ПРАВИТЕЛЬСТВО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 ноября 2011 года N 346-пп
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ
{индивидуализированный заголовок в редакции постановления Правительства Иркутской области от 3.09.2012 N 475-пп}
{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
постановление Правительства Иркутской области от 06.02.2012 г. N 24-пп;
постановление Правительства Иркутской области от 07.03.2012 г. N 80-пп;
постановление Правительства Иркутской области от 16.03.2012 г. N 91-пп;
постановление Правительства Иркутской области от 31.05.2012 г. N 268-пп;
постановление Правительства Иркутской области от 08.08.2012 N 419-пп;
постановление Правительства Иркутской области от 3.09.2012 N 475-пп;
постановление Правительства Иркутской области от 29.10.2012 N 596-пп;
постановление Правительства Иркутской области от 28.12.2012 N 739-пп;
постановление Правительства Иркутской области от 01.04.2013 N 128 пп;
постановление Правительства Иркутской области от 05.06.2013 N 210-пп;
постановление Правительства Иркутской области от 22.07.2013 N 275-пп;
постановление Правительства Иркутской области от 03.09.2013 N 339-пп}
{УТРАТИЛ СИЛУ:
указ Губернатора Иркутской области от 30.12.2013 N 497-уг}
В соответствии с пунктом 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р, Законом Иркутской области от 31 декабря 2010 года N 143-ОЗ "Программа социально-экономического развития Иркутской области на 2011 - 2015 годы", руководствуясь статьей 67 Устава Иркутской области, Правительство Иркутской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить:
1) долгосрочную целевую программу Иркутской области "Повышение эффективности бюджетных расходов Иркутской области на 2011 - 2015 годы" (далее - Программа);
{пп.1 п.1 в редакции постановления Правительства Иркутской области от 3.09.2012 N 475-пп}
2) распределение субсидий муниципальным образованиям Иркутской области на 2012 год по I этапу;
3) распределение субсидий муниципальным образованиям Иркутской области на 2013 год.
{пп. 3 п. 1 введен постановлением Правительства Иркутской области от 28.12.2012 N 739-пп}
2. Признать утратившим силу Постановление Правительства Иркутской области от 1 сентября 2011 года N 259/1-пп "Об утверждении Программы повышения эффективности бюджетных расходов Иркутской области на 2011-2013 годы".
3. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
Губернатор
Иркутской области
Д.Ф. Мезенцев
постановлением Правительства
Иркутской области
от "25" ноября 2011 года N 346-пп
Долгосрочная целевая программа Иркутской области "Повышение эффективности бюджетных расходов Иркутской области на 2011-2015 годы"
{наименование программы в редакции постановления Правительства Иркутской области от 3.09.2012 N 475-пп}
Наименование характеристик Программы | Содержание характеристик Программы |
Наименование Программы | Долгосрочная целевая программа Иркутской области "Повышение эффективности бюджетных расходов Иркутской области на 2011-2015 годы" (далее - Программа) |
{строка "Наименование Программы" в редакции постановления Правительства Иркутской области от 3.09.2012 N 475-пп}
Основание для разработки Программы (наименование, номер и дата правового акта) | 1. Закон Иркутской области от 31 декабря 2010 года N 143-ОЗ "Программа социально-экономического развития Иркутской области на 2011 - 2015 годы". |
Государственный заказчик | Правительство Иркутской области |
Основные разработчики Программы | Министерство финансов Иркутской области |
Администратор Программы | Министерство финансов Иркутской области |
Исполнители Программы | Исполнительные органы государственной власти Иркутской области во взаимодействии с органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области. |
Цель Программы | Повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Иркутской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области по выполнению государственных (муниципальных) функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных (муниципальных) услугах, увеличению их доступности и качества в рамках реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития Иркутской области. |
Задачи Программы | 1. Обеспечение сбалансированности и устойчивости областного и местных бюджетов в среднесрочной перспективе. |
Сроки и этапы реализации Программы | Программа реализуется без подразделения на этапы в 2011 - 2015 годах. |
{строка "Сроки и этапы реализации Программы" в редакции постановления Правительства Иркутской области от 3.09.2012 N 475-пп}
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования Программы составляет 5 207 540,0 из них средства областного бюджета - 4 961 600,0 тыс. рублей, в том числе по годам: |
{графа "Объемы и источники финансирования Программы" изменена постановлением Правительства Иркутской области от 16.03.2012 г. N 91-пп; от 31.05.2012 г. N 268-пп; от 3.09.2012 N 475-пп; от 01.04.2013 N 128 пп}
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | 1. Создание базовых условий для формирования бездефицитного областного бюджета, начиная с бюджета на 2015 год. |
{п.2,3 строки "Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности" в редакции постановления Правительства Иркутской области от 3.09.2012 N 475-пп}
Вступление в силу Бюджетного кодекса Российской Федерации определило основные подходы к организации бюджетного процесса для всех уровней бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Последующие корректировки документа постепенно включали в бюджетное законодательство инструменты реформирования бюджетного сектора.
Результатом реформирования стало формирование в Российской Федерации и в Иркутской области, в частности, современной системы управления общественными (государственными и муниципальными) финансами.
В настоящее время решены следующие ключевые задачи управления финансами Иркутской области:
1. Обеспечена сбалансированность консолидированного бюджета Иркутской области в среднесрочной перспективе. Профицит консолидированного бюджета Иркутской области в 2009 году составил 6 073,0 млн. рублей, в 2010 году профицит составил 6 704,7 млн. рублей (рост 10,4%). Сформирован финансовый резерв, обеспечивающий необходимый уровень ликвидности консолидированного бюджета Иркутской области в текущих условиях. Также в 2011 году в составе областного бюджета впервые предусмотрен Резервный фонд Иркутской области в размере 1,1 млрд. рублей.
2. Проведены мероприятия по мобилизации доходов областного бюджета, рост доходов консолидированного бюджета Иркутской области в 2009 году составил 6,4% к уровню 2008 года, в т.ч. налоговых и неналоговых 4,8%, в 2010 году рост составил 11,2% к уровню 2009 года, в т.ч. налоговых и неналоговых 12,1%.
3. Обеспечена своевременность и полнота выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы и социальных выплат гражданам. По состоянию на 1 января 2011 года в Иркутской области отсутствует просроченная кредиторская задолженность по заработной плате и социальным выплатам.
4. Проведена оптимизация текущих расходов, что позволило в рамках имеющихся ограниченных финансовых ресурсов обеспечить финансирование первоочередных, социально-значимых расходов, не допустив при этом социальной напряженности в регионе в кризисный период в 2008 и 2009 годах.
5. Обеспечена стабилизация уровня просроченной кредиторской задолженности по иным расходам консолидированного и областного бюджетов. По консолидированному бюджету Иркутской области за 2009 год задолженность снижена с 6 918,0 млн. рублей до 5 472,0 млн. рублей или на 21%, по областному бюджету за 2009 год задолженность снижена с 1 856,0 млн. рублей до 270,0 млн. рублей или на 85,5%, в 2010 году просроченная кредиторская задолженность по областному бюджету снижена с 270,0 млн. рублей до 62,0 млн. рублей, причем оставшаяся часть является задолженностью по пеням и штрафам по единому социальному налогу во внебюджетные фонды и может быть реструктурирована в рамках решения Правительства Российской Федерации в 2011- 2012 годах.
6. Обеспечено снижение уровня государственного долга Иркутской области и улучшение его структуры. За 2009-2010 годы объем государственного долга снизился на 5 426,0 млн. рублей или на 42% и по состоянию на 1 января 2011 года составил 7 397,0 млн. рублей (14,4% от уровня собственных доходов), при этом в структуре государственного долга полностью отсутствуют кредиты кредитных организаций. Уменьшение объема государственного долга привело к сокращению расходов на его обслуживание в 2010 году с ранее запланированных 2 043,0 млн. рублей до 615,5 млн. рублей.
7. Проведена реорганизация и оптимизация бюджетной сети. В 2010 году число учреждений социально-культурной сферы в результате реорганизации и ликвидации сократилось на 24 единицы. В рамках реализации положений Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" осуществлена подготовка необходимых нормативных правовых актов Иркутской области, принято решение о переходном периоде для бюджетных учреждений на 2011 год.
8. В сфере управления общественными финансами используются современные информационные комплексы автоматизации казначейского исполнения бюджета, проведения государственных и муниципальных закупок, формирования и сбора бюджетной и управленческой отчетности.
Вместе с тем в силу объективных причин не удалось в полной мере реализовать ряд установленных действующим законодательством норм, принципов и механизмов, методически урегулировать отдельные вопросы. Как следствие, в сфере управления общественными финансами Иркутской области сохраняется ряд следующих системных пробелов и нерешенных проблем:
1) стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием, отсутствует оценка всего набора инструментов (бюджетного, налогового, нормативного регулирования), применяемых для достижения целей государственной политики;
2) остается высокий уровень несбалансированности местных бюджетов, что выражается в значительных объемах просроченной кредиторской задолженности муниципальных образований Иркутской области, прежде всего по начислениям на оплату труда, при этом недоимка по налогам и сборам имеет тенденцию к увеличению;
3) сохраняются условия и стимулы для неоправданного увеличения бюджетных расходов, созданные условия не достаточны для мотивации исполнительных органов государственной власти Иркутской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, а также подведомственных учреждений в повышении эффективности бюджетных расходов и своей деятельности в целом;
4) структура и динамика расходов слабо увязаны с целями государственной политики, при этом планирование программных и непрограммных расходов, а также капитальных и текущих расходов методологически не взаимоувязаны;
5) имеется значительный объем неэффективных расходов в сферах здравоохранения, образования, жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства, организации государственного управления (по методике оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2009 года N 322 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации");
6) отсутствуют четкие методологические основания для проведения оценки эффективности расходования бюджетных средств, что существенно сокращает возможности исполнительных органов государственной власти Иркутской области по повышению результативности осуществления бюджетных расходов;
7) финансовое обеспечение оказания государственных услуг (выполнения работ) государственными учреждениями Иркутской области в меньшей степени ориентировано на нормативный метод планирования;
8) комплекс мероприятий, направленных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на реструктуризацию сети подведомственных учреждений, осуществляется не в полном объеме;
9) несовершенство системы контроля качества предоставляемых государственных "бюджетных" и "функциональных" услуг, действующая система государственного финансового контроля в Иркутской области не позволяет качественно оценить эффективность использования средств областного бюджета;
10) отсутствуют информационные системы поддержки бюджетирования, ориентированного на результат, автоматизации формирования и мониторинга выполнения государственных и муниципальных заданий, ведения реестров услуг, планирования расходов в привязке к целям социально-экономического развития Иркутской области.
Проведение работ по решению существующих проблем путем внедрения законодательно установленных норм, принципов и механизмов, методическому урегулированию вопросов, применению современных информационных и управленческих технологий управления общественными финансами наиболее целесообразно реализовать в рамках комплексной программы, увязанной по срокам, направлениям, ресурсным обеспечением и ответственными исполнителями.
В целом реализация Программы должна быть направлена на повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Иркутской области и органов местного самоуправления Иркутской области в рамках реализации приоритетов и целей социально-экономического развития Иркутской области, а также на повышение качества управления государственными (муниципальными) финансами Иркутской области в рамках приказа Министерства финансов Российской Федерации от 03 декабря 2010 года N 552 "О Порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами".
Целью Программы является повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Иркутской области и органов местного самоуправления Иркутской области по выполнению государственных (муниципальных) функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных (муниципальных) услугах, увеличению их доступности и качества в рамках реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития Иркутской области.
Для достижения поставленной цели планируется решение задач по следующим основным направлениям:
1. Обеспечение сбалансированности и устойчивости областного и местных бюджетов в среднесрочной перспективе.
2. Внедрение программно-целевых принципов организации деятельности исполнительных органов государственной власти Иркутской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, обеспечение взаимосвязи показателей долгосрочного социально-экономического развития Иркутской области c бюджетным планированием и целеполаганием бюджетных расходов.
3. Создание условий для повышения эффективности деятельности государственных и муниципальных учреждений по предоставлению услуг через развитие новых форм оказания и финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг (реструктуризация бюджетного сектора).