ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 января 2016 года N 38-пп
О внесении изменения в постановление Правительства Оренбургской области от 30.08.2013 N 731-пп
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Оренбургской области от 03.04.2017 N 232-пп, вступающего в силу после официального опубликования.
____________________________________________________________________
1. Внести в постановление Правительства Оренбургской области от 30.08.2013 N 731-пп "Об утверждении государственной программы Оренбургской области "Доступная среда" на 2014 - 2020 годы" (в редакции постановлений Правительства Оренбургской области от 11.02.2015 N 89-пп, от 22.05.2015 N 391-пп) следующее изменение:
приложение к постановлению изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Признать утратившими силу постановления Правительства Оренбургской области:
3. Постановление вступает в силу после его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года.
Губернатор -
председатель Правительства
Оренбургской области
Ю.А.БЕРГ
Приложение
к постановлению
Правительства
Оренбургской области
от 25 января 2016 года N 38-пп
Государственная программа Оренбургской области "Доступная среда" на 2014 - 2020 годы
Паспорт государственной программы Оренбургской области "Доступная среда" на 2014 - 2020 годы
(далее - Программа)
Ответственный исполнитель Программы | - | министерство социального развития Оренбургской области |
Соисполнители Программы | - | отсутствуют |
Участники Программы | - | министерство образования Оренбургской области; министерство культуры и внешних связей Оренбургской области; министерство физической культуры, спорта и туризма Оренбургской области; министерство труда и занятости населения Оренбургской области; министерство здравоохранения Оренбургской области; министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области; департамент молодежной политики Оренбургской области |
Подпрограммы Программы | - | "Доступная среда" на 2014 - 2015 годы; "Доступная среда" на 2016 - 2020 годы; "Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации отдельных категорий граждан" |
Цель Программы | - | обеспечение инвалидам и другим маломобильным группам населения равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод, предусмотренных законодательством Российской Федерации, повышение уровня их жизни |
Задачи Программы | - | создание благоприятных условий для улучшения качества жизни инвалидов; совершенствование системы реабилитации инвалидов |
Показатели (индикаторы) Программы | - | доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности опрошенных инвалидов в Оренбургской области; численность инвалидов, обеспеченных индивидуальными средствами реабилитации и реабилитационными услугами в текущем году; численность граждан из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья, получивших адресную социальную помощь |
Срок и этапы реализации Программы | - | срок реализации - 2014 - 2020 годы, этапы не предусмотрены |
Объемы бюджетных ассигнований Программы | - | 1266461,3 тыс. рублей, из них по годам реализации: 2014 год - 367592,3 тыс. рублей; 2015 год - 527712,6 тыс. рублей; 2016 год - 84707,9 тыс. рублей; 2017 год - 70419,0 тыс. рублей; 2018 год - 70244,0 тыс. рублей; 2019 год - 74402,4 тыс. рублей; 2020 год - 71383,1 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы | - | формирование условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения; увеличение числа граждан, обеспеченных индивидуальными средствами реабилитации и реабилитационными услугами за счет средств областного бюджета; преодоление социальной разобщенности и "отношенческих" барьеров в обществе |
1. Общая характеристика сферы реализации Программы
В Оренбургской области проживают 224,2 тысячи инвалидов, из них более 8,9 тысячи - дети-инвалиды.
Основным направлением государственной политики Российской Федерации и Оренбургской области в сфере социальной защиты инвалидов является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Согласно Конвенции о правах инвалидов (далее - Конвенция) инвалиды должны иметь равные возможности для реализации своих прав и свобод во всех сферах жизнедеятельности, в том числе равное право на получение всех необходимых социальных услуг для удовлетворения своих нужд в различных сферах жизнедеятельности. При этом взаимодействие лиц с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями с различными барьерами окружающей среды может мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими. Поэтому среди основных принципов деятельности государств, правительств, всех институтов общества Конвенцией определены принципы доступности, равенства возможностей, полного и эффективного вовлечения и включения в общество маломобильных групп населения, включая инвалидов.
Государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации и беспрепятственный доступ к ней, в том числе с использованием специальных адаптированных носителей, языка жестов, тифло- и сурдосредств и услуг.
Конвенцией определены два принципиальных подхода к созданию доступной среды жизнедеятельности:
1. Принцип "универсального дизайна", который предусматривает "дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к использованию для всех людей". В этом случае можно говорить о создании безбарьерной среды, обеспечивающей беспрепятственный доступ к объектам и услугам всем гражданам независимо от имеющихся ограничений жизнедеятельности. В полной мере исполнить требования "универсального дизайна" возможно в отношении объектов нового строительства (реконструкции, капитального ремонта), а также производства новых товаров и услуг. "Универсальный дизайн" не исключает использования ассистивных устройств для конкретных групп инвалидов, где это необходимо, то есть "универсальность" и "безбарьерность" могут быть обеспечены путем применения вспомогательных устройств и технологий.
2. "Разумное приспособление", или "внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным и неоправданным бременем" для общества в целях обеспечения реализации инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод. В российской версии аналогом этого подхода является понятие "адаптивная" ("адаптированная") среда жизнедеятельности, когда речь идет о необходимости и возможности приспособления окружающей обстановки под нужды инвалида, но с обязательным учетом его потребностей и имеющихся организационных, технических и финансовых возможностей их удовлетворения. Именно этот подход наиболее приемлем в решении проблем обеспечения доступа к действующим, введенным в действие ранее утвержденным соответствующим нормативам, объектам и услугам. Основой для определения приоритетов в формировании доступной среды (в данном случае "адаптивной" среды) должны стать:
результаты изучения потребностей инвалидов с объективной оценкой этих потребностей специалистами;
имеющиеся организационные, технические и финансовые ресурсы (например, планируемые на ближайшее время ремонтные работы на объекте социальной инфраструктуры и предусмотренные для этого средства).
Адаптация объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения может достигаться двумя путями:
архитектурно-планировочными решениями и соответствующими ремонтно-строительными работами;
организационными решениями вопросов предоставления соответствующих социально значимых услуг.
Нерешенность проблемы формирования доступной среды порождает следующие серьезные социально-экономические последствия:
дестимуляция трудовой и социальной активности инвалидов, которая негативно отражается на их образовательном и культурном уровне, а также уровне и качестве их жизни;
высокая социальная зависимость, вынужденная изоляция инвалидов, осложняющая проведение медицинской, социальной и психологической реабилитации, выступающая в качестве самостоятельного фактора инвалидизации и предопределяющая возрастание спроса у инвалидов на медицинские и социальные услуги в стационарных и надомных условиях;
равнодушное отношение граждан к инвалидам и социальная разобщенность, предопределяющие необходимость проведения соответствующих разъяснительных и образовательно-информационных кампаний;
ограничение жизнедеятельности других маломобильных групп населения (лиц преклонного возраста, временно нетрудоспособных, беременных, людей с детскими колясками, детей дошкольного возраста).
Создание доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения позволит им реализовывать свои права и основные свободы, что будет способствовать их полноценному участию в жизни страны.
Планом действий Совета Европы по содействию правам и полному участию людей с ограниченными возможностями в обществе на 2006 - 2015 годы в порядке реализации положений Конвенции среди 15 основных направлений деятельности, включающих все ключевые области жизни инвалидов (образование, занятость, социальная и юридическая защита, участие в культурной, политической и общественной жизни, повышение уровня информированности, беспрепятственное пользование транспортом, информацией и коммуникациями, доступная окружающая среда), особое внимание уделено необходимости реабилитации инвалидов как приоритетной цели любого общества, а именно повышению уровня автономии (независимости) инвалидов как личностей и обеспечению их экономической независимости и полной интеграции в общество.
Согласно статье 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Основным направлением реабилитации, определяющим ее социально значимый эффект, является социальная реабилитация, в частности социально-бытовая адаптация и социально-средовая ориентация, которые направлены на восстановление или развитие оптимального взаимодействия человека с факторами окружающей среды на индивидуальном и общественном уровнях.
Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, создание необходимых условий для их беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации.
Актуальность проблемы реабилитации инвалидов в Оренбургской области определяется рядом факторов:
необходимостью сохранения достигнутого в Оренбургской области уровня реабилитационной помощи и совершенствования комплексной реабилитации инвалидов;
различной ведомственной принадлежностью реабилитационных учреждений и структур (министерства здравоохранения Оренбургской области, министерства образования Оренбургской области, министерства социального развития Оренбургской области и других) и недостаточной скоординированностью мер, принимаемых учреждениями и организациями в сфере реабилитации лиц с ограниченными возможностями;
усилением социального партнерства с общественными объединениями инвалидов, повышением их роли и ответственности в сфере реабилитации инвалидов.
Система реабилитации инвалидов в Оренбургской области, включающая в себя реабилитационные структуры и учреждения различной ведомственной принадлежности, стала базой для осуществления отдельных мероприятий по медицинской, профессиональной и социально-психологической реабилитации инвалидов.
Создание в Оренбургской области условий для развития малого бизнеса на базе общественных организаций инвалидов, стимулирование волонтерского движения позволят решить вопрос интеграции инвалидов в общественную и трудовую деятельность.
Реализация мероприятий Программы позволит проводить единую политику в сфере комплексной реабилитации инвалидов всеми заинтересованными организациями и общественными объединениями и достигать реальных результатов по формированию в Оренбургской области безбарьерной среды жизнедеятельности, повышению качества жизни инвалидов, адаптации их в общество.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы
Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы определены исходя из распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года", постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы", постановлений Правительства Оренбургской области от 20 августа 2010 года N 551-пп "О стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года", от 28 декабря 2011 года N 1272-п "Об утверждении плана мероприятий Правительства Оренбургской области по реализации Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года на территории Оренбургской области".
Основным требованием к государственной политике субъектов Российской Федерации в данной сфере жизнедеятельности является обеспечение на территории субъектов Российской Федерации реализации мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров, создание условий доступности услуг реабилитации и абилитации для инвалидов, в том числе детей-инвалидов.
3. Перечень показателей (индикаторов) Программы
Сведения о показателях (индикаторах) Программы, подпрограмм Программы и их значениях представлены в приложении N 1 к Программе.
4. Перечень ведомственных целевых программ и основных мероприятий Программы
В рамках Программы запланирована реализация основных мероприятий. Реализация ведомственных целевых программ в рамках Программы не предусмотрена.
Основные мероприятия Программы включены в три подпрограммы, в рамках которых планируется реализация основных мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров, обеспечение беспрепятственного доступа к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации с целью интеграции инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья в общество, повышение уровня их жизни.
Программа включает в себя три подпрограммы:
"Доступная среда" на 2014 - 2015 годы;
"Доступная среда" на 2016 - 2020 годы;
"Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации отдельных категорий граждан".
Перечень основных мероприятий Программы представлен в приложении N 2 к Программе.
5. Ресурсное обеспечение реализации Программы
Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств областного бюджета представлено в приложении N 3 к Программе. Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств областного бюджета и прогнозная оценка привлекаемых на реализацию Программы средств федерального бюджета представлены в приложении N 4 к Программе.
Список сокращений, используемых в приложениях к Программе
ДМП | - | департамент молодежной политики Оренбургской области; |
МГН | - | маломобильные группы населения; |
МЗ | - | министерство здравоохранения Оренбургской области; |
МКиВС | - | министерство культуры и внешних связей Оренбургской области; |
МО | - | министерство образования Оренбургской области; |
МСР | - | министерство социального развития Оренбургской области; |
МТиЗН | - | министерство труда и занятости населения Оренбургской области; |
МФКСиТ | - | министерство физической культуры, спорта и туризма Оренбургской области; |
МЭРППиТ | - | министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области; |
ОИВ | - | органы исполнительной власти Оренбургской области; |
ОМС | - | органы местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области. |