбургской области от 30.08.2013 N 731-пп";

от 18.10.2016 N 714-пп "О внесении изменений в постановление Правительства Оренбургской области от 30.08.2013 N 731-пп".

3. Постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Губернатор -
председатель Правительства
Оренбургской области
Ю.А.БЕРГ






Приложение
к постановлению
Правительства
Оренбургской области
от 3 апреля 2017 года N 232-пп

Государственная программа Оренбургской области "Доступная среда" на 2014 - 2020 годы


 Паспорт государственной программы Оренбургской области "Доступная среда" на 2014 - 2020 годы (далее - Программа)

Ответственный исполнитель Программы

-

министерство социального развития Оренбургской области

Соисполнители Программы

-

отсутствуют

Участники Программы

-

министерство образования Оренбургской области;

министерство культуры и внешних связей Оренбургской области;

министерство физической культуры, спорта и туризма Оренбургской области;

министерство труда и занятости населения Оренбургской области;

министерство здравоохранения Оренбургской области;

министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области;

департамент молодежной политики Оренбургской области

Подпрограммы Программы

-

"Доступная среда" на 2014 - 2015 годы;

"Доступная среда" на 2016 - 2020 годы;

"Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации отдельных категорий граждан"

Цель Программы

-

обеспечение инвалидам и другим маломобильным группам населения равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод, предусмотренных законодательством Российской Федерации, повышение уровня их жизни

Задачи Программы

-

создание благоприятных условий для улучшения качества жизни инвалидов;

совершенствование системы реабилитации инвалидов

Показатели (индикаторы) Программы

-

доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности опрошенных инвалидов в Оренбургской области;

численность инвалидов, обеспеченных индивидуальными средствами реабилитации и реабилитационными услугами в текущем году;

численность граждан из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья, получивших адресную социальную помощь

Срок и этапы реализации Программы

-

срок реализации - 2014 - 2020 годы, этапы не предусмотрены

Объемы бюджетных ассигнований Программы

-

1501709,1 тыс. рублей, из них по годам реализации:

2014 год - 367592,3 тыс. рублей;

2015 год - 527712,6 тыс. рублей;

2016 год - 224614,3 тыс. рублей;

2017 год - 114266,8 тыс. рублей;

2018 год - 90865,8 тыс. рублей;

2019 год - 90138,3 тыс. рублей;

2020 год - 86519,0 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

-

формирование условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения;

увеличение числа граждан, обеспеченных индивидуальными средствами реабилитации и реабилитационными услугами за счет средств областного бюджета;

преодоление социальной разобщенности и "отношенческих" барьеров в обществе


 1. Общая характеристика сферы реализации Программы


В Оренбургской области проживают 212,6 тысячи инвалидов, из них более 8,9 тысячи - дети-инвалиды.

Основным направлением государственной политики Российской Федерации и Оренбургской области в сфере социальной защиты инвалидов является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Согласно Конвенции о правах инвалидов (далее - Конвенция) инвалиды должны иметь равные возможности для реализации своих прав и свобод во всех сферах жизнедеятельности, в том числе равное право на получение всех необходимых социальных услуг для удовлетворения своих нужд в различных сферах жизнедеятельности. При этом взаимодействие лиц с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями с различными барьерами окружающей среды может мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими. Поэтому среди основных принципов деятельности государств, правительств, всех институтов общества Конвенцией определены принципы доступности, равенства возможностей, полного и эффективного вовлечения и включения в общество маломобильных групп населения, включая инвалидов.

Государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации и беспрепятственный доступ к ней, в том числе с использованием специальных адаптированных носителей, языка жестов, тифло- и сурдосредств и услуг.

Конвенцией определены два принципиальных подхода к созданию доступной среды жизнедеятельности:

1. Принцип "универсального дизайна", который предусматривает "дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к использованию для всех людей". В этом случае можно говорить о создании безбарьерной среды, обеспечивающей беспрепятственный доступ к объектам и услугам всем гражданам независимо от имеющихся ограничений жизнедеятельности. В полной мере исполнить требования "универсального дизайна" возможно в отношении объектов нового строительства (реконструкции, капитального ремонта), а также производства новых товаров и услуг. "Универсальный дизайн" не исключает использования ассистивных устройств для конкретных групп инвалидов, где это необходимо, то есть "универсальность" и "безбарьерность" могут быть обеспечены путем применения вспомогательных устройств и технологий.

2. "Разумное приспособление", или "внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным и неоправданным бременем" для общества в целях обеспечения реализации инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод. В российской версии аналогом этого подхода является понятие "адаптивная" ("адаптированная") среда жизнедеятельности, когда речь идет о необходимости и возможности приспособления окружающей обстановки под нужды инвалида, но с обязательным учетом его потребностей и имеющихся организационных, технических и финансовых возможностей их удовлетворения. Именно этот подход наиболее приемлем в решении проблем обеспечения доступа к действующим, введенным в действие ранее утвержденным соответствующим нормативам, объектам и услугам. Основой для определения приоритетов в формировании доступной среды (в данном случае "адаптивной" среды) должны стать:

результаты изучения потребностей инвалидов с объективной оценкой этих потребностей специалистами;

имеющиеся организационные, технические и финансовые ресурсы (например, планируемые на ближайшее время ремонтные работы на объекте социальной инфраструктуры и предусмотренные для этого средства).

Адаптация объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения может достигаться двумя путями:

архитектурно-планировочными решениями и соответствующими ремонтно-строительными работами;

организационными решениями вопросов предоставления соответствующих социально значимых услуг.

Нерешенность проблемы формирования доступной среды порождает следующие серьезные социально-экономические последствия:

дестимуляция трудовой и социальной активности инвалидов, которая негативно отражается на их образовательном и культурном уровне, а также уровне и качестве их жизни;

высокая социальная зависимость, вынужденная изоляция инвалидов, осложняющая проведение медицинской, социальной и психологической реабилитации, выступающая в качестве самостоятельного фактора инвалидизации и предопределяющая возрастание спроса у инвалидов на медицинские и социальные услуги в стационарных и надомных условиях;

равнодушное отношение граждан к инвалидам и социальная разобщенность, предопределяющие необходимость проведения соответствующих разъяснительных и образовательно-информационных кампаний;

ограничение жизнедеятельности других маломобильных групп населения (лиц преклонного возраста, временно нетрудоспособных, беременных, людей с детскими колясками, детей дошкольного возраста).

Создание доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения позволит им реализовывать свои права и основные свободы, что будет способствовать их полноценному участию в жизни страны.

Планом действий Совета Европы по содействию правам и полному участию людей с ограниченными возможностями в обществе на 2006 - 2015 годы в порядке реализации положений Конвенции среди 15 основных направлений деятельности, включающих все ключевые области жизни инвалидов (образование, занятость, социальная и юридическая защита, участие в культурной, политической и общественной жизни, повышение уровня информированности, беспрепятственное пользование транспортом, информацией и коммуникациями, доступная окружающая среда), особое внимание уделено необходимости реабилитации инвалидов как приоритетной цели любого общества, а именно повышению уровня автономии (независимости) инвалидов как личностей и обеспечению их экономической независимости и полной интеграции в общество.

Согласно статье 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Основным направлением реабилитации, определяющим ее социально значимый эффект, является социальная реабилитация, в частности, социально-бытовая адаптация и социально-средовая ориентация, которые направлены на восстановление или развитие оптимального взаимодействия человека с факторами окружающей среды на индивидуальном и общественном уровнях.

Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, создание необходимых условий для их беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации.

Актуальность проблемы реабилитации инвалидов в Оренбургской области определяется рядом факторов:

необходимостью сохранения достигнутого в Оренбургской области уровня реабилитационной помощи и совершенствования комплексной реабилитации инвалидов;

различной ведомственной принадлежностью реабилитационных учреждений и структур (министерства здравоохранения Оренбургской области, министерства образования Оренбургской области, министерства социального развития Оренбургской области и других) и недостаточной скоординированностью мер, принимаемых учреждениями и организациями в сфере реабилитации лиц с ограниченными возможностями;

усилением социального партнерства с общественными объединениями инвалидов, повышением их роли и ответственности в сфере реабилитации инвалидов.

Система реабилитации инвалидов в Оренбургской области, включающая в себя реабилитационные структуры и учреждения различной ведомственной принадлежности, стала базой для осуществления отдельных мероприятий по медицинской, профессиональной и социально-психологической реабилитации инвалидов.

Создание в Оренбургской области условий для развития малого бизнеса на базе общественных организаций инвалидов, стимулирование волонтерского движения позволят решить вопрос интеграции инвалидов в общественную и трудовую деятельность.

Реализация мероприятий Программы позволит проводить единую политику в сфере комплексной реабилитации инвалидов всеми заинтересованными организациями и общественными объединениями и достигать реальных результатов по формированию в Оренбургской области безбарьерной среды жизнедеятельности, повышению качества жизни инвалидов, адаптации их в общество.


2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы


Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы определены исходя из распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года", постановлений Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы", от 1 декабря 2015 года N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы", постановлений Правительства Оренбургской области от 20 августа 2010 года N 551-пп "О стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года", от 28 декабря 2011 года N 1272-п "Об утверждении плана мероприятий Правительства Оренбургской области по реализации Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года на территории Оренбургской области".

Основным требованием к государственной политике субъектов Российской Федерации в данной сфере жизнедеятельности является обеспечение на территории субъектов Российской Федерации реализации мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров, создание условий доступности услуг реабилитации и абилитации для инвалидов, в том числе детей-инвалидов.


3. Перечень показателей (индикаторов) Программы


Сведения о показателях (индикаторах) Программы, подпрограмм Программы и их значениях представлены в приложении N 1 к Программе.


4. Перечень ведомственных целевых программ и основных мероприятий Программы


В рамках Программы запланирована реализация основных мероприятий. Реализация ведомственных целевых программ в рамках Программы не предусмотрена.

Основные мероприятия Программы включены в три подпрограммы, в рамках которых планируется реализация основных мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров, обеспечение беспрепятственного доступа к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации с целью интеграции инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья в общество, повышение уровня их жизни.

Программа включает в себя три подпрограммы:

"Доступная среда" на 2014 - 2015 годы;

"Доступная среда" на 2016 - 2020 годы;

"Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации отдельных категорий граждан".

Перечень основных мероприятий Программы представлен в приложении N 2 к Программе.


5. Ресурсное обеспечение реализации Программы


Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств областного бюджета представлено в приложении N 3 к Программе. Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств областного бюджета и прогнозная оценка привлекаемых на реализацию Программы средств федерального бюджета представлены в приложении N 4 к Программе.

Список сокращений, используемых в приложениях к Программе:

ДМП

-

департамент молодежной политики Оренбургской области;

МГН

-

маломобильные группы населения;

МЗ

-

министерство здравоохранения Оренбургской области;

МКиВС

-

министерство культуры и внешних связей Оренбургской области;

МО

-

министерство образования Оренбургской области;

МСР

-

министерство социального развития Оренбургской области;

МТиЗН

-

министерство труда и занятости населения Оренбургской области;

МФКСиТ

-

министерство физической культуры, спорта и туризма Оренбургской области;

МЭРППиТ

-

министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области;

ОИВ

-

органы исполнительной власти Оренбургской области;

ОМС

-

органы местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»